Психология обучения и развития |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения 1. Процесс обучения: сущность, принципы, механизмы
|
Критерии |
Программи |
Эльконина - Давыдова |
Теория поэтапного формирования умственных действий |
Концепция |
Методологическая основа |
|
|
|
|
Авторы концепции |
|
|
|
|
Основные |
|
|
|
|
Сильные |
|
|
|
|
Ограничения данного подхода |
|
|
|
|
Задание 6
Какой принцип развивающего обучения по мнению Л. В. Занкова раскрывается в приведенном ниже примере? Обоснуйте свою точку зрения и раскройте сущность данного принципа.
«На уроке русского языка (работа в группах) учитель начальных классов реализует данный принцип таким образом.
Предложения записаны на листочках у каждого ученика. Учитель объясняет задание: «Вы должны подчеркнуть только прилагательные». Начинает руководитель группы, ведет первое предложение, показывая образец выполнения, затем по одному предложению ведёт каждый член группы. Помочь однокласснику при выполнении задания можно только задав вопрос, наталкивающий на правильный ответ.
При работе в парах один ученик ведет предложение, второй задает вопрос по встречающимся орфограммам».
Задание 7
Охарактеризуйте технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова и технологии развивающего обучения Л. В. Занкова, используя следующие словосочетания:
а) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность се качеств;
б) применение индуктивного метода;
в) формирование теоретическое мышления;
г) формирование не столько знаний, умений и навыков, сколько способов умственной деятельности.
Задание 8
При формировании умений используют различные виды обучения. Наиболее эффективными, как показали исследования, являются проблемное обучение, программированное обучение и поэтапное формирование умственных действий.
Определите, какой вид обучения использован в приведенных ниже примерах.
а) проблемное обучение;
б) программированное обучение;
в) поэтапное формирование умственных действий.
1) Сначала ребенка обучают решать задачи (например, 5 + 3) на палочках, практическим их складыванием. Затем убирают палочки и заменяют их словесным называнием («тройка - это три единицы», «пять да один - шесть»; «шесть да один - семь»; «семь да один - восемь») Наконец, ребенку предлагают решать задачи в уме и т. д.
2) На первом этапе ребенку предлагают прослушать рассказ о круговороте воды в природе, затем ему нужно запомнить порядок движения и факторы, влияющие на круговорот воды. По итогам опроса ребенок получает отметку и разрешение приступить к изучению следующей темы.
Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |