На главную Профориентация старшеклассников Просвещение педагогов по вопросам профориентации Основные психофизиологические процессы, управляющие трудовой деятельностью человека
Основные психофизиологические процессы, управляющие трудовой деятельностью человека
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации

1.1. Основные психофизиологические процессы

В основе любого поведенческого акта, в том числе и трудовой деятельности, лежат психофизиологические процессы. Они выступают в качестве регуляторов поведения человека, на их основе и с учетом их особенностей формируются знания и опыт человека, развиваются навыки и умения.

1.1.1. Ощущения и восприятие

Ощущения - это отражение в сознании объективных свойств предметов при их воздействии на органы чувств и двигательные анализаторы.
Ощущения могут быть зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.
Восприятие - это целый комплекс, включающий в себя различные психические процессы: связанные друг с другом зрительные, слуховые и осязательные ощущения, прежний опыт человека, знание и т. д.


Физиологической основой ощущения и восприятия является работа анализаторов, воспринимающих, анализирующих поступающую извне информацию и формирующих ответ на внешнее воздействие. Ощущения и восприятия - это основа всех психофизиологических процессов человека, участвующих в приёме информации. Сам приём информации включает в себя несколько стадий:
1. Обнаружение - человек выделяет объект из фона, но ещё не может судить о его размере и форме.
2. Различение - на этой стадии человек может различать два объекта, находящихся рядом, может различать детали объекта.
3. Опознание - выделение существенных признаков объекта, отнесение его к определённому классу.
Длительность всех этих стадий зависит, прежде всего, от сложности воспринимаемого объекта.
Восприятие классифицируется на звуковое, зрительное, вкусовое, обонятельное, тактильное.
Восприятие как основа процесса приёма информации обладает некоторыми свойствами:
1. Целостность — в процессе восприятия объект оценивается как комплекс раздражителей, он объективен и не зависит от характеристик субъекта.
2. Осмысленность - отнесение объекта к определённой категории, классу.
3. Избирательность - отдельный объект оценивается в сравнении с другими. Избирательность - это выражение определённого отношения человека к воздействию на него предметов и явлений окружающей среды. Восприятие зависит от индивидуальных потребностей человека.
4. Константность - объекты воспринимаются постоянными при изменении условий среды.
Все эти свойства восприятия не являются изначальными, а формируются в процессе трудовой деятельности. Они имеют большое значение для правильного построения и конструирования средств отображения информации, которыми пользуется человек на рабочем месте (пульт управления, приборы, датчики) и для профессионального отбора.

1.1.2. Внимание

Внимание - направленные ощущения, настроенные лишь на определённые источники раздражения.
Одной из важнейших характеристик внимания является его избирательность, т. е. способность настраиваться на восприятие объекта, который имеет отношение к цели деятельности.
Кроме того, для человека в процессе профессиональной деятельности (особенно для человека-оператора) важны такие понятия, как объем внимания - способность одновременно в одинаковой мере наблюдать многие предметы и явления и устойчивость внимания, т. е. способность в течение длительного времени концентрировать внимание на одном предмете. Эксперименты показывают, что объём внимания ограничен у человека до 5-7 объектов, а устойчивость внимания сохраняется на протяжении 15-20 минут. Учитывая эти особенности внимания, для обеспечения безопасности труда и для профилактики профессиональных заболеваний необходимо грамотно чередовать периоды концентрации внимания с периодами отдыха.
Ещё одной важной характеристикой внимания является переключае- мость, т. е. способность быстро переходить от одного объекта к другому, от одного вида деятельности к другому.
Внимание может быть непроизвольным, когда человека привлекают неожиданные или интенсивные воздействия, вынуждающие обратить на себя внимание. В основе непроизвольного внимания лежит «ориентировочный рефлекс», т. е. способность человека обращать внимание на появляющиеся в поле зрения новые объекты.
Внимание может быть произвольным, когда психические процессы человека сосредотачиваются на объектах, обусловленных соответствующим заданием. Этот вид внимания поддерживается или интересом человека к выполняемым действиям, или волевым усилием, чувством долга.
С точки зрения психофизиологии труда очень интересным является такой вид внимания, как постпроизвольное. Этот вид внимания появляется у человека, когда он выполняет интересную для себя работу, т. е. замоти- вирован на высокую эффективность и результат. Постпроизвольное внимание не требует от человека волевого усилия.
Внимание позволяет концентрировать психические функции на определённых, существенных для данной деятельности моментах, т. е. оно обеспечивает правильное расходование и распределение энергии.
Для безопасности труда в одинаковой степени важно как произвольное, так и непроизвольное внимание. Выполнение работы, тем более такой сложной, как у человека-оператора, требует произвольного внимания. Любая помеха, вызывающая непроизвольное внимание, может привести к неправильному действию и, как следствие, к несчастному случаю. Поэтому очень важно вырабатывать у человека в ходе профессиональной подготовки способность сохранять произвольное внимание при возникновении каких-либо непредвиденных ситуаций.

