Методы педагогической психологии |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||
Вопросы для обсуждения 1. Классификация методов педагогической психологии по А. Г. Ананьеву и B. Н. Дружинину.
|
Критерий сравнения |
Характеристика сравниваемых объектов |
|
наблюдение |
эксперимент |
|
Природа вопросов |
|
|
Контроль ситуации |
|
|
Точность регистрации действий испытуемого |
|
|
Сделайте вывод относительно существенных отличий наблюдения и эксперимента как методов педагогической психологии.
Строка подсказки: а) вопрос остается открытым, ученый не знает или имеет о нем смутное представление; б) ситуация исследования четко определена; в) регистрация действий испытуемого недостаточно строгая; г) вопрос становится гипотезой (предполагает существование какой-то зависимости между фактами); д) ситуация исследования определяется менее строго; е) точная процедура регистрации действий испытуемого.
Задание 4
Определите, какие методы и какой группы (согласно А. Г. Ананьеву) были использованы в исследовании, проводимом по проблеме педагогической психологии: предупреждение учителем диленквентного поведения учащихся подросткового возраста.
1. Цель проводимого нами исследования состояла в экспериментальном апробировании модели формирования творческой активности превентивной деятельности школьников. Проверка эффективности разработанной нами модели осуществлялась в условиях совместной творческой деятельности учащихся подросткового возраста (7-8-классов) в психологическом театре на протяжении двух лет.
2. В результате анкетирования были определены факторы, которые могут оказать провоцирующее воздействие на респондентов в отношении принятия наркотика в первый раз. Большинство опрошенных школьников (39,21%) отметили, что могли бы употребить наркотики только по медицинским показаниям. Четвертая часть опрошенных (24,25%) указали на недопустимость употребления наркотика. Лишь несколько опрошенных отметили, что могли бы употребить наркотик из-за одиночества и незанятости. Таким образом, к личностным факторам, стимулирующим подростков к принятию наркотиков, респонденты отнесли любопытство и поиск чувственных впечатлений, отчуждение, отсутствие интересов, солидаризация с возрастной группой. Однако важнейшей причиной возможного принятия наркотика являются медицинские показания, что свидетельствует о серьезном отношении подростков к проблеме наркомании.
3. Вычисление коэффициента корреляции Пирсона позволило установить степень согласованности реального и идеального креативного образа испытуемых. Исследование показало, что существует слабая взаимосвязь между представленностью таких креативных качеств в структуре образов «Я -реальное» и «Я-идеальное» школьников, как воображение (г = 0,33; р <0,01), оригинальность (г = 0,39; р <0,01), творческое мышление (г = 0,4; р <0,01 Интуиция (г = 0,48; р <0,01) и чувство юмора (г = 0,35; р<0,01) [90].
4. Далее с помощью наблюдения и видеонаблюдения были проанализированы продукты совместной творческой деятельности учащихся экспериментальных классов на этапах их подготовки (во время репетиций) и презентации младшим школьникам и сверстникам. В качестве единиц наблюдения были выделены использованные учащимися приемы творческого решения задач сценического воплощения спектаклей, что позволило выявить качественные изменения в характере творческой активности превентивной деятельности подростков.
Задание 5
Сделайте вывод об особенностях и преимуществах естественного эксперимента, используя высказывание А. Ф. Лазурского, характеризующего суть естественного эксперимента следующим образом:
«При естественно-экспериментальном изучении личности мы не пользуемся искусственными приемами, не производим опытов в искусственных лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем естественными формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность.
Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (например, память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не искусственным материалом, а предметами школьного обучения»
Задание 6
Прочитайте описание методов. Определите о каком методе в каждом конкретном случае идет речь.
• Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется для определения пригодности к профессии.
• Сущность метода - сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.
• Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психологической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, которые следует проверять другими методами.
• Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.
• По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.
• С целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить само описание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в само описаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема.
Задание 7
Для повышения надежности опросников часто к основному перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить искренность людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведены вопросы, входящие в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: интровер- сии - экстраверсии и нейротизма
Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основания их включения
1. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злым?
2. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
5. Тебе можно доверять любую тайну?
6. Ты когда-нибудь говорил неправду?
7. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
8. Ты любишь иногда похвастаться?
9. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
10. Случалось ли тебе говорить плохо о ком -нибудь?
11. Ты когда-нибудь был груб с родителями?
Задание 8
Овладение методом анкетирования.
Используя основные требования, предъявляемые к методу анкетирования, разработайте анкету для подростков, педагогов, родителей по выявлению особенностей межличностного общения на уровне подросток- сверстники, подросток - взрослые.
Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |