Сущность дифференцированного подхода в воспитании младших школьников |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к знаниям и умениям
|
|
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Как распознать |
Разговаривает сам с собой |
Скорее наблюдатель |
Стоит близко от людей, касаясь их, держит что-то в руках |
При обращении к нему с вопросом |
Быстрая реакция. Нахмуренные брови, мигание глаз |
Звуки «А-а», «гм-мм» |
Подбородок вниз, ищет подсказку «на полу» |
Включение в работу |
Обращением к нему по имени |
Ориентация на демонстрационный материал, использование слов: посмотри, мы можем увидеть, перед нами следующая картина |
Прикосновением, поглаживанием, раздаточным материалом; словами - потрогай, вспомни, что ты чувствовал |
При общении |
Любит дискуссии, рассказывает всю последовательность событий |
Подбородок вверх, голос высокий, звонкий |
Подбородок вниз, голос низкий, говорит «себе под нос» |
Как запоминает |
Помнит то, что обсуждал |
Помнит то, что видел |
Помнит общее впечатление |
Как обучается |
Обучается, слушая. Легко осваивает языки |
Испытывает трудности при восприятии и запоминании инструкции «на слух» |
Обучается, что-то делая руками (эксперименты, поделки, рисунки к тексту) |
Психомоторика неодинаково развита даже у школьников одного возраста, тем более в разных возрастных группах. Одни ученики малоподвижны, но, возможно, у них хорошо развиты память и мышление как компенсаторы малоподвижности организма. другие с трудом воспроизводят изученный материал, затрудняются в выполнении мыслительных операций, но они оперативно, легко выполняют практические действия в процессе трудовой деятельности. Эти особенности следует учитывать при организации воспитывающей деятельности, в профориентационной работе с учащимися.
Темперамент учащихся - врожденное качество, которое учитывается в любых случаях воспитания. Например, учитель ставит перед классом вопрос, а сам смотрит в журнал и вслух произносит: «Кого же мне спросить?». Пауза делается для того, чтобы дать возможность уче- никам-меланхоликам продумать ответ. За это мгновение холерик уже забыл вопрос и опустил руку. Темперамент учитывается при выборе увлечений, дополнительных занятий, сферы труда и профессии. там, где нужна оперативность, лучше подойдет холерик, а флегматик будет полезен на тех трудовых операциях, где нужны обдуманные, неторопливые и замедленные действия.
Темперамент определяет выносливость (проявляется в условиях эмоциональной и интеллектуальной нагрузки), подвижность (активность - пассивность) и уравновешенность человека. Темперамент так или иначе сказывается на формировании психического облика человека.
Влияние темперамента на формирование личности учащегося
Темперамент |
Положительные черты |
Отрицательные |
Холерик |
Высокая активность, настойчивость, уверенность в себе, легко вступают в контакт, общительность, быстрая реакция |
Вспыльчивость, склонность к деспотизму |
Сангвиник |
Оптимизм, альтруистические наклонности, общительность |
Отсутствие глубоких переживаний (в том числе, и по поводу неудач) |
Флегматик |
Медлительность, основательность и настойчивость |
В отношениях с людьми медлительность граничит с равнодушием и холодностью |
Меланхолик |
Мягкость, милосердие, доброжелательность к другим людям |
Высокая чувствительность к раздражителям, склонность к подавленному настроению, страхам. При неблагоприятных условиях - отчуждение от людей, нелюдимость |
Интересы, склонности и способности отличаются как по содержанию, так и по уровню их проявления. У одних нет устойчивого интереса ни к чему, у других - ко всему, у третьих - к отдельным предметам и видам деятельности. Поэтому педагог должен создавать условия для занятий в кружках и факультативах, что позволит каждому ученику понять и развивать свои интересы и способности, а впоследствии - выбрать профессию по призванию.
1. В чем заключается предназначение дифференцированного подхода в воспитании ?
2. Какие особенности учащихся должны учитываться при реализации дифференцированного подхода в воспитании ?
3. Сопоставьте индивидуальный и дифференцированный подходы. Можно ли сказать, что эти подходы тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга ?
4. Какие трудности, на ваш взгляд, могут возникнуть у педагогов при реализации дифференцированного подхода в воспитании младших школьников ?
1. Метод «Точка зрения»
Алгоритм реализации метода
• Определите смысловые контексты понятия «дифференцированный подход», рассматривая данное явление с разных позиций (культурной, экономической, политической, педагогической, психологической). Что представляет дифференциация в воспитании для разных социальных групп (педагогов, родителей, учащихся и др.) ?
Результаты отражаются на схеме:
![]() |
• обозначьте сущностные характеристики дифференцированного подхода в воспитании на схеме, используя условные обозначения.
2. Задание «Схематическийрисунок». Определите те особенности учащихся, на основании которых может осуществляться их дифференциация в воспитании. Типологические особенности младших школьников обозначьте на схеме «дифференцированный подход в воспитании».
![]() |
3. Метод «Заверши фразу»
Продолжите фразы:
• «реализация дифференцированного подхода в воспитании позволяет ...»;
• «При осуществлении дифференцированного подхода в воспитании учащихся важно ...».
Далее Дифференциация в воспитании на основе возрастных отличий учащихся
Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |