На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Восприятие как психический познавательный процесс
Восприятие как психический познавательный процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о восприятии.
2. Основные свойства восприятия.
3. Классификация восприятия.


1. Понятие о восприятии


Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятие тесно взаимосвязаны, однако между ними существуют и различия. Суть процесса ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Опираясь на совместную работу органов чувств, данные отдельных ощущений объединяются в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и имеющиеся знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к целостному отражению объекта реального мира в совокупности всех его свойств. Помимо ощущений в процессе восприятия оказывается задействованным прошлый опыт субъекта в виде представлений и знаний, процессы осмысления того, что воспринимается.
Восприятие всегда сопряжено с двигательными компонентами (например, ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов), поэтому восприятие правильнее всего обозначать как перцептивную (воспринимающую) деятельность субъекта. Основные структурные единицы процесса восприятия называют перцептивными действиями. Они включают в себя обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.
Важную роль играет желание или необходимость воспринимать тот или иной объект, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен, он может вызывать у нас различные эмоции. В восприятии задействованы внимание и направленность личности. Таким образом, восприятие протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами и свойствами личности.


2. Основные свойства восприятия


К основным свойствам восприятия относятся:
1. Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме определенных предметов. Это является основой ориентировочной функции нашей деятельности. Однако предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом, поскольку без этого образы восприятия не обладали бы качеством предметности, то есть отнесенности к объектам внешнего мира. Таким образом, полнота восприятия зависит от накопленного опыта.
2. Структурность восприятия. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является простой суммой наших мгновенных ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, то есть воспринимает ее структуру в целом. Это положение подтверждается также тем, что знакомую мелодию человек может узнавать независимо от конкретных характеристик ее звучания: она может звучать в исполнении оркестра, одного рояля или просто напеваться кем-либо. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
3. Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого объекта мы пытаемся установить в нем сходство с другими уже знакомыми нам предметами и явлениями. Причем это узнавание бывает специфическим и неспецифическим, например: при отсутствии молотка забить гвоздь можно любым подходящим для этого тяжелым предметом, к примеру, камнем (неспецифическое узнавание).
4. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. Целостный образ восприятия складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах воспринимаемого объекта. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только лишь его отдельные свойства или части. Например, при разговоре по телефону мы можем не слышать отдельных звуков, но, тем не менее, понимать смысл речи собеседника. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Например, когда мы рассматриваем схематическое изображение какого-либо объекта, мы узнаем его. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, однако отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что воспринимается.
Данное положение верно не только по отношению к рисункам, но и по отношению к другим явлениям. Например, приведем слово, в котором отдельные буквы пропущены: «..ек..и.ест.о». Сразу узнать это слово не удается, потому что в нем пропущены буквы, являющиеся опознавательными признаками. Однако узнать это слово очень легко при условии, что в нем будут отсутствовать несущественные детали, а опознавательные признаки будут присутствовать: «э л е ... и ч ... в о». Это слово «электричество».
Известно также, что при восприятии целого может не замечаться иногда отсутствие в нем некоторых его частей или, наоборот, наличие того, что в действительности к нему не должно относиться,
а также искажения отдельных частей предмета. Например, при чтении мы иногда не замечаем опечаток в тексте: пропусков букв, лишних букв, замены одной буквы другой. Объясняется это тем, что при высоком уровне навыка чтения каждое слово воспринимается как целое, и это влияет на восприятие его отдельных частей, делает их восприятие менее отчетливым.
5. Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении условий их восприятия (расстояния, ракурса, освещения и т. п.). Например, движущийся вдали грузовой автомобиль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза значительно уменьшается при увеличении расстояния. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, окружающие предметы воспринимаются человеком как относительно постоянные, что дает ему возможность ориентироваться в изменчивом мире.
Константность восприятия величины объекта объясняется тем, что при сравнительно небольшой удаленности предмета восприятие их размера определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием других факторов, к примеру: напряжения глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц передается в мозг и учитывается в сложной аналитической работе перцептивной системы.
Константность восприятия формы заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения объекта относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется, например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку и т. п.). Однако благодаря движению глаз и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого остается постоянной.
Константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках будет восприниматься как белый.
Константность восприятия не является врожденным свойством. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (относительно неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий и движений самого рецепторного аппарата. Восприятие обладает механизмом обратной связи, подстраивается к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Однако константность восприятия имеет свои границы. При очень большой удаленности объекта величина воспринимаемых образов изменяется (например, объекты на земле воспринимаются как маленькие, если смотреть на них из пролетающего самолета). Константность восприятия цвета нарушается при очень ярком цветном освещении: предметы приобретают цвет освещения. Этот эффект используется на дискотеках, в цирковых и театральных представлениях.
6. Избирательность восприятия проявляется в преобладающем выделении одних объектов по сравнению с другими. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие - словно отходят «на задний план», воспринимаются менее ясно. В соответствии с этим различают предмет, или объект, восприятия, то есть то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план». Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, относится к фону. Следует отметить, что закономерности восприятия хорошо изучены в рамках гештальтпсихологии. К факторам, обеспечивающим выделение фигуры из фона (по М. Вейтгеймеру), относятся:
- объединение в фигуру элементов, сходных по форме, величине, цвету и т. д. (закон «сходства»);
- объединение элементов, близко расположенных (закон «близости»);
- если группа элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, они объединяются в фигуру (закон «общей судьбы»);
- закон «вхождения без остатка»;
- избирательность восприятия двух и более пересекающихся или касающихся линий (закон «хорошей линии»);
- из нескольких взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (закон «замкнутости»);
- установка или поведение наблюдателя;
- прошлый опыт субъекта, например, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле.
Соотношение предмета и фона является динамическим. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот.
7. Апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, установок. Временами человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется, поэтому в восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека. Один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами, направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только самые явные различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.


3. Классификация восприятия


Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.
В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия, когда одинаково задействованы несколько анализаторов, например, при просмотре кинофильма - зрительно-слуховое.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей, поскольку оно трехмерно, и поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. Прежде всего - функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе и имеющего вид трех заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Например, при быстрых изменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой.
К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, объем, положение в пространстве.
При восприятии предмета в пространстве широко известны и различные иллюзии: верхние части фигуры кажутся больше нижних, вертикальные линии - длиннее горизонтальных; светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные; объемные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.
Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Физиологической основой является выработка рефлекса на время и ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований (например, чередование сна и отдыха). Точность оценки временных промежутков облегчают слуховые и двигательные ощущения. Оценка длительности отрезка времени во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны для нас, то время шло быстро, и наоборот. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер: время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным, и наоборот. Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний: если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим, и наоборот. Ожидание чего-то приятного вызывает иллюзию, что время тянется очень медленно, и наоборот. Восприятие времени зависит от возраста: детям кажется, что время тянется медленно, взрослым - что летит очень быстро. Достаточно точно воспринимаются только короткие промежутки времени. Обычно преувеличиваются небольшие и преуменьшаются продолжительные промежутки времени.
Восприятие движения - это отражение направления и скорости пространственного существования объекта. Знания о передвижении мы получаем непосредственно от движения предмета или на основе умозаключения. Восприятие движения осуществляется благодаря деятельности зрительных, слуховых, кинестетических анализаторов, а также благодаря осознанию изменений в окружающей обстановке по косвенным признакам, например, необычное для неподвижного предмета положение его частей.
Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, например, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих фазы движения объекта. Это явление получило название стробоскопического эффекта, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга промежутками времени не менее 0,06 с, но и не более 0,45 с, иначе изображения сливаются или осознаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кинематографе.
Особым видом восприятия является восприятие человека человеком. В зависимости от задач совместной деятельности, обстановки, характера конкретной личности может быть различным отражение особенностей речи, внешности, поведения и других параметров партнера по общению.
В зависимости от степени целенаправленности перцептивных действий личности можно выделить еще два вида восприятия:
1) непроизвольное восприятие, которое может быть вызвано особенностями воспринимаемых объектов, их соответствием интересам, потребностям личности;
2) произвольное восприятие, предполагающее постановку целей, наличие волевых усилий и осуществление произвольного выбора объектов восприятия.
Наиболее развитой формой произвольного восприятия является наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное, более или менее длительное восприятие объектов и явлений, в познании которых заинтересована личность. Наблюдение включает в себя несколько этапов:
1) постановка цели и задач наблюдения;
2) предварительная подготовка наблюдателя (человек должен владеть методикой наблюдения, у него должны быть определенные знания, умения);
3) подготовка плана проведения наблюдения, поскольку систематический характер наблюдения дает возможность учитывать условия и причины, приводящие к изменениям в наблюдаемой ситуации;
4) проведение наблюдения, сопровождаемое записями, сбором документальных материалов;
5) тщательный анализ собранного материала наблюдений.
Если человек систематически упражняется в наблюдении, это
приводит к развитию наблюдательности - умению выделять характерные черты наблюдаемых предметов и явлений по малозаметным особенностям. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
Помимо степени развития наблюдательности, существуют и другие индивидуальные различия в восприятии, к числу которых относятся различия в типах восприятия (рис. 4).

типы восприятия

Рис. 4. Индивидуальные различия в восприятии

Синтетический (целостный) тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Лица с аналитическим (детализирующим) типом восприятия, наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается.
Лица с описательным типом восприятия ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть, причины воспринятого явления. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с синтетическим, или целостным, типом восприятия.
Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.
К индивидуальным различиям в восприятии можно отнести также выделение ведущей репрезентативной системы человека. В рамках нейролингвистического программирования была разработана синтоническая модель общения (от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими»). В ней процесс общения рассматривается как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления, причем у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия», информации, поступающей через эту дверь, человек доверяет больше, чем другим. Это и есть ведущая репрезентативная система человека. Выделяют три основных репрезентативных системы человека: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Дополнительно был выделен рассудочный (думающий, анализирующий, логический, компьютерный) тип.
Человек с ведущей визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, как бы перебирает и просматривает какие- то картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и при этом его глаза расфокусированы на пятно перед собой на расстоянии приблизительно в 60 см от носа. Если встать прямо на это место, то можно даже помешать такому человеку думать и заставить его нервничать. В речи «визуала» преобладают слова визуального смысла («видеть», «ясно», «красочный» и т. п.). Темп его речи достаточно высокий.
Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, как бы прислушивается к своему внутреннему голосу, ведущему постоянную дискуссию, в силу чего сделать выбор очень трудно. Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии, или вниз и влево. В речи «аудиалов» преобладают слова типа «я слушаю Вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крик» и т. п.
Человек с кинестетической репрезентативной системой прислушивается к своим внутренним чувствам, и его глаза при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи «кинестетиков» преобладают слова «касаться», «ощутимый», «трогать», «болезненный», «тяжелый», «тяжко на душе», «чувствую проблему» и т. п.
К типу «рассудочных» людей («думающих») относятся те, кто реагирует не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми они обозначают свои ощущения и образы.
Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами «надо разобраться», «систематизируем» и т. п.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия?
2. Охарактеризуйте основные свойства восприятия. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.
3. Что вы знаете об иллюзиях восприятия? Приведите примеры.
4. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
Практические задания
1. Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих случаях:
1) известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди;
2) когда мы видим схематическое изображение какого-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко используется художниками;
3) если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру, но со временем все нормализуется. Например, этого не наблюдается у машинистов башенных кранов, у монтажников-высотников;
4) когда человек смотрит на какой-либо предмет, то его глаз двигается;
5) известно, что влюбленный человек не замечает изъянов во внешности своего избранника.
2. Какую функциональную роль в восприятии выполняют устойчивые социальные стереотипы, установки? Обоснуйте свой ответ, опираясь на следующий эксперимент.
Испытуемым предъявляли фотографии мужских и женских лиц, а затем просили их описать. Вот некоторые ответы испытуемых - описание одного и того же лица:
- Очень волевое лицо, бесстрашные глаза, губы сжаты - чувствуется душевная сила, стойкость, выражение лица гордое. Это герой.
- Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами. Это преступник.
- Открытое лицо, крупные черты, лоб выпуклый, очень выразительные глаза - умные, проницательные, поза свободная, непринужденная. Это писатель.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.