1.1.3. Память

Воздействие любых раздражителей не исчезает бесследно из нервной системы. Очаги возбуждения, которые возникают в коре головного мозга в результате раздражения, оставляют после себя своеобразные следы, которые сохраняются долгое время. Эти следы и являются физиологической основой памяти. Памяти принадлежит главная роль в процессах переработки, хранении, забывании и воспроизведении поступающей информации.
В зависимости от времени хранения информации память может быть кратковременной, ее емкость ограниченна, и долговременной, имеющей неограниченную емкость. Кратковременная память обеспечивает хранение информации в течение секунды, минуты или часа. Долговременная память хранит информацию в течение дня, года и даже всей жизни.
Кратковременная память подразделяется на непосредственную и оперативную. Непосредственная память - это своеобразное «фотографирование» объектов, воздействующих на органы чувств, срок хранения информации очень короткий, до нескольких секунд.
Оперативная память сложнее, она представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия. Именно этот вид памяти очень важен в профессиональной деятельности. Простейший пример оперативной памяти - сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени прослушивания.
Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее преобразование и отбор. Физиологический механизм долговременной памяти заключается в следующем: при многократном использовании синаптических контактов (например, при многократном повторении информации) улучшается проведение импульсов через них и формируются специфические белки - нейропептиды памяти. Именно они являются физиологической основой долговременной памяти.
В профессиональной деятельности большое значение имеет оперативная память, так как она в значительной степени влияет на надёжность и эффективность работы человека. Оперативная память - это хранение информации в течение определенного времени, которое необходимо для выполнения какого-либо действия или трудовой операции.
Основными характеристиками оперативной памяти являются объем, точность и длительность хранения информации.
Объём памяти - определяется количеством сигналов, которые человек способен запомнить за короткое время. В среднем объём памяти составляет 5-9 символов, в психофизиологии это значение называют числом Миллера.
Длительность сохранения информации связана с сохранением «следов» в коре головного мозга: безошибочное воспроизведение информации возможно до тех пор, пока эти «следы» не стёрлись. Длительность сохранения информации зависит от условий труда и характера запоминаемой информации и составляет в среднем от нескольких секунд до нескольких минут.
Точность воспроизведения информации зависит от так называемого «эффекта края». Он заключается в том, что ошибки чаще всего встречаются при воспроизведении информации, находящейся в середине сообщения. Поэтому для лучшего запоминания самую важную информацию рекомендуется размещать в начале или в конце сообщения.
Исследования процессов памяти показали, что существенную роль в оперативной деятельности могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы «сбрасывания», забывания. Человек иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную. Забывание носит избирательный характер: чем больше значения придает человек информации, тем труднее она забывается. Кроме того, забывание зависит от объема запоминаемой информации: чем больший объем информации человек пытается запомнить, тем быстрее он эту информацию забудет. В процессе профессионального обучения необходимо учитывать эту особенность памяти.
Для безопасной и безошибочной работы человеку необходим и такой вид памяти, как двигательная. Двигательная память базируется на сохранении и воспроизведении различных движений. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, про таких людей говорят «золотые руки». Двигательная память играет особую роль в выработке профессиональных и трудовых навыков и умений.
Любая профессиональная деятельность - это выработка навыков, т. е. запоминание, запечатление движений. Навыки, тренировка, практика играют важнейшую роль в безопасном выполнении работы. Статистика показывает, что процент несчастных случаев среди рабочих, не имеющих достаточно опыта, несравнимо выше. Именно в процессе практики образуются тонкие и сложные связи между отпечатками, «следами» памяти в коре головного мозга, которые позволяют автоматически выполнять движения и в любой момент сознательно вмешиваться в управление движением. Для обеспечения безопасного труда важно закрепить эти связи, потому что значительная часть несчастных случаев и ошибок происходит из-за неспособности человека моментально изменить свои действия в ответ на изменившуюся ситуацию. Происходит это как раз при отсутствии необходимого опыта, достаточной практики, когда не срабатывают быстро и надёжно необходимые связи.
Кроме всех выше перечисленных видов памяти есть ещё эмоциональная память (память на чувства, переживания, она может быть сильнее и продолжительнее всех других видов памяти), образная память (память на картины природы, музыку, запахи; этот вид памяти очень развит у глухих или слепых людей) и словесно-логическая память, которой принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

1.1.4. Узнавание и воспроизведение

Узнавание - это процесс опознания объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Этот процесс основан на сравнении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые оставил объект.
Узнавание может быть индивидуальным, когда повторно воспроизводится именно конкретный объект и родовым, когда воспринимаемый объект относится к какому-либо классу объектов.
Узнавание - это осознание человеком того, что данный объект или событие он уже видел ранее, пережил или заучил.
Воспроизведение - это процесс воссоздания образа объекта, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей (следов памяти), образовавшихся ранее при восприятии объекта.
Как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным (произвольным, сознательным) и непреднамеренным (непроизвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для человека. При произвольном воспроизведении воспоминания происходят сознательно, в соответствии с поставленной человеком целью. В этом случае воспроизведение более эффективно.
При воспроизведении происходит не просто реконструкция какой- либо информации, а ее интеллектуальная переработка (информация может быть дополнена, переформулирована, изложена в другой последовательности). При этом сама суть информации должна оставаться неизменной.
Узнавание и произвольное воспроизведение связаны с таким психофизиологическим процессом, как припоминание, т. е. сознательным извлечением из долговременной памяти необходимой информации.
Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Чаще всего затруднения возникают при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже - при узнавании, т. е. узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

1.1.5. Мышление

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозге в форме понятий, суждений и умозаключений.
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает только тогда, когда в жизни и практике человека появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства. Такая ситуация называется проблемной. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, человеку удаётся создать, найти или изобрести новые средства и способы достижения цели. Элементарное мышление связано с ощущениями и восприятиями, с памятью и воображением и его важнейшая роль заключается в координации и упорядочении этих процессов.
Процесс мышления состоит из нескольких этапов:
1. Понятия — результат основных мыслительных операций. Понятием является любое слово, которое обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, явлений. Понятия могут быть выработаны самим человеком, а могут быть усвоены.
2. Суждения - это понятия, связанные между собой многосторонними и сложными связями, которые выражаются в словах или сочетаниях слов. Когда мы выносим суждение, то оно фиксирует в нашем сознании общие и существенные свойства определённой группы предметов.
3. Умозаключения - это связанные воедино суждения. Умозаключения выражаются в предположениях, которые опираются на знания, зафиксированные в нашем сознании в форме суждений и понятий.
Существует несколько видов мышления: наглядно-действенное (анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними), наглядно-образное (процесс трансформации представления об объекте, например мысленное его вращение), словесно-логическое (процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира). Для профессиональной деятельности особое значение имеет оперативное мышление.
Оперативное мышление - это такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется модель действий (план операций), обеспечивающая решение задачи.
Мыслительный процесс человека-оператора связан с формированием у него оперативного образа (например, штурман действует исходя из представления о положении корабля относительно берегов, диспетчер принимает решения в соответствии с образом воздушной обстановки). Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией, которая была известна о нём ранее. Оперативное мышление имеет свои особенности, одной из которых является то, что мыслительные операции жестко ограничены по времени, процесс принятия решения и его исполнения проходят одновременно. Поэтому для безошибочной и безопасной работы человек-оператор должен обладать некоторыми особенностями мышления: скорость (зависит от подвижности нервной системы), широта (зависит от способности человека мобилизовать все свои накопленные знания для решения задачи) и гибкость (способность управлять своим мышлением, сообразуясь с действительностью).

