На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология безопасности как отрасль психологической науки
Психология безопасности как отрасль психологической науки
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Общие проблемы безопасности труда.
Основные цели психологии безопасности труда.
Факторы, влияющие на безопасность труда.
Причины и предпосылки несчастных случаев.
Факторы, обусловливающие способность человека противодействовать опасности в труде.
Меры и способы противостояния несчастным случаям.


Психология безопасности изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и особенно подробно анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Любая наука или ее отрасль (область науки) всегда имеет свой предмет и объект исследования. Так, например, как мы знаем, объектом психологической науки является главным образом человек. Объектом психологии труда является трудовая деятельность человека, предметом - психологические факторы, влияющие на ее процесс и результаты. Психологические вопросы безопасности по традиции принято связывать с психологией труда, и это обстоятельство обусловило тот факт, что изучение данных вопросов годами велось в области производственного и сельскохозяйственного труда. Этому способствовало и то обстоятельство, что именно в названных видах труда наиболее часто возникали несчастные случаи, и здесь они носили наиболее тяжелый характер, что влекло за собой наибольший ущерб экономического и социального порядка. С развитием более молодых отраслей психологии, например, инженерной, авиационной и космической, обнаружилось, что психологический аспект безопасности в труде военного или оператора (в том числе, летчика, летчи- ка-космонавта) не менее актуален, чем в труде рабочего. Поэтому в каждой из этих отраслей стали самостоятельно изучаться вопросы безопасности интересующих видов деятельности.
Следует отметить, что проблемы безопасности присущи не только тем видам деятельности, где используется техника. Так, например, труд следователя, милиционера (им приходится иметь контакт с преступниками) зачастую более опасен, чем труд обычного рабочего. В нем имеют место и элемент высокой опасности, и средства защиты, и необходимость риска, и многие другие факторы, которые являются объектом изучения психологии безопасности труда. Труд врача тоже оказывается нередко связан с высокой опасностью заразиться и тяжело заболеть, к тому же, в деятельности врача существует опасность причинить вред больному. Известно, что, когда человек непреднамеренно наносит повреждение другому, он обычно переживает свою ошибку тяжелее, чем тогда, когда наносит такое же повреждение самому себе. Поэтому опасность ошибиться в серьезной хирургической операции или при применении сильнодействующего лекарства переживается врачом часто значительно сильнее, чем опасность получить травму на производстве рабочим .
Осознание степени риска, его необходимости, цены ошибки, использование средств защиты и многие другие факторы, связанные с опасностью, нередко присутствуют и в деятельности спортсменов.
Из всего сказанного следует, что психологические проблемы безопасности труда присущи целому ряду различных видов деятельности. Отсюда понятно, что нельзя ограничивать круг этих проблем вопросами только производственного и сельскохозяйственного труда. Поэтому психологию безопасности, вероятно, целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.
Психология безопасности труда - отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности. Объектом исследований являются психические процессы (восприятие, внимание, память и др.), которые порождаются деятельностью человека и влияют на его психическое состояние, свойства личности и безопасную поведение во время работы.
Здоровье человека - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности и психического благополучия. Здесь важную роль играют свойства и особенности психики и сознания. Характер трудовой деятельности человека определяется не только физическими нагрузками, но и величиной нервного и эмоционального напряжения, ритмом и темпом работы, ее монотонности, объема восприятия и переработки информации. От этого зависят рациональный режим труда и отдыха, организация рабочего места, способы проведения профессионального отбора, методы профессиональной ориентации.
На безопасность труда человека влияет на его психическое состояние: наличие конфликтов, усталость, заболевания, зависимость от наркотических средств, алкоголя, никотина, особенности психики. При наличии опасных факторов (движущиеся детали машин, загромождение проходов, плохое освещение и т. д.) и подавленного состояния психики человека могут возникать несчастные случаи.


Основными целями психологии безопасности труда являются:
• оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;
• прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Для достижения этих целей психология безопасности труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов зависят от профиля и специфики производства организации.


