На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональное мастерство психолога - Типы профессиональной деятельности психологов
Профессиональное мастерство психолога - Типы профессиональной деятельности психологов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное мастерство психолога
Специфика и структура профессиональной деятельности психолога
Профессиональная подготовка психологов
Типы профессиональной деятельности психологов
Все страницы

 


Тема 4. Типы профессиональной деятельности психологов


Профессиональный психолог как ученый-исследователь.
Общее представление о науке.
Понятие «наука» многозначно:
1. Особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). Говорят: кто-то «занимается научной деятельностью», «увлечен наукой» и т.д.
2. Особый способ познания мира, отличный от художественного или обыденного познания. В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных.
3. Под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. Например, «наука утверждает, что...»
4. Система учреждений и организаций (Академии, институты, лаборатории, профессиональные сообщества и т.п.), в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются научные конференции и т.д. Например, кто-то «занят в сфере науки» или «является работником науки».
Наука выступает как один из видов познания (наряду с житейским опытом/обыденное познание, искусством/ художественное и религией), обладающий своей спецификой.
Знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Законы формулируются в рамках определенных теорий, теории же представляют собой попытки целостного представления определенных областей действительности и возникают на базе гипотез (предположений относительно связей и свойств этих областей действительности).
Теории и гипотезы существуют до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории вплоть до отказа от нее. Развитие науки представляет собой развитие и смену теорий.
Исследовательская деятельность психолога.
Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.
Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывает те или иные психические явления.
Научно-психологические исследования характеризуются
- объективностью,
- обобщенностью,
- систематичностью,
- доказательностью,
- опорой на научные факты и понятия.
Основные задачи исследовательской деятельности:
- объяснение психологических феноменов,
- доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез)
- прогнозирование определенных психологических фактов.
Этапы психологического исследования:
о Изучение состояния проблемы на основе анализа литературы.
о Определение объекта, предмета, задач и рабочей гипотезы.
о Разработка методики исследования и его плана.
о Разработка, организация и проведение психологического исследования, направленного на сбор эмпирических данных. В настоящее время под эмпирией (эмпирикой) понимают совокупность научных фактов и данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого - получение данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования. Порой путают такие понятия, как эмпирический и экспериментальный. Термин «эскперимент» означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях. Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования).
о Количественная и качественная обработка полученных данных.
о Анализ, систематизация, интерпретация (объяснение) полученных данных, формулировка обобщенных выводов.
Результаты исследований излагаются в научных публикациях (книгах, статьях) и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах.
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научноисследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и институтов. Для проведения научно-исследовательской работы по актуальной психологической тематике могут присуждаться гранты научных фондов, которые обеспечивают финансирование соответствующей деятельности ученых.
Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.
Практическую психологию можно рассматривать не только как сферу приложения психологических знаний, не только как психологическую практику, но и как новую отрасль психологической науки, имеющую свой предмет изучения.
Предмет практической психологии - принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека.
В практической психологии выделяют 3 уровня решения
задач:
1) научно-исследовательские задачи - изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога; конструирование способов, методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;
2) прикладные задачи - разработка специальных обучающих программ, учебных пособий, методических материалов по практической психологии для подготовки и переподготовки специалистов; обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности; выработки общих принципов психологического сопровождения развития личности, а также функционирования трудовых коллективов, учебных групп и других объединений людей;
3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических центрах - в форме оказания психологической помощи конкретным людям.
Набор задач, который решает практический психолог, во многом определяется спецификой его места работы. Выделяется целый перечень сфер, где психолог-практик может найти для себя применение (см. тему 2).
Ключевые фигуры практической психологической работы.
Ключевыми фигурами являются Заказчик, Клиент и Психолог.
Заказчиками психологической работы могут выступать государство в лице министерства или департамента, предприятие, организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу.
Клиент - это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы.
Заказчик и клиент могут совпадать в одном лице, если клиент обращается за психологической помощью и сам ее оплачивает.
Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога- практика: эксперта, учителя или консультанта.
Психолог как эксперт - носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.
Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя - не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.
Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача - оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.
К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:
- выявление психологических характеристик конкретного человека;
- выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
- оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей;
- социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
- пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
- оптимизация системы психологической работы и повышение своей профессиональной компетентности.
Основные направления деятельности практического психолога.
Пять основных направлений деятельности:
1) психологическое просвещение - это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебновоспитательном учреждении;
2) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т.п. Рядом исследователей психопросвещение выделяется в самостоятельное направление;
3) психодиагностика, важнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»;
4) психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
5) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий - в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированным является психологическое консультирование, поскольку оно предполагает простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.
Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов.
Еще одним распространенным видом деятельности психологов является обучение людей психологическим знаниям. С начала XX века научная, практическая и преподавательская деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Большинство известных российских психологов работали в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили исследования, писали научные труды и передавали полученные знания, идеи, теории студентам. Университетские и институтские кафедры были центрами психологической мысли, научной психологии. Профессора руководили научно-психологическими исследованиями, а преподавательская деятельность была направлена на изложение своих концепций и психологических взглядов. Цель преподавания заключалась в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых.
Такая взаимосвязь научной и преподавательской деятельности сохранялась как в российских, так и в зарубежных университетах в течение всего XX века. Педагогические способности профессора высоко ценились, однако главной для него была все же научная квалификация.
По мере развития практической психологии разрабатывались формы и методы обучения практическим психологическим знаниям и умениям. Эти знания и умения изучались как студентами, желающими стать практическими психологами, так и людьми, желающими повысить свою практическую психологическую компетентность. В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии пси- холога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам.
В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Чтобы быть успешным, он должен соответствовать следующим критериям:
1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9) владеть педагогическим тактом.
Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
В настоящее время существуют широкие возможности для работы психологов в области обучения психологическим знаниям. Преподавание психологии осуществляется как в высших, так и в средних учебных заведениях. Психология преподается на психологических факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку профессиональных психологов, в педагогических, медицинских, юридических, технических и многих других вузах. Психология часто изучается учащимися в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях: в школах, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах.
Объем учебного времени, отводимого на изучение психологии, программы, формы и методы обучения психологии в разных типах учебных заведений различаются в зависимости от целей и задач преподавания.
Задания по теме 4.
Задание 1. Рассмотреть содержание:
- преподавания психологии студентам, обучающимся по специальности «психология»;
- преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям, работа которых непосредственно связана с людьми;
- преподавания психологии как общеобразовательного учебного предмета;
- обучения психологическим знаниями и умениям вне рамок учебных программ.
(См. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию/ В.Н. Карандашев. - М., 2003).
Задание 2. Провести сравнение учебных программ по представленным выше направлениям.
Задание 3. Составить кроссворд по теме 4.