1.1.6. Эмоции

Познавательные процессы объективно отражают внешний мир, а в эмоциях отражается, какое значение этот мир имеет для человека.
Согласно одной из теорий, автором которой является У. Кэннон, в основе всех эмоций человека лежат процессы гомеостаза, т. е. постоянства внутренней среды организма. Например, предметы, личности, процессы, которые каким-либо образом выходят за определенные рамки и нарушают постоянство внутренней среды, порождают неприятные ощущения, вызывают у человека отрицательные эмоции. Эмоции подразделяются на аффекты, чувства, настроения, эмоциональные стрессы.
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации и безопасности труда, различают общее и специфическое эмоциональное отношения человека к труду.
Общее эмоциональное отношение к труду показывает, как человек вообще относится к труду, т. е. любит ли он трудиться. Это отношение зависит, в первую очередь, от семейного воспитания.
Специфическое эмоциональное отношение к труду показывает, на сколько человек любит тот конкретный вид деятельности, которым он занимается. Это отношение зависит от наклонностей и способностей человека. Здесь решающая роль принадлежит правильному выбору профессии.
Эмоциональные процессы очень влияют на трудовую деятельность человека, пережитые неприятности отражаются на эффективности работы, потому что человеку приходится сознательно концентрировать своё внимание, преодолевать эмоции. Сильные эмоции (не только отрицательные, но и положительные) мешают наблюдению, запоминанию, мышлению, т. е. тормозят психические процессы, поэтому для безошибочной и безопасной работы человеку важно сохранять самообладание - способность управлять своими чувствами, влиять на них.
Сила эмоциональных процессов человека зависит от особенностей высшей нервной деятельности. Ещё 15 веков назад Гиппократ выделил четыре типа человеческих темпераментов: сангвиник (человек с быстро возникающими, изменчивыми, но не сильными эмоциями), холерик (имеет сильные, но быстро остывающие чувства), меланхолик (человек с устойчивыми, но внешне мало проявляющимися эмоциями) и флегматик (имеет слабые, медленно возникающие эмоции). Более серьёзная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И. П. Павлова. Павлов создал учение о типах нервной системы. Согласно этой теории, в основе всех эмоций лежат два равнозначных и взаимосвязанных процесса нервной системы: торможение и возбуждение. От соотношения, силы и уравновешенности этих процессов зависят эмоции человека. Павлов выделял четыре основных типа высшей нервной деятельности, и они не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
3) сильный, неуравновешенный (холерик);
4) слабый (меланхолик).
Особенности темперамента оказывают огромное влияние и на трудовую деятельность человека, у одних - работа «горит», другие «медленно запрягают». Для различных профессий подходят люди с разным темпераментом (холерики - прекрасные актёры, флегматики - архивные работники). Кроме того, холерики и сангвиники, в силу своей природы, чаще совершают необдуманные поступки, которые могут привести к ошибкам и несчастным случаям. С другой стороны, они быстрее способны сориентироваться в изменяющейся ситуации и быстрее могут исправить свою ошибку.
Темперамент окрашивает все психологические проявления личности, он относится к числу устойчивых (объективных) психических свойств, но это не значит, что темперамент не поддаётся коррекции. Для человека важно такое качество, как умение владеть своим темпераментом.
Исследования современных психологов показали, что большинство людей не может быть отнесено одному из типов темпераментов, как правило, в одном человеке сочетается несколько типов. Темперамент человека наиболее ярко проявляется в экстремальных ситуациях, а в обыденной жизни он часто замаскирован.
С темпераментом тесно связано и такое качество человека, как характер. Если темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим, может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, то про характер часто говорят «хороший характер», «тяжёлый характер». Характер - это личностное качество человека, он не даётся человеку от природы. Нет характера, который нельзя было бы изменить или переделать. С психологической точки зрения ссылки на то, что у человека плохой характер, и он ничего не может с собой поделать, абсолютно не состоятельны.