Выделим ряд факторов, влияющих на безопасность труда:
■ особенности нервной деятельности (темперамент);
■ функциональные состояния и изменения организма;
■ нарушение между сенсорными и моторными процессами;
■ пристрастие к алкоголю и наркотикам;
■ неосторожность;
■ неопытность;
■ утомление;
■ влияние биологических ритмов;
■ атмосферные и космические явления;
■ свойства характера. Среди характерологических особенностей, связанных с подверженностью травматизму, чаще других исследователи называют агрессивность, чрезмерную самоуверенность, неуважение и недостаточную чувствительность к другим людям, выраженную способность к сочувствию и переживанию, слабую дисциплинированность, тревожность, нерешительность, чрезмерную замкнутость или, напротив, общительность, независимость, критичность, гиперответственность, склонность к риску;
■ пол. Практика показывает, что при прочих равных условиях несчастные случаи с женщинами, как правило, происходят значительно реже, чем с мужчинами, несмотря на то, что ошибок в работе женщин, в общем, бывает больше. Однако такое «превосходство» женщин проявляется только при работе в нормальных, обычных условиях. При усложнении условий работы, особенно в экстремальной обстановке, надежность и безопасность работы женщин существенно понижаются. Женщины быстрее утомляются, острее реагируют на организационные неполадки, опасные ситуации. Таким образом, женщины реже создают опасные ситуации, а мужчины в подобных ситуациях в большей мере способны избегать несчастных случаев. Следовательно, для обеспечения безопасности труда женщин надо в первую очередь стремиться к созданию нормальных условий труда, устранению причин, вызывающих переживание тревоги и страха;
■ стаж и возраст. Статистика свидетельствует, что среди пострадавших от несчастных случаев на производстве преобладают молодые люди в возрасте до 25 лет (первый пик травматизма). Однако анализ конкретных несчастных случаев позволяет заключить, что целесообразно соотносить травматизм не столько с возрастом, сколько со стажем работы. Значит, не какие-то свойства, присущие молодым, а отсутствие опыта, необходимых знаний, навыков, умений чаще приводят к травмам. В то же время, при профессиональном стаже примерно в 5 лет отмечается второй скачок числа несчастных случаев, причиной которого является неосмотрительность. Развитие профессиональных навыков, опыт работы без травм повышают уверенность в своих силах, создают ощущение, что всесильности. К сожалению, это часто приводит к снижению осмотрительности, ослабляет профессиональную бдительность. Данное явление получило название вторичной беспечности. Одной из действенных мер профилактики вторичной беспечности служит более строгий контроль в отношении рабочих со стажем около 5 лет со стороны руководства;
■ психические состояния - стресс, утомление.
К социально-психологическим предпосылкам несчастных случаев отнесем взаимоотношения в коллективе и групповые нормы, коллективную позицию по отношению к опасности и мерам ее предотвращения и подверженность работников несчастным случаям, а также неправильные действия.
Неправильные действия разделяют на ошибки — непреднамеренные действия, вызванные психофизиологическими и ситуационными факторами (неблагоприятные условия труда, недостатки в конструкции оборудования и т. д.) и сознательные нарушения. Хорошо известно, что далеко не все неправильные действия приводят к травмированию. Именно поэтому их часто и допускают. Однако необходимо иметь в виду, что такие действия всегда создают травмоопасные ситуации, резко повышая вероятность возникновения несчастного случая.
При анализе несчастных случаев выделяют их причины и предпосылки:
- причина - это то, что непосредственно вызвало несчастный случай;
- предпосылка - это предварительное условие, «благоприятный фон», на котором развертывается действие причины.
Среди социально-психологических качеств, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Известно, что игнорирование норм безопасности чревато для работника получением физического и социального ущерба (вред здоровью и наказание).
Рассмотрим, каково же соотношение удельного веса этих последствий в мотивах безопасной работы.
Под влиянием чрезмерной мотивации («перемотивации») может нарушаться адекватность восприятия человеком реальной ситуации, а событие, которое является нежелательным (например, опасная производственная ситуация), кажется менее вероятным. С другой стороны, чем сильнее мотив к достижению значимой для субъекта цели, тем больше угроза ее недостижения. Здесь действует закономерность, установленная на основе экспериментальных исследований: «Деятельность не достигает успеха, когда человек чего- то совсем не хочет или хочет этого чрезмерно».
Напомним мотивы труда и их взаимосвязь.
В труде, согласно исследованиям, проявляются пять основных мотивов:
■ выгода;
■ безопасность;
■ удобство;
■ удовлетворенность;
■ нивелирование личности в трудовом коллективе.
Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода (заработная плата, премиальные), и социальная выгода (престиж, самоутверждение, профессиональная гордость). Наличие выраженной связи между фактическими результатами труда и полученными при этом выгодами, как показывают исследования, усиливают силу мотива выгоды. Поэтому важно, чтобы работников систематически и своевременно информировали о результатах их труда.
Мотив безопасности проявляется в стремлении избегать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью понимается не только возможность физических повреждений, угрожающих здоровью и жизни работника, но и материальные опасности, связанные с поломкой техники, лишением премии, снижением разряда, понижением в должности, а также опасности общественного порядка (административные наказания, потеря уважения, авторитета и пр.).
Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно оказываются не те, которые объективно являются самыми простыми, а те, для выполнения которых у человека уже выработаны навыки. Особенно «неудобными» оказываются те элементы и приемы труда, которые представляются рабочему ненужными и противоречат сложившимся у него навыкам. Поэтому нередко средство индивидуальной защиты, без которого, по мнению работника, можно обойтись, представляется ему особенно неудобным, хотя на деле оно может почти не мешать работе.
Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Такое удовлетворение может возникать непосредственно от достигнутого результата, а может быть опосредовано тем вкладом, который вносит данный результат в достижение более далекой цели. Появление мотива удовлетворенности зависит от ценностных ориентаций, склонностей, интересов работника. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует личностной направленности работника, представляется ему престижной. Но и в таких профессиях одни виды деятельности могут создавать большую, другие меньшую удовлетворенность.
Мотив нивелирования проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, как принято поступать в данной рабочей группе, иначе говоря, в стремлении быть не хуже других. Этот мотив принципиально отличается и от мотива социальной выгоды, и от мотива избегания общественного осуждения тем, что в данном случае человек не ждёт ни награды, ни наказания. Мотив учета мнения товарищей происходит от свойственного человеку стремления присоединиться к мнению окружающих, от осознания, что окружающие чего-то ожидают от него.
Все перечисленные мотивы присутствуют в деятельности любого работника. Однако роль и удельный вес каждого из них в общей мотивации у разных работников не одинаковы. Иерархия мотивов вместе с иерархией потребностей отражают ядро личности, которое можно определить как ее направленность .
Исследователями отмечаются факторы, обусловившие временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего от травмы. Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.
Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. Это связано с неопытностью работающего: недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определить возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.
Мы уже отмечали, что связь между накоплением опыта и снижением аварийности нельзя рассматривать, как постоянно нарастающую кривую. В исследованиях обнаружено, что примерно на 5-м году стажа работы (+2 года) наблюдается второй пик травматизма (первый пик, как было сказано, наблюдается в начале трудовой деятельности). Причина этого скачка заключается уже не в неопытности, а в том, что, по мере приобретения опыта, у работника появляется уверенность в том, что он в состоянии избегать аварий и травм, может всегда находить правильные решения в аварийных ситуациях. Он начинает переоценивать свои возможности, проявлять неосторожность, недостаточную осмотрительность и даже пренебрежение правилами безопасной работы и средствами защиты.
Таким образом, формирование самоуверенности, притупление бдительности, появление определенной беспечности в отношении соблюдения техники безопасности являются еще одним негативным аспектом влияния опыта на безопасность труда.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Второй пик травматизма - это проблемы не только в плане усиления внимания к работникам в этом периоде работы, но и в плане их психологического просвещения. Во-первых, им следует сообщить сведения об этом пике травматизма и его психологических причинах и, во-вторых, их необходимо настраивать на строгое соблюдение требований независимо от стажа работы. Такое просвещение способствует осознанию опасности излишней самоуверенности и притупления бдительности и возникновению установок на нейтрализацию этих негативных тенденций. Влияние опыта ставит вопрос о совершенствовании обучения и системы контроля за соблюдением правил безопасной работы. При этом возникает необходимость решать и воспитательные задачи: овладение правильными способами деятельности.
Временная склонность к несчастному случаю может быть связана с каким-то отрицательным опытом, с памятью о прошлом. Однажды пережитый несчастный случай может вызывать остаточное психическое воздействие, которое увеличивает подверженность опасности. Человек, пострадавший на какой-то фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы непреодолимое чувство страха и неуверенность, приводящую к ошибкам и повторению несчастного случая. Эти предпосылки, или косвенные причины, начинают относительно стабильно действовать уже до начала несчастного случая. Ведь они становятся фоном опасного поведения. Осознание работником того, что он может легко допустить ошибку, способствует возникновению чувства неуверенности, которое, в свою очередь, может способствовать, возникновению ошибок в работе. Необходимо иметь в виду, что опыт выполнения правил охраны труда может влиять и в позитивном, и негативном планах. Например, когда речь идет о привычках, то это могут быть привычки к строгому соблюдению правил безопасной работы или, наоборот, привычки к отступлениям от этих правил.
Итак, установлено, что смертность от несчастных случаев (в том числе, на производстве) в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности труда. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда.
Попутно уделяется внимание техническому обучению людей безопасным приемам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы. Однако, согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек. В общем деле создания безопасных условий труда значительную роль играют те науки, которые обеспечивают технический прогресс, разрабатывают и создают безопасную технику. Но, как видим, эффективность технических мер предотвращения несчастных случаев во многом зависит и от самих трудящихся, от их поведения, субъективного отношения к труду и к требованиям безопасности. Психология безопасности труда призвана способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные последствия неправильного поведения на рабочем месте. В то же время, нельзя рассматривать этот процесс изолированно от развития сознательности трудящихся, точно так же, как осознание объективных условий безопасности труда неотделимо от общего процесса развития производительных сил.
Внутри нашей психологии труда самостоятельно исследуются проблемы безопасности труда. Психология безопасности труда - это применение психологических знаний в области охраны труда. Как для психологии труда вообще, так и для психологии безопасности труда в частности, характерна необходимость сотрудничества с другими науками, действующими в той же области. Охрана труда включает в себя такой комплексный круг проблем, где сочетаются проблемы профессиональной подготовки, техники, технологии производства, здравоохранения и техники безопасности. Применение знаний психологии может привести к успеху лишь тогда, когда они органически входят в единую систему мероприятий по охране труда. Ученые высказали мысль о целесообразности сознания единой науки о труде - эргономике, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей ее оптимизации по критериям этих наук (см. выше). В процессе труда участвует человек, который обычно при посредстве соответствующих орудий воздействует на предмет труда в существующих условиях среды.
Непосредственным источником опасности для человека может явиться любой из компонентов труда: предмет труда, орудия труда, внешняя среда. Виновником может быть сам рабочий или его неправильные действия, или техника. Процесс труда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующей организацией труда.
Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Этот фактор определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды.
Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечет за собой профессиональное заболевание.
Опасные производственные факторы можно разделить на явные, когда их опасность очевидна и для ее устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате особого поведения человека.
Несчастный случай - это внезапное непреднамеренное повреждение человека, происшедшее в результате воздействия опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека
в опасной зоне. Вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения, появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Кроме них, требуется обычно еще определенное стечение целого ряда других обстоятельств. Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств, когда человек находится в опасной зоне. Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной.
Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, подобное событие иногда квалифицируется и как катастрофа. Несчастный случай порой расценивают как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации, как результат его неправильных реакций на такую ситуацию.
Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в ее своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования. Жесткие временные ограничения, которые обычно возникают в таких ситуациях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально и психологически напряженной.
Для процесса труда, трудовой деятельности можно выделить две главные категории переживаний:
- эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели;
- эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порожденные различными опасностями для человека, угрозами его ценностями. Уровень тревоги, возникающей в опасной ситуации, оказывается обусловлен как тяжестью вытекающих из нее последствий, так и возможностью их реализации.


Но можно выделить и факторы, обусловливающие способность человека противодействовать опасности в труде:
■ биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;
■ фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;
■ фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;
■ фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы.


В сфере производства система безопасности труда решает ряд задач:
• способствует обеспечению общей организации безопасности производства;
• способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов;
• способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;
• осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы.
И еще заметим: предрасположенность к несчастным случаям следует рассматривать не просто как составляющую индивидуальнопсихологических качеств работника, но и как результат соединения вышеназванных качеств с определенными производственными условиями.
Российские/советские исследователи еще в 30-е годы прошлого века отмечали, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды, и что показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько прирожденным качеством, сколько результатом такого развития, а недостатки индивидуальных качеств человека проявляется в экстремальных ситуациях, особенно ярко всплывают слабости консервативных свойств человека и, в частности, его нервной системы. Кстати, выявлялись и основные факторы предрасположенности к несчастным случаям:
- эмоциональные свойства и качества темперамента;
- низкие показатели качества внимания (его концентрации, распределения и переключения);
- малая наблюдательность (осмотрительность);
- недостаточная сенсомоторная координация;
- низкая выносливость;
- склонность к риску.


Существует мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям следует искать в том, как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлен к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая.
Женщины, как мы уже говорили выше, реже создают опасные ситуации, а мужчины способны избегать несчастных случаев. Видимо, для обеспечения безопасности труда женщин следует стремиться к созданию нормальных условий труда и устранению, по возможности, причин, портящих настроение/состояние, вызывающих у них переживания тревоги и страха.
Среди психофизиологических состояний следует выделить и трудовое утомление - комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Данный конфликт отражается в сознании человека и переживается им в виде состояния усталости, развитие которого, кроме физиологических, в значительной мере обусловлено и психологическими факторами - потребностью в работе, мотивацией, интересами146.
Конечно, не надо забывать, что подверженность несчастным случаям существенно повышается с ухудшением состояния здоровья работника. И, конечно, стоит помнить о стрессе. Под стрессом принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или всего организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой, лишение сна и другие стрессы (облучения и т. д.).
Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

В результате единичной или повторяющихся стрессовых, психотравмирующих ситуаций, таких, как, участие в военных действиях, тяжелая физическая травма, тяжелый труд, сексуальное насилие, либо угроза смерти, может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство, представляющее собой тяжёлое психическое состояние.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел У. Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Г. Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервнопсихического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Экспериментально доказано, что с ростом активизации нервной системы до определенного уровня, продуктивность поведения повышается, но с дальнейшим ростом она начинает падать. Из этого следует, что стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва.
Пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Но это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.


Можно выделить шесть групп производственных стрессоров:
> интенсивность работы;
> давление фактора времени;
> изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих;
> однообразная и монотонная работа;
> недостаточная двигательная активность;
> различные внешние воздействия.


Можно добавить и фактор нарушения стереотипной системы труда, возникающий в связи с поломками техники и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе деятельности.
Каждый из названных факторов в отдельности порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Для современного производства типичны экстремальные ситуации крайних типов:
- первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивной работы и жестокие ограничения во времени вынуждают рабочего предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы;
- другой тип экстремальной ситуации возникает из-за недостатка или однородности поступающей информации, недостатка межличностного контакта, низкой двигательной активности.


