На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональное мастерство психолога - Специфика и структура профессиональной деятельности психолога
Профессиональное мастерство психолога - Специфика и структура профессиональной деятельности психолога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное мастерство психолога
Специфика и структура профессиональной деятельности психолога
Профессиональная подготовка психологов
Типы профессиональной деятельности психологов
Все страницы

 

Тема 2. Специфика и структура профессиональной деятельности психолога


Общее представление о профессии. Психология как особая профессиональная деятельность.
Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.
Конечно, уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей профессии «психолог» примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога.
Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности психолог может реализовать себя как профессионал. Заметим, что вся история психологии - это непрекращающаяся попытки понять, что же такое душа («психика»), и как, с помощью какого «метода» ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности.
Профессиональная деятельность не только позволяет «производить» товары и услуги, а прежде всего позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия как исторически развивающаяся система.
Сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.
Развитие и становление профессии зависит не только от конкретно-исторических условий, но и от конкретных людей. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным психологам психология развивается как наука и практика. Вероятно, подлинное величие того или иного психолога определяется тем, насколько он умел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам.
Профессия (в широком смысле) - это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
С точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности
людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества.
С точки зрения конкретного человека профессия - это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Профессиональная деятельность - это род труда, выполнение трудовой деятельности на основе имеющихся специальных знаний и практических навыков.
Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих и определяет темп становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Основными характеристиками профессиональной деятельности выступают следующие:
• это общественно полезный труд, направленный на выполнение определенных трудовых функций;
• это юридически фиксированная должность (предполагает выполнение определенных служебных обязанностей);
• это деятельность, выполняемая за вознаграждение (моральное и материальное);
• это деятельность, требующая определенных ЗУН и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее успешного выполнения.
Главной психологической характеристикой профессии является признание этой деятельности за профессию «личным самосознанием данного лица» (С.М. Богословский). Так, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. В этом случае сложно сказать, что такая работа является «профессией» для «данного лица».
С понятием «профессиональная деятельность» тесно связаны такие понятия, как:
• «специальность» - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта. Это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, которая дает ему возможность взамен выполненного труда получить необходимые средства существования и развития. Другими словами, это более конкретная область приложения своих сил. Профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, а соответствующие специальности - терапевт, невропатолог, хирург и т.д.). В профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т.п.;
• «специализация» - более узкая и конкретная часть определенной отрасли науки;
• «квалификация» - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии, подтвержденные документом. Это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, дипломе, и реальную, тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.
Так, вы обучаетесь по специальности «Психология» (относится к гуманитарному профилю), ваша специализация - «Педагогическая психология» (может быть общая, социальная, возрастная, медицинская, юридическая), а квалификация - «Психолог. Преподаватель психологии».
• «должность» предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций.
Отличия профессионального психолога и психолога- любителя.
Поскольку речь идет не только о выборе психологической науки, а именно - о выборе профессии психолог, правомерно задать вопрос: чем принципиально отличается психолог-профессионал от «психолога-любителя»?
Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное - систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания. Однако огромное количество многообразных, но не систематизированных знаний можно сравнить с «кучей мусора», которым сложно пользоваться в понимании окружающих жизненных проблем. Даже отдельное, конкретное психологическое знание часто остается непонятым до конца, пока оно не будет соотнесено с другими знаниями. Поэтому специалист-психолог должен иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании.
2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что-либо понять в проблемах окружающего мира.
3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств - методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели - научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т.п.), то специалист, в случае необходимости, как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой. Конечно, и «любитель» может использовать различные методики, взятые из доступных книг, но часто эти методики используются «любителем» необоснованно (неадекватно решаемым практическим или исследовательским задачам). Для специалиста важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам, но для этого он должен ориентироваться во всем многообразии имеющихся психологопедагогических средств работы с разными группами клиентов.
4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов.
5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами (с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т.п.). Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать моральноэмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естественно, всего этого лишен психолог-«любитель».
6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально, но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий»... Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все-таки предполагает определенные усилия от студента, то есть диплом служит знаком профессионализма.
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала.
«Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре перебивает другого человека и, главное, лишает его права самостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» - «Будь спокоен! Положись на меня!... «Но и не мешай, не перечь мне!»..). Задача же хорошего психолога - создать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале - научить его вообще обходиться без психолога.
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т.п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог-профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой-то идеей.
9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психического здоровья психологов уделяется пока еще недостаточно внимания; поэтому сам психолог- профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, иначе есть риск самому оказаться «пациентом» соответствующих учреждений.
Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального человека»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувствовать ответственность и в этом плане.
10. Важная характеристика психолога-профессионала - осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, существующих в астрологии, хиромантии и т.п. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы названных (и многих других) подходов нужно - хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзотерических и мистических направлений возникают явления, нуждающиеся в психологическом объяснении, но пока что его не находящие - не случайно многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым «особым состояниям сознания».
Структура профессиональной деятельности психолога.
Деятельность психолога, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Рассмотрим основные элементы деятельности. Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности специалиста являются личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния, а также социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей.
Содержание профессиональной деятельности психолога непосредственно вытекает из функций профессиональной деятельности специалиста и включает сферы и виды профессиональной деятельности.
Специалист может выполнять следующие функции.
- постановка задач;
- выработка и принятие решения;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- мотивирование деятельности;
- прогнозирование и целеполагание;
- планирование деятельности;
- проектирование;
- организация обеспечения деятельности и взаимодействия людей;
- адаптация, обучение, развитие;
- контроль и учет результатов деятельности;
- координация и коррекция деятельности и поведения.
Сферы профессиональной деятельности специалиста.
Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную (академическую, фундаментальную) и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. На стыке этих направлений выделяется прикладная психология (рисунок 1).
В соответствии с направлениями психологии можно выделить следующие сферы деятельности психолога:
• в сфере академической психологии психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником;
• в сфере практической психологии - практический психолог;
• промежуточное положение занимает психолог-преподаватель.

направления

Рисунок 1 - Направления психологии

Виды профессиональной деятельности
- научно-исследовательская;
- учебно-воспитательная;
- экспертно-консультационная;
- коррекционно-реабилитационная;
- социально-адаптационная;
- культурно-просветительская;
- инновационная.
Задачи профессиональной деятельности:
- осуществлять образовательную и учебно-методическую работу в области психологии и смежных с ней наук;
- планировать, организовывать и проводить психопрофилактическую, психодиагностическую, психокоррекционную, психоконсультативную и психотерапевтическую работу;
- вести теоретические и прикладные научные исследования;
- распространять психологические знания среди всех социальных групп и слоев населения, оказывать психологические услуги;
- использовать знания и навыки управления трудовыми коллективами и применять их на практике;
- использовать научные методы исследований при анализе современных социально-политических и социальноэкономических процессов.
Профессиональная специализация в психологической профессии.
Психологи-профессионалы работают в разных областях народного хозяйства, на различных рабочих местах. Поэтому неодинаковы выполняемые ими функции и содержание профессиональной деятельности, специфика работы психолога определяется не только направлением их профессиональной специализации в вузе, но и запросами практики непосредственно на рабочем месте.
Классификация психологических профессий может быть проведена по различным основаниям: по отношению к основным сферам деятельности психолога (академической и практической психологии) и по отношению к существующим отраслям психологии.
1. Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии.
В соответствии с выделением в качестве основных сфер деятельности психолога академической и практической психологии психолог-профессионал может работать преимущественно в одной из этих областей.
В сфере академической психологии психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником. Психологи- теоретики работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях в должности научных сотрудников.
В сфере практической психологии психолог непосредственно работает с людьми, используя специальные психологические знания и методики, приемы, техники. Практическими психологами являются школьные психологи, семейные психологи- консультанты, психологи-консультанты в центрах психологической помощи и др. организациях. Психологов часто приглашают на работу, связанную с психологическим сопровождением и управлением персоналом.
Между теоретической и практической сферами деятельности психолога не существует непроницаемой границы. Нередко современные психологи, занимаясь теоретическими исследованиями, одновременно ведут практическую деятельность в каком- либо учреждении или организации. Практические психологи в свою очередь, накопив интересные и значимые результаты в своей профессии, обобщают их в виде теоретических научных трудов (диссертационные исследования, научные статьи и книги, выступления на конференциях и семинарах).
Промежуточное положение между психологами- теоретиками и психологами-практиками занимает психолог- преподаватель. Преподаватель психологии, с одной стороны, работает с людьми, однако предметом его деятельности является передача теоретических знаний обучающимся. В связи с этим выполняет педагогические функции, занимается педагогической деятельностью. В качестве преподавателя психолог может работать в высших, средних специальных и профессиональнотехнических учебных заведениях.


2. Психологические профессии по отношению к отраслям психологии.
В зависимости от направления своей практической деятельности и сферы профессиональных интересов психологи могут быть специалистами в конкретных областях психологии, заниматься преимущественно проблемами, принадлежащими той или иной отрасли психологии: общей, возрастной, педагогической, социальной, спортивной, клинической и др.
Профессиональная специализация может быть получена разными путями:
- во время вузовского обучения (число специализаций и их количество постоянно растет);
- в системе дополнительного послевузовского образования. Повышение квалификации может происходить как посредством обучения в аспирантуре и докторантуре, так и на специальных факультетах и отделениях повышения квалификации. Помимо этого в ходе специальных программ, курсов, тренингов для психологов.
Профессиональные специализации психолога не изолированы друг от друга. Так, и психолог-теоретик, и практический психолог, и психолог-преподаватель могут быть специалистами в любой области психологии.
Основные разделы психологии и сферы деятельности психо- логов-практиков.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей или разделов психологии выделяются следующие разделы.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социальнопсихологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости). Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.
Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.
Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Прикладные области (сферы) психологии: клинический психолог, психолог-консультант, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог- эргономист.
Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи, депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.
Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию, например, семейный психолог- консультант занимается проблемами супругов и родительски- детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.
Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия.
Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.
Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т.п.


Задания по теме 2.
Задание 1. Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат квалифицированным, а какие - непрофессиональным психологам и почему.
1. У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать.
2. Я обязательно помогу вам изменить себя.
3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.
4. Трудно начать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.
5. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.
6. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.
7. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.
8. Вы уже разочарованы! Чем?


Задание 2. Какие из предложенных директив, на ваш взгляд, заданы профессиональным, а какие - непрофессиональным психологом и почему?
1. Вам обязательно нужно провериться у психиатра.
2. Думайте о себе иначе!
3. Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.
4. Никогда не поздно начать все сначала, вам об этом надо подумать...
5. Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится...
6. Хотелось бы предложить вам следующее...
7. Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее...
8. Ваши чувства должны немедленно измениться!
9. Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а самоизучением.
10. Представьте себе, что ваши чувства узнали все люди, которых вы любите, разве после этого вам не захочется их выразить по-другому?
11. Никогда больше ему этого не говорите, я вам категорически запрещаю!
12. Вам необходимо выбрать для себя новые способы выражения чувств к нему.
13. Я огорчена, что вы не смогли справиться со своими желаниями.
14. Я знаю, что вы примете верное для себя решение. У вас есть для этого все основания.
15. У вас есть все данные, чтобы принять верное решение и понять его последствия.
16. Почему бы вам не заняться этим сразу сейчас?
17. Я хочу предложить вам такой вариант, может быть, он вас устроит...
18. Никто за вас это не сделает, делайте это сами, именно вы и вы сами это сделаете...
19. Прекратите истерику, замолчите!
20. Я собираюсь предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами.


Задание 3. Определите, психологи какой сферы практики решают перечисленные ниже задачи.
- диагностика профпригодности;
- проведение тренинга личностного роста;
- профессиональное обучение;
- обучение спортивным навыкам;
- помощь лицам в трудных социальных ситуациях;
- изучение характера утомления;
- приспособление параметров технических приборов к человеку;
- анализ факторов монотонии;
- изучение возрастных особенностей;
- изучение закономерностей, лежащих в основе обучаемости и успешности усвоения опыта.
- работа с лицами, имеющими функциональные расстройства эмоционального, сексуального или личностного плана;
- разработка эффективных методов и условий обучения;
- обучение ораторским навыкам и навыкам публичного выступления;
- работа с политиками по составлению имиджа;
- работа в системе подростковой помощи;
- исследование поведения электората в период общегосударственных выборов;
- посттравматическая реабилитация;
- работа в службе «Брак и семья»;
- изучение индивидуально-личностных особенностей;
- помощь больным, престарелым и умирающим людям.
- работа в исправительно-трудовых учреждениях;
- анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека;
- анализ поведения и формирования личности преступника;
- изучение факторов профессионального травматизма;
- анализ воздействия плаката и рекламы на восприятие;
- исследования творческой деятельности;
- управление процессом обучения;
- работа в службе «Телефон доверия»;
- помощь людям, страдающим депрессиями или находящимся в состоянии тревоги;
- изучение и управление взаимоотношениями педагога и учащихся, педагога и родителей, учащихся между собой.
- анализ факторов, влияющих на эффективность обучения и воспитания;
- исследование и учет индивидуальных особенностей при обучении;
- изучение поведения сторон в уголовных и гражданских процессах;
- анализ готовности ребенка к школе;
- исследование возрастных особенностей психической деятельности;
- изучение предстартовых состояний спортсменов;
- анализ возрастных факторов развития личности;
- изучение групповых процессов и групповой динамики;
- описание конкретных видов и способов учения и обучения;
- разработка психологических основ новых педагогических технологий.


Задание 4. Проанализируйте приведенный текст, ответьте на поставленный в нем вопрос. Сформулируйте понятие педагогической психологии как прикладной отрасли, определите специфику функций педагогического психолога. Как вы считаете, следствием чего является такое широкое определение предмета педагогической психологии?
Вопрос о критериях выделения педагогической психологии в качестве особой дисциплины фактически затрагивает более общий вопрос об основании классификации различных областей психологического знания. Интуитивно понятно, что педагогическая психология лежит на стыке целого ряда психологических дисциплин.
Сравним педагогическую психологию с возрастной, которая имеет дело с процессами развития. Одной из ее задач является выявление содержания стадий развития (например, становление личности, развития интеллекта или воли) и условий перехода от одной стадии к другой. Педагогическая психология исследует закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний на той или иной стадии развития; она также устанавливает связь процессов учения с процессами развития, т.е. выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних. Это дает основание считать педагогическую психологию частью возрастной психологии, ведь специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения опыта у человека (поэтому и обучение должно строиться по-разному). При такой позиции обучение рассматривается как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется.
Закономерности развития человека теснейшим образом связаны с усвоением им широкого социального опыта, процессами социализации, становлением в обучении индивидуального «Я» субъекта, приобретением им активного творческого начала, что сближает педагогическую психологию с психологией личности.
Возможность использования разнообразных обучающих систем для обеспечения личностного роста, коррекции неблагоприятных вариантов развития отдельных психических процессов или личности в целом делает общими задачи этих отраслей и педагогической психологии. Необходимость учитывать индивидуальные особенности человека при вовлечении его в обучение делает актуальными для педагогической психологии материалы психологии индивидуальных различий, а факты взаимовлияния обучающего и обучаемого как субъектов общения в малой группе требуют рассмотрения вопросов педагогической психологии через спектр социальной психологии.
Вместе с тем основным объектом педагогической психологии является деятельность по присвоению социального опыта, и это ставит ее в один ряд с психологией труда, изучающей различные виды человеческой деятельности. Более того, это дает формальное право считать педагогическую психологию частью психологии труда.
При таком междисциплинарном характере, что же все-таки изучает педагогическая психология?


Задание 5. Прокомментируйте отрывок из работы Л.Н. Собчик «Политические лидеры глазами психолога» и определите возможные функции психолога, работающего с политическими деятелями. Чем вы объясните «психологическую наивность» политиков, их избегание профессиональных психологов и психологическую защиту?
Нет сомнений в том, что такие специалисты, как политологи и социологи, оказывают этим лидерам свою квалифицированную помощь. Но что касается психологии, то здесь наши политики чаще всего идут по пути интуитивного поиска, который нередко бросает их в объятия авантюристов и шарлатанов. Причина здесь в том, что политические лидеры как черт ладана боятся психологического анализа их собственной личности, так как, по- видимому, страдают комплексом неполноценности и опасаются, что исследование обнаружит что-либо не очень лестное для их самолюбия. Им проще воспользоваться услугами такого «всемогущего» человека, флюиды которого на расстоянии воздействуют на противника и создадут некий «магический круг», зону помех, в связи с чем рухнут его злокозненные намерения.
Но меньше всего им хочется разобраться со своими собственными проблемами, понять свои сильные и, скажем, менее сильные стороны характера, прояснить для себя спектр своих...
способностей, взять под контроль негативные тенденции (к примеру, неожиданные эмоциональные всплески) и максимально использовать позитивные личностные ресурсы... Не говоря уже о том, что профессионально проведенный психологический тренинг не только способствует большей эффективности деятельности политического лидера, но и (заодно) нивелирует огрехи воспитания...
Задание 6. Провести дискуссию по обсуждению решения предложенных задач и заданий.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.