Методы педагогической психологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения

1. Классификация методов педагогической психологии по А. Г. Ананьеву и B. Н. Дружинину.
2. Метод наблюдения как основной метод педагогической психологии: назначение, виды, особенности применения.
3. Метод эксперимента: цель, виды, особенности применения.
4. Вспомогательные методы: опрос, беседа, тест, анализ продуктов творческой деятельности.


Список литературы
1. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций:
учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с. - ISBN 9785973403249.
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология: учебник для академического
бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-53401565-2. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
3. Сарычев, С. В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов /
C. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт


Практические задания


Задание 1
Прочитайте письменный ответ студента на вопрос «Методы педагогической психологии» Найдите допущенные ошибки, исправите их.
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная В. Н. Дружининым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки; интерпретационные. К организационным методам ученый отнес моделирование; генетический (фило- и онтогенетический).
К эмпирическим методам - обсервационные методы (лабораторный, полевой, естественный эксперимент); психодиагностический метод и праксиметри- ческий (анализ продуктов деятельности).
По способу интерпретации данных он выделил методы качественного описания и методы математико-статистического анализа.
К интерпретационным методам он отнес комплексный метод (типологиза- ция, классификация) и структурный метод.
Самым нераспространенным методом в педагогической психологии и педагогической практике является наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. С помощью наблюдения невозможно обнаружить явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, оно предназначено для познания существенных свойств объекта необходимо в специально созданных условиях.
Цель формирующего эксперимента - констатация уровня сформированно- сти той или иной деятельности, выявление условий, необходимых для организации требуемого поведения.


Задание 2
Определите, о каком виде наблюдения идет речь:
а) при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока;
б) при изучении конфликтных ситуаций в отношениях учитель - ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать их причины.


Задание 3
Заполните таблицу, определив характеристики наблюдения и эксперимента в соответствии с предложенными критериями, используя ответы из строки подсказки.

Критерий сравнения

Характеристика сравниваемых объектов

наблюдение

эксперимент

Природа вопросов

 

 

Контроль ситуации

 

 

Точность регистрации действий испытуемого

 

 

 

Сделайте вывод относительно существенных отличий наблюдения и эксперимента как методов педагогической психологии.
Строка подсказки: а) вопрос остается открытым, ученый не знает или имеет о нем смутное представление; б) ситуация исследования четко определена; в) регистрация действий испытуемого недостаточно строгая; г) вопрос становится гипотезой (предполагает существование какой-то зависимости между фактами); д) ситуация исследования определяется менее строго; е) точная процедура регистрации действий испытуемого.


Задание 4

Определите, какие методы и какой группы (согласно А. Г. Ананьеву) были использованы в исследовании, проводимом по проблеме педагогической психологии: предупреждение учителем диленквентного поведения учащихся подросткового возраста.
1. Цель проводимого нами исследования состояла в экспериментальном апробировании модели формирования творческой активности превентивной деятельности школьников. Проверка эффективности разработанной нами модели осуществлялась в условиях совместной творческой деятельности учащихся подросткового возраста (7-8-классов) в психологическом театре на протяжении двух лет.
2. В результате анкетирования были определены факторы, которые могут оказать провоцирующее воздействие на респондентов в отношении принятия наркотика в первый раз. Большинство опрошенных школьников (39,21%) отметили, что могли бы употребить наркотики только по медицинским показаниям. Четвертая часть опрошенных (24,25%) указали на недопустимость употребления наркотика. Лишь несколько опрошенных отметили, что могли бы употребить наркотик из-за одиночества и незанятости. Таким образом, к личностным факторам, стимулирующим подростков к принятию наркотиков, респонденты отнесли любопытство и поиск чувственных впечатлений, отчуждение, отсутствие интересов, солидаризация с возрастной группой. Однако важнейшей причиной возможного принятия наркотика являются медицинские показания, что свидетельствует о серьезном отношении подростков к проблеме наркомании.
3. Вычисление коэффициента корреляции Пирсона позволило установить степень согласованности реального и идеального креативного образа испытуемых. Исследование показало, что существует слабая взаимосвязь между представленностью таких креативных качеств в структуре образов «Я -реальное» и «Я-идеальное» школьников, как воображение (г = 0,33; р <0,01), оригинальность (г = 0,39; р <0,01), творческое мышление (г = 0,4; р <0,01 Интуиция (г = 0,48; р <0,01) и чувство юмора (г = 0,35; р<0,01) [90].
4. Далее с помощью наблюдения и видеонаблюдения были проанализированы продукты совместной творческой деятельности учащихся экспериментальных классов на этапах их подготовки (во время репетиций) и презентации младшим школьникам и сверстникам. В качестве единиц наблюдения были выделены использованные учащимися приемы творческого решения задач сценического воплощения спектаклей, что позволило выявить качественные изменения в характере творческой активности превентивной деятельности подростков.


Задание 5
Сделайте вывод об особенностях и преимуществах естественного эксперимента, используя высказывание А. Ф. Лазурского, характеризующего суть естественного эксперимента следующим образом:
«При естественно-экспериментальном изучении личности мы не пользуемся искусственными приемами, не производим опытов в искусственных лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем естественными формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность.
Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (например, память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не искусственным материалом, а предметами школьного обучения»


Задание 6
Прочитайте описание методов. Определите о каком методе в каждом конкретном случае идет речь.
• Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется для определения пригодности к профессии.
• Сущность метода - сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.
• Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психологической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, которые следует проверять другими методами.
• Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.
• По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.
• С целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить само описание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в само описаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема.


Задание 7
Для повышения надежности опросников часто к основному перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить искренность людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведены вопросы, входящие в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: интровер- сии - экстраверсии и нейротизма
Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основания их включения
1. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злым?
2. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
5. Тебе можно доверять любую тайну?
6. Ты когда-нибудь говорил неправду?
7. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
8. Ты любишь иногда похвастаться?
9. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
10. Случалось ли тебе говорить плохо о ком -нибудь?
11. Ты когда-нибудь был груб с родителями?


Задание 8

Овладение методом анкетирования.
Используя основные требования, предъявляемые к методу анкетирования, разработайте анкету для подростков, педагогов, родителей по выявлению особенностей межличностного общения на уровне подросток- сверстники, подросток - взрослые.

Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.