На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Организация обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей и взрослых
Организация обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей и взрослых
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Полученные знания по разделу.
Дополнительное образование как особая форма образования.
Дополнительное образование как система.
Содержание образования и методы обучения в системе дополнительного образования детей.
Формы и методы воспитательной работы в организации дополнительного образования детей.
Дополнительное образование взрослых.


1. Дополнительное образование как особая форма образования


История российского образования представляет собой процесс взаимодействия основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических условий и образовательных потребностей. Дополнительное образование выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное [6].
Если под основным понимается образование, организованное и контролируемое в соответствии с Федеральными государственными стандартами, то дополнительным к нему выступает образование, основанное на свободном выборе деятельности [68].
Одним из главных условий разделения образования на основное и дополнительное, условием формирования у человека потребности в дополнительном образовании, выступило появление педагогических систем с монологической позицией учителя. Чем более жесткой становилась деятельность государства по контролю, регламентации основного образования, тем больше причин способствовало развитию дополнительного образования.
Дополнительное образование детей и взрослых прошло в своем становлении путь от негосударственной системы внешкольного образования (1905-1917 гг.) к государственной системе внешкольного воспитания (1918-1989 гг.). В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Была сформирована сеть учреждений: дворцы и дома детского творчества; подростковые центры; специализированные учреждения: туристические, экологические, технические станции; спортивные и музыкальные школы, оздоровительные центры. С 2012 года на основании Закона «Об образовании в РФ» действует система дополнительного образования детей и взрослых. Система дополнительного образования детей осуществляет процесс обучения, воспитания и развития с приоритетом воспитания на принципах свободного выбора и в отсутствии стандартного подхода.
Стандарты жестко регламентируют содержание, методы и формы работы с детьми и отрицательно влияют на развитие творчества [34].
Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе; учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде [14].
Учреждения дополнительного образования взаимодействуют с организациями и учреждениями других сфер, становясь, таким образом, открытой системой и субъектом образовательной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.


2. Дополнительное образование как система


Дополнительное образование, выступая как средство формирования мотивации развития личности, способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ, в первую очередь, подразумевают обеспечение обучения, воспитания, развития детей [18].
Направленность дополнительной образовательной программы - это основной вектор программы, который в целом обозначает совокупность задач, ценностей, содержания; методы, формы, организацию, результаты образовательного процесса одной предметной ориентации или нескольких.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности. Основные направленности дополнительного образования детей: естественно-научное; спортивно-техническое; туристско-краеведческое; эколого-биологическое; художественно-эстетическое; социально-педагогическое [12].
Образование строится на следующих принципах [12]:
- познавательная деятельность, направленная на освоение конкретных знаний о человеке, обществе и природе;
- исполнительская деятельность и практическое участие в разнообразной продуктивной, созидательной деятельности с четко выраженным социально и личностно значимым результатом;
- творческая деятельность в добровольных, самодеятельных объединениях детей и взрослых;
- сотрудничество между людьми, делающего существование более богатым и увлекательным;
- осознанное участие в деятельности того или иного объединения.
Познавательная деятельность направлена на формирование познавательных потребностей, когнитивных, мотивационных, деятельностнопрактических навыков. В этой деятельности формируются базовые способности анализа и синтеза, рефлексии, воображения, импровизации.
Исполнительская деятельность направлена на проектирование по образцу и по схожим условиям. Обучение проходит в рамках тренинга, репродуктивного проектирования, продуктивного конструирования, упражнений.
Творческая деятельность направлена на освоение способов нестандартных решений. Обучение происходит в формах инновационного проектирования. Самоопределение подростков в системе профессиональных стандартов.
Эмоционально-ценностная деятельность проходит в участии в конкурсах, конференциях, смотрах, олимпиадах.


3. Содержание образования и методы обучения в системе дополнительного образования детей


Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации, является, по словам А. Г. Асмолова, «зоной ближайшего развития» [47].
Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно ориентировать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка [18].
Принципы обучения по программам дополнительного образования детей базируются на следующих концептуальных основах [14]:
- всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела;
- взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать;
- неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным;
- успех рождает успех. Основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других;
- нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом [14].
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.
В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию.
Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей [5], соответствуют принципам сотворчества и сотрудничества педагога и ребенка.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности [5].
Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов [12].
1 Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему будут стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.
2 Подготовительный этап. Дидактическая задача - обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (т. е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача - восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.
3 Основной этап - усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное - каждый добывает знания сам.
4 Итоговый этап - оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т. е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения.
Индивидуализация обучения - персонификация стандартизированной государством и обществом образовательной деятельности, выступающая как способ реализации личностного смысла обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) - такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется во многих технологиях и считается проникающей технологией. Выделяют уровни и формы индивидуализации обучения в учреждении дополнительного образования (таблица 6.1).


Таблица 6.1 - Уровни и формы индивидуализации обучения в учреждении
дополнительного образования

Уровни индивидуализации обучения

Формы индивидуализации обучения

Первый уровень индивидуализации

Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности

Второй уровень индивидуализации

Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению

Третий уровень индивидуализации

Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности

Четвертый уровень индивидуализации

Создание персонифицированных учебных программ по направлениям


Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий [14]: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Групповая технология заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для выполнения конкретных задач; задание выполняется с использованием приемов, позволяющих видеть вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели коллективной деятельности.
Можно выделить три приема коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации.
Функции педагога в коллективной деятельности: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Технология коллективного взаимообучения - работа в парах сменного состава развивает у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Технология адаптивной системы обучения - обучающая функция педагога сводится до минимума.
Структура занятия: объяснение нового материала; индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач); самостоятельная работа детей, которая предполагает общение; включенный контроль, взаимоконтроль.
Педагогика сотрудничества - совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; мажорность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания [51].
В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.
В образовательном процессе учреждения дополнительного образования (УДО) четко различаются две позиции:
1) учебно-воспитательный процесс реализуется в рамках игровой деятельности;
2) игровая деятельность используется как технология обучения.
Различие заключается в том, что игровая деятельность имеет ценность сама по себе, как интересный захватывающий процесс, в котором каждому участнику приходится реагировать по тому, как складывается ситуация на том или ином этапе игры.
Игровая технология как средство развития познавательных способностей [15; 54]. Монотонность обучения является причиной интеллектуальной и познавательной пассивности подростков. Необходимо оживить и разнообразить деятельность детей, внедряя игровую технологию.
Интеллектуальные игры полезны для подростков, испытывающих трудности в учении. Применение интеллектуальных игр может помочь снять усталость, активизировать учебную работу, повысить активность и инициативу учащихся.
Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности по созданию творческих проектов, обеспечивающих единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющихся средством развития личности субъекта. Фазы проектной деятельности: генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта; материальное воплощение замысла и его презентация. На заключительном этапе проектной деятельности происходит корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность проектных решений. Стадии выполнения проекта: обоснование, осознание и принятие идеи технологическая разработка идеи, практическая работа над ней, апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи, представляют собой последовательные развернутые этапы саморегуляции деятельности.
Технологии профильного обучения [56]. Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации, как посредством организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений (общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Задача учреждений дополнительного образования состоит в организации групп профильной ориентации, элективных курсов и профессиональных программ.
Профильная ориентация рассматривается как помощь в принятии школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.


Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:
• поисково-диагностический по выявлению образовательного запроса учащихся;
• основной, связанный с моделированием видов деятельности, востребованных в профильном обучении;
• формирующий, направленный на формирование внутренней готовности школьника к выбору профиля обучения.


Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.
На поисково-диагностическом этапе осуществляется: презентация «образовательной карты» города; диагностика запросов, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
Основной этап предусматривает: обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута, способам самодиагностики познавательных, творческих и специальных способностей; организация процедур психолого-педагогической самодиагностики; анализ социальных и жизненных ситуаций, выявление основных затруднений, проблем свободы выбора профиля обучения.


На формирующем этапе:
• реализуются «пробы выбора профиля обучения», проводятся серии ориентировочных прогностических заданий на соответствие личности школьника требованиям избираемого профиля;
• проводятся специальные занятия по формированию качеств личности, необходимые для реализации ученика на избираемом профиле обучения;
• используются процедуры, позволяющие формулировать, ранжировать и соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля, обнаруживать приоритетные мотивы профильной ориентации.


При завершении программы по профильной ориентации у учащегося формируется достаточный уровень социальной зрелости для самостоятельного выбора профиля или профессиональной направленности обучения.


Уровень результативности пройденной программы делит учащихся по следующим признакам:
• способные либо не способные к самостоятельному формулированию образовательного запроса;
• связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей профессиональной деятельностью;
• обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сфор- мированности способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и в жизненном, профессиональном и социальном становлении.


