На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогические ситуации для анализа
Психолого-педагогические ситуации для анализа
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

ЗАДАЧА 1
Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое.
На следующем уроке учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.


— Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница.
— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик.
Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.
Вопросы
1. Что дальше должна сделать учительница?
2. Почему такое решение задачи оказалось возможным?


ЗАДАЧА 2
Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходит к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя пред зеркалом вечерами, Катя горевала:
— Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки? И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..
Вопросы
1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?
2. Как помочь Кате в решении ее проблем?
3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?


ЗАДАЧА 3
Мы много спорили с подругой — какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это...
Я точно знаю, куда не пойду: в учителя — не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, т. к. от работы с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую, однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хочу, чтобы она была связана с животными и с большим количеством поездок.
Тогда тебе нужно идти работать в цирк! — воскликнула подруга и добавила: — А по мне — лишь бы получать прилично.
Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права и, если нет призвания, надо думать о заработке?
Вопросы
1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?
2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации?


ЗАДАЧА 4
Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «i». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, — он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»
Вопросы
1. Каков стиль обучения на уроке? Что служит критерием успеха?
2. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?
3. Что делает учитель, чтобы обучение обеспечивало развитие учеников?


ЗАДАЧА 5
Во время встречи школьных выпускников произошел следующий разговор.
Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие:
— Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась.
Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются:
— С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.
— Так это же моя работа, — улыбается она.
Среди выпускников еще один будущий медик — Алла. Она будет стоматологом.
— Алла, почему ты пошла в стоматологический?
— Марина решила, ну и я с ней.
— И как, нравится?
— Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником.
— Из университета в техникум? Но зачем?
Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача.
Вопросы
1. Сравните две позиции в отношении выбора профессии.
2. Какими критериями оценки труда пользуются девушки?
3. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека?


ЗАДАЧА 6
Урока Коля не выучил, это было ясно всем. И как ни старался, так ничего вспомнить не мог. Коля стоял и досадовал на себя, на свою соседку по парте Лену, которая не могла ему подсказать, на учителя, который так много, по его мнению, всегда задает по истории. Вконец раздосадованный, он не выдержал и надерзил учителю.
— Непонятно, зачем вообще нужна эта история? И что за беда, если кто-нибудь не будет знать, в каком веке правил Тутанха- мон, на чьем имени язык сломать можно. Вот химия или физика — другое дело, на них не жаль ни сил, ни времени.
— Зачем высказался-то? — укорял его на перемене друг Костя. — Теперь вот влетит. Погоди, еще мать вызовут.
— Но если я в самом деле не люблю историю! — горячился Коля.
— Он не любит... — насмешливо передразнил Костя. — А ты думаешь, я больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их любить. Их не любить, а изучать надо, понял? Пойди и извинись перед учителем. Погорячился, мол, наболтал лишнего, простите.
— Но я действительно не люблю историю.
— А я тебя не за это ругаю, а за твою глупость. Мало ли кто чего не любит. Не забывай, скоро на нас характеристики писать будут.
Вопросы
1. Какие просчеты в воспитании налицо?
2. Каким, по-вашему, будет продолжение этой ситуации?
3. Как должен вести себя учитель с Колей?


ЗАДАЧА 7
Дочь вернулась из школы.
Дочь: Меня сегодня вызывали к завучу.
Мама: Да?
Дочь: Ага. Светлана Ивановна сказала, что я слишком много болтаю на уроках.
Мама: Понятно.
Дочь: Терпеть не могу эту старуху. Когда она зудит, мы с Галей рассказываем друг другу анекдоты.
Мама (поднимает глаза от вязанья на дочь): ...?
Дочь: Ведь учителей не выбирают. Конечно, мне бы лучше смириться. Плохих учителей почему-то в нашей школе больше, чем хороших, и, если я буду с каждым из них ссориться, я не смогу поступить в колледж. Получается, что я сама себе делаю хуже.
(Во время этой реплики мать не произносит ни слова.)
Вопросы
1. Объясните поведение матери и ее влияние на дальнейшее отношение дочери к учителям и школе.
2. Выполняет ли молчание воспитательную функцию?


ЗАДАЧА 8
Третьеклассники активны: каждый стремится заметить
ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может читать лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учителя.
Вопросы
1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?
2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?
3. Какие выводы должен сделать учитель?


