На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолог как личность и профессионал - Профессиональное самоопределение. Профессиональная пригодность и способности
Психолог как личность и профессионал - Профессиональное самоопределение. Профессиональная пригодность и способности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолог как личность и профессионал
Профессиональное самоопределение. Профессиональная пригодность и способности
Профессионально важные качества личности психолога
Профессиональная позиция и профессиональное сознание психолога
Проблема профессионального «сгорания» в работе психолога
Все страницы


Тема 2. Профессиональное самоопределение. Профессиональная пригодность и способности.


Профессиональное самоопределение.
Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения:
1. Профессиональное самоопределение. Характеризуется:
- большой формализацией (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
- для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и др).
2. Жизненное самоопределение, для которого характерны:
- образ и стиль жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
- зависимость от стереотипов данной социокультурной среды;
- зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
3. Личностное самоопределение. Характеризуется:
- невозможностью формализации полноценного развития личности (человек не может иметь диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является... Личностью»);
- для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.
По каждому из основных типов самоопределения можно условно выделить подтипы или «уровни возможностей самоопределения» (по пять для профессионального и жизненного самоопределения). Для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни - «уровни реализации имеющихся возможностей» (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на схеме-рисунке (рисунок 4). По мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают.


В целом можно выделить следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие по профессиональному и жизненному самоопределению):
1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.
2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу.
3. Реализация стереотипных способов деятельности.
4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, то есть фактическое начало настоящего творчества, нов рамках традиционных способов жизнедеятельности.
5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.
Необходимо отметить, что типы и уровни профессионального самоопределения могут рассматриваться как возможные ориентиры профессионального развития и саморазвития психолога.

духовное самосовершенствование



Рисунок 4 - Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения


Следовательно, профессиональное самоопределение может рассматриваться как длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности.
Основные моменты профессионального самоопределения как процесса:
1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядро профессионального самоопределения - осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. 
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни.


Таблица 6 - Профессиональное самоопределение на разных стадиях
становления личности

Возраст

Стадии профессионального становления

Способы профессионального самоопределения

Дошкольное детство (до 7 лет)

Профессионально-ролевые игры

Младший школьный возраст (до 11 лет)

Ориентация на профессии значимых взрослых

Подростковый возраст (до 15 лет)

Первичная амбивалентная оптация

Профессионально окрашенные фантазии

Романтически     окрашенные
профессиональные намерения

Ранняя юность (до 18 лет)

Вторичная реалистическая оптация

Ситуативный выбор учебнопрофессионального направления

Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки

Юность (до 23 лет)

Профессиональное образование и профессиональная подготовка

Самоопределение в учебнопрофессиональном поле

Молодость (до 27 лет)

Профессиональная адаптация

Кристаллизация    профессио
нальной направленности

Первичная профессионализация

Самоопределение на конкретном рабочем посту

Зрелость (до 33 лет)

Вторичная профессионализация

Самоопределение в профессии

Зрелость (до 60 лет)

Профессиональное мастерство

Самоопределение в профессиональной культуре

Пожилой возраст (до 75 лет)

Менторинг - наставничество, передача профессионального опыта

Самоопределение в общественно-полезной и семейнобытовой жизни


Таким образом, профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, она продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Пиком профессионального самоопределения является акт выбора профессии. Иногда такой выбор делается человеком достаточно быстро и однозначно, иногда он затягивается на долгое время. Отношение человека к сделанному им выбору профессии может быть разным: кто-то быстро начинает сожалеть о предпочтенной области деятельности, кто-то сохраняет чувство уверенности в правильности сделанного выбора на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Выбор профессии - сложный мотивационный процесс. Мотивы профессиональной деятельности - это те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься данным видом деятельности. Эти причины могут быть разными:
• Первую группу причин составляют побуждения общественного характера - осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим либо общественная установка на необходимость выполнения данной трудовой деятельности.
• Вторую - получение определенных материальных благ для себя и своей семьи.
• Третью - удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении. Сюда же относится мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, уважении со стороны других.
Основными факторами, влияющими на выбор профессии, являются:
• субъективные (интересы, способности, особенности темперамента и характера);
• объективные (уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий; социальные характеристики: образовательный уровень родителей, социальное окружение и др.).


По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется следующими факторами:
1. Позиция старших, семьи (формирование определенных жизненных установок и ценностей, выступая моделью определенного образа жизни, навязывание собственного мнения).
2. Позиция сверстников.
3. Позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители).
4. Личные профессиональные и жизненные планы.
5. Способности и их проявление.
6. Притязание и общественное признание.
7. Информированность о той или иной профессиональной деятельности.
8. Склонности.


Профессиональная пригодность.
Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им - при наличии специальных знаний, умений, навыков - общественно приемлемой эффективности труда.
Профпригодность - это гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста.
Выделяют два вида профпригодности:
1) абсолютную (когда человек должен соответствовать жестким требования профессии);
2) относительную (соответствие общим требованиям профессии).

Структура профессиональной пригодности.
1. Гражданские качества (мировоззрение, отношения к общест
ву, людям, моральный облик).
2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к
данной области труда (профессионально-трудовая направленность и характер личности).
3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Она скла
дывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная умственная инициатива, активность.
4. Единичные, частные, специальные способности (качества
нужные в определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, мысленно поворачивать его - для инженера- конструктора и т.п.)
5. Навыки, опыт, выучка.
Профессиональная пригодность складывается из следующих особенностей человека:
У психофизиологические особенности: признаки физической тяжести работы, пространственных, временных, информационных, энергетических ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных, информационных и иных перегрузок, недостаток движений, невесомость);
У особенности познавательной деятельности и взаимодействия с людьми;
У характеристики личностных качеств - идеалы, убеждения, потребности, отношения к разным сторонам мира.
Наиболее общими результирующими признаками соответствия человека работе являются ее успешность и его удовлетворенность избранным трудовым путем. Удовлетворенность выражается в заметной выраженности благоприятных душевных состояний в ходе трудовой деятельности (внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания). Неудовлетворенность работой (даже при наличии хороших способностей) может дать эффект частичной непригодности человека к данной работе. Он «может», но «не хочет». И это тоже факт, сказывающийся и на успешности работы, и на профессиональном развитии самого человека.
Таким образом, профессиональная пригодность определяется не только профессиональными способностями, но и зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера, психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда.
Выделим четыре степени профессиональной пригодности.
•  Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой по разным причинам. Существует развитая практика восстановления дееспособности (трудовой реабилитации) людей. Придумываются и технические средства, возмещающие утраты способности движений, зрения, слуха.
•  Годность. Об этой степени профпригодности можно говорить в случаях, когда нет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и особых показаний. Эта ситуация не исключает того, что человек может оказаться очень хорошим работником, профессионалом в ходе дальнейшего своего развития, самовоспитания, профессионального образования.
•  Соответствие. Установлено, что нет противопоказаний, и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, включая и опыт, которые явно ценны в данной профессии или в работе на данном трудовом посту.
•  Призвание. Эта степень профессиональной пригодности характеризуется тем, что во всех составляющих ее структуры, рассмотренной выше, есть признаки соответствия человека и требований деятельности. «В этом и именно в этом деле я смогу быть наиболее успешен и удовлетворен» — вот краткая характеристика данной степени профпригодности.


Профессиональные способности.
Профессиональные способности - это индивидуальнопсихологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности.
Такие способности формируются на основе анатомофизиологических особенностей человека и не могут быть сведены к конкретным знаниям, умениям и навыкам.
Характеризуя функциональные возможности человека, обычно выделяют три группы профессионально важных признаков:
1. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности человека.
2. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, которые удается развить в обучении, и поэтому они должны быть включены в программу профессиональной подготовки.
3. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, которые оказываются наиболее негибкими, подверженными функциональному распаду под влиянием длительной и /или напряженной профессиональной работы (развитие профессиональных деструкций).
Задания по теме 2.
Задание. Проанализируйте факторы, влияющие на выбор профессии. Какова на ваш взгляд их роль в профессиональном самоопределении личности?
Задание. Ответьте на вопрос: «Какие трудности возникли у вас при переходе от стадии выбора профессии к стадии профессиональной подготовки?»
Задание. Важной, а иногда и определяющей составляющей успешного поиска и выбора профессии, овладения ею, эффективной реализации себя в трудовой деятельности, достижения успеха и счастья в профессиональном труде являются особенности мотивационной сферы человека. Эту составляющую с полным основанием можно назвать одной из важнейших основ профессиональной успешности.
Практически любые действия и поступки человека, та или иная его деятельность становятся более понятными, если найдены ответы на три следующих основных вопроса:
1) что я хочу, к чему я стремлюсь, что для меня является важным, значимым, привлекательным, каковы мои потребности?
2) почему, зачем и ради чего я хочу получить психологическое образование, почему я к этому стремлюсь, почему это является для меня значимым и привлекательным? Зная ответы на эти вопросы, можно многое сказать о мотивах поступков и действий человека, о мотивации его деятельности и поведения в целом.
3) что и как я хочу получить в результате своего обучения (своих действий или поступков)? Здесь раскрываются цели и задачи, на достижение и решение которых направлены усилия человека.
Ответьте на эти вопросы (письменно).
Задание. Провести исследование мотивов выбора профессии, направленности личности посредством теста «Мое отношение к профессиональному обучению», методики экспрессдиагностики направленности личности, анкеты «Мотивы выбора профессии».
Задание. По мнению психолога Е.А. Климова, выбор профессии осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Согласны ли вы с этой формулой?
Задание. Проведите небольшой ретроспективный (обращенный к событиям прошлого) анализ выбора профессии на материале разнотипных профессионалов. Воспользовавшись методом беседы, постарайтесь выявить и описать основные события и процессы, которые в их представлении связаны с выбором ими их профессии. Постарайтесь выделить общие (сходные у разных профессионалов) и индивидуально-своеобразные особенности в решении ими задачи о выборе профессии.
Задание. Определите, какими мотивами руководствовались при выборе профессии психолога студенты-первокурсники. Сравните их ответы с ответами ведущих европейских психологов (см. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология. - СПб.: Питер, 2007. - с. 180 - 185).
Задание. Многие психологи пришли в профессию из других сфер. Проанализируйте, какие профессиональные сферы стимулируют интерес к занятиям психологией (на основе результатов интервью психологов см. предыдущее задание).
Задание. Ниже приведен краткий фрагмент из протокола беседы с профессиональным психологом о том, как он выбирал свою профессию. Сопоставьте этот материал с тем, как вы сами выбирали свою профессию, и постарайтесь выделить общие и индивидуально-своеобразные черты в том и другом процессе.
«Так случилось, что после VIII класса во время летних каникул мне пришлось поработать в пионерлагере вожатым. Я не то чтобы был дурак еще, но, как теперь понимаю, не был готов к этой работе. Все прошло сносно, но у меня после этого застрял в душе опыт недоумений и ... «почему-почему». Почему мне интересно провести с ребятами «познавательный» поход в лет, а им интересно срезать стебель трубчатого растения и плеваться - «стрелять» волчьими ягодами с помощью этого самодельного «пневматического оружия» друг в друга? (Пришлось намалевать на фанерном щите фашистскую рожу, тогда стали охотно плеваться-соревноваться, стреляя в эту цель; и так все прочее в этом же роде).
Еще одно событие приключилось: в связи со смертью... образованного человека из его квартиры было выброшено много книг. Мы - соседские ребятишки - стали, естественно, швыряться этими книгами, и, по-видимому, неслучайно, я поднял с зем- ли.брошюру проф. Е.А. Аркина «Беседы о воспитании» (М., 1945). На фоне моих переживаний в пионерлагере она показалась мне очень интересной как раз тем, что открывала мне глаза на ту реальность, с которой я не вполне удачно столкнулся, - реальность психическую; я находил здесь какие-то ответы на мои «почему-почему». Но все это ни в малой степени не было связано с обдумыванием профессионального будущего. Помню, что начитавшись соответствующей художественной литературы, я мечтал тогда быть капитаном дальнего плаванья, а мать настаивала, что надо быть капитаном речного флота.
В IX классе. узнал (по-видимому, заглядывая в учебник литературы для Х класса), что поэт В. Маяковский сдавал за курс гимназии некую «психологию». И это меня поразило. Вот-те раз! Маяковский - такой хор-р-роший человек - изучал психологию! А я?.. Опять, вероятно, остался какой-то след в душе, и опять без мысли о будущей профессии. О «капитанстве» . уже не думал.
В школе у нас психологию не преподавали, но на прилавках магазинов появились учебники Б.М. Теплова и К.Н. Корнилова. После девятого класса в период летних каникул я оба учебника проштудировал с карандашом. Но и здесь это никак, помнится, не было связано в моем сознании с будущей профессией - просто что-то, по-видимому, «застряло в душе»; не помню уж, как я в то время представлял свое профессиональное будущее - боюсь, что никак. Не думал и все.
На самом выходе из школы попалось на глаза объявление (думаю, что не само «попалось», а его искусно довела до нашего сознания наша классная руководительница), что в вузе одного из ближайших городов открылось отделение «логики и психологии». Может быть и не стал бы туда поступать, да был влюблен в свою будущую жену и. пошел за ней в этот вуз, и поступил на это отделение.
И, помнится, все еще не было определенного образа своей профессии - затесался в философский кружок, писал там какой- то доклад по диалектической логике. (до сих пор плохо понимаю, что это такое).
Но вот забрел на заседание кружка психологии и. «присох» к этой науке. На этот раз сознательно и навсегда» (запись 24.08.94).
Обратите внимание на то, является ли выбор профессии однократным актом или длительным процессом; обусловлен ли он одним событием или несколькими; обусловлен ли он одним побуждением. Какие стадии профессионального самоопределения можно выделить?
Задание. Вопросы для дискуссии: О чем нужно знать, по вашему мнению, чтобы проектировать свой жизненный трудовой путь? Что нужно делать, чтобы наилучшим образом выстраивать свой профессиональный жизненный путь на разных его этапах?
Задание. Подготовка и защита рефератов по теме «Жизненные пути психологов».
Задание. В форме эссе напишите короткий автобиографический очерк, изложите Ваши мотивы, коротко напишите о том, как Вы пришли к решению получить данное образование, расскажите о причинах Вашего интереса к психологии, а также поделитесь личными планами и ожиданиями относительно будущего. Структура эссе:
1. Короткий автобиографический очерк. Порассуждайте о Вашей жизни до текущего дня: Вашей семье, друзьях, доме, образовании, работе, а также о жизненных событиях, которые повлияли на ваше развитие.
2. Каковы мотивы Вашего желания стать психологом? Особенно интересно узнать о том опыте, который в наибольшей степени связан с Вашим интересом к практической психологии, и о том, как этот опыт помог Вам сформулировать те профессиональные цели, которые привели Вас в университет. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Почему Вы выбрали профессию психолога?
- Какими потребностями обусловлен Ваш выбор?
- Какое влияние может оказать обучение на Вашу жизнь?
- Каковы Ваши жизненные ценности?
3. Какие надежды и ожидания Вы связываете с обучением в университете? Как вы представляете себе свое будущее после обучения?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.