Исходя из базового объема предпрофильной подготовки объем программы профильной ориентации можно определить величиной примерно в 36-72 часа.
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения, выполняющие три основные функции:
1) «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
2) содержательной части одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
3) самостоятельной программы обучения, направленной на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека и выходящей за рамки выбранного профиля.
Элективными курсами в учреждении дополнительного образования могут быть профильные объединения (курсы) с кратковременным сроком подготовки.


Профессиональная подготовка заключается в получении старшеклассниками профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной интеграции. Профессиональные программы должны быть: привлекательны для молодых людей; востребованы на рынке труда и в повседневной жизни; не связаны с вредными и опасными условиями труда и трудоемкостью [45].
Профессиональная подготовка в УДО является трехступенчатой.
1 Подготовительная ступень (репродуктивно-деятельностная) по усвоению основных способов трудовой деятельности в рамках одной или смежных специальностей.
2 Пропедевтическая ступень по формированию умений и навыков избранной профессиональной деятельности.
3 Профессиональная подготовка, ориентированная на получение квалификации (в зависимости от сложности профессии, 2-го или 3-го разряда Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих - ЕТКС по усвоенной профессии.


4. Формы и методы воспитательной работы в организации дополнительного образования детей


Воспитание - это многофакторный процесс формирования личности под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социальноэкономических условий жизни и др. Воспитание - долговременный и непрерывный процесс, результаты которого носят отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Ученые под воспитанием в условиях дополнительного образования понимают целенаправленно и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями [18].
Педагогические задачи воспитания в УДО: обеспечение необходимых условий для личностного развития; укрепление здоровья; профессиональное самоопределение; организация творческого труда детей и подростков от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
Воспитание ребенка в учреждении дополнительного образования происходит в процессе спонтанной социализации и целенаправленной деятельности, к которой относятся: освоение образовательных программ; социально-культурная деятельность; коммуникативная деятельность; самовоспитание.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются [14]:
а) профессиональное воспитание,
б) социальное воспитание.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование у обучающихся:
- этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;
- культуры организации своей деятельности;
- уважительного отношения к профессиональной деятельности других;
- адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;
- понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения обучающегося:
- чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности;
- умения взаимодействовать с другими членами коллектива;
- толерантности;
- желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;
- стремления к самореализации социально адекватными способами;
- стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).
В процессе экспертизы деятельности учреждения анализируется воспитывающий характер деятельности участников образовательного процесса.
Форма воспитательной работы - внешнее выражение деятельности. Формами могут являться коллективные творческие дела, социальное проектирование, игровая деятельность, самоуправление, воспитательная практика. Функции форм воспитательной работы: организаторская, регулирующая, информативная.
Организаторская функция. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Использование формы позволяет регулировать отношения: между педагогами и учащимися, между детьми. Формы влияют на процесс сплочения группы школьников.
Информативная функция предполагает: одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к опыту детей.
К формам воспитательной работы относятся: мероприятия, дела, игры. Мероприятие («мера» и «принимать») - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки мероприятия: созерцательно -исполнительская позиция детей, организующая позиция взрослых или старших школьников. Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор.
Виды групповых форм работы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи педагога: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, развить гуманные взаимоотношений между детьми, сформировать у них коммуникативные умения.
Коллективные формы воспитательной работы: дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. Роль педагога: ведущий, участник, организатор, советчик, помощник.
Выбор форм воспитательной работы должен происходить с учетом: принципов организации воспитательного процесса; возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей; материальной базы; внешних условий (культурные центры, производственное окружение); возможностей педагогов, родителей.
В процессе воспитательной работы активно используются следующие группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Результатом творческого развития обучающихся в ходе воспитательной деятельности является система применения игровых методик, реализация коллективной творческой деятельности на основе творческих проектов - исследовательских, приключенческих, игровых, информационных, практико-ориентированных, лингвистических, культурологических, спортивных, музыкальных и др.
Оценивание воспитательной деятельности образовательного учреждения сопровождается анализом: уровня развития детского коллектива; качества планирования разнообразной по форме и содержанию деятельности обучающихся; характера распределения педагогических (воспитательных) функций работников образовательного учреждения; методического мастерства педагогов как воспитателей; наличия широких связей образовательного учреждения с учреждениями образования и культуры; системы повышения педагогического мастерства, а также способов ведения документации, помогающей анализу и организации воспитательного процесса.