Контрольные задания по разделу 1.
1. Какое из предложенных значений термина «психология» верно:
a) психология - это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития;
b) психология как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера;
c) оба значения верны.
2. Определите наиболее точное определение понятия «психолог»:
a) психолог - это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей;
b) психолог - это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях;
c) психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека;
d) психолог — это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения;
е) психолог — это профессия, которая дает возможность правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться.
3. Какие из приведенных отличий психолога-профессионала от «психолога-любителя» могут иметь место:
a) опора специалиста на метод научного познания;
b) особая ответственность психолога-профессионала;
c) способность к профессиональному развитию и саморазвитию «психолога-любителя»;
d) верны варианты а и с;
e) верны варианты а и b.
4. Академическая психология занимается изучением:
a) типичных закономерностей психики людей в определенных условиях;
b) общих психологических закономерностей;
c) изучением возможности приложения научнопсихологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей;
d) правильные ответы а и b.
5. Основная цель практической психологии заключается в:
a) оказании психологической помощи конкретным людям или группам людей;
b) изучении общих психологических закономерностей;
c) изучении возможности приложения научнопсихологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей;
d) правильные ответы а и с.
6. В каком из предложенных определений более точно дано определение понятия «профессия»:
a) это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков;
b) это род труда;
c) это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека и преобразование окружающей действительности;
d) правильного ответа нет.
7. Объектами профессиональной деятельности психолога являются:
a) личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния;
b) социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей;
c) человек, нуждающийся в психологической помощи;
d) верны ответы а и b.
8. В Образовательном стандарте определены следующие виды профессиональной деятельности психолога:
a) диагностический, учебно-воспитательный, профилактический, посреднический, коммуникативный, коррекционноразвивающий;
b) научно-исследовательский, учебно-воспитательный, социально-адаптационный, экспертно-консультационный, культурно-просветительский, психотерапевтический;
c) все ответы правильные;
d) правильного ответа нет.
9. «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии были одобрены Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в:
a) 1980 году;
b) 1990 году;
c) 1995 году;
d) все ответы неверны.
10. Подготовка психологов за рубежом различается по:
a) длительности, структуре и содержанию;
b) содержанию, качеству и выдаваемому диплому;
c) длительности, структуре и выдаваемому диплому;
d) правильного ответа нет.
11. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии:
a) непрерывное пятилетнее общее;
b) прерывающееся специализированное;
c) непрерывное пятилетнее специализированное.
12. В соответствии с Болонской декларацией принята следующая структура университетского образования:
a) начальный уровень (диплом бакалавра), продвинутый уровень (диплом магистра), год практики под руководством супервизора;
b) первая ступень (диплом магистра), вторая ступень (диплом бакалавра), год практической деятельности под руководством супервизора;
c) первый уровень (общая психологическая подготовка), второй уровень (узкая специализация), практическая подготовка;
d) верны ответы а и с.
13. Исследовательское последипломное образование психологов предполагает получение степени:
a) доктора психологии;
b) доктора философии;
c) кандидата психологических наук.
14. Практическое профессиональное последипломное образование психологов предполагает получение степени:
a) доктора психологии;
b) доктора философии;
c) кандидата психологических наук.
15. Переподготовка школьных психологов в Беларуси была начата в:
a) 1983 году;
b) 1992 году;
c) 1989 году.
16. Получение психологического образования в Беларуси предполагает:
a) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам, закрепление на практике теоретических знаний;
b) формирование профессионально важных качеств, умений и навыков;
c) теоретическое обучение, прохождение практики, подготовка курсовых и дипломной работ;
d) правильного ответа нет.
17. Последипломное психологическое образование в РБ представлено:
a) обучением в магистратуре и аспирантуре;
b) психологическими школами;
c) курсами повышения квалификации, семинарами и тренингами;
d) переподготовкой по психологии;
e) все ответы верны;
f) верны ответы а, с и d.
18. Высшей научно-психологической квалификацией в РБ является:
a) звание профессора;
b) ученая степень доктора психологических наук;
c) ученая степень доктора философии;
d) звание доцента.
19. Передача теоретических знаний обучающимся является предметом деятельности:
a) психолога-теоретика;
b) психолога-преподавателя;
c) психолога-практика.
20. Основные направления работы практического психолога не включают:
a) психологическую специализацию;
b) психологическую коррекцию;
c) психологическую диагностику;
d) психологическое консультирование.

Далее Психолог как личность и профессионал

Источник: Профессиональное мастерство психолога: Учебно-методический комплекс / Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. - 156 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.