1.1 Содержание и основные характеристики феномена акме
Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», которое происходит, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и значит: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». «En akmy einal» (быть в акме) переводится как: «быть в полном цвете, на высшей степени развития». В жизнеописаниях прославившихся древнегреческих мудрецов и философов, указывались часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, то есть время, на которое приходился высший пик их деятельности - время их «расцвета», акме. Так, Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду». А на надгробных камнях писали не даты рождения-смерти, а те достижения, которых человек достиг при жизни.
Первая часть термина «Акме» в переводе с древнегреческого - вершина, пик, зрелость, достижения. Вторая часть термина «акмеология» восходит к древнегреческому «logos», означающему «смысл», «разум», «познание», «изучение», «исследование». Акме - вершина, логос - наука. В буквальном смысле акмеология - это знание о вершинах, наука, изучающая высшую степень развития человека. Акме в широком понимании - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны его физическая, личностная и субъектная зрелость. Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и социальной сущности. В более узком значении понятие «акме» используется, когда 1. имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, 2. его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, 3. деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества. В этом значении акме предстает как кульминация, то есть как «момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей». Наконец, термин «акме» употребляется в значении пиков, или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого акме («макроакме») называют малыми акме или «микроакме». Следует учитывать, что акме в развитии человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности могут достигаться в разное время, хотя подъем в развитии одной сферы психики чаще всего становится катализатором для достижения акме в других сферах. Акме можно рассматривать и как результат, определенный уровень развития, и как процесс. В частности, как процесс акме описывают с позиций интенциально-динамической модели процессов психического развития. В рамках этой модели акме является не вершинной точкой в жизнедеятельности человека, а точками непрерывной кривой (и даже экспоненциальной) развития. В этой модели главными сущностными признаками акме выступают: - прогрессивная направленность (конструктивная интенция), - интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, - принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Акме рассматривается не как верхняя точка развития (то есть момент перехода от развития к регрессу), а как процесс максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. Таким образом, достижение каждой следуюей точки максимального развития не обязательно должно приводить к деградации и сменяться распадом - напротив, процесс развития может и должен приводить к еще более интенсивному развитию- У каждого человека достижение тех или иных вершин происходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение высших уровней («пиков») всех проявлений развития человека является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости. Высокий уровень сформированности одного блока характеристик человека может стать условием для развития другого (или других) блока. Например, высокий уровень сформированности мотивационно-целевого блока является своего рода катализатором для развития способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека. Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий генетического характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств. Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоятельствах творческому человеку не удалось добиться максимального результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоприятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинноследственными взаимосвязями сформированной стратегии жизни и результата его созидательной деятельности. По мнению А.А. Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме -это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются разновременно. Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой «ступени» (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрастов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставивших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроакме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвестники будущих достижений. Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример акме - у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые - энциклопедисты и одновременно как деятели искусства). По уровню акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие характеристики феномена акме - время достижения его человеком и продолжительность реализации. Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Преследуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал: «Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся». Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком: - социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол); - социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения); - фактор саморазвития - собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира. По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования: 1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — неравномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более трудные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает постановку новых целей. Условия формирования феномена акме 1. Субъективные - мотивация достижения активности человека, высокий уровень притязаний, мотивация самореализации, способность мобилизовать имеющийся потенциал сконцентрироваться на цели, способность к восстановлению после больших психологических затрат, стремление к сохранению и приумножению своих достижений, качества личности - целеустремленность, готовность принимать решения, устойчивость. 2. Объективные - благоприятная акмеологическая насыщенная среда воспитания, профессиональной деятельности, побуждающая человека к развитию своих возможностей; наличие жизненно-важных акме событий - толчок в развитии; активно задействованные сензитивные этапы развития. Некоторые исследователи, представляя акме как достраивание жизни до некоторого идеала, выделяют следующие модели акме или стратегии достраивания: • постоянные инновации и эксперименты при осознании принципиальной незавершенности жизни; • возвращение к тому, что было, от начала до конца проникнутое ностальгией по утерянной вершине; • экзистенциальное усилие по возвращению в некоторое состояние, которое было ниспослано человеку как фундаментальное событие и которое дано сразу, как целое. Однако в этой классификации к акме можно отнести только первую стратегию, так как, несомненно, и инновации и эксперименты, и осознание принципиальной незавершенности жизни тем или иным образом характеризуют акме-ориентированную личность. Однако если сводить данную стратегию к потребности во внешнем успехе, то есть в качестве акме рассматривать только внешние достижения, тогда следует говорить только о псевдо-акме. Что касается третьей стратегии, то здесь акме рассматривается как единичная точка в жизненной судьбе выдающейся личности (озарение, просветление и т.п.). Энергетика акме-озарения позволяет личности осуществлять дальнейшее служение своей вершине (при этом модель жизни выдающейся личности выступает для остальных как идеал жизнеустроения), но, в то же время, несмотря на все усилия, вторичное достижение акме- озарения невозможно. Конструктивной представляется модель, в рамках которой выделяют, как было показано выше, локальные и глобальное (абсолютное) акме, а кроме того, утилитарные и духовные акме. Утилитарные акме определяются вершиной совершенства в экономической или политической областях, а духовные акме - вершиной совершенства в моральной (нравственной), художественной и мировоззренческой областях. При этом подчеркивается, что только гармоническая реализация всех компонентов акме (как утилитарных, так и духовных) ведет к абсолютному акме. Состояние акме можно соотнести с том, что в литературе называют «интенсивностью бытия». Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми). В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.
1.2 Научно-исторические предпосылки и этапы возникновения акмеологии
Традиционно выделяют четыре основных этапа развития акмеологии как самостоятельной науки. Первый - латентный, когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология. Второй этап - номинационный, когда социальная потребность в знании такого рода была осознана и обозначена путем введения специального термина «акмеология». Третий этап - инкубационный, его начало датируется возникновением концептуальной идеи о необходимости выделения исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явилась систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети ХХ века в трудах Б.Г. Ананьева. Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина). Четвертый - институциональный - этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологических кафедр, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется обучение. А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин и А.К. Маркова предложили несколько иную периодизацию становления акмеологии как науки, выделяя в этом процессе следующие этапы: имплицитный (развитие представлений о совершенствовании человека в истории, философии, других науках, культуре; на данном этапе особо выделялись методологические проблемы в психологии, педагогике и других областях знаний, имеющих акмеологическое содержание), эксплицитный (становление акмеологии как области знания, связанное с определением специфики ее предмета), рефлексивный (осмысление содержания, связи общих и специальных методологических принципов). Впрочем, при разнице терминологии в главном эти периодизации не расходятся. Возникновение акмеологии знаменует смену парадигмы в развитии целого ряда наук, в научном мировоззрении и социальной практике - осуществляется переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности, способной решать личные и общественно значимые проблемы. Важным этапом развития акмеологических идей был переход от умозрительного рассмотрения идеала в религиозной и философской мысли к определению его реальности в лице выдающихся личностей. Акмеологическая идея об идеале личности разрабатывалась в педагогике и теории воспитания. Самостоятельное направление развития акмеологических идей - осмысление и практическая реализация средств, улучшающих положение человека в труде - в России реализовалось в психотехнике. Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала ХХ века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда1 о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов- Впервые понятие «акмеология» было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии - психологии зрелости или взрослости. Начальный этап и развитие отрасли Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался. Он рассматривал акмеологию как раздел возрастной психологии. Этот раздел назывался на тот момент - психология взрослости и зрелости. Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии. В конце 50-х и в течение 60-х годов ХХ века Б.Г.Ананьев с учениками начал на теоретическом и экспериментальном уровне ставить и решать проблемы, которые дали импульс к развитию акмеологии. К девяностым годам ХХ века узкодемографический социологический, психологический, педагогический или иной подход к изучению личности начал уступать место сложной интерпретации знаний о человеке. Все более очевидной становилась необходимость осмысления интегративных тенденций в человековедении. Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека. Так, в рамках философии были сформулированы идеи о способности человека выходить за пределы себя (самотрансцендировании) (С.Л. Франк, М.К.Мамардашвили). В рамках общей психологии исследовались возможности актуализации ценностных ориентаций и активизации резервных возможностей человека (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин). В социальной психологии была разработана концепция общения как среды деятельности и развития человека (А.А.Бодалев, Л.А.Петровская). Психология управления активно изучала факторы, обеспечивающие успешность деятельности руководителя (А.Л.Журавлев, А.В.Филиппов). В рамках педагогической психологии было предложено понимание труда преподавателя как целостной динамичной системы (и введено понятие педагогической системы), разработано понятие продуктивности педагогической деятельности и описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности; разработан научнометодический инструментарий оценивания продуктивности педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина). Общим для мировой и отечественной психологии обстоятельством, которое создало конкретную почву для акмеологических исследований, явилось перемещение проблемы совершенствования отдельной личности в область ее изучения в контексте жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Н.И. Рыбников, Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.). Б.Г. Ананьев разрабатывал проблему человека как комплексную, стремясь выявить закономерности, этапы и взаимосвязи разных составляющих жизненного цикла человека. В 1969 году наш отечественный психолог Ананьев опубликовал свою работу «Человек как предмет познания» и в ней он уже сформулировал проблемы акмеологии. С.Л. Рубинштейн в философско-психологическом труде «Человек и мир» выдвинул проблему субъекта жизни как особого качества человека, связанного с его совершенствованием, способностью идти «по восходящей», ценностным отношением к другому человеку. Логическим результатом этого процесса стало оформление на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин новой фундаментальной, гуманистической, интегративной, практикоориентированной науки о человеке - акмеологии, науки, изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. 15 июня 1991 года - акмеология зарегистрирована как самостоятельная наука. В 1993 году наш психолог академик А. А. Бодалёв опубликовал свою работу «Акмеология как учебная и научная дисциплина». Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название - кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М. Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии. На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах. Институт акмеологии в Санкт-Петербурге Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне. В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт- Петербурге (первоначальное название учреждения - Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.
1.3 Место акмеологии в системе наук о человеке.
Задачи акмеологии
Акмеология - междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности и профессионализма под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования. Акмеология - наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Первоначально акмеология понималась и развивалась как раздел возрастной психологии. Но как только ее объектом стал не взрослый человек как таковой, а достигающий наиболее высокого уровня развития зрелый человек, акмеология вышла за рамки чисто психологической науки. Исследование различных сторон жизни взрослого человека, характеристик его психики, условий его воспитания и образования, способов и развернутых технологий осуществления им своей профессиональной деятельности, способов овладения и уровней владения ими ориентировано в акмеологии на выявление, изучение и дальнейшее практическое использование различного рода факторов, способствующих прогрессивному развитию зрелого человека. Чтобы реализовать эту задачу, акмеология обращается к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в психологии, социологии, педагогике. Эти данные интегрируются акмеологией на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым наукам, данными которых пользуется акмеология. Так, профессиональную деятельность кроме акмеологии исследуют другие науки, рассматривающие ее в своих специфических аспектах и преследующие собственные цели. Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве одной из своих главных задач изучение факторов, влияющих на повышение профессионализма, и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные различных научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм». При этом акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, но и собственно акмеологический продукт - способы достижения таких параметров. Эти способы реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма. Первичность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке заключается в том, что она исследует весь жизненный путь человека. Это позволяет синтезировать накопленные ряды факторов из области генетики, физиологии, медицины, всех отраслей психологии, педагогики, геронтологии, философии, социологии и выявить «пересечение» жизненной и профессиональной вершин, установить новые закономерности личной и профессиональной «судьбы» человека; на основании этих закономерностей моделировать рациональные технологии деятельности и саморазвития и обучать им будущих и настоящих профессионалов. Возрастной аспект акмеологических исследований направлен на диагностику задатков средствами педологии (педагогики детей и юношей), андрогогики («педагогики» взрослых) и геронтологии («педагогики» пожилых людей). Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профессиональной пригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием человека как развивающегося Я и пониманием партнеров по коммуникации в процессе жизнедеятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов прогрессивного развития человека.
