Методологические основания акмеологии
Лекции и практикум по психологии - Психология личности

2.1 Характеристики и структура акмеологии

Акмеологию как науку отличают фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративность и прикладная ориентация.
Фундаментальность акмеологии проявляется в создании системы ее общих и конкретных методологических принципов, которая определяет проблемное пространство, специфику ориентации акмеологии в ее подходе к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания, а также специфику объекта науки - развивающегося человека, субъектный характер этого развития.
Фундаментальность акмеологии проявляется также в разработке методологической модели ее предмета, собственного методического инструментария, теоретических концепций (например, концепции личностнопрофессионального и гуманитарно-технологического развития; концепции развития акмеологической культуры личности; акмеологической концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; концепции рефлексивной самоорганизации творческого мышления и др.), системы законов и закономерностей.


Фундаментальность акмеологии характеризуют и ее обширные междисциплинарные связи. Акмеология тесно связана с такими направлениями общей психологии, как психология личности, дифференциальная психология, психология творчества, возрастная психология. У акмеологии весьма тесные связи с психологией труда и социальной психологией. Междисциплинарные связи с науками, не входящими в психологический комплекс, привели к возникновению специальных направлений акмеологии, таких, как педагогическая (Н.В. Кузьмина), военная (П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), политическая (В.М. Герасимов), медицинская (В.А. Храпик), юридическая (А.В. Кириченко).
Гуманистическая направленность акмеологии проявляется в том, что акмеологическое знание помогает людям в личностной и профессиональной самореализации, в профессиональных и жизненных достижениях. Гуманистическая направленность определяется также ориентированностью акмеологии на конкретного человека. Эта индивидуальная ориентированность проявляется в том, что акмеология в ходе комплексного исследования определяет условия и факторы, способствующие или препятствующие восстановлению целостности человека, достижению им высших уровней в своем развитии, оптимизации этих процессов. То есть все, что изучается акмеологией, направлено в первую очередь на благо конкретного, а не абстрактного человека, гармонизацию его развития и отношений.
Интегративность акмеологии проявляется в том, что она содержательно объединила множество смежных наук и областей знания, целенаправленно используя их данные в своем предмете. Каждая наука, имея свой предмет
исследования, естественно дифференцирует его от предметов других наук. В силу интегративного характера акмеологии она, напротив, соотносится и взаимодействует с другими науками. Целенаправленное преобразование данных других наук в акмеологии осуществляется на уровне методологии. Одновременно методологические принципы акмеологии задают операциональные направления, по которым должны интегрироваться и использоваться различные знания.
Именно интегративность акмеологии обеспечивает синтез сведений, получение целостной картины субъекта жизнедеятельности и при этом учет его включенности во все реальные связи и отношения. При этом в рамках единой акмеологической системы интегрируются не только исследовательские, но и деятельностные, развивающие модели, алгоритмы и технологии.
Прикладная ориентация акмеологии проявляется в том, что эта наука на базе познанных фундаментальных законов и закономерностей разрабатывает такие практически ориентированные технологии, которые не могут быть выведены из уже существующих социологических процедур, психологических методов и педагогических приемов. Акмеологические методы и технологии обеспечивают такие общепринятые виды деятельности, как диагностика, коррекция, развитие. Акмеологические технологии нацелены на создание акмеологической среды для экологически-комплексного культивирования творческих способностей, обеспечивающих саморазвитие человека как целостности.
Таким образом, как конкретная научная дисциплина акмеология характеризуется тем, что она:
- в онтологическом плане охватывает такую сферу человеческой реальности (прогрессивное развитие зрелого человека), которая специально не рассматривается другими областями человековедения и, тем самым, в своей специфически акмеологической сущности, не может быть выведена чисто теоретически или эмпирически охарактеризована путем простого истолкования и последующей интеграции знаний из смежных с акмеологией наук;
- в гносеологическом плане познает собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для себя методами, представляющими собой технологии как проведения экспериментальных и эмпирических исследований, так и внедрения их результатов в социальную практику в виде соответствующих приемов саморазвития профессионализма и его формирования у партнеров по профессиональной деятельности;
- в аксиологическом плане выражает собой ту ценность, согласно которой одной из целей жизни человека является его направленность на достижение вершин в различных сферах жизнедеятельности;
- в методологическом плане представляет собой самостоятельную научную дисциплину: междисциплинарную по своему происхождению,
комплексную по форме существования, системную по способу организации знания, фундаментальную по общенаучным параметрам и прикладную по практической направленности своих технологических разработок.
Содержание естественнонаучной, гуманитарной и технологической ориентаций в акмеологии
Конкретным акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная-
Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, акмеология методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их статистической достоверности и т.п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионализма и т.п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психофизиологии труда.
Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой - в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины.
Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, - к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.
Технологическая ориентация - это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т.п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, акмеология взаимосвязана с техническими дисциплинами не напрямую, а опосредована, в частности, эргономикой1, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человекомашинных системах управления и т.п.). С другой стороны, необходимо учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например в форме психотехники и игротехники2, инноватики и рефлексики, так и
гуманитаризации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т.п.).