5. Дополнительное образование взрослых


Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ.
В процессе обучения взрослых существуют принципиальные особенности.
1 Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.
2 Взрослый обучающийся стремится к самореализации.
3 Взрослый обладает жизненным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.
4 Взрослый человек обучается для решения жизненной проблемы и достижения личной цели.
5 Взрослый рассчитывает на применение полученных умений, навыков, знаний и качеств.
6 Учебная деятельность взрослого детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами.
7 Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего.
Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно развивающихся структур непрерывного образования в государстве [70]. Оно возникло и развивалось вместе с основным; их взаимодействие составляет существенный аспект истории российского образования. Дополнительное образование рассматривается как образование, необходимое основному и во многом его определяющее; как его историческая предпосылка, условие его развития и его продолжение. Дополнительное образование понимается как образование, отличное от общего, основного, с иными образовательными потребностями, ценностями и интересами, целями и средствами достижения. Субъектом образовательного процесса в дополнительном образовании выступает социальный субъект (сословие, социальная группа, отдельная личность), который в тот или иной исторический период или в настоящее время не является основным и доминирующим в обществе. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование, выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами и формами обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными, чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают. Потребность учиться, образовываться и просвещаться становится такою же инстинктивною потребностью общества, как потребность питаться. Это положение созвучно современному взгляду о непрерывности образования и образовании как форме жизнедеятельности личности и общества. Дополнительное образование взрослых было закреплено в законе «Об образовании» в 1992 году и зазвучало с особой силой, объединяя все формы стандартного образования в единую систему непрерывного образования с 2012 года в рамках закона «Об образовании РФ».
Андрагогическая модель обучения [11]. Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду комплекс закономерностей деятельности обучающегося и обучающего в процессе обучения. В педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу несформированности личности и малого жизненного опыта, обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение. В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.
Основным видом обучения взрослых исследователи [11; 30] считают обучение в группе коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т. п.); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения включает в себя постановку проблем и поиск их решений.
С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся (впрочем, как и старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.
Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения.
Основными становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т. п.
Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.


Основные принципы обучения взрослых
1 Принцип совместной деятельности.
2 Индивидуализация обучения.
3 Системность обучения.
4 Принцип осознанности обучения.
5 Приоритет самостоятельного обучения.
6 Принцип опоры на опыт обучающегося.
7 Контектстность обучения.
8 Принцип актуализации результатов обучения.
9 Принцип элективности обучения.
10 Принцип развития образовательных потребностей.


Таким образом, использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий [11].
При этом обучающиеся выполняют следующие функции:
а) участников совместной с обучающим учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения;
б) соавторов индивидуальных программ обучения;
в) реализаторов индивидуальных программ обучения.
В той степени, в которой обучающиеся могут выполнять на достаточно удовлетворительном уровне названные функции, они могут обучаться с применением технологии обучения взрослых. Для этого они должны обладать определенными умениями и навыками совместной и коллективной учебной деятельности, иметь представление об организации процесса обучения, владеть навыками учебной работы. Различают формы дополнительного образования взрослых (таблица 6.2).


Таблица 6.2 - Формы дополнительного образования взрослых

 

Формы образования

Особенность реализации

1 Классические курсы

Форма дополнительного образования, при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели повышают предыдущий уровень знаний в данной сфере

2 Интенсивы

В отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов практически такая же, что и суть курсов, т. к. преследуются одни и те же цели

3 Погружение (Sugesto pedia)

Главная характеристика данной формы — проведение занятий с отрывом от производства в течение нескольких дней, чтобы ничего не отвлекало его от процесса обучения

4 Стажировки

Традиционная форма, суть которой в производственной деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности

5 Самообразование

Приобретение знаний, умений и навыков путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя

6 Дистанционное обучение

Получение образовательных услуг без посещения вуза, с помощью современных информационно-образовательных технологий

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Какими преимуществами обладает система дополнительного образования в становлении и развитии личности?
2 Приведите примеры интеграции общего и дополнительного образования.
3 Какие технологии в системе дополнительного образования эффективны для формирования мотивации учебно-познавательной деятельности?
4 Какова ведущая цель дополнительного образования для взрослых?


Задание 2. Практическая работа Заполните таблицу 6.3.

Таблица 6.3 -

Формы дополнительного образования для детей и взрослых

Виды
организации

Формы дополнительного образования для детей

Формы дополнительного образования для взрослых

Индивидуальные

 

 

Групповые

 

 

Коллективные

 

 

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.