На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессионализм как условие успешной деятельности педагога
Профессионализм как условие успешной деятельности педагога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Сущность педагогического профессионализма.
2. Структура педагогического профессионализма.
3. Ступени профессионального роста педагога.
4. Педагогическая карьера.
5. Конкурс профессионального мастерства педагогов.


1. Сущность педагогического профессионализма.

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм развивается в контексте профессиональной деятельности с течением времени.
Профессионализм - это наличие конкретных профессиональных навыков и качеств, определяющих и характеризующих действующего профессионала: нормативные требования профессии к личности человека; совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда; внутренняя характеристика личности человека.
Профессионализм в деятельности определяется как качественная характеристика субъекта деятельности - представителя определенной профессии, определяемая мерой владения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.
Профессионализм специалиста в деятельности характеризуют:
- практическая адаптация специалиста к производственной системе, дисциплинированность, овладение технологическими операциями:
- способность обеспечить надежность и безопасность профессиональных ресурсов;
- совершенное знание предмета труда, свободная ориентация в информационном потоке:
- корректное принятие решений в проблемных ситуациях.
Развитие профессионализма связано с выполнением требований, предъявляемых к деятельности специалиста. Когда употребляют понятие профессионализм, то обычно подразумевают, что деятельность специалиста соответствует некоторым внеиндивидуальным требованиям. Соответствие профессиональной деятельности некоторой системе требований является сущностной характеристикой деятельности. Следовательно, необходимой предпосылкой профессионализма являете наличие профессиональной системы требований к осуществляемой деятельности. Достаточной предпосылкой выступает наличие образцов реальной деятельности, соответствующих этим требованиям.
В трудовой деятельности становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. Профессионализация сопровождается изменением человека в целом - развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма - специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.
Профессионализм определяется высокой успешностью человека при выполнении профессиональной деятельности. Профессионал располагает большей свободой выбора целей и способов деятельности. Профессионал ставит и качественно решает профессиональные задачи. Профессионал всегда сосредоточен на непосредственном предмете своих профессиональных действий. Содержание деятельности профессионала, всегда согласуется с промежуточными и итоговыми результатами его деятельности. Четкость и последовательность действий профессионала обеспечивает не только достижение запланированного результата, но и определяет перспективы качественного преобразования профессиональной деятельности. Профессионал рефлексирует все этапы своей деятельности.
Исследование феноменологии профессионализма педагога показывает, что. с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку педагога-профессионала. С другой стороны, профессионализм педагога - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально важных качеств, культуры и мастерства, готовность к постоянному самосовершенствованию. Социальная и профессиональная направленность, педагогические способности, культура мышления и темперамент являются условиями и факторами, обусловливающими уровень проявления профессионализма педагога.


2. Структура педагогического профессионализма.


Компоненты педагогического профессионализма: уровень общей культуры; психолого-педагогическая компетентность; владение содержанием предмета и педагогическими технологиями; способности к целеполаганию и целеосуществлению; способности к педагогической рефлексии; способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
Уровень общей культуры зависит от уровня сформированности педагогической культуры, в тоже время только педагогическая культура не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.
Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений. Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций. Интеллектуальные основы профессионализма формируются образованием, а уровень культуры развивается через практический опыт.
Одной из важнейших составляющих профессионализма педагога является его профессиональная компетентность. Компетентность обозначают как одну из ступеней профессионализма, составляющую основу педагогической деятельности педагога.
В современных условиях компетентность характеризуется не только соответствием выполняемых профессиональных обязанностей, способностью решать профессиональные задачи, но и открытостью новому опыту, способностью принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способностью к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.
Профессиональную компетентность определяют: как степень овладения системой знаний, умений, навыков, способами деятельности, совокупность психологических качеств, необходимых для осуществления педагогической деятельности; как способность личности решать педагогические задачи на разном уровне. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Под педагогической компетентностью понимается гармоничное сочетание знания предмета, педагогики и методики преподавания, умений и навыков, педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Педагогическая компетентность требует от учителя осмысления широкого спектра педагогических, психологических, социальных, физиологических, культурных и других проблем, сопряженных с образованием.
Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.
В соответствии с этими характеристиками структура педагогической (психолого-педагогической) компетентности включает три подструктуры.
- деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности):
- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения):
- личностную (потребность в саморазвитии и саморегуляции, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).
Необходимо отметить, что в общую структуру педагогической компетентности входит ряд ее частных видов, например, конфликтная компетентность (осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации), компетентность педагога в области здоровья (осведомленность педагогов об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и предполагаемых средствах и формах его укрепления, современных здоровьесберегающих и оздоравливающих технологиях) и др.
Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у педагога развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Когда содержанием анализа становится ряд позиций: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другим, и те же самые позиции, но со стороны другого субъекта, то происходит взаимное отображение субъектов в совместной деятельности, то есть развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения. Данная процедура является процессом удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Профессионал готов выступать и как рефлексирующий, и как рефлексируемый.
Способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования, в настоящее время рассматриваются в контексте акмеографического подхода, который ориентирует специалиста на достижения профессиональных вершин в избранной деятельности. Данной исследовательской проблематикой занимается И.И. Цыркун, разработавший модель компетентности учителя-инноватора с позиций акмеографии [69]. Модель включает ряд характеристик, среди которых субъективные характеристики инновационной подготовки, включающие деятельностно-ролевые характеристики: знания в области инновационной культуры; компоненты инновационного мышления и субъект -
но-деятельностные свойства: индивидуальные свойства личности инноватора: профессиональные позиции; инновационно-акмеологические инварианты. Данные характеристики раскрывают черты учителя-инноватора, среди которых интеллектуальные интересы, быстрая обучаемость, самомотивированность. вера в успех, инициативность, умения действовать решительно и методично, быть гибким во взаимодействии с другими людьми, спонтанным, уметь адаптироваться к разнообразным ситуациям и др.
Таким образом, профессионалом является педагог, который в полной мере обладает чувством ответственности за результаты своего труда, справедливости и честности перед собой, своими учениками и коллегами. Он хорошо чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий педагог гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет методически грамотно задавать вопросы, проявляет свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему педагогу свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.


3. Ступени профессионального роста педагога.

Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Овладение названными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый педагог, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть педагог, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же педагоги, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и педагоги-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.
Раскроем сущность характеристик деятельности педагога, стремящегося к профессиональному росту.
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость - это основа профессионализма педагога, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке, которая обеспечивается в учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так. 50
учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т. д.
Следующей ступенью профессионального роста является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности педагога есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса. От обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы. Главное в педагогическом мастерстве - совершенная реализация и осуществление на практике психологопедагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании. Для выработки педагогического мастерства педагог должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные.
Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.
Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без нарушения обычного хода педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическое новаторство. Новаторство - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.
Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, автором которого стал педагог. Для профессионального роста главное состоит в том, что педагог добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.


4. Педагогическая карьера.

Понимание педагогической культуры основывается на теоретических положениях, характеризующих категорию карьеры в целом. Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности.
Под карьерой (в широком смысле слова) понимается общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.
Карьеру рассматривают как естественную потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.
В карьере человека фиксируется динамика его социально-экономического положения, статусно-ролевого уровня, масштабов и форм социальной активности. Сущностной характеристикой карьеры является продвижение вперед, активность человека в освоении и совершенствовании способов профессиональной деятельности с учетом динамичности ценностных ориентации, темпов и направленности социокультурного развития общества.
Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и успешным. Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:
- признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности:
- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей:
- обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях:
- способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.
Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (профессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения: от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок. Траекторию своего профессионального роста каждый человек выстраивает с учетом названных выше характеристик.
Виды карьеры. По динамичности продвижения личности в сфере профессиональной деятельности выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру.
Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице. Типичный пример: учитель - руководитель методического объединения - завуч - директор школы - инспектор районного отдела образования - работник министерства и т. д. У человека, сознательно и продуманно выбравшего сферу профессиональной деятельности, линейная конфигурация карьеры является типичной и наиболее перспективной.
Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности. Такие люди повышают уровень своего мастерства. Если взять педагогов, то это - учителя, любимые своими учениками. Они не стремятся продвигаться по иерархической лестнице в системе образования. Их устраивает роль эффективного, любимого учителя. Повседневная работа учителя внешне мало изменяется. Его профессиональный рост связан с повышением квалификации, духовным ростом. Эго распространенный вид карьеры.
Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, гиперактивных личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге. Но через пять-семь лет интерес угасает, они часто переходят на другую работу, где все повторяется заново.
Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно.
Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. В этом случае человеку не открывается перспективы для продвижения. В дальнейшем с этого места он уходит на пенсию.
Снижающаяся карьера - это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т. п.), что постепенно снижает его работоспособность. Специалист перестает соответствовать требованиям, предъявляемым к личности и характеру выполняемой работы, постепенно опускается до самого низкого уровня.
Результаты исследований раскрывают условиях эффективно складывающейся карьеры. Г.С. Альтшуллера [1] считает, что карьеру можно представить в виде цепочки событий, шагов, выборов, которые совершает человек в борьбе против мешающих и противодействующих ему внешних и внутренних обстоятельств. Ученый разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во- первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает. В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств. Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к важным выводам.
1. У каждого из них была Достойная Цель, основные критерии которой следующие: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению ее можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.
2. Разрабатывался план достижения Достойной Цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий - норма жизни человека. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться; понимание масштабности цели, ее необходимости для людей позволяет преодолевать определенные тяготы быта. Обязательный элемент плана - контроль за его выполнением, контроль темпов продвижения к цели. Без систематического отчета самому себе не может быть серьезной работы. Человек должен точно знать, сколько времени он тратит на достижение достойной цели. Контроль осуществления планов обеспечивает реальное выполнение объема и позволяет увеличивать этот объем за счет сокращения потерь времени.
3. Необходимым условием достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности является работоспособность. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающую результативность работы. Важнейшими условиями повышения работоспособности человека могут являться:
- учет рабочего времени и выполненного объема работы:
- чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями:
- своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда:
- разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.
4. Важна техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач. Например, один человек (учитель) великолепно организует и осуществляет эстетическое воспитание учащихся средствами своего предмета. У другого эффективно осуществляется индивидуальная работа с учащимися, у третьего - самостоятельная работа школьников. Самые общие шаги в решении проблем Г. С. Альтшуллер прописывает следующим образом: во-первых, следует определить противоречие, наличие которого препятствует достижению цели; во-вторых, проанализировать историю решения проблемы в теории и на практике; затем - разработать собственную стратегию решения проблемы.
5. Умение «держать удар» - это следующая составляющая, помогающая человеку успешно реализовать траекторию своего профессионального развития, свою карьеру. Сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания к быту, заботы о ее материальном благополучии. Удар может быть в виде попыток публичного присвоения идей, результатов работы.
6. Результативность профессиональной деятельности (или анализ промежуточных результатов) в решении профессиональных задач - еще одна составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.
Успешному развитию педагогической карьеры способствует создание профессионального имиджа.
Имидж (англ, image - образ, вид) - эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием; целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях создания впечатления, мнения окружающих о носителе созданного имиджа.
Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему. Имидж может создаваться произвольно (человек подчеркивает, что он такой, какой есть) и формироваться осознанно и целенаправленно. Составляющими имиджа являются группы качеств, его формирующие.
Первую группу образуют природные качества: лицо, рост и другие, которыми важно уметь пользоваться. Во вторую группу входят социальные качества: коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие и др. К третьей группе относятся качества, отражающие образованность человека: нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность и др. Четвертую группу составляют «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, с ответственностью, обязательностью, среди них: работоспособность, дисциплинированность, находчивость и др.
Приоритетными характеристиками для имиджа педагога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и общения, ответственность и смелость. Позитивно созданный имидж педагога является одним из важных факторов его успешной профессиональной деятельности.
В создании имиджа значимую роль играет профессиональный антураж. то есть совокупность предметов, которыми окружает себя педагог, «ненавязчиво» демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов. Редкое издание в руках преподавателя словесности, обилие ухоженных растений и наличие представителей животного мира в помещениях биологического профиля, современная техника в кабинете информатики, современный (или подчеркнуто антикварный) интерьер кабинета руководителя учреждения обычно не возникают спонтанно. Чаще всего - это органическое отражение потребности и возможности продемонстрировать свою профессиональную и социальную позицию в профессиональной сфере.
Соответственно, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, выбирая стиль одежды и аксессуаров, сочетая их с прической и стилем общения, педагог может корректировать свой имидж, улучшать его, а значит, находить взаимопонимание с учениками, коллегами, а также с людьми, от которых зависит успех в работе и карьере.


5. Конкурс профессионального мастерства педагогов.

Эффективность осуществления педагогической деятельности, успешность в реализации педагогических целей и задач, творческий подход к профессиональной деятельности и открытость новому опыту в профессии являются основанием для участия в конкурсе профессионального мастерства.
Конкурс профессионального мастерства педагогов представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, обобщению, распространению опыта работы лучших педагогических работников Беларуси [68].
Первый республиканский конкурс «Учитель года» был проведен в феврале 1991г. В нем приняло участие 25 лучших учителей. С 1995 г. конкурс получил поэтическое название «Хрустальный журавль». Его название организаторы объясняют так: хрусталь обычно символизирует чистоту мыслей и поступков, что. несомненно, роднит его со всем, что относится к педагогическому труду. Журавль - 56
символ безграничности поисков, устремленности к высотам совершенства в своем труде. С 2004 г. конкурс стал называться «Учитель года Республики Беларусь». А «Хрустальный журавль» (статуэтка) стал главным призом конкурса. Периодичность проведения конкурса составляет 2-3 года.
Основными задачами конкурса являются.
- выявление и распространение эффективного педагогического и управленческого опыта:
- создание условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников:
- выявление талантливых, творчески работающих педагогических работников:
- повышение престижа педагогического труда и публичное признание вклада педагогических работников в развитие системы образования:
- совершенствование механизмов оценки педагогического труда, качества образования:
- привлечение внимания общественности к тенденциям развития передовой педагогической практики.
Конкурс проходит в 4 этапа (в учреждениях образования, районный, областной, республиканский) и включает в себя следующие мероприятия: творческое само представление участников; видеоурок; анкетирование; тестирование на проверку знаний в области педагогики и психологии; открытый урок (занятие) в классе (группе) со знакомым коллективом учащихся (воспитанников); открытый урок (занятие) в классе (группе) с незнакомым коллективом учащихся (воспитанников); методические мероприятия (педагогический совет, заседание совета школы, аттестационной комиссии, заседание методического объединения, творческой группы педагогов, открытая лекция и др.); педагогический брейн- ринг; представление и защиту образовательного проекта.
Кандидат на участие в конкурсе должен отвечать следующим требованиям:
- высокий уровень духовности и активная гражданская позиция, основанная на государственной идеологии:
- высокий уровень знаний в области педагогики, практической психологии, преподаваемого предмета (дисциплины):
- наличие инновационного опыта педагогической деятельности:
- владение современными методиками и технологиями обучения и воспитания учащихся (воспитанников), приемами обобщения и развития педагогической практики.
Последующая практика свидетельствует, что участие в конкурсе «Учитель года» для многих конкурсантов стало не только вершиной профессионального роста, а и началом удачно складывающейся карьеры. В становлении педагога, формировании высокого уровня профессионализма большую роль играет как сам конкурс, так период после конкурса. Для целенаправленной работы в межконкурсный период в республике создан клуб «Хрустальный журавль», который объединяет организаторов и участников конкурса разных лет. Основное назначение клуба - создание условий для развития инициативы творчески работающих педагогов, повышение престижа учительской профессии, распространение педагогического опыта, содействие профессиональному общению. За время своего существования клуб приобрел большую популярность в республике. Члены клуба в разных регионах Беларуси проводят методические акции, открытые уроки, мастер-классы. Они принимают активное участие разработке и экспертизе образовательных стандартов, концепций, программ, учебно-методической литературы.

Источник : Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.