Акмеологическое знание - совокупность сведений в области акмеологии, результат познания процесса достижения акме и самоосуществления и отражение этого процесса в сознании человека.
Акмеологическое знание имеет теоретическую и эмпирическую форму проявления. На теоретическом уровне - это объяснение фактов, осмысление их в системе понятий данной науки, включенность в ее теорию. На эмпирическом уровне акмеологические знания выступают как средства самосовершенствования человека и социума.
В содержании акмеологического знания традиционно выделяют три взаимодействующих направления: естественнонаучное, социогуманитарное, технологическое.
Естественнонаучное направление предполагает использование в интересах поступательного движения к акме сведений из области возрастной физиологии, психогенетики, эргономики, психофизиологии труда и т.п., а также методов экспериментального исследования, разработанных в этой сфере науки.
Социогуманитарное направление включает основные факты наук о человеке и обществе. Теоретическую базу гуманитарного компонента акмеологического знания составляют науки, изучающие общество, культуру, историю народа, онтогенез человека.
Технологическое направление позволяет использовать алгоритмические стандарты технических наук (кибернетики, системотехники, информатики) в целях оптимизации жизнедеятельности человека и технологизировать гуманитарные знания.
Акмеологическое знание и объективно, и в сознании конкретного человека может существовать на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.
На методологическом уровне акмеологическое знание предстает как некоторый общий подход, общий способ самопознания и самосовершенствования. На теоретическом уровне акмеологическое знание выступает как целостная система, позволяющая выявлять закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие или препятствующие саморазвитию человека и его высоким достижениям в различных сферах жизнедеятельности. На методическом уровне акмеологическое знание предстает как развитая система гуманитарных технологий, овладение которыми оптимизирует движение человека к акме.
Независимо от уровня, акмеологическое знание характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса
проблем (объекта - предмета).
В зависимости от научных или практических ориентаций в структуре акмеологии выделяют общую (фундаментальную) и прикладную акмеологию.
Общая акмеология является, с одной стороны, введением в акмеологическую науку, а с другой - берет на себя решение конкретных задач теоретической подготовки акмеолога к его профессиональной работе, сообщая необходимые знания об основных акмеологических феноменах и акмеологических закономерностях развития и саморазвития человека и социума, без ориентировки в которых оказывается невозможным дальнейшее формирование акмеолога-профессионала.
Целью общей акмеологии является решение фундаментальных научных проблем на теоретическом и эмпирическом уровне, формирование понятийнокатегориального и концептуального аппарата акмеологии, а также разработка методологических принципов и фундаментальных методов акмеологического исследования.
Целью прикладной акмеологии является решение конкретных проблем в определенных практических областях человеческой деятельности. Теоретические и эмпирические исследования в рамках прикладной акмеологии направлены на поиск путей и способов использования выявленных в рамках общей акмеологии законов и закономерностей для развития и совершенствования представителей различных профессий, повышения эффективности их деятельности, становления их как субъектов жизненного пути.
В структуре прикладной акмеологии выделяют управленческую, военную, образования, политическую, медицинскую, социальную, педагогическую, юридическую, и др.
Управленческая акмеология имеет предметом исследования развитие взрослого человека, занятого управленческой деятельностью в самых разных сферах взаимодействия с большими и малыми группами. Возникла с момента регистрации акмеологии в системе психологии сотрудниками РАГС при Президенте РФ академиками РАО А. А. Бодалевым и А. А. Деркачом. Управленческая акмеология активно развивается А. А. Деркачом, коллективом его кафедры акмеологии и профессиональной психологии. В основание его научных поисков положено определение акмеологии, сформулированное А. А. Бодалевым. Используемая ими система понятий включает в себя психические процессы, состояния и свойства. «Акме» рассматривается как состояние.
Военная акмеология на сегодняшний день является научным и прикладным направлением акмеологии, которая: а) развивается на стыке
общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук; б) изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъек тов военной службы; в) изучает закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач.
Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов на военной службе.
Военная акмеология своими корнями уходит в военную психологию и педагогику, психологию труда в особых и экстремальных условиях. В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, воин и командир, высокоэффективно и надежно осуществляющие свой воинский труд.
Объекты военной акмеологии разнообразны и отражают статусный уровень субъекта воинского труда в военной иерархии - от рядового до командующего. В общей проблематике военной акмеологии выделяются такие проблемы как: профессионализм военной деятельности в особых и
экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм командной и управленческой деятельности военных кадров.
Политическая акмеология - отрасль акмеологического знания, изучающая закономерности, условия, факторы и пути достижения профессионального мастерства субъектами профессиональной политической деятельности;
Объект политической акмеологии - личность, участвующая в профессиональной политической деятельности.
Предмет политической акмеологии - закономерности, условия, факторы и пути достижения субъектами политики профессионального мастерства. При этом политическая акмеология имеет ярко выраженный прикладной характер, поскольку по своей сущности она направлена не только и столько на теоретическое осмысление феномена профессионализма в политической сфере, сколько на разработку технологий эффективного решения политических проблем и достижения акме политикам и практиками.
Медицинская акмеология - наука о достижении профессионализма в труде медицинского работника, медицинском обеспечении акмеологического процесса (процесса личностно-профессионального развития человека).
Предметом познания медицинской акмеологии становятся реальные показатели духовного, физического, социального, психического и профессионального здоровья, которые не всегда осознаются человеком.
Процесс взаимодействия акмеологии и медицины носит взаимопроникающий, взаимодополняющий характер как процесс
взаимодействия элементов системы, функционирующей во благо человека.
Интегративный характер акмеологии, комплексный, системный и субъектный подходы, принципы развития и гуманизма - предоставляют возможность использования достижений медицины для решения
акмеологических задач совершенствования человека, достижения им более высоких ступеней в личностном и профессиональном развитии.
Социальная акмеология как направление прикладной акмеологии приобрела отчетливые научные очертания совсем недавно при разработке проблем профессионализма социальных работников в сложных условиях переходного периода.
Социальная акмеология охватывает области деятельности, относящиеся к профессиональным группам «человек - человек» и «человек - общность», осуществляемым в затрудненных социальных и экономических условиях, поэтому у нее самые тесные связи с социальной психологией и психологией труда в особых условиях.
Педагогическая акмеология - наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. Истоками педагогической акмеологии, как и общей акмеологии, являются труды Н. В. Кузьминой и представителей ее научной школы.
Педагогическая акмеология на сегодняшний день является одним из наиболее разработанных направлений прикладной акмеологии. Собственно, интенсивное развитие именно педагогической акмеологии и послужило мощным импульсом для становления общей акмеологии и ее прикладных направлений.
Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области. Предметная область педагогической акмеологии широка. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога.
В ее предметную область входят:
а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач;
б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмеолога;
в) мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности;
г) траектории достижения профессионализма в области педагогики
Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:
а) в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов;
б) в выборе педагогом способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации, целей учащихся;
в) в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута.
В области акмеологии образования сформулированы законы фундаментального образования, создана акмеологическая теория фундаментального образования, разработаны и структурированы технологии, с помощью которых законы можно применять в новых условиях, проверять на практике, уточнять и помогать специалистам образования более продуктивно работать и создавать акмеологический менеджмент образования.
Таким образом, акмеология открывает перед обществом, производственными и образовательными организациями, конкретными людьми новые перспективы и предоставляет новые технологии в повышении качества коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
Кроме того, в структуре акмеологии выделяют научные исследования, акмеологическую практику, обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение.
Научные исследования направлены на поиск новых акмеологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование акмеологических явлений, изучение акмеологических закономерностей), исследование феномена акме.
Специфика акмеологических исследований проявляется в разработке и эффективном внедрении в практику алгоритмов, методов и технологий, которые обеспечивают формирование у человека способности к саморазвитию и способствуют достижению высшей ступени развития человека в различных сферах его жизнедеятельности.
Акмеологическая практика связана с применением акмеологических знаний для решения практических задач (акмеологическая диагностика и консультирование, коррекционная, развивающая и профилактическая работа), а обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение направлены на подготовку специалистов и руководство акмеологическим самообразованием общественности.

2.2 Методы и методологические подходы акмеологии

Методология - это учение о научных принципах и методе познания. Первоначально методология выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности.
Методология хотя и имеет тесные связи с теорией, но не является ей тождественной. В настоящее время принято считать, что теория является результатом процесса познания, а методология определяет способы достижения и построения этого знания.
Методология носит общий характер, но все же она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы подходов к познанию и его объяснительных принципов и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования.
В современном научном знании выделают:
• общенаучную методологию - общенаучные содержательные концепции, принципы, подходы, общенаучные понятия и категории, распространяющиеся на достаточно большую совокупность научных дисциплин;
• частную (или специальную) методологию как совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания и реализующих философские принципы применительно к специфическому объекту исследования;
• конкретно-научную методологю - принципы, методы, процедуры,
применяемые в той или иной специальной научной дисциплине.
Разработка методологических оснований акмеологии началась с момента ее формирования как науки.
Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических
исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических подходов и принципов акмеологии.
Под методологическими принципами в акмеологии, как и в других науках, понимаются основные, исходные теоретические положения, определяющие способы познания и методы исследования. В то же время совокупность тех или других принципов и методов познания, объединенных какой-либо руководящей идеей, составляет методологический подход.
Методологические подходы и принципы, применяемые в акмеологических исследованиях, являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс человекознания, с другой стороны, имеют конкретное акмеологическое содержание. Методология акмеологии опирается на совокупность идей о ценности человека и его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию.
Общие и конкретные методологические принципы определяют проблемное пространство, специфику и ориентации акмеологии, ее подхода к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания. Они позволяют определить акмеологическую специфику ее объекта - непрерывно развивающейся личности, субъектный характер этого развития, достигающего высшего уровня.
Методологические подходы акмеологических исследований
В рамках только одного методологического подхода невозможно полно и глубоко исследовать акмеологические феномены. Каждый подход, исходя из законов диалектики, обладает достоинствами и недостатками, а их совокупность представляет «сеть» возможных решений поставленной проблемы.
Поэтому в рамках акмеологии исследователи чаще всего исходят из принципа конструктивного альтернативизма (по Дж. Келли), согласно которому никакая точка зрения не имеет преимуществ перед другими; различные методологические подходы к изучению акмеологического феномена могут успешно сосуществовать, не противореча друг другу, а взаимодополняя, корректируя и расширяя друг друга, выделяя в качестве предмета исследования разные стороны рассматриваемого феномена.
Основными подходами, на которые опираются акмеологи в своих исследованиях, являются комплексный, системный (системно-структурный), субъектный (субъектно-деятельностный) и психосоциальный подходы.
1) Комплексный подход - это методологическая стратегия, ориентированная на многоаспектное междисциплинарное познание сложных разнокачественных объектов, выявление их множественной причинной обусловленности и формирование целостного представления об объекте1.
Разработка комплексного подхода связана с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем.
Специфика комплексного подхода в акмеологии заключается в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального практического совершенствования человека и социума. Он нацеливает на сопоставление таких разноаспектных модальностей, как реальное и идеальное состояние, стихийно сложившееся и оптимальное качества. Он дает стратегию преобразования наличного уровня развития в высший, оптимальный, он соединяет часто разобщенные аспекты функционирования человека и его развития.
Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу интеграции разных уровней внутренней организации человека - индивида, личности, индивидуальности и субъекта. Он соединяет представление о личности в жизни, в жизненном пути и в деятельности. Иными словами, комплексный подход в акмеологии имеет своей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состояний, модальностей бытия человека и социума.
Следует различать комплексный и интегративный подходы. Интегративный подход в акмеологических исследованиях нацелен на единство наук, знаний о человеке и социуме, то есть играет роль метода познания. Целью комплексного подхода является выявление единства и способов связи онтологически различных качеств человека и социума.
2) Системный, или системно-структурный подход. Целью системного подхода является изучение объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Системный подход выявляет уровневое строение, взаимодействие уровней, обеспечивающее функционирование целого.
Системный подход появился и активно разрабатывался в кибернетике (Л. Берталанфи, Н. Винер, А. И. Берг), общей теории систем (Дж. Гиг, Н. Н. Моисеев, В. Н. Садовский, В. Кинг и др.), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), физиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.), когда возникла необходимость изучения и создания очень сложных объектов, имеющих различную природу. В психологических исследованиях системный подход получил мощное развитие благодаря трудам А. А. Бодалева, В. А. Ганзена, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и др. Были разработаны системные описания психологического знания, структуры личности, психических состояний, деятельности, некоторых психических функций.
В акмеологии системный подход позволяет исследовать человека, социум, а также отдельные процессы и качества, обеспечивающие прогрессивное развитие человека и социума, как акмеологические системы, которые взаимодействуют с другими системами и испытывает на себе их влияние, но не сводятся к ним.
Специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого строения, представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и движимую к оптимальному состоянию систему.
3) C позиций субъектного подхода человек рассматривается как субъект совершенствования (как самосовершенствования, так и опосредованного акмеологическими технологиями), что предусматривает его высокую свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов.
В общефилософском значении субъект - это источник активности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования. В методологическом значении субъект - это оптимальный способ самоорганизации путем саморегуляции своих особенностей, способностей, интеграции любых составляющих и решения различного рода противоречий человеком (личностью, группой), ведущий к его совершенствованию2. Выделяют также конкретно-научное (дифференциальное) значение понятия «субъект», когда рассматривается субъект деятельности, субъект общения, субъект познания, каждому из которых присуща качественная специфика способов активности, организации и осуществления деятельности, общения, познания.
Субъект следует рассматривать как новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации и возникает через разрешение противоречия между возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю. При этом не личность задает деятельность и не деятельность задает личность, а субъект деятельности преодолевает противоречия внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации, актуального и потенциального.
Функция субъекта заключается в разрешении этих противоречий в настоящей (в данный момент осуществления) деятельности и на протяжении всей своей деятельно-профессиональной жизни. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности, отвечающий качествам личности, ее целеполаганию и мотивации и объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Субъект согласует всю систему своих индивидуальных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом. Личность в качестве субъекта организует деятельность в настоящем времени. Эта организация приводит в соответствие события, задачи деятельности, с одной стороны, и личностные психологические резервы, состояния, способности - с другой.
Основным функциональным механизмом такой организации является саморегуляция. Благодаря саморегуляции преодолеваются негативные состояния (усталость, стресс), приводятся в соответствие с решающими ключевыми периодами деятельности наивысшие психические затраты, деятельность поддерживается то мотивационными, то волевыми механизмами.
С понятием субъектности связывают такие характеристики личности, как индивидуальность, самостоятельное, творческое мышление, характер, активность, воля, чувство личной социальной и нравственной ответственности, нравственная, психологическая, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая и профессиональная готовность, психологическая, моральная, профессиональная надежность, духовность, творческий потенциал.
4) Психосоциальный подход позволяет выявлять исторические, социальные, культурные, личностные детерминанты реального состояния исследуемого объекта.
Предметом психосоциального исследования является не абстрактный человек, а человек, живущий в определенном обществе, специфика его сознания, определяемая историческими, биографическими обстоятельствами его жизни, жизненной позицией, национальной, профессиональной принадлежностью, возрастом, полом. Именно такого типа исследования проводит акмеология. Ее интересует человек, социальный, профессиональный статус этого человека, его образование, профессиональный стаж, возраст и т.д.
Число реальных параметров зависит от задач исследования, однако, в основном, сочетаясь с комплексным подходом, психосоциальный подход в акмеологии охватывает в теоретическом ключе все уровни внутренней организации человека как целостности (см. главу III), а в практическом - все или основные его характеристики в интеграле.
Помимо этих методологических подходов в акмеологических исследованиях используются и другие, например, антропологический, экзистенциальный, ценностный, культурологический, синергетический.
5) антропологический подход позволяет использовать идеи самоценности, уникальности и неповторимости человека, его самосозидания, «незавершенности», «открытости» для мира, способности делать свободный выбор (Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.О. Лосский, М.М.Рубинштейн, В.С. Соловьев, Л. Фейербах, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, М. Шелер и др.). Акмеология как наука опирается, прежде всего, на идеи развития и саморазвития, акмеологическая практика - это деятельность по созданию условий саморазвития участников акмеориентированного процесса, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.
6) В рамках экзистенциального подхода проблема подлинности существования связана с проблемами свободы, ответственности и выбора. Экзистенциальный подход дает возможность изучать взаимосвязь способности человека к самодетерминации и самотрансценденции и степени его ответственности (М. Хайдеггер, В.Франкл, Э. Фромм, Д. Бьюдженталь и др.).
В акмеологических исследованиях используются следующие установки экзистенциального подхода:
• человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих и не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций;
• человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений, а значит, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт;
• самоосознавание человека является непрерывным и многоуровневым;
• человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он имеет выбор и творит свой собственный опыт;
• человек интенционален, то есть обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл.
7) Аксиологический подход позволяет раскрывать значение личностных ценностей как стержня человека, который обеспечивает возможность достижения высокого уровня профессионализма и акмеориентированных самоизменений, роль ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе саморазвития человека и социума (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь и др.).
В акмеологических исследованиях учитывается, что:
• личностные ценности выступают как смысловые регуляторы жизнедеятельности человека;
• изменение иерархии личностных ценностей как высших смыслов бытия человека приводит к изменениям в направлении, темпе и эффективности его развития;
• активизация процесса становления и развития личностных ценностей, обеспечивающих эффективность акме-ориентированного саморазвития, связана с изменением иерархии социальных ценностей.
8) Культурологический подход позволяет рассматривать акмеологические явления на широком социокультурном фоне, предусматривает изучение общих закономерностей развития культуры личности и социума, принципы их функционирования, взаимосвязи и взаимозависимости (М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.С. Библер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, В.А. Сластенин, В.К.Егоров и др.).
В акмеологических исследованиях культура рассматривается и как условие, и как поле проявления самоосуществляющегося человека. Личностный уровень культуры зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой составляющих его человеческих индивидов.
Использование культурологического подхода в акмеологических исследованиях обусловлено тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности специалиста в любой области являются не столько специальные знания, освоенные профессиональные технологии, сколько общая и акмеологическая культура, обеспечивающие саморазвитие, выход за пределы нормативности, способность создавать и передавать акмеологические ценности.
9) Синергетический подход позволяет анализировать акмеологические феномены с точки зрения возможностей человека как самоорганизующейся и саморегулируемой системы (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен и др.).
С позиции синергетического подхода человек рассматривается как открытая и динамическая система. Эта система не находится в равновесии, но сохраняет устойчивость за счет самоорганизации хаоса потенциальных состояний в определенные структуры и обладает большими собственными возможностями для саморазвития посредством открытого взаимодействия с окружающей средой. Важнейшей особенностью этой системы является преобладание внутрисистемных связей ее компонентов над внешними воздействиями на них. Именно поэтому эффективным является воздействие на человека через механизм самоорганизации.
Поле путей развития человека как самоорганизующейся и саморегулируемой системы определяется преимущественно его внутренними свойствами. Это - план эволюции, который потенциален, в значительной степени предопределен собственными характеристиками человека и неоднозначен. В эти моменты небольшие, иногда случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые будут воздействовать на уже сложившиеся уровни и трансформировать их. Преобразование саморазвивающихся систем и контроль за ними уже не может осуществляться только за счет внешнего, «силового» воздействия на них. Акцент переносится на собственную активность человека, которая выражается в его способности обеспечивать целостность своего развития на основе прежнего индивидуального опыта, и, как конечный результат, порождать при этом нечто качественно новое.
Интегрирующую роль в акмеологических исследованиях играет собственно акмеологический подход.
10) Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении
комплексного исследования и созидании или восстановлении целостности человека. Индивидные, личностные и субъектно-деятельностные
характеристики человека в рамках акмеологического подхода изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы помочь ему в достижении акме и самоосуществлении.
Акмеологический подход предполагает, что акме и самоосуществление - это не идеальные образы, а постоянное движение к ним через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития. Человек не просто реализует себя, совершая выбор между репродуктивными способами развития; он качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает жизненные ожидания, ищет возможности для развития акмеологически значимых качеств, вырабатывает собственную траекторию саморазвития.
Акмеологический подход позволяет теоретически осмыслить сущность личности как субъекта саморазвития.
С точки зрения акмеологического подхода субъект саморазвития как бы находится в пространстве между двумя полюсами: от реального, часто неоптимального до идеального способа самоорганизации. Активность человека как субъекта развертывается именно в этом «реально-идеальном» пространстве и проявляется в постоянном разрешении противоречия между той высокоорганизованной живой системой, которую представляет он сам, и объективными условиями его жизнедеятельности. Субъект саморазвития и вырабатывает определенный способ организации своей жизнедеятельности, который зависит не только от его природных особенностей, но и в значительной степени от его ценностей, установок, целей.
Став субъектом саморазвития, человек вырабатывает индивидуальный способ достижения акме и самоосуществления, который представляет собой интеграл акмеологической культуры, личностных свойств и качеств, а также индивидуальных характеристик.
Таким образом, акмеологический подход дает стратегию преобразования наличного уровня развития человека как целостности в высший, оптимальный.
Кроме того, акмеологический подход предполагает целостность и интеграцию не только исследовательских, но и развивающих моделей, алгоритмов и технологий.

2.3 Общие и частные методологические принципы акмеологии

Для акмеологии существенны следующие общеметодологические принципы: детерминизма и социальной детерминации личности, развития и гуманизма.
Принцип детерминизма раскрывает специфику предмета акмеологии - способ возникновения личностных новообразований и одновременно - социальную необходимость в этих качествах.
Согласно принципу психологического детерминизма внешние условия определяют сущность объекта и результат воздействия на него не жестко и однозначно, а преломляясь через внутренние условия. Внутренние условия при этом характеризуются активностью, специфичностью, избирательностью.
Принцип психологического детерминизма имеет выраженное акмеологическое содержание. Определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развития является важной составляющей любого акмеологического исследования. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям.
Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личности рассматривает как побудительные причины и детерминанты развития.
Второе состоит в том, что движущей силой развития становится сам человек, а механизмом - саморегуляция, самоорганизация.
Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю и внешнюю. При этом решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление возможностей человека. Внешнее акмеологическое воздействие
оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к человеку как субъекту, то есть строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий.
Принцип развития в акмеологии констатирует субъектный, ценностный, восходящий характер развития через разрешение противоречий.
Применение принципа развития в акмеологии предполагает:
• понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к целостности, к оптимальному высшему уровню; «движения по восходящей» (по словам С.Л. Рубинштейна);
• признание субъектного характера развития;
• осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом;
• учет индивидуального характера развития;
• установление связи развития личности в жизненном пути и профессии;
• учет соотношения потенциального и актуального в развитии личности; выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;
• выявление наличной стадии развития в сопоставлении с идеалом, с перспективой.
Суть развития для акмеологии воплощается в таком личностном качестве как культура.
Принцип гуманизма в акмеологии ориентирует на самоценность человека, самосовершенствование, самореализацию, гармонизацию его отношений в процессе развития.
Принцип гуманизма предполагает три варианта поддержки человека:
• признание его качества как субъекта и его способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия;
• «раскрепощение», актуализацию его интеллектуальных возможностей, его сознания как способов, владение которыми дает возможность человеку оптимально разрешать противоречия;
• моделирование для человека ситуаций, в которых он поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей.
Задача акмеологии во всех трех направлениях заключается не в том, чтобы развить человека только до уровня, требуемого обществом или трудом (как рабочей силы), или до степени, которую он устанавливает сам. Гуманистическая задача акмеологии состоит в том, чтобы содействовать подлинности жизни человека, полноте его самоосуществления.
Методологические принципы акмеологических исследований
В акмеологических исследованиях обоснованы и описаны частные методологические принципы акмеологии.
Принцип субъекта деятельности связывает общую и профессиональную акмеологию.
В акмеологии личность рассматривается в своем деятельностном состоянии. Действуя, личность как система «вписывается» (по выражению Б.Г.
Ананьева) в другие системы - жизнедеятельности в целом, деятельности, общения, познания. Поэтому деятельность личности должна осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем.
Через разрешение противоречий между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями
деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю, возникает качество субъекта как новое, преобразованное качество личности, которое означает не просто включение способностей, целей и соответствие ее потребностям, а полную перестройку всей системы ее психической организации.
Субъект деятельности находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей деятельно профессиональной жизни человека.
На основе принципа субъекта деятельности акмеология, с одной стороны, раскрывает пути наиболее полного и удовлетворяющего самого человека самовыражения в различных сферах жизнедеятельности, что и является условием творчества. С другой стороны - этот принцип позволяет обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность представителей различных специальностей.
Принцип субъекта жизни и жизнедеятельности является конкретным и основополагающим для акмеологии и исторически, и теоретически, и логически.
Жизнедеятельность определяют как совокупность всех видов социальной деятельности, поведения и отношений определенного субъекта1. С.Л. Рубинштейн, рассматривая личность как интегративную сущность, формирующуюся, проявляющуюся и развивающуюся в деятельности2, подчеркивал, что личность не просто субъект деятельности, а гораздо шире - субъект жизни. Как субъект жизнедеятельности, личность всегда включена в систему отношений, которая по своей широте, интенсивности и уровню значительно отличается от системы отношений в рамках любой деятельности. Поэтому жизнедеятельность является для любого человека источником богатейшего личного опыта и выступает по отношению к любой сфере деятельности как ее контекст.
Для акмеологии принцип субъекта жизни и жизнедеятельности означает, что личность «овладевает» условиями своей жизни, создает вторичные условия жизни путем построения особых жизненных опор, жизненных отношений и позиций.
Принцип субъекта жизни и жизнедеятельности позволяет увидеть место и роль, смысл и значение той или иной деятельности в жизненном пути личности, понять жизнь не только как свободное от работы время. Делом всей жизни человека должно быть самоосуществление. Потребностью в самоосуществлении задается индивидуальность траектории жизненного пути личности и стратегичность его жизни.
Принцип потенциального и актуального (имплицитного и эксплицитного) для акмеологии служит методологическим ориентиром на акмеологические резервы человека, которые могут реализовываться в будущем им самим или при акмеологической поддержке. Как практико-диагностический ориентир этот принцип предполагает использование при диагностике наличного состояния человека не столько констатирующих, измерительных, сколько проективных процедур. На этапе самой акмеологической поддержки принцип потенциального и актуального ориентирует практического акмеолога на рефлексию субъекта как самостоятельный способ умножения человеком своего потенциала, средство расширения его сознания.
Принцип оптимальности, или оптимизации является центральным методологическим принципом акмеологии. Данный принцип предполагает, что целесообразное движение системы осуществляется на основе учета всех ее состояний, анализа возможных средств и путей достижения цели и выбора из этого множества такой траектории, которая позволяет привести систему к наилучшему состоянию.
Принцип оптимальности не выражает конечное, точечное состояние идеала. Оптимальным может быть состояние данного субъекта в данной социальной деятельности на данном этапе, в данное время, при данных обстоятельствах.
Принцип оптимальности относится не только к способу организации деятельности (к ее организованности, конструктивности), но к прогрессивному способу развития самого человека. Оптимальность самореализации в конечном счете оценивается на основе составляемой человеком пропорции своих усилий, потерь, достижений и удовлетворенности этим интегралом.
Принцип моделирования характеризует стратегию акмеологического исследования, которая предполагает, прежде всего, построение моделей, включающих реальные и идеальные (желательные, оптимальные) связи предметной области. Обращение к модели позволяет в наглядной форме не только представить акмеологический образ изучаемых феноменов, но и изучить их внутренние отношения, свойства, принципы строения и описать как общий «вид композиции» (по В.С. Тюхтину)2. Моделирование привязано к конкретной цели конкретного исследования и в связи с этим имеет различный характер. В некоторых исследованиях речь идет сразу о нескольких моделях, например, о модели как образном представлении изучаемой ситуации деятельности, о модели, включающей цели (общие и частные, принципиальные и текущие и т.д.), условия, обстоятельства, средства, и о воплощении цели в виде задачи, которая предстает в сознании в виде идеальной модели. Модели, в свою очередь, включают совокупность сущностных характеристик исследуемого предмета, системы, структуру, механизмы и уровни.
Модели позволяют разрабатывать стратегии достижения оптимального состояния системы, а также выявить факторы, то есть более конкретные узловые, сущностные звенья, препятствующие или содействующие оптимальному состоянию, функционированию, деятельности.
Операционально-технологический принцип характеризует сущность акмеологии как прикладной, практической дисциплины, практика которой, однако, носит строго критериальный характер, ценностную направленность и является связующим звеном между начальным и конечным (желательным) состоянием акмеологической модели.
Объектом и предметом технологизации в акмеологических исследованиях являются компоненты операциональной сферы человека, обеспечивающие ему достижение высокой эффективности в различных сферах жизнедеятельности, а также оптимальности акме-ориентированных самоизменений. Так, система технологического обеспечения профессиональной деятельности включает оптимальное использование психолого-акмеологических резервов личности специалиста, их развитие и совершенствование. Психотехнологическое обеспечение процесса развития профессионалов позволяет повышать эффективность их деятельности, способствует интенсификации их личностнопрофессионального развития.
Принцип обратной связи, представляющий в общей методологии системного подхода один из механизмов функционирования системы, применительно к акмеологии имеет свой конкретный смысл: выражаясь, объективируясь в жизни, профессии, общении, человек получает не только результаты этой объективации - результаты труда, оценки людей и т.п. Он воспринимает себя в новом качестве - воплощенным в формах своей жизни, своей деятельности. Этот неизмеримый ни социально, ни профессионально результат лучше других дает ему показатели успешности, продуктивности своих действий. Иногда совсем небольшое достижение приобретает для него серьезный жизненный смысл. Обратная связь подтверждает правильность для человека того пути, которым он идет, адекватность темпов, которыми он идет к цели, нравственность способов ее достижения, поддерживает активность человека. В типе обратной связи основным оказывается реализм, объективность человека или его субъективизм.