ЗАДАЧА 9
— Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, — говорит отец девятикласснику. — Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?
— Мне так нравится, — отвечает сын.
— Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, — возражает отец.
— Ну и что?
— Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, — парирует в ответ отец.
— Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, — отвечает сын.
— Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? — не перестает убеждать отец.
— Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, — говорит сын.
— Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, — замечает отец.
— Я не могу на тебя смотреть вот такого, — отец не теряет надежду переубедить сына.
— Ну, тогда и не смотри, — уходя, бросает в ответ сын.
Вопрос
Какие особенности взаимоотношений отца и сына проявились в этой ситуации?


ЗАДАЧА 10
— Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить случайное попадание футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
— Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.
Вопросы
1. Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?
2. Какой «воспитательный» прием применил отец для воздействия на сына?
3. Какое наказание вы считаете педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?


ЗАДАЧА 11
Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.
— Надень пальто, — говорит мать. — Этот жакет слишком легкий для такой погоды.
— Не хочу! — отвечает дочь
—Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? — говорит мать. — Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать с таким ребенком?
— Хорошо, давай я надену под жакет свитер.
— Прекрасно, — соглашается мать.
Вопросы
1. Какие качества будут развиваться у дочери при таком поведении матери?
. Какой воспитательный прием применила мать для воздействия на дочь?


ЗАДАЧА 12
Юрий Алексеевич получил очень озорной, неспокойный класс, который с первого же урока решил, по словам школьников, «испытать химика на герметичность». Когда Юрий Алексеевич вошел в кабинет, то из одного угла послышалось:
— Ку-ку.
Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:
— Ку-ку.
Потом, как только он начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь.
В ответ Юрий Алексеевич сказал всему классу:
— Ку-ку, ку-ку!
И все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После этого урок продолжался спокойно.
Вопросы
1. Почему описанное поведение учителя способствовало разрешению ситуации?
2. Для какого возраста свойственно подобное поведение школьников?


ЗАДАЧА 13
Два мальчика ведут разговор о главном герое фильма, который только что посмотрела группа мальчишек. Под руководством педагога обсуждаются поступки этого персонажа.
Условия ведения диалога таковы: один обосновывает свою точку зрения по поводу того, согласен он или нет с действиями и поступками героя. Второй должен сначала повторить то, что сказал ему первый, а затем высказать свою точку зрения. Затем первый, в свою очередь, повторяет все, что сказал второй, и потом продолжает развивать свои доводы и суждения.
Вопросы
1. Чему учит детей педагог?
2. Для какого возраста подойдут предложенные педагогом правила беседы? При каких условиях диалог будет эффективен для более младшего возраста?


ЗАДАЧА 14
В классе шум, грязь, школьники к уроку не готовы.
— Садитесь, садитесь. Сходите, кто-нибудь в учительскую, возьмите там карты на шкафу, — обращается учитель к классу.
Бросаются к выходу несколько мальчишек.
— Куда, куда! Пойдет один кто-нибудь, да поскорее.
— Можно мы вдвоем? - выкрикивает ученик с места.
— Ну, хорошо, только быстрее.
— И я с ними? - еще один ученик с места.
— Нет! Я сказал: пойдут двое!
— Вы же сказали, пойдет один? — сказал обиженно мальчик, вставший третьим.
— Что? Ах, да... Что у вас там? Прекратите шум.
Шум, продолжаясь, нарастает.
— И почему у вас всегда учебники открыты? Что это за мода такая? Вопрос: когда образовалось Древнерусское государство. Каковы причины его возникновения? Борисов! Сейчас же оставь его! — ученику, затеявшему возню с соседом по парте.
— Это не я! — с места кричит Борисов.
— Сейчас посмотрим, кто у нас пойдет отвечать. — Долго ищет по журналу нужную фамилию, в классе все притихли в ожидании.
Вопросы
1. Проанализируйте поведение учителя.
2. Какими способами можно быстро наладить дисциплину в классе и поддерживать ее?


ЗАДАЧА 15
Полина не умела плавать, но, чтобы пойти вместе со всеми ребятами в поход, ей надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отвечала отказом. Но ближе ко дню отправки она сдалась и решила учиться плаванию.
— Хорошо, — говорила она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно... спокойно!..»
Так они проплыли вместе почти 100 метров. Полина была очень довольна своим успехом и на вопрос, страшно ли, ответила:
— Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу, страшно или нет.
Позже она призналась подруге:
— Так страшно было проплыть первые 10 метров, а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.
Вопросы
1. Каковы истинные мотивы обучения плаванию у Полины?
2. Что помогло Полине преодолеть страх?
Источник: Педагогическая психология : практикум / сост. : М. В. Башкин, А. С. Кашапов ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2018. — 56 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.