Для стрессовых ситуаций того и другого типа характерна одна общая черта - появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностям. В первом случае этот конфликт возникает в основном в результате роста требований, предъявляемых к человеку, во втором из-за снижения возможностей человека по выполнению прежних требований. В том и в другом случае человек не может справиться с заданием, и в результате такой конфликтной ситуации становится предрасположенным к несчастным случаям. Можно предположить, что тот, кто долго настроен на возможность допущения ошибки, тот станет жертвой, поскольку волнение перед ожидаемым несчастным случаем может привести к его реальному возникновению. Но не только уверенность в том, что несчастный случай должен непременно произойти, а уже и само сознание того, что такая возможность имеется, может нарушить нормальное состояние - появляются волнение, предчувствие, страх, что это событие произойдет. Подобные состояния принято называть беспокойством тревоги - предвидением нежелательных результатов. Если состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность, то беспокойство тревоги - реакция на отрицательное событие, которое можно предотвратить. Поэтому и природа этих реакций различна.
Реакция страха заключается в направленности организма на самосохранение, реакция беспокойства тревоги - на мобилизацию внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события. Здесь просчитываются такие категории ошибок: к одной категории можно отнести ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создает опасную ситуацию своими неправильными действиями. К другой категории можно отнести такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать.
Несчастные случаи бывают связаны с неиспользованием индивидуальных ресурсов или с их нехваткой. Качества, связанные с мотивационными особенностями субъекта, определяют неиспользование возможностей, а психофизиологические качества - их ограниченность.
В настоящее время существует масса отраслевых направлений безопасности труда. Этими вопросами занимаются военные, пожарные, шахтеры, летчики, моряки, строители, специалисты по транспорту и сельскому хозяйству и т. д. Но у всех внешне разных видов деятельности есть общий знаменатель - психика человека, который является субъектом труда. Поэтому существуют общие, системные вопросы безопасности, которые необходимо исследовать в первую очередь, так как они важны для всех сфер деятельности человека.
Однако, если говорить честно, нет абсолютно безопасных профессий, хотя есть профессии с повышенным уровнем опасности (шахтеры, летчики, водители, работники силовых структур и пр.). Люди гибнут, даже занимаясь, на первый взгляд, безопасной профессиональной деятельностью - в офисах - от удара током, в транспорте - во время нахождения в служебной командировке, при падении со стула (когда бухгалтер лезет за папкой, лежащей на шкафу) и т. д. М. А. Котик (см. выше) отмечал важность учета субъективного характера опасности труда, который может совпадать или не совпадать с объективными признаками опасности для жизни и здоровья человека.


Повышение актуальности психологии безопасности труда в последнее время обусловлено рядом объективных причин:
• с развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир - как по разнообразию, так и по интенсивности. Возросла и сила этих воздействий;
• с увеличением силы и скорости производственных процессов психофизиологические возможности человека стали все больше отставать от них (скорость принятия решения и сенсомоторной реакции человека уже не успевает за скоростью технологических процессов);
• с возрастанием масштабов современного производства и его энергетических мощностей возрастает и цена ошибки;
• по мере выполнения человеком рутинных трудовых функций происходит постепенная адаптация человека к опасности, и он теряет бдительность.
Любая авария или несчастный случай являются результатом взаимодействия разнообразных факторов:
• субъекта с его физическими возможностями и психологическими особенностями;
• предметов и средств труда;
• материальных и социальных условий реализации трудовых функций;
• особенностей организации, в которой он работает (ее корпоративной культуры нормативами деятельности) и др.

культура

Добавим: организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у них особых психических состояний, которые не являются постоянных свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека .
Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.
Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Пароксизмальные перерывы в деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция - гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления, снижение настроения. Все это сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.
Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.
Итак, под общей организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от общего усовершенствования техники и технологического процесса и вплоть до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Предполагается, что безопасность труда должна закладываться уже в процессе проектирования техники и условий труда. Однако не следует забывать и о развитии средств, методов, приемов, техник для психологического настроя на безопасную трудовую деятельность.
Для ограждения человека от опасных производственных факторов или понижения уровня их воздействия, в оборудование встраиваются специальные устройства, выполняющие функции средств защиты. К таким средствам защиты предъявляется одно серьезное требование: выполняя свои защитные функции, они не должны создавать рабочему помехи при выполнении основной трудовой задачи. Поэтому операции по использованию средств защиты должны органично вписываться в трудовой процесс, а не быть просто добавками к рабочим операциям.
Средства индивидуальной защиты, в отличие от стационарных, придаются не машинам, а непосредственно работающему человеку,
К индивидуальным средствам относятся: защитные каски, защитные очки, противошумы, защитная одежда и прочее снаряжение. Причем, если стационарные средства - это машина, то индивидуальные средства полностью ложатся (в прямом смысле) на человека, в той или иной мере ограничивая, а порой даже стесняя его действия. Поэтому разработка средств индивидуальной защиты, которые охраняли бы рабочего и не только не мешали, но и содействовали основному трудовому процессу, является наиболее сложной психологической и технологической проблемой безопасности труда. Примером средства индивидуальной защиты, органически входящего в трудовой процесс, могут служить защитные очки с корригирующими стеклами. Подобные очки, улучшая зрение, способствуют большей эффективности работы и одновременно защищают глаза от воздействия опасных производственных факторов.
Еще одной важной задачей системы безопасности труда является разработка и внедрение правил безопасности труда, обучение им рабочих и контроль за знанием и выполнением этих правил. В процессе трудовой деятельности рабочему приходится руководствоваться правилами, соответствующими ограничениями, налагаемыми на него производственным процессом. Эти ограничения человек обычно принимает как объективную необходимость, без соблюдения которой не может быть достигнута цель его трудовой деятельности. Там, где эти ограничения оказываются незначительными, они не создают для рабочего каких-либо дополнительных трудностей. Однако чаще всего с правилами техники безопасности связаны свои дополнительные ограничения, которые в той или иной мере усложняют работу. Поэтому очень важно, чтобы обучение рабочих осуществлялось с учетом и правил производственного процесса, и безопасности труда. В результате у рабочего будут одновременно вырабатываться навыки выполнения трудовой операции и учета правил техники безопасности.
И еще: не менее важное назначение системы безопасности - пропаганда безопасного труда и воспитание в этом направлена человека. Имеется в виду использование наглядной агитации, методов убеждения и стимуляции. Все эти мероприятия направлены на усиление мотивации рабочего к безопасному труду и на повышение его профессионального уровня.
Таким образом, система безопасности труда, воздействуя на человека, способствует, с одной стороны, повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также мотивации к безопасному труду и, с другой, обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и дополнительно повышает его результирующую защищенность.
Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении их воздействия благодаря применению средств защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия им, формируется результирующая производственная опасность.
На базе взаимодействия всех выше рассмотренных подсистем (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда .
И, наконец, о психологических причинах возникновения опасных ситуаций.
В каждом действии человека психология выделяет три составные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих составляющих при выполнении какого- либо действия влечет за собой нарушение или невыполнение действия в целом. Почему, например, человек нарушает правила или инструкции? Потому, что или он не хочет их выполнять, или не знает, как это сделать. А может быть, он просто и не в состоянии их выполнить...


Исходя из этого, можно выделить три группы психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев:
• нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным, обусловленным индивидуальными качествами работника (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к любым ограничениям, нет стимулов к безопасному труду и т. п.). Может быть и временным, когда человек находится в состоянии стресса, депрессии или алкогольного опьянения;
• нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм безопасности;
• нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм, предписаний и т. д.) вследствие несоответствия индивидуальных возможностей работника требованиям выполняемой работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (плохая координация, недостаточная концентрация внимания, неудобное расположение органов управления и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).
Данная классификация позволяет, в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, вводить соответствующие профилактические мероприятия.
По мотивационной части - это пропаганда безопасного труда; по ориентировочной - обучение, отработка навыков; по исполнительной - профотбор, медицинское обследование.
Но, безусловно, самое главное, что определяет психология безопасности труда, это влияние индивидуальных качеств человека
Наше поведение строится по принципу «наименьшего возможного». Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Именно по этой причине рабочие часто не используют средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные способы выполнения работы. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия, способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии.
Большое значение в формировании модели поведения имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия.
Физическая безнаказанность проявляется в том, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Рабочий считает, что вероятность получения ее настолько мала, что ею можно пренебречь.
Социальная безнаказанность обусловлена тем, что зачастую и коллеги, и руководство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как некое нарушение инструкции по технике безопасности. Такая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление работника о личной неуязвимости.


При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения отдельного человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Мы уже неоднократно об этом упоминали - они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т. д. Весь этот спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий формирует ряд психологических причин, по которым человек сознательно нарушает правила безопасной работы:
> экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия»;
> экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды. Это может происходить за счет увеличения темпа работы или пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности;
> адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий - возникает вследствие физической и социальной безнаказанности за совершение неправильных действий;
> самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим, что проявляется в рискованных действиях, риск для таких людей - дело не просто привычное - благородное;
> стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется коллективом. Девиз трудовой деятельности - «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны»;
> самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством;
> переоценка собственных возможностей часто приводит к тому, что зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т. д.;
> склонность к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают потребность «поставить все на карту»;
> надситуативный риск, спонтанный, немотивированный, риск ради риска. Некоторые люди могут, успешно осуществляя какие-либо действия, внезапно ставить перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.


Причины нарушения правил безопасности направлены на то, чтобы найти ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей. Следовательно, для предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры, исключающие возможность создания условий для выполнения опасных действий и лишающие человека возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности.
В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью - стрессом. Мы говорили о стрессе выше, но здесь вспомним о нем, рассматривая вопросы психологии безопасности труда.
Под стрессом принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, то есть в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях.


Однако стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. В аварийных ситуациях в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности вплоть до ее срыва. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз:
> первая фаза - гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции или привести к ошибкам;
> вторая фаза - потеря ориентации. Работник перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация;
> третья фаза - нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге, это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации;
> четвертая фаза - обострение оборонительных реакций и отказ. По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того, чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается эгоцентрическая интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.


