На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения

1. Организация обучения детей в младшем школьном возрасте.
2. Психологические основы учебной деятельности подростка.
3. Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника.
4. Студент как субъект учебной деятельности.

Список литературы

1. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций:
учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с. - ISBN 9785973403249.
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5534-01565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
3. Сарычев, С. В. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].


Практические задания


Задание 1
Ученик 9 класс К. заявил, что не хочет изучать математику, так как в дальнейшем собирается стать историком. Каким образом можно пробудить интерес к математике?
Задание 2
В чем психологическая природа феномена «отхода от школы» А. Н. Леонтьев у подростков? В чем его специфика у современных подростков?
Задание 3
Заполните таблицу.

Возраст

Возрастные особенности, которые могут влиять на успешность обучения

Младший школьный возраст

 

Подростковый возраст

 

Юношеский возраст

 

Студенческий возраст

 



Задание 4
Прочитайте статью о поколении детей, родившихся в 2000 -х гг. (Сапа А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Вып. 2. С. 32-38.)
Вопросы:
1. Каковы психологические особенности детей из поколения Z?
2. Перечислите проблемы, которые возникают у этих детей в процессе учебной деятельности.
3. Проанализируйте рекомендации учителям по организации взаимодействия с учениками поколения Z.


Задание 5
Прочитайте отрывок из книги Я. Корчака «Несерьезная педагогика»:
«Школа и интернат - поле для исследований, педагогическая клиника.
Почему один ученик, приходя в класс, всюду сует свой нос, со всеми болтает и лишь звонок с трудом заставляет его усесться на свое место? А другой сразу идет к своей парте и даже на перемене неохотно ее покидает? Что за личности, что должна дать им школа и чего может требовать взамен?
Почему один, когда его вызываешь отвечать, идет охотно, с поднятой головой и победной улыбкой, энергично вытирает доску, пишет крупно и размашисто, сильно нажимая на мел? А другой нерешительно встает, откашливается, поправляет одежду, нога за ногу, потупившись, плетется к доске, вытирает ее, только если скажут, и пишет маленькими бледными буквами?
Кто выбегает на перемене из класса первым, а кто - последним?
Кто часто тянет руку (знает, умеет, хочет ответить), кто - редко, а кто - никогда?
Если на уроке тихо, кто первым поднимает шум, а кто в общем гомоне хранит молчание?
Кто (и почему) занял это, а не другое место на первой или на последней парте, рядом именно с этим одноклассником?
Почему один возвращается домой в одиночку, а другие - парами или гурьбой? Кто часто меняет друзей, кто хранит верность?»


Вопросы:
1. Как вы понимаете фразу Я. Корчака «Школа или интернат - поле для исследований, педагогическая клиника».
2. Как проявляются описанные характеристики поведения учеников в зависимости от возраста?
3. О каких психологических феноменах пишет Я. Корчак в этом отрывке?
4. Предложите варианты взаимодействия учителя с описанными в отрывке учениками.


Задание 6
Заполните сравнительную таблицу психологических особенностей у разных субъектов учебной деятельности:

Субъект

Возраст

Ведущий тип деятельности

Новообразова
ния

Знания, умения, навыки

Младший
школьник

 

 

 

 

Подросток

 

 

 

 

Старшеклассник

 

 

 

 

Студент

 

 

 

 



Задание 7
Сформулируете проблемы, с которыми могут обратиться родители учеников разного возраста к школьному психологу.


Задание 8
Выделите проблемы учебной деятельности, с которыми сталкиваются студенты вашей специализации. Предложите варианты их разрешения.

Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.