Страница 1 из 5 Тема 1. Изучение профессионального развития
Профессионализация как психологическое явление. Профессионализация — это целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности. Профессионализация включает в себя:
- выбор человеком профессии с учетом своих интересов, возможностей и способностей; - освоение правил и норм профессии; - формирование и осознание себя как профессионала; - обогащение опыта профессии; - развитие своей личности средствами профессии. Показатели эффективности процесса профессионализации могут быть объективными (позволяющие судить о степени соответствия личности требованиям профессии) и субъективными (выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности). В процессе профессионализации повышается активность самой личности, что способствует профессионально -личностному развитию и саморазвитию. Поскольку профессионализация является частью процесса социализации, профессиональное становление человека нельзя отделить от его жизненного пути в целом. Изучая процесс становления специалиста, разные авторы выделяют различные этапы профессионализации. Рассмотрим наиболее распространенные варианты периодизации профессионального становления. Среди зарубежных периодизаций профессионального развития наиболее заметное место занимает теория Д. Сьюпера, в которой профессиональный путь разделен на пять этапов. 1. Этап роста (от рождения до 14 лет) - период проигрывания различных социальных ролей, период проб себя в разных видах деятельности, прояснения своих предпочтений, формирования интересов. 2. Этап исследования (от 15 до 24 лет) - происходят попытки разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях. В результате такого самоопределения происходит выбор профессии и начинается ее освоение. 3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) - стремление занять прочное положение в выбранной деятельности, обеспечение в профессиональном поле устойчивой личной позиции. Эти годы часто оказываются наиболее творческими, результативными и динамичными в приобретении профессионального мастерства и социального статуса. Вероятность смены профессии значительно уменьшается к концу этого этапа. 4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) - наблюдается тенденция сохранить достигнутое карьерное положение. Профессиональное развитие осуществляется в одном направлении без выхода за рамки найденного профессионального поля. 5. Этап спада (после 65 лет) - спад физических и умственных возможностей, что приводит либо к частичному сокращению профессиональной нагрузки, либо к прекращению трудовой деятельности. Здесь возможны возникновение потребности передавать свой опыт и смена профессиональных ролей (наставник, эксперт). Другая периодизация профессионального развития личности была предложена А.А. Трущевой. Так, по ее мнению, этот процесс включает в себя четыре этапа. 1. Формирование профессиональных намерений - основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии. На этом этапе происходит осознание необходимости профессиональной подготовленности, формирование первичных профессиональных целей и путей их достижения, ориентация и самоопределение в области профессиональной деятельности. 2. Профессиональная подготовка - освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Происходит на трех уровнях: 1) Психологический уровень предполагает формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности. 2) На интеллектуальном уровне происходит усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с ГОСТом, овладение навыками профессионального самосовершенствования. 3) На социальном уровне формируются представления о социальном статусе специалиста, востребованности профессии на рынке труда, ее престижности и оплачиваемости. 3. Профессионализация - вхождение (адаптация) и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. 4. Мастерство характеризуется творческим выполнением профессиональной деятельности; интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности; постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности. А.К. Маркова выделяет следующие этапы освоения профессии. 1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии - "выработка индивидуальной профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять); 3) гармонизация человека с профессией. Человек работает, с легкостью выполняя задания по освоенным технологиям; 4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества (поиск новых, более совершенных способов достижения желаемого результата). Однако оно предполагает настоящий риск (риск неудачи), поэтому не все работники готовы к этому и, в итоге, не всегда выходят на уровень настоящего творчества и иногда сильно переживают это; 5) этап свободного владения несколькими профессиями. Предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом. Например, хороший учитель химии - это, одновременно и философ, и психолог, и политик. 6) этап творческого самоопределения себя как Личности. Предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.
Можно выделить следующие этапы профессионального развития психологов.
1. Восторженно-романтический этап. 2. Этап самоутверждения. 3. Первые разочарования. 4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем. 5. Первые серьезные попытки работать по-новому. 6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии. 7. Импровизация и профессиональное творчество.
Изучение профессионализации в зарубежной психологии. В зарубежной психологии существует следующие подходы к процессу профессионального развития: ■ Психодинамический подход Представители 3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлера и др. В русле этого подхода профессиональный выбор рассматривается как процесс, обусловленный рядом факторов: - структурой бессознательных потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детском возрасте; - опытом ранней детской сексуальности, который реализуется в дальнейшем в выборе специфических профессиональных объектов и занятий; - проявлением ряда комплексов («комплекса маскулинности», «комплекса неполноценности», «зависти к материнству»); - сублимацией. Особенностью психодинамического подхода в объяснении профессионального выбора и дальнейших профессиональных достижений является пристальное внимание к гендерным различиям процесса профессионального самоопределения. Так, Фрейд отмечал, что социальные интересы женщин слабее, а их способности к сублимации ниже, чем у мужчин. Хорни объясняла это, с одной стороны, влиянием культурных традиций, а с другой - завистью мужчин к материнству, которая побуждает их к более активному профессиональному труду. ■ Сценарная теория Автором теории является Э. Берн, который объяснял процесс выбора профессии и профессионального поведения сценарием, формируемым в раннем детстве (в первые шесть лет жизни). Сценарная теория описывает структуру личности тремя основными позициями (Родителя, Взрослого и Ребенка) и объясняет профессиональный выбор человека доминированием одного из состояний Я. По сценарной теории, наивысшие жизненные достижения связаны с согласованностью и автономностью всех трех структурных позиций. Относительная изоляция внутренних позиций Родителя, Взрослого и Ребенка позволяет каждой из них выполнять свои функции (контроль, поддержка, оценка, анализ, эмоциональное реагирование). Значительное преобладание одной из этих позиций по сравнению с другими не обеспечивает полноценного удовлетворения основных потребностей. И хотя доминирование позиции помогает достичь карьерных успехов, другие области жизни (дружеские, семейные отношения) при таком варианте часто остаются не удовлетворяющими человека. Характерной особенностью сценарной теории является то, что человек в ней не рассматривается как субъект выбора профессии, т.е. акт такого выбора происходит не благодаря его осознанной активности, а под влиянием сформировавшегося в детстве сценария и мотивы выбора остаются неосознанными. ■ Теория профессионального развития Д. Сьюпера Основное положение этой теории: главное влияние на выбор и дальнейшую самореализацию индивида в профессиональной деятельности оказывает Я-концепция. Профессиональный выбор зависит от содержания Я-концепции, а устойчивость выбора и удовлетворенность профессией определяются совпадением Я-конпепции с требованиями профессии. Человек выбирает профессию, требования которой обеспечивают ему выполнение роли соответствующей его Я-концепции. Удовлетворенность выбором во многом зависит от точности и реалистичности знаний о требованиях, которые профессии предъявляют к личности человека. И поэтому процесс профессиональной ориентации имеет огромное значение для правильного выбора и позитивного отношения к выбранной профессии. Карьера, по мнению Д. Сьюпера, - это последовательность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение жизни человека, где особое место отводится профессиональным пробам. Процесс профессионализации Сьюпер разделил на пять стадий: пробуждение, исследование, консолидация, сохранение и спад (см. выше). ■ Типологическая теория Дж. Холланда С точки зрения Холланда, профессиональный выбор как важнейшее жизненное решение зависит от типа личности. Он характеризуется личностный тип как продукт взаимодействия внешних и внутренних факторов, среди которых наиболее важными являются социальное окружение, семейное влияние, культурные традиции и наследственность. В рамках концепции профессионального выбора Холланд выделил шесть основных типов личности: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциональный. По мнению Холланда, эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность человека своим трудом зависят от согласованности между типом личности и типом профессиональной среды. Изучение профессионализации в отечественной психологии. XX век стал веком активного изучения психологической проблематики профессиональной деятельности в отечественной психологии (начало таких фундаментальных исследований связывают с открытием В.М. Бехтеревым в начале XX в. первого научного центра по изучению труда). В дальнейшем существенный вклад в развитие общей теории профессионализации в отечественной психологии внесли Е.А. Климов, В.А. Шадриков, А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев, А.А. Смирнов и др. На протяжении XX в. в изучении профессионализма выделяются четыре этапа. 1. 1920—1930-е гг. Вопросы профессиональной деятельности разрабатывались преимущественно в рамках психотехники. Ее основные положения сформулированы В. Штерном (1903) и Г. Мюнстенбергом (1910). Главными задачами психотехники являлись: - осуществление профессионального отбора и профориентации; - изучение утомления в процессе труда; - приспособление человека к машине и машины к человеку; - выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (рекламы); - тренировка психических функций при подготовке к трудовой деятельности. Значительным вкладом в изучение особенностей профессиональной деятельности стала разработка нового метода профессиографии. Составление «психограмм» (профессионально важных качеств) позволило созвать более качественные модели типологии профессий, а их учет сделал процедуру профессионального отбора более объективной. Однако в 1936 г. в СССР были закрыты научно-исследовательские учреждения, работающие в рамках психотехнического подхода. Это было связано по меньшей мере с двумя причинами: внешней (по отношению к психологической науке) и внутренней. В основе первой причины лежали идеологические соображения (психотехнический подход появился и активно разрабатывался за рубежом, он был объявлен «буржуазным», чуждым, вредным для отечественной науки). С другой стороны, внутри самой психологической науки в это время ряд крупных ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), выдвинув и разработав положение о единстве сознания и деятельности, выступали против психотехнического подхода как имеющего много механистического, упрощающего научное представление о труде, поскольку тестируемые психотехникой функции не затрагивали область высших психических функций, лежащих в основе сознательного поведения человека, распространенные тесты подвергались критике многих психологов. 2. 1930-1950-е гг. Исследование и анализ психологических свойств и мотивов профессионала, способов профессионального общения. Второй этап характеризуется научным и практическим изучением уже не столько трудовой деятельности, сколько возможности подготовки высококвалифицированных специалистов. Изучались механизмы и закономерности формирования профессионального мастерства. Основное значение второго этапа состоит в том, что было обогащено по сравнению с предыдущим (психотехническим) этапом представление о труде в результате развития методологического принципа единства сознания и деятельности. Профессиональная деятельность стала рассматриваться как активная, целенаправленная, сознательная деятельность субъекта, а ее качество - как результат влияния ценностных ориентации, мотиваций, личностных смыслов человека. 3. 1950-1970-е гг. Изменение содержания и характера трудовой деятельности определило смену акцента в психологических исследованиях профессиональной деятельности. Так, на первый план стала выступать задача по изучению творческого потенциала работающего человека, возможности более высокого развития его интеллектуальных способностей. Большую роль в эти годы играли инженерно-технические специалисты, как следствие эти профессии и оказались в центре внимания психологических исследований. 4. 1980-1990-х гг. по настоящее время. Проблемы профессионализма активно разрабатываются в контексте изучения проблем личности. В качестве факторов успешности и эффективности профессиональной деятельности сегодня рассматриваются профессионально важные качества личности. Важным является не просто учет индивидуальных особенностей человека в профессиональной деятельности, а изучение путей становления целостной личности профессионала. Опираясь на положение об уникальности профессиональной деятельности в процессе становления личности, современные психологические исследования изучают такие проблемы, как: - закономерности развития личности профессионала в связи с возрастными особенностями; - адаптация человека к трудовой деятельности в меняющихся социальных и экономических условиях; - эмоциональная устойчивость и особенности саморегуляции представителей разных профессий; - возможности целенаправленного формирования профессионально важных качеств; - психологические аспекты построения технологии профессионального образования и др. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением ставить и системно решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Таким образом, в отечественной психологии можно выделить три направления исследования профессионального развития: 1) исследования самой профессиональной деятельности; 2) исследование субъекта профессионализации - специалиста; 3) изучение условий, сопровождающих процесс профессионализации. Наиболее заметное место в рассмотрении профессионализации в отечественной психологической науке занимают два подхода: 1. Психолого-акмеологический. Исследуются взаимное влияние личности и профессиональной деятельности, влияние личностных качеств и стилей деятельности на профпригодность и профготовность человека. Профессионализация рассматривается как динамический процесс профессионально-личностного развития на разных этапах подготовки и деятельности специалиста. Личность активно влияет на требования к деятельности, придает ей индивидуально-творческий характер. 2. Социально-психологический. Исследуется влияние профессиональной общности на профессионализацию личности. Развитие личности в профессии. Проблема «модели специалиста» А.К. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста: - профессиограмма, то есть описание самой деятельности психолога; - профессионально-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач); - квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда). Модель специалиста можно представить в виде схемы (рисунок 2).
|
Модель личности специалиста 1. Направленность. Характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. К компонентам профессиональной направленности относятся: • мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы); • ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, карьера, социальное положение и др.); • профессиональная позиция (отношение к профессии, ожидания, установки, готовность к профессиональному развитию); • социально-профессиональный статус. Данные компоненты на разных стадиях становления имеют различное психологическое содержание. 2. Профессиональная компетентность - способность самостоятельно, ответственно и качественно выполнять определенные трудовые функции. Представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (рисунок 3).
Рисунок 3 - Компоненты профессиональной компетентности
3. Профессионально важные качества - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В.Д. Шадриков к профессионально важным качествам относит способности. К профессионально важным качествам относится: - наблюдательность; - внимательность; - образная, двигательная и другие виды памяти; - пространственное воображение; - эмоциональная устойчивость; - решительность; - выносливость; - пластичность; - целеустремленность; - настойчивость; - дисциплинированность; - самоконтроль; - контактность и др. 4. Профессионально значимые психофизиологические свойства: - зрительно-двигательная координация; - нейротизм; - экстраверсия; - реактивность; - стрессоустойчивость; - работоспособность и др. Модель деятельности практического психолога Таблица 5 - Модель деятельности практического психолога по Алену - Абрамовой
Основные качества психолога
Квалифицированного
|
Неквалифицированного
|
1. Цели психологической помощи
|
|
Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально возможное число вариантов поведения; свою задачу видит в расширении возможностей клиента.
|
Преследует свои цели, использует клиента для реализации собственных склонностей, демонстрации своей исключительности или решения собственных проблем
|
2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности
Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конструктивную обратную связь.
|
Демонстрирует типичный, шаблонный стиль общения, дает стереотипные оценки.
|
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога
Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невозможность многомерного ее описания в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций.
|
Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и происхождение которой не рефлексирует и ясно не осознает.
|
4. Культурная продуктивность практического психолога
Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре, так и в рамках других культур, что позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного.
5. Конфиденциальность
|
Действует только в рамках собственной культуры, которую он понимает лишь через содержание своей Я-концепции.
|
Четко рефлексирует содержание получаемой психологической информации, умеет хранить профессиональные тайны.
|
Нарушает правила конфиденциальности, склонен к распространению конфиденциальной информации.
|
6. Ограничения в деятельности практического психолога
Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с представителями смежных профессий и коллегами.
|
Работает без ограничений, берется за любую проблему, не желает работать с другими профессионалами, считает все свои действия правильными.
|
7. Межличностное влияние в работе практического психолога
Осознает и фиксирует взаимовлияние его и клиента, постоянно рефлексирует свои чувства, мысли, желания; учитывает результаты межличностного влияния.
|
Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентом.
|
8. Человеческое достоинство
|
Уважение достоинства клиента - это аксиома. В частности, обеспечивает адекватность для клиента используемого психологического словаря.
|
Может демонстрировать неуважительное отношение к клиенту, придает сверхзначимость своей профессии, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон, перегружая речь специальной терминологией.
|
9. Обобщенная теория
|
Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собственной концепции психологической помощи, открыт для восприятия альтернативных точек зрения.
|
Привязан к одному подходу, критично оценивает другие возможные точки зрения, принимает известный ему подход за единственной верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления.
|
10. Отношение к обобщенной теории
|
Видит в теории отражение реальности, которое может меняться в зависимости от изменения психологической реальности клиентов, осознает факт существования в любой теории предмета и разных способов ее описания.
|
Игнорирует способы мышления разных авторов разных теорий, не выделяет предмета теории и способов его описания, не соотносит свою теорию с другими.
|
Развитие профессионализма в процессе деятельности Термин «профессионализм» используется для обозначения большой совокупности элементов, отражающих высокую продуктивность профессиональной деятельности. Е.А.Климов рассматривает профессионализм не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека. Анализ профессионализма как системного образования подразумевает рассмотрение этого явления 1) как свойства, 2) как процесса и 3) как состояния человека-профессионала. 1. Профессионализм, рассматриваемый как свойство - это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации. 2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс, имеет фазы или стадии. Можно выделить следующие стадии развития профессионализма (по А.К. Марковой): а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока; б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; человек все более сознательно повышает свое профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя средствами профессии; в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, профессиональная деятельность характеризуется высокими достижениями и творческими успехами; главная особенность - творческое обогащение профессии своим личным вкладом; г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов и обрести новые грани профессионализма, состоящем в помощи другим людям и их духовном обогащении). А.К. Маркова отдельно выделяет такой вариант развития профессионализма, как непрофессионализм (псевдопрофессионализм), который характеризуется отсутствием необходимых для профессии знаний и умений в сфере деятельности. В подобной ситуации человек может осуществлять достаточно активную трудовую деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность. 3. Профессионализм, рассматриваемый как состояние. Профессионализм может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма - это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени ощущение комфорта (дискомфорта). Внешне наблюдаемое состояние профессионализма - это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды. Общие признаки профессионализма (Н.В. Кузьмина): • владение специальными знаниями о целях, содержании, объектах и средствах труда; • владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности; У владение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Функции профессионализма: - с процессуальной стороны основная функция профессионализма представляет собой преобразование субъекта труда; - результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности. Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки результатов. Критерии профессионализма. Критерии, т.е. показатели, на основе которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П. Поваренковым: 1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Важнейшей составляющей критерия является эффективность профессиональной деятельности, включающая экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата, к социальным издержкам этой группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. 2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своей индивидуальности. Оценивается на основе таких показателей, как удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых членами профессионального сообщества. 3. Критерий профессиональной зрелости свидетельствует, об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др. Индивидуальный стиль деятельности Индивидуальный стиль деятельности - индивидуальносвоеобразное сочетание приемов и способов деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - целостная система действий, операций, приемов, способов и умений, которая приобретает определенную устойчивость и существенно сказывается на деятельности человека. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (по А.К. Марковой): 1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности (изменение личностных качеств с учетом деятельности). 2. Стиль, сформированный исходя из удобств человека. 3. Компромиссный стиль (деятельность выбирается в соответствии со склонностью специалиста, не должно быть противоречия требованиям деятельности; или под определенную деятельность подбирается человек с определенными качествами). 4. Универсальный стиль (у человека нет ярко выраженных способностей, следовательно, ему доступны многие деятельности, однако требует от человека психических затрат). 