1.1.7. Воля

Характер человека тесно связан с ещё одним личностным качеством - волей. Сильный характер всегда предполагает сильную волю человека, безволие отождествляется со слабостью характера. Слабовольный человек, даже при богатстве знаний и талантов, не сможет реализовать себя в жизни. Воля объединяет и направляет весь комплекс психических процессов для достижения цели. Проявление воли - это сознательное управление всеми психофизиологическими процессами при наличии отвлекающих факторов.
Главную роль в процессе управления играют цели человека. Целью может стать любая потребность, любой запрос. С целью связано стремление - мобилизующее, побуждающее воздействие целей, проявляющееся в поступках.
Стремиться - значит хотеть достижения цели, т. е. относиться к ней эмоционально. Стремление - это двигатель человеческих поступков.
Человеческий поступок состоит из сложных процессов:
1) волевое действие - мобилизация знаний и умений, необходимых для выполнения деятельности, предвидение различных трудностей, с которыми человек может столкнуться при достижении цели;
2) мотивирование - это психологический процесс подготовки волевого действия. За каждым человеческим поступком кроется мотив. Иногда возникает два противоположных мотива и человеку необходимо сделать выбор (например, под влиянием усталости в процессе труда потребность в отдыхе выступает как мотив к прекращению работы, а в качестве противоположного мотива к продолжению работы выступает чувство долга).
Все эти сложные психические процессы лежат в основе сознательной дисциплины. Дисциплинированность, чувство долга - это необходимые условия безопасной и безошибочной работы. Они требует от человека мобилизации всех сторон психической деятельности, сознательного управления поступками, эмоциями, умения преодолевать отвлекающие факторы. Сознательная дисциплина - важнейшее качество для работающего человека, особенно для человека-оператора, профессиональная деятельность которого связана с большой ответственностью за здоровье и жизнь других людей.

1.2. Основные психофизиологические качества, необходимые человеку-оператору

Исследования в области профессионального отбора в операторские профессии позволили выявить основные психофизиологические качества, которые необходимы человеку-оператору для эффективного и безопасного труда. К таким качествам относятся:
1. Сила нервной системы. Именно у людей с сильной нервной системой, т. е. с активно выраженными процессами возбуждения и торможения, шанс справиться с экстремальной ситуацией гораздо выше. Рассмотрим подробнее, почему так происходит.
В трудовой деятельности, и особенно в деятельности человека- оператора, существует четыре режима работы:
- учебно-тренировочный режим - это условия работы, при которых поставленная задача решается условно и у человека-оператора отсутствует ответственность за результат решения задачи, значимость ошибки при этом минимальна (например, работа на тренажёре);
- минимальный режим - в таких условиях решаются самые простые задачи, в благоприятной обстановке, цена ошибок невысока (например, управление автомобилем на пустой трассе, при хорошей видимости и погоде);
- оптимальный режим - это наиболее типичный для операторского труда режим, когда от человека требуются различные навыки и умения, высокий уровень собранности и внимания, растёт цена и значимость ошибок (например, управление автомобилем в условиях большого города);
- экстремальный режим - это такие условия труда, когда от челове- ка-оператора требуется высокая волевая регуляция всех функций организма, максимальное использование всех его резервов для того, чтобы справиться с ситуацией. Такой режим может возникать из-за внешних причин (дорожное происшествие, стихийное бедствие) или из-за внутренних причин (сильное утомление, резкое ухудшение здоровья).
Психологические исследования показали, что операторы с хорошим уровнем подготовки, высокой уверенностью в себе, а главное с сильной нервной системой работают в простых режимах (учебно-тренировочном и минимальном) менее надёжно, чем операторы со слабым типом нервной системы, более тревожные и менее уверенные в себе. Объясняется это, прежде всего, невысокой мотивацией к работе в подобных условиях, отсутствием интереса к труду. Однако те же операторы, которые недостаточно надёжно действуют в простых режимах работы, самым лучшим образом показывали себя в экстремальных условиях труда. Сложная ситуация порождает сильную мотивацию, т. е. у человека-оператора в таких условиях возникает интерес к результату труда и, как следствие, повышается безошибочность его работы. Хорошая подготовка, вера в успех, а главное, сильная нервная система - всё это позволяет им легко выносить состояние высокой эмоциональной напряжённости, способствует их более надёжной работе в экстремальных условиях. Операторы со слабой нервной системой гораздо хуже справляются с экстремальной ситуацией, проявляют растерянность и действуют менее надёжно.
Все проведенные исследования доказывают необходимость отбора операторов по типу нервной системы.
Могут возникнуть возражения - зачем отбирать людей, которые в обычных условиях довольно часто ошибаются и лишь в экстремальных условиях проявляют себя хорошо? Нужны ли такие своего рода «камикадзе»? Психологи дают на этот вопрос совершенно определенный ответ: отобрав операторов с сильным типом нервной системы, можно посредством обучения и воспитания усиливать их мотивацию к более надёжной работе в простых режимах. Добиться же того, чтобы люди со слабым типом нервной системы надёжно действовали в экстремальных ситуациях, невозможно. А так как в операторском труде экстремальные ситуации встречаются очень часто, то и возникает необходимость учитывать тип нервной системы при профессиональном отборе в операторскую деятельность. С точки зрения физиологов и психологов для операторского труда более всего подходят люди с темпераментом сангвиника. Сангвиники имеют сбалансированные и хорошо подвижные процессы торможения и возбуждения. По словам И. П. Павлова: «Сангвиник - горячий и очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение». Сангвиники могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, имеют гибкий ум и большую пластичность.
2. Умение распределять внимание. Как известно, человек обладает одноканальной системой восприятия информации извне. Наблюдая за другим человеком и слушая его речь, мы не можем одновременно одинаково четко и хорошо его видеть и слышать. Психологи установили, что в системе восприятия действуют своего рода регуляторы, которые то усиливают слуховое восприятие, ослабляя при этом зрительное, то, наоборот, усиливают зрение человека, ослабляя остроту слуха. Человек постоянно вынужден распределять своё внимание между различными сигналами зрительной, слуховой, осязательной сенсорными системами.
В операторской деятельности, где приходится всё время держать под контролем большое число параметров, не упускать из виду окружающую обстановку и ещё одновременно решать различные задачи, распределение внимания приобретает первостепенное значение. Способность к хорошему распределению внимания является устойчивым качеством субъекта, оно тесно связано с типом нервной системы и является производной темперамента.
Уже с начала XX века во всех исследованиях, касающихся безошибочности и безопасности труда, характеристики внимания расценивались как главный диагностирующий показатель способности человека к операторскому труду.
3. Эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью понимают способность человека сохранять достаточное самообладание и требуемую работоспособность при воздействии на него эмоциональных факторов, связанных с его жизнью или деятельностью. С одной стороны, эмоциональная устойчивость проявляется в сдержанных эмоциональных реакциях на дестабилизирующие факторы, сохранением контроля за своим поведением, а, с другой стороны, - в способности приспосабливаться к подобным эмоциональным воздействиям.
Эмоциональная устойчивость связана с темпераментом человека и в то же время обусловлена его волевыми качествами. Влияние эмоциональной устойчивости на безошибочность и безаварийность работы человека-оператора было подтверждено многими психологическими исследованиями.
В профессиональной психофизиологии есть методика выявления людей с эмоциональной неустойчивостью, и заключается она в следующем. Испытуемым предлагается решать управленческие задачи, причём за каждый неправильный ответ человек получает ощутимый удар током. Эмоционально устойчивые люди при каждом ударе током мобилизуют все свои силы и знания для получения правильного решения и вскоре перестают делать ошибки. Эмоционально неустойчивые люди при каждом неправильном ответе и ударе током теряются, нервничают, делают много ненужных и неточных движений и, как следствие, ещё чаще ошибаются.
4.Сенсомоторная координация. Под сенсомоторной координацией понимают динамическую взаимосвязь, которая устанавливается между воспринимаемым сигналом и двигательной реакцией на него. Изучение сенсомоторной координации имеет большое значение для профессионального отбора в операторские профессии. Это обусловлено несколькими причинами:
- многие виды операторской деятельности представляют собой совокупность различных сенсомоторных реакций;
- время реакции на внешний раздражитель может использоваться как один из показателей психофизиологического состояния оператора;
- время сенсомоторной реакции очень часто используется как индикатор при различных инженерно-психологических исследованиях.
Сенсомоторная координация - это индивидуальное устойчивое качество человека.
Все рассмотренные выше психофизиологические качества, необходимые для безопасной и безошибочной работы, относятся к категории не- тренируемых и некомпенсируемых. Отсутствие любого их них является свидетельством профессиональной непригодности человека для работы в операторской сфере. Большинство профессий не требуют такого жесткого соответствия индивидуальных психофизиологических качеств человека профессиональной деятельности, но, тем не менее, для каждого вида деятельности существует свой набор профессионально важных качеств, обладание которым может обеспечить человеку успешность в труде.
Источник: Сафронова, Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию : курс лекций / Е. Б. Сафронова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2018. - 88 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.