Задачи акмеологии
1. Научное освещение феномена акме с целью объективирования в нем общего и самобытного у разных людей. Решение данной задачи осуществляется посредством выявления закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам). 2. Изучение общих и частных закономерностей и возможностей достижения вершин жизни и профессионализма в деятельности. Достижение данных вершин осуществляется путем обучения, воспитания, социализации и профессионализации. 3. Выявление внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий и факторов, способствующих или препятствующих достижению вершин и определяющих качественно-количественные характеристики «акме». Изучение этих факторов означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось. 4. Разработка собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Основные методы взяты из психологии и педагогики, так что разработка своих методов актуальна. 5. Разработка акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных видов профессиональной деятельности. 6. Создание собственно акмеологических технологий и механизмов прогрессивного развития личности, ее самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и от собственных интересов, потребностей и установок 7. Конкретные прикладные акмеологические исследования.
1.4 Объект, предмет и система основных понятий акмеологии
В конце ХХ века в качестве объекта акмеологии рассматривали прогрессивно развивающуюся зрелую личность, самореализующуюся главным образом в профессиональных достижениях, а в качестве предмета - закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Но данные определения объекта и предмета науки отражают только конкретную ступень ее становления, в содержательном отношении они слишком узки, если исходить из сущности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой личности. Акмеология не может сводить свой предмет только к изучению и совершенствованию профессионализма, так как профессиональная деятельность - только часть, хотя и важная, жизни человека. Акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью. Это предполагает все более глубокое изучение объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию зрелой личности как субъекта не только профессиональной деятельности, но, в целом, субъекта жизнедеятельности. Недаром А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач указывают, что объектом акмеологии выступают высшие потенции и вершинные достижения различных субъектов (отдельного человека, народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, человечества). При этом, по их мнению, предмет акмеологии складывается из вопросов: что такое акме? каким путем лучше всего достичь акме? как сохранить акме?. Современная акмеология ориентируется на решение проблемы соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека. В соответствии с этим можно определить и описать объект и предмет акмеологии на нынешнем этапе ее развития. Объект акмеологии - прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности и достигающая вершины в своём развитии или достигающий наиболее высокого уровня развития человек как индивид, личность, субъект деятельности и как индивидуальность, а также «совокупные субъекты», достигшие своего акме, то есть малые и большие социальные общности. Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелого человека, а также закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени его развития - акме. Другими словами, это поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации. Поскольку прогрессивное развитие и саморазвитие человека взаимосвязано с процессами познания, общения и деятельности в рамках различных организационных структур, указанные явления также закономерно оказываются в зоне внимания акмеологии. Акмеология исследует также условия и факторы достижения высшей ступени зрелости малых и больших социальных общностей. Система основных акмеологических понятий Категориально-понятийный аппарат акмеологии (система основных акмеологических понятий) отражает ее специфику как фундаментальной, гуманистической, интегративной, практико-ориентированной науки о человеке.
Основные понятия акмеологии объединены в специфические смысловые комплексы:
• понятия, выражающие особенности акмеологии как науки («акмеология», «акмеологическая модель», «акмеологическая система», «акмеологическое знание», «акмеологические условия и факторы», «акмеологические технологии» и т.д.); • категории, обозначающие высшие стадии, качества, уровень развития и его разнообразные характеристики («акме», «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «культура»); • понятия, выражающие разные характеристики способа самой изменяющейся, совершенствующейся системы («организация», «регуляция», «конструктивность», «оптимальность», «проектирование» и т.д.); • понятия, выражающие специфику законов акмеологии («алгоритм», «стратегия», «рефлексия» и т.д.); • понятия, выражающие способ использования человеком своих природножизненных ресурсов («индивид», «организм», «работоспособность», «трудоспособность», «дееспособность», «цена деятельности», «длительность трудовой жизни», «карьера», «профессиональное долголетие» и т.д.); • понятия, отражающие особенности личности как субъекта акме- ориентированного развития («личность», «личность как субъект деятельности», «субъект деятельности», «готовность», «психические особенности», «ответственность», «Л-концепция», «саморазвитие», «самореализация», «объективация», «самовыражение», «самоосуществление», «подлинность» и т.д.); • понятия, отражающие особенности самореализации человека в рамках профессиональной деятельности («профессионализм личности», «профессионализм деятельности», «акмеологические инварианты профессионализма», «профессиональное мастерство», «личностно профессиональное развитие», «профессионал» и т.д.).
Источник: Личностное развитие: учебное пособие / сост. Э.Н. Янова ; Донской ГАУ. - Персиановский : Донской ГАУ, 2019. - 156 с. |