5. Компенсаторный стиль (при отсутствии определенных качеств важный для данной деятельности, эти качества могут замещаться или формироваться). 6. Маскирующий стиль (позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации). 7. Предопределяющий стиль (деятельность определяет развитие специалиста, его выход за рамки известных возможностей, открытие новых ресурсов). 8. Корректирующий стиль (перестройка природных особенностей человека с учетом способов деятельности и поведения). 9. Творческий стиль (специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая коллег). 10. Избыточный стиль (работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум). Индивидуальный стиль деятельности вырабатывается всегда (или сознательно, или стихийно). Он формируется под влиянием двух факторов: 1) уникальности индивидуальности и своеобразия жизненных ситуаций субъекта; 2) сходства природных особенностей человеческих общностей и условий, в которых они живут. В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков анализирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности: 1. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает: а) сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего работник находит "свой" предмет деятельности; б) "принятие" человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации; в) образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации. 2. Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов: а) центральным моментом деятельности выступает ее цель; б) сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; в) также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; г) основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная). 3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: а) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; б) формирование представления о способах выполнения деятельности; в) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов). 4. Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов: а) уровни формирования ИОД включают: сенсорно- перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов); б) особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой; в) в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам). 5. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего: 1) Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. 2) Создается общая схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). 3) Выделяются два основных типа решений: а) детерминированные (основанные на строгой логике); б) вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели). 6. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) У человека уже есть определенные качества и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности. 2) Общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы "венчает" развитие профессионала. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты: 1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач. 2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества. 3. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система адаптированных и новых профессионально важных качеств ("симптомокомплексов"). Для полноценного формирования специалиста-психолога также важнейшую роль играет ориентация на определенную цель (или даже идею), которая и мобилизует как различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Компоненты индивидуального стиля деятельности: • природные (темперамент, экстравертированность / интровер- тированность); • приобретенные (знания, умения и навыки; способы действий, которые формируются в ходе социализации). Этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога: 1. Освоение профессиональной деятельности по уже отработанным схемам и процедурам. Главное - научиться работать так, как «положено». - Общая ориентировка в деятельности: работник в целом уже знает, как надо работать, но сам работу в целом выполнять еще не может. - Освоение отдельных действий и операций, отработка процедур, приемов, методик работы. - Освоение деятельности в целом. 2. Отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. - Возникновение общей идеи работы по-новому. - Проба и освоение отдельных действий по-новому. - Постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование своей, индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задания по теме 1. Задание 1. На основе анализа зарубежных теорий профессионализации выделить факторы, влияющие на профессиональный выбор. Результаты оформить в виде таблицы по следующему образцу. Задание 2. Проанализируйте периодизацию профессионального развития Д. Сьюпера и ответьте на вопрос: «Соответствуют ли возрастные границы этапов, предложенные Д. Сьюпером, современной реальности?». Ответ обоснуйте. Задание 3. На основе анализа теории Дж. Холланда составить таблицу «Соотношение типов личности и типов профессиональной среды», в которой необходимо отразить следующие характеристики: основные психологические черты, основные ценности, предпочтения в деятельности, области избегания, профессиональный выбор (см. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. — М: Гардарики, 2004.). Задание 4. На основе предложенной модели личности специалиста разработать идеальную модель личности психолога и портрет человека, профессионально непригодного к профессии «психолог». Задание 5. Ниже приведены описания четырех типов профессионального развития, установленных на основе изучения подростков — учащихся профессиональных учебных заведений. Оцените эти типы, «примерьте» их к себе или себя к ним, обдумайте ответы на вопросы о том, что делать по отношению к соответствующим учащимся. «Реалистический» («деловой») тип профессионального развития. «...характерны выраженная материальная направленность, высокая целеустремленность, хорошо развиты предметное мышление и качества, нужные для успеха в работе; слабее развито понятийное и словесное (вербальное) мышление. Эти учащиеся, как правило, ...хорошо успевают на практике, имеют средние оценки по общеобразовательным предметам. Стараются как можно лучше узнать профессию, которую рассматривают в будущем как средство материального обеспечения, устойчивого жизнеустройства. Субъективно у этих учащихся проблема одна (и общая) — мало практики, мало дают делать изделий для себя, мало дают заработать...». Профессиональный тип развития. «Отличается тем, что в структуре направленности преобладает не материальная, а содержательная ориентация — важен не столько результат, сколько процесс работы и реализация своих способностей, а результат оценивается по отношению окружающих за мастерство, самоотдачу. Важно (учащемуся) уважение (окружающих) за его способности... Это не значит, что для этих подростков не имеет значения заработок, но материальное обеспечение не является стимулом их профессионального развития». Для учащихся этого типа «...характерна довольно высокая целеустремленность, развитая мотивация достижения, готовность тратить себя ради дела. Выражены специальные способности. Но главное — характерна самостоятельность мышления... Они (учащиеся) быстро видят общее в профессиональном материале, ориентируются на закономерности. На практике эти ребята обычно хорошо успевают, имеют неплохие оценки по общеобразовательным предметам». «Субъективно у этих учащихся выявляются проблемы интереса — со временем в училище становится неинтересно (для них просто, несложно, они могут двигаться вперед гораздо быстрее). Они отмечают нерационально организованное обучение, часто ожидают от профессии большей сложности. Нередко отмечают, что общеобразовательные предметы оторваны от специальных, считают, что на старом оборудовании в мастерских не получить квалификацию и т.п.». «Знания по творчеству, рационализаторству — это то, на что они охотнее всего откликаются. Вместе с тем они часто пренебрегают упражнениями, тренировкой, упрочением навыка (раз понятно, так и сделаю, если надо)». Коммуникативный тип профессионального развития. «Учащиеся этого типа похожи на первый — «деловой». У них также преобладает материальная направленность, высокая мотивация достижения, хорошая саморегуляция. Однако их способности находятся в иной области деятельности. Обычно бывают выражены общие способности (понятийное мышление) и умение общаться. В планах у них у всех — сменить профессию, и связаны эти планы с профессиями типа «человек — человек» (а не «человек — техника»). Это предпринимательство, менеджмент, бизнес, сфера обслуживания, морские или военные специальности, тренерская или педагогическая работа. Эти учащиеся обычно высоко успевают как на практике, так и по общеобразовательным предметам... Они ценят возможность получить образование. В то же время (особенно ко 2 — 3 курсу) проявляют самомнение. Могут обидеть слабого, высокомерны с преподавателями... (но) у этих ребят обычно самый высокий рейтинг в группе: они сильны, уверены в себе, заметны. Субъективная проблема у этих ребят в том, что они ориентированы на профессию, довольно далекую от той, что получают в училище. Полезность получаемых навыков они признают, однако им в училище учиться неинтересно, они не загружены в полную меру своего потенциала (не умственного, как во втором типе, а энергетического). Поэтому они стремятся к занятиям спортом активнее, чем все другие ребята». Узко-прагматический тип профессионального развития. «Этот тип по своей характеристике близок ко второму (профессиональному). Та же ориентация на отношение окружающих и самоуважение за достигнутые результаты, умения, то же стремление к достижению и признанию. Но отличие в способностях. У учащихся этого типа слабо развиты специальные способности и, прежде всего, низок общий, понятийный интеллект. Они, как правило, весьма старательны, но слабо успевают и на практике, и по общеобразовательным предметам. Субъективно - им более всего не хватает одобрения, признания, положительной оценки товарищей и педагогов. Они считают, что к ним придираются, относятся несправедливо; по их мнению, у преподавателя есть «любимчики», которых он потому высоко оценивает, что они «высовываются», «подлизываются» и т.п. Эти ребята, как правило, хотят поменять в будущем профессию, но беседы показывают, что они с охотой бы работали и здесь, остались бы в этом училище, если бы изменилось отношение к ним». «Слабое их место - конкретность, узость мышления. При малейшем успехе они себя начинают переоценивать, «заноситься», чтобы как-то защитить свою самооценку, изменить пренебрежительное отношение товарищей по группе и преподавателя. ...Сильная их сторона - они хотят быть «хорошими», признаваемыми...»
|