2.4 Акмеологические законы и закономерности

Термин «закон» используется в любой науке для обозначения выявленной в процессе исследований не зависящей ни от чьей воли, объективно наличествующей непреложности, заданности, которая сложилась в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающем миром.
Акмеологические законы и закономерности это не сами по себе закономерности, например, развития личности, не сами по себе закономерности, например, профессиональной деятельности, а закономерности таких способов связи личности и деятельности, профессии и кадров, человека и жизнедеятельности, которые содержат ключ к разрешению противоречий между ними, проявляют их взаимно-оптимальное соотношение, ведут к минимизации психологических, личностных, профессиональных потерь.
Акмеологические законы и закономерности отражают устойчивые связи и отношения между явлениями, обнаруживающиеся в процессе прогрессивного развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, а также малых и больших социальных общностей, достигших своего акме.
При этом в исследованиях акмеологических закономерностей за точки отсчета берутся две основные стадии развития - стартовая и финишная, а сами закономерности отражают не строго линейно-поступательную, а прогрессивную связь между этими стадиями, так как развитие в акмеологии описывается не как линейный, а как прогрессивный процесс. Прогрессивный, восходящий характер развития определяет возможности его прогнозирования, моделирования, то есть возможности его опережающего описания. Подобное описание опирается одновременно и на принцип противоречивости и на принцип гармонизации, которые действуют в рамках единой системы.
Можно выделить следующие характеристики акмеологических законов и закономерностей.
Акмеологические законы и закономерности отражают устойчивые связи и отношения. Примером тому могут служить связи и отношения между уровнем одаренности личности и ее движением к профессионализму. Очевидно, что при равных «стартовых» возможностях эта связь в общем виде прямо пропорциональна - чем выше одаренность, тем больших вершин профессионализма можно достичь. На определенных этапах развития эта зависимость может иметь различный характер: линейный или экспоненциальный, - но тенденция всегда сохраняется.
В акмеологических законах и закономерностях интегрируется субъективное и объективное, внешнее и внутреннее. С одной стороны, акмеология следует строжайшим критериям объективности и при диагностическом исследовании личности, и при определении алгоритмов и стратегий оптимизации ее развития, деятельности и жизни в целом. С другой стороны, акмеология ориентируется на личность как субъекта, на ее самостоятельность, активность в процессе саморазвития, а потому не может не учитывать индивидуальный, произвольный, субъективный характер этого процесса. Таким образом, объективность акмеологических законов и закономерностей обусловлена действующими условиями, относящимися к «достартовому» периоду развития личности. Субъективность же связана с «преломлением» объективных факторов сквозь призму внутренних условий.
Акмеологические законы и закономерности отражают повторяемость выявленных акмеологических феноменов. Именно повторяемость позволяет «тиражировать» акмеологические методы и технологии развития человека и социума.
Акмеологические законы и закономерности относятся к классу «законов- тенденций», то есть отличаются «нежесткостью», вариативностью относительно устойчивого общего.
С этой особенностью законов связана ориентация акмеологии на временные характеристики человека, социума, психики, развития. В акмеологии представляются существенными параметры темпов развития, при учете его прогрессивного, нелинейного характера, и понятие
«своевременность», близкое понятию «сензитивность», но носящее
принципиальный для соотношения человека и социума, его задач и требований характер. Оптимизация деятельности должна достигаться своевременностью действий, решений, поступков человека, их соответствием событиям и задачам деятельности.
Вариативность акмеологических законов проявляется в частных закономерностях, во-первых, и в различии ведущих системных способов связи составляющих в разных акмеологических исследованиях, во-вторых. В одних случаях системообразующим фактором выступает готовность к деятельности - и тогда выявляются закономерности готовности в той форме деятельности и в тех ее ситуациях, готовность к которым носит решающий характер, то есть строится специфическая система или модель.
В других случаях системообразующим и центральным для исследования понятием оказывается оптимизация той или иной, например, управленческой деятельности, и тогда закономерности оптимизации включают существенный, необходимый и достаточный набор выявляемых составляющих, который становится определяющим для осуществления данной деятельности в будущем, входит в нормативные рекомендации. Если речь идет о потенциале как предмете акмеологического исследования, то в качестве закономерных выделяются все возможные рефлексивные составляющие этого потенциала, их сущностные характеристики, то есть закономерности его развития.
Благодаря огромному числу проведенных исследований выявленные акмеологические законы и закономерности носят уже не проблемный, а аксиоматический характер.
Социально-антропологический характер акмеологических законов и закономерностей позволяет выявить взаимосвязь экзистенциально-природных особенностей, сущностных характеристик человека и социальных условий его жизнедеятельности.
Критериальный характер акмеологических законов и закономерностей позволяет не только объяснять, но и прогнозировать особенности движения человека по жизненному пути, его стратегии в достижении акме и самоосуществлении.
Целевой характер акмеологических законов и закономерностей дает возможность при разработке процедур диагностирования и технологий акме- ориентированного развития человека и социума опираться на оптимальность, высший уровень совершенствования.

Источник: Личностное развитие: учебное пособие / сост. Э.Н. Янова ; Донской ГАУ. - Персиановский : Донской ГАУ, 2019. - 156 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.