Помимо вышесказанного, поведение человека в экстремальных условиях определяется и психологической готовностью к деятельности. Здесь различают заблаговременную - общую (или длительную) готовность и временную - ситуативную готовность.
Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.
Временная готовность - это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.
Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер.
Да, у каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.
В принципе, психологи полагают, что сегодня существует два главных направления в обеспечении безопасности труда:
• снижение уровня производственных опасностей путем создания более безопасных орудий, предметов и условий труда или более эффективных средств защиты;
• повышение уровня индивидуальной защищенности рабочих путем организации их более безопасного поведения.


Наиболее распространенным путем является первый, так как считается, что управлять поведением человека очень сложно, точно предсказать его поведение иногда вообще невозможно, да и сам человек не всегда способен полностью контролировать свои поступки. Но, конечно, и второй путь заслуживает не меньшего внимания, чем первый.
Безопасная деятельность является, прежде всего, следствием правильного отношения рабочего к вопросам охраны труда, его настроя на работу без несчастных случаев. Работник будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой будет верить в это его непосредственный и вышестоящий руководитель. Поэтому все звенья управления производством должны постоянно проявлять интерес к обеспечению безопасности труда.
Политика в области безопасности труда должна быть направлена на коллективный поиск всеми участниками производства на всех его ступенях путей предупреждения несчастных случаев. Каждый на своем месте обязан искать пути решения этой проблемы и вносить свои предложения, причем такие предложения должны всемерно поощряться. Любой несчастный случай, независимо от степени его тяжести, должен привлекать к себе внимание руководителей всех уровней. Все это помогает создавать на производстве общественное мнение, предполагающее, что каждый несет ответственность за безопасность. Только в таком случае у работающих появится уверенность в том, что все вокруг в порядке, появится общий и индивидуальный настрой на безопасную работу.
Объектом особого внимания для безопасности труда на предприятии должно служить появление новой техники или новой технологии. Сразу или вскоре может выявиться непригодность ранее действовавших правил, могут выявиться новые производственные опасности, которые ранее нельзя было предвидеть. Как правило, несчастные случаи наиболее часто возникают в период освоения. Повышенное внимание руководства в это время не останется незамеченным работниками и тоже будет содействовать лучшему их настрою на безопасную работу. Этому способствует и четкое распределение служебных обязанностей между ними с указанием конкретных опасных факторов, от которых каждый обязан защищать себя, а в некоторых случаях и других.
Все перечисленные способы создания психологического настроя рабочего на безопасный труд одновременно способствуют и повышению престижности такого труда. У человека должно возникать чувство гордости уже только потому, что он работает безопасно. Очень важно выработать и отрицательное отношение коллектива к нарушителям правил безопасности.
Выбор методов обучения безопасному труду осуществляется на основе анализа допущенных ошибок. Все ошибки можно разделить на две категории:
- ошибки психомоторные;
- ошибки принятия решения.
Ошибки психомоторной сферы возникают на уровне двигательных операций и проявляются в неловких двигательных актах. Несмотря на то, что работников специально обучают выполнению ручных операций, вырабатывают у них необходимые для этого навыки и умения, причинами несчастных случаев нередко являются именно ошибки такого типа. И как показывает опыт, возникают они чаще всего, не столько из-за недостаточного развития навыков или их нарушения (в связи с утомлением, болезнью и пр.), сколько в результате неправильной оценки ситуации. Неучет отдельных внешних условий ведет к неверной оценке обстановки, самой задачи, а поэтому и к выбору неправильного способа действия по ее разрешению. Все эти взаимосвязанные факторы и порождают ошибки психомоторной сферы, поэтому для безопасного выполнения моторных действий следует, прежде всего, выработать умение полно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию. При наличии необходимых двигательных навыков такие умения будут способствовать исключению психомоторных ошибок и несчастных случаев этой категории.


Значительно сложнее обучать умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Ошибки принятия решения можно разделить на такие типы:
■ ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий);
■ ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи).


Принятию целесообразного и безопасного решения в задачах с ограниченным выбором обучить не столь уж трудно. Труднее научить принятию решения в задачах с открытым финалом. Здесь следует уделять большое внимание развитию аналитических способностей, выработке умения критически оценивать различные трудовые задачи. Работающий человек всегда должен быть готов к действиям в новых, неожиданно возникающих ситуациях. Все этапы обучения должны иллюстрироваться конкретными практическими примерами.
Способность к критической оценке оказывается важной для избегания всех перечисленных категорий ошибок и именно ее следует развивать для обеспечения безопасной работы. Кроме того, обучение безопасному труду должно быть органически связано с обучением профессии. Выработку трудовых навыков следует ориентировать не только на экономное получение высоких результатов, но и на достижение их непременно безопасным путем.
Сами правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории предприятия, чтобы избежать несчастных случаев и аварий. Положительный эффект правил достигается как за счет предупреждения людей о наличии тех или иных опасных производственных факторов, так и путем запрещения тех действий, операций, способов поведения, которые могут повлечь за собой указанные происшествия. Таким образом, правила и вытекающие из них запрещения фактически в какой-то мере ограничивают свободу выбора действий, но благодаря этому и защищают от опасности.
Современное производство характеризуется постоянным усложнением техники, ростом энерговооруженности. Естественно, возрастает число и уровень производственных опасностей. Для ограждения от новых опасностей приходится увеличивать и объем правил безопасности труда. Это вполне естественная тенденция. Однако она порождает ряд трудностей чисто психологического характера. Ведь все пункты, записанные в правилах, работник должен не только понимать, он обязан их еще и помнить и по мере необходимости выполнять в процессе своей практической деятельности. Когда таких пунктов было, скажем, 10-15, он мог запомнить их сравнительно легко. Когда их несколько десятков, запоминать стало сложнее. Когда же их количество стало исчисляться сотнями, ограниченные возможности человеческой памяти превратились в прямое препятствие к их запоминанию и выполнению. Следовательно, чрезмерно большое количество правил по технике безопасности может привести, вместо повышения, к понижению защищенности рабочих от опасности.
Увеличение объема правил безопасности за счет ненужных и общих пунктов вредно и тем, что среди них просто теряются действительно важные пункты. Уже сам факт, что в инструкции есть пункты, невыполнение которых обычно не влечет за собой никаких отрицательных последствий, подрывает авторитет такого документа и способствует тому, что, наряду с этими «безопасными» пунктами, люди начнут нарушать и другие, «опасные». Все это способствует адаптации рабочих к нарушениям правил и, следовательно, росту травматизма.


При составлении инструкций по технике безопасности следует руководствоваться следующими правилами:
> исключать требования, очевидные для нормальных, здравомыслящих людей (типа «не влезай - убьет»);
> пункты, содержащие общие положения, переводить в инструкции по эксплуатации и учебные пособия;
> не допускать дублирования одних и тех же пунктов в разных инструкциях;
> специально выделять (шрифтом, рамками и т. д.) те пункты, нарушение которых связано с особо тяжелыми последствиями;
> отдельно выделять пункты, которые обычно чаще всего нарушаются.


Число выделенных пунктов не должно быть слишком большим.
При появлении изменений в правилах необходимо специально акцентировать внимание на новых элементах правил, соотнося их со старой редакцией и обязательно обосновывая причину изменений, так как люди всегда лучше выполняют те правила, необходимость которых они осознают. Например, шоферы, чаще всего нарушают установленные ограничения скорости в тех местах, где причины их введения непонятны. Если же рядом со знаком, ограничивающим скорость движения, стоит другой знак, поясняющий причину установки такого ограничения (например «скользкая дорога» и т. п.), превышения скорости будут гораздо реже.
Итак, резюмируя материал нашей темы, напомним и конкретизируем следующее:
- наш раздел науки (или, можно считать, наука) занимается изучением подходов и методов решения определенных проблем, которые могут появляться в результате деятельности, к ним относятся:
- возможное развитие человека в качестве субъекта труда. В эту категорию входит формирование трудоспособности, оценка компетентности, психология кризиса и т. п.;
- формирование индивидуального стиля и прогнозирование профессиональной пригодности;
- психология проектирования и оценки деятельности, способы управления качеством продукции;
- вычисление и профилактика возможных травм и аварий;
- влияние особенностей человека на результативность и безопасность деятельности;
- определение закономерностей профессиональной пригодности человека.


Вся психология труда направлена на облегчение трудовой деятельности, которая к тому же должна быть продуктивной, безопасной и удовлетворять материальные потребности. С ее помощью можно приспособить труд к человеку и наоборот.
Психология безопасности труда занимается изучением психологических причин несчастных случаев, которые произошли во время работы. В основном, это психические процессы, которые появляются вследствие деятельности, индивидуального состояния человека, свойств его личности. Опасные факторы для жизни, напомним, можно разделить на явные и потенциальные. К первой категории относятся проблемы, которые уже существуют и требуют мер для их устранения. К потенциальным факторам относятся те, которые могут возникнуть из-за неадекватной деятельности или неполадок техники. Психология безопасности позволяет определить:
- значимость человеческого фактора в процессе возникновения несчастных случаев. При этом обязательно учитываются и технические данные, и психологический анализ личности;
- способы, позволяющие увеличить эффективность труда;
- методы и средства обеспечения безопасности;
- специальные методы обучения, мероприятия и другие способы, которые обеспечивают надежную и безопасную среду для труда.


Методы психологии безопасности труда в современном мире с его техническим прогрессом достаточно актуальны и важны. Главная задача психологической безопасности заключается в снижении физических, социальных и даже духовных опасностей для жизни.

Вопросы и задания
1. Расскажите об общих проблемах безопасности труда.
2. Каковы основные цели психологии безопасности труда?
3. Что представляют собой факторы, влияющие на безопасность труда?
4. Каковы возможные причины и предпосылки несчастных случаев?
5. Дайте представление о факторах, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.
6. Расскажите о возможных мерах и способах противостояния несчастным случаям.

Источник: Мандель, Б. Р. Основы психологии труда : учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования /
Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 370 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.