Психология обучения и развития
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения

1. Процесс обучения: сущность, принципы, механизмы
2. Связь обучения и развития
3. Концепции обучения
Ø Технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова.
Ø Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Ø Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова.
Ø Психологическая сущность программированного обучения.
Ø Теория нейролингвистического программирования Р. Бэндлера, Дж. Гриндера.


Список литературы

1. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций :
учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с. - ISBN 9785973403249. - Текст: электронный
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5534-01565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Сарычев, С. В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].


Практические задания


Задание 1
Прочитайте краткую характеристику одного из подходов на соотношение обучения и развития. Определите о каком подходе идет речь
Ø В этой теории сделаны попытки преодолеть крайности двух первых, путем их простого совмещения. Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение
Ø В соответствии с данной теорией ребенок, овладевая какой-либо конкретной операцией, вместе с тем осваивает некоторый общий структурный принцип, сфера приложения которого гораздо шире, чем у данной операции
Ø Овладевая ею, он в дальнейшем получает возможность использовать этот принцип и при выполнении других операций.


Задание 2
Проанализируйте различные точки зрения психологов на сущность процесса обучения. Представьте комплексную характеристику процесса «сущность - характер взаимосвязи с развитием - механизм реализации - прогнозируемый результат (цель) - методы - степень управляемости - соотношение активной позиции учителя и учащихся».
Чем обусловлено различие взглядов психологов?
Ø Обучение - это вид формирования личности и коллектива, опирающийся на упражнение, но дополняющий его связями нового содержания каждого упражнения с ранее усвоенным (К. К. Платонов).
Ø Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности (П. И. Пидкасистый).
Ø Обучение - это деятельность учителя в учебном процессе (Н. Ф. Талызина).
Ø Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, сообщества (И. А Зимняя).
Ø Обучение - это целенаправленный педагогический процесс стимулирования.
Ø У активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И. Ф. Харламов).


Задание 3
Укажите основные идеи подходов, их характеристики в рассмотрении соотношения обучения и развития, заполните таблицу.
Название Ф. И. О.
психолога Соотношение обучения и развития Обоснование (примеры) Принцип обучения, соответствующий теории
Ж. Пиаже Э. Штерн
Э. Торндайк.
У. Джеймс.
К. Коффка
Л. Выготский

Задание 4
Какой принцип развивающего обучения по мнению Л. В. Занкова раскрывается в приведенном ниже примере? Обоснуйте свою точку зрения и раскройте сущность данного принципа.
«На уроке русского языка (работа в группах) учитель начальных классов реализует данный принцип таким образом.
Предложения записаны на листочках у каждого ученика. Учитель объясняет задание: «Вы должны подчеркнуть только прилагательные». Начинает руководитель группы, ведет первое предложение, показывая образец выполнения, затем по одному предложению ведёт каждый член группы. Помочь однокласснику при выполнении задания можно только задав вопрос, наталкивающий на правильный ответ.
При работе в парах один ученик ведет предложение, второй задает вопрос по встречающимся орфограммам».


Задание 5
Анализ основных концепций обучения

Критерии
сравни
тельного
анализа

Программи
рованное
обучение

Эльконина - Давыдова

Теория поэтапного формирования умственных действий

Концепция
Занкова

Методологическая основа

 

 

 

 

Авторы концепции

 

 

 

 

Основные
идеи

 

 

 

 

Сильные
стороны
данного

 

 

 

 

Ограничения данного подхода

 

 

 

 



Задание 6
Какой принцип развивающего обучения по мнению Л. В. Занкова раскрывается в приведенном ниже примере? Обоснуйте свою точку зрения и раскройте сущность данного принципа.
«На уроке русского языка (работа в группах) учитель начальных классов реализует данный принцип таким образом.
Предложения записаны на листочках у каждого ученика. Учитель объясняет задание: «Вы должны подчеркнуть только прилагательные». Начинает руководитель группы, ведет первое предложение, показывая образец выполнения, затем по одному предложению ведёт каждый член группы. Помочь однокласснику при выполнении задания можно только задав вопрос, наталкивающий на правильный ответ.
При работе в парах один ученик ведет предложение, второй задает вопрос по встречающимся орфограммам».


Задание 7
Охарактеризуйте технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова и технологии развивающего обучения Л. В. Занкова, используя следующие словосочетания:
а) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность се качеств;
б) применение индуктивного метода;
в) формирование теоретическое мышления;
г) формирование не столько знаний, умений и навыков, сколько способов умственной деятельности.


Задание 8
При формировании умений используют различные виды обучения. Наиболее эффективными, как показали исследования, являются проблемное обучение, программированное обучение и поэтапное формирование умственных действий.
Определите, какой вид обучения использован в приведенных ниже примерах.
а) проблемное обучение;
б) программированное обучение;
в) поэтапное формирование умственных действий.
1) Сначала ребенка обучают решать задачи (например, 5 + 3) на палочках, практическим их складыванием. Затем убирают палочки и заменяют их словесным называнием («тройка - это три единицы», «пять да один - шесть»; «шесть да один - семь»; «семь да один - восемь») Наконец, ребенку предлагают решать задачи в уме и т. д.
2) На первом этапе ребенку предлагают прослушать рассказ о круговороте воды в природе, затем ему нужно запомнить порядок движения и факторы, влияющие на круговорот воды. По итогам опроса ребенок получает отметку и разрешение приступить к изучению следующей темы.

Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.