Организация обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей и взрослых |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные знания по разделу.
|
Уровни индивидуализации обучения |
Формы индивидуализации обучения |
Первый уровень индивидуализации |
Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности |
Второй уровень индивидуализации |
Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению |
Третий уровень индивидуализации |
Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности |
Четвертый уровень индивидуализации |
Создание персонифицированных учебных программ по направлениям |
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий [14]: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Групповая технология заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для выполнения конкретных задач; задание выполняется с использованием приемов, позволяющих видеть вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели коллективной деятельности.
Можно выделить три приема коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации.
Функции педагога в коллективной деятельности: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Технология коллективного взаимообучения - работа в парах сменного состава развивает у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Технология адаптивной системы обучения - обучающая функция педагога сводится до минимума.
Структура занятия: объяснение нового материала; индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач); самостоятельная работа детей, которая предполагает общение; включенный контроль, взаимоконтроль.
Педагогика сотрудничества - совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; мажорность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания [51].
В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.
В образовательном процессе учреждения дополнительного образования (УДО) четко различаются две позиции:
1) учебно-воспитательный процесс реализуется в рамках игровой деятельности;
2) игровая деятельность используется как технология обучения.
Различие заключается в том, что игровая деятельность имеет ценность сама по себе, как интересный захватывающий процесс, в котором каждому участнику приходится реагировать по тому, как складывается ситуация на том или ином этапе игры.
Игровая технология как средство развития познавательных способностей [15; 54]. Монотонность обучения является причиной интеллектуальной и познавательной пассивности подростков. Необходимо оживить и разнообразить деятельность детей, внедряя игровую технологию.
Интеллектуальные игры полезны для подростков, испытывающих трудности в учении. Применение интеллектуальных игр может помочь снять усталость, активизировать учебную работу, повысить активность и инициативу учащихся.
Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности по созданию творческих проектов, обеспечивающих единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющихся средством развития личности субъекта. Фазы проектной деятельности: генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта; материальное воплощение замысла и его презентация. На заключительном этапе проектной деятельности происходит корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность проектных решений. Стадии выполнения проекта: обоснование, осознание и принятие идеи технологическая разработка идеи, практическая работа над ней, апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи, представляют собой последовательные развернутые этапы саморегуляции деятельности.
Технологии профильного обучения [56]. Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации, как посредством организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений (общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Задача учреждений дополнительного образования состоит в организации групп профильной ориентации, элективных курсов и профессиональных программ.
Профильная ориентация рассматривается как помощь в принятии школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:
• поисково-диагностический по выявлению образовательного запроса учащихся;
• основной, связанный с моделированием видов деятельности, востребованных в профильном обучении;
• формирующий, направленный на формирование внутренней готовности школьника к выбору профиля обучения.
Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.
На поисково-диагностическом этапе осуществляется: презентация «образовательной карты» города; диагностика запросов, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
Основной этап предусматривает: обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута, способам самодиагностики познавательных, творческих и специальных способностей; организация процедур психолого-педагогической самодиагностики; анализ социальных и жизненных ситуаций, выявление основных затруднений, проблем свободы выбора профиля обучения.
На формирующем этапе:
• реализуются «пробы выбора профиля обучения», проводятся серии ориентировочных прогностических заданий на соответствие личности школьника требованиям избираемого профиля;
• проводятся специальные занятия по формированию качеств личности, необходимые для реализации ученика на избираемом профиле обучения;
• используются процедуры, позволяющие формулировать, ранжировать и соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля, обнаруживать приоритетные мотивы профильной ориентации.
При завершении программы по профильной ориентации у учащегося формируется достаточный уровень социальной зрелости для самостоятельного выбора профиля или профессиональной направленности обучения.
Уровень результативности пройденной программы делит учащихся по следующим признакам:
• способные либо не способные к самостоятельному формулированию образовательного запроса;
• связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей профессиональной деятельностью;
• обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сфор- мированности способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и в жизненном, профессиональном и социальном становлении.
Исходя из базового объема предпрофильной подготовки объем программы профильной ориентации можно определить величиной примерно в 36-72 часа.
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения, выполняющие три основные функции:
1) «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
2) содержательной части одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
3) самостоятельной программы обучения, направленной на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека и выходящей за рамки выбранного профиля.
Элективными курсами в учреждении дополнительного образования могут быть профильные объединения (курсы) с кратковременным сроком подготовки.
Профессиональная подготовка заключается в получении старшеклассниками профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной интеграции. Профессиональные программы должны быть: привлекательны для молодых людей; востребованы на рынке труда и в повседневной жизни; не связаны с вредными и опасными условиями труда и трудоемкостью [45].
Профессиональная подготовка в УДО является трехступенчатой.
1 Подготовительная ступень (репродуктивно-деятельностная) по усвоению основных способов трудовой деятельности в рамках одной или смежных специальностей.
2 Пропедевтическая ступень по формированию умений и навыков избранной профессиональной деятельности.
3 Профессиональная подготовка, ориентированная на получение квалификации (в зависимости от сложности профессии, 2-го или 3-го разряда Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих - ЕТКС по усвоенной профессии.
Воспитание - это многофакторный процесс формирования личности под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социальноэкономических условий жизни и др. Воспитание - долговременный и непрерывный процесс, результаты которого носят отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Ученые под воспитанием в условиях дополнительного образования понимают целенаправленно и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями [18].
Педагогические задачи воспитания в УДО: обеспечение необходимых условий для личностного развития; укрепление здоровья; профессиональное самоопределение; организация творческого труда детей и подростков от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
Воспитание ребенка в учреждении дополнительного образования происходит в процессе спонтанной социализации и целенаправленной деятельности, к которой относятся: освоение образовательных программ; социально-культурная деятельность; коммуникативная деятельность; самовоспитание.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются [14]:
а) профессиональное воспитание,
б) социальное воспитание.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование у обучающихся:
- этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;
- культуры организации своей деятельности;
- уважительного отношения к профессиональной деятельности других;
- адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;
- понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения обучающегося:
- чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности;
- умения взаимодействовать с другими членами коллектива;
- толерантности;
- желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;
- стремления к самореализации социально адекватными способами;
- стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).
В процессе экспертизы деятельности учреждения анализируется воспитывающий характер деятельности участников образовательного процесса.
Форма воспитательной работы - внешнее выражение деятельности. Формами могут являться коллективные творческие дела, социальное проектирование, игровая деятельность, самоуправление, воспитательная практика. Функции форм воспитательной работы: организаторская, регулирующая, информативная.
Организаторская функция. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Использование формы позволяет регулировать отношения: между педагогами и учащимися, между детьми. Формы влияют на процесс сплочения группы школьников.
Информативная функция предполагает: одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к опыту детей.
К формам воспитательной работы относятся: мероприятия, дела, игры. Мероприятие («мера» и «принимать») - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки мероприятия: созерцательно -исполнительская позиция детей, организующая позиция взрослых или старших школьников. Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор.
Виды групповых форм работы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи педагога: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, развить гуманные взаимоотношений между детьми, сформировать у них коммуникативные умения.
Коллективные формы воспитательной работы: дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. Роль педагога: ведущий, участник, организатор, советчик, помощник.
Выбор форм воспитательной работы должен происходить с учетом: принципов организации воспитательного процесса; возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей; материальной базы; внешних условий (культурные центры, производственное окружение); возможностей педагогов, родителей.
В процессе воспитательной работы активно используются следующие группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Результатом творческого развития обучающихся в ходе воспитательной деятельности является система применения игровых методик, реализация коллективной творческой деятельности на основе творческих проектов - исследовательских, приключенческих, игровых, информационных, практико-ориентированных, лингвистических, культурологических, спортивных, музыкальных и др.
Оценивание воспитательной деятельности образовательного учреждения сопровождается анализом: уровня развития детского коллектива; качества планирования разнообразной по форме и содержанию деятельности обучающихся; характера распределения педагогических (воспитательных) функций работников образовательного учреждения; методического мастерства педагогов как воспитателей; наличия широких связей образовательного учреждения с учреждениями образования и культуры; системы повышения педагогического мастерства, а также способов ведения документации, помогающей анализу и организации воспитательного процесса.
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ.
В процессе обучения взрослых существуют принципиальные особенности.
1 Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.
2 Взрослый обучающийся стремится к самореализации.
3 Взрослый обладает жизненным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.
4 Взрослый человек обучается для решения жизненной проблемы и достижения личной цели.
5 Взрослый рассчитывает на применение полученных умений, навыков, знаний и качеств.
6 Учебная деятельность взрослого детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами.
7 Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего.
Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно развивающихся структур непрерывного образования в государстве [70]. Оно возникло и развивалось вместе с основным; их взаимодействие составляет существенный аспект истории российского образования. Дополнительное образование рассматривается как образование, необходимое основному и во многом его определяющее; как его историческая предпосылка, условие его развития и его продолжение. Дополнительное образование понимается как образование, отличное от общего, основного, с иными образовательными потребностями, ценностями и интересами, целями и средствами достижения. Субъектом образовательного процесса в дополнительном образовании выступает социальный субъект (сословие, социальная группа, отдельная личность), который в тот или иной исторический период или в настоящее время не является основным и доминирующим в обществе. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование, выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами и формами обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными, чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают. Потребность учиться, образовываться и просвещаться становится такою же инстинктивною потребностью общества, как потребность питаться. Это положение созвучно современному взгляду о непрерывности образования и образовании как форме жизнедеятельности личности и общества. Дополнительное образование взрослых было закреплено в законе «Об образовании» в 1992 году и зазвучало с особой силой, объединяя все формы стандартного образования в единую систему непрерывного образования с 2012 года в рамках закона «Об образовании РФ».
Андрагогическая модель обучения [11]. Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду комплекс закономерностей деятельности обучающегося и обучающего в процессе обучения. В педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу несформированности личности и малого жизненного опыта, обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение. В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.
Основным видом обучения взрослых исследователи [11; 30] считают обучение в группе коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т. п.); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения включает в себя постановку проблем и поиск их решений.
С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся (впрочем, как и старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.
Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения.
Основными становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т. п.
Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.
Основные принципы обучения взрослых
1 Принцип совместной деятельности.
2 Индивидуализация обучения.
3 Системность обучения.
4 Принцип осознанности обучения.
5 Приоритет самостоятельного обучения.
6 Принцип опоры на опыт обучающегося.
7 Контектстность обучения.
8 Принцип актуализации результатов обучения.
9 Принцип элективности обучения.
10 Принцип развития образовательных потребностей.
Таким образом, использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий [11].
При этом обучающиеся выполняют следующие функции:
а) участников совместной с обучающим учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения;
б) соавторов индивидуальных программ обучения;
в) реализаторов индивидуальных программ обучения.
В той степени, в которой обучающиеся могут выполнять на достаточно удовлетворительном уровне названные функции, они могут обучаться с применением технологии обучения взрослых. Для этого они должны обладать определенными умениями и навыками совместной и коллективной учебной деятельности, иметь представление об организации процесса обучения, владеть навыками учебной работы. Различают формы дополнительного образования взрослых (таблица 6.2).
Таблица 6.2 - Формы дополнительного образования взрослых
Формы образования |
Особенность реализации |
1 Классические курсы |
Форма дополнительного образования, при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели повышают предыдущий уровень знаний в данной сфере |
2 Интенсивы |
В отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов практически такая же, что и суть курсов, т. к. преследуются одни и те же цели |
3 Погружение (Sugesto pedia) |
Главная характеристика данной формы — проведение занятий с отрывом от производства в течение нескольких дней, чтобы ничего не отвлекало его от процесса обучения |
4 Стажировки |
Традиционная форма, суть которой в производственной деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности |
5 Самообразование |
Приобретение знаний, умений и навыков путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя |
6 Дистанционное обучение |
Получение образовательных услуг без посещения вуза, с помощью современных информационно-образовательных технологий |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Какими преимуществами обладает система дополнительного образования в становлении и развитии личности?
2 Приведите примеры интеграции общего и дополнительного образования.
3 Какие технологии в системе дополнительного образования эффективны для формирования мотивации учебно-познавательной деятельности?
4 Какова ведущая цель дополнительного образования для взрослых?
Задание 2. Практическая работа Заполните таблицу 6.3.
Таблица 6.3 - |
Формы дополнительного образования для детей и взрослых |
|
Виды |
Формы дополнительного образования для детей |
Формы дополнительного образования для взрослых |
Индивидуальные |
|
|
Групповые |
|
|
Коллективные |
|
|
Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |