На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Краснова Л.Н.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого.  

    Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
•     значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%);
•     стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;
•   резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
•     увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
На сегодня, по данным углублённого медосмотра, лишь 31,5 % осмотренных в школе детей можно отнести к первой группе здоровья. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.
Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней.
В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы, требующие немедленного решения:

  •  развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья;
  •  получение информации о необходимости здорового образа жизни
  • осознание важности ЗОЖ как в личностном, так и социальном плане;
  • единство требований в деятельности специалистов различных профилей по предупреждению заболеваемости и профилактике ЗОЖ;
  • формирование у детей и их родителей ответственности и потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить 3 степени приверженности идеям здоровьесбережения:
1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (соблюдение санитарно- гигиенических норм, полноценное питание и т.д.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных занятий физкультурой и т.п.). Они оказывают определённый положительный эффект длительного действия.
2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения; оптимизацию физической нагрузки; образовательное самоопределение; обучение учащихся здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в школах.
3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой методологической основе. Именно такой подход, благодаря которому возможно решить  не  только  задачи   защиты здоровья  учащихся   и  педагогов  от  угрожающих  или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья можно назвать здоровьесберегающим
В УО «ГОСШ №42 г. Витебска» в 2007-2008 учебном году в 1-ый класс пришли дети, 33% из которых, только здоровы, остальные имеют отклонения или серьезные нарушения в состоянии здоровья. Согласно проводимому мониторингу в школе 9 лет назад среди первоклассников было 52% здоровых детей, кроме того, отмечается снижение уровня здоровых детей практически по всем параллелям. Исходя из анализа мониторинга, следует отметить, что необходимость улучшения оздоровительной работы в школе, активное внедрение здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса. В школе разработана и реализуется программа «Здоровье» которая охватывает различные сферы деятельности школы по укреплению и сохранению здоровья учащихся: здоровье в быту, медицинское обслуживание, питание и санитарно-гигиенический режим, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и досуга, профилактика заболеваний и коррекция нарушений, и внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. На протяжении четырех лет учителя начальных классов Королюн Л.И. и Зубакина Л.А., работают над практическим применением здоровье сберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе. Ими были предложены интересные нетрадиционные методы оздоровления детей. Предложенная система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. В методическом кабинете школы собран богатый материал, который может использовать учитель на уроке и во внеклассой работе по использованию здоровьесберегающих технологий. Учителем биологии Быковой Л.Г. и Боровиковой О.М. разработан курс мероприятий для учащихся «Волшебная вода», «Нет - вредным привычкам», учителем английского языка Евжик И.Н. «Суд над сигаретой» и т.д.
Ежегодно в школе проходит учительская научно- практическая конференция по вопросам сохранения, укрепления здоровья учащихся и пропаганде здорового образа жизни в семье и школе. Тематика конференций была разнообразной: «Формирование здоровой и гармонически развитой личности в условиях современной школы» (2004 год), «Совместная работа школы и семьи по формированию и сохранению здоровья детей» (2006 год); «Формирование ответственности за свою жизнь и будущее общества» (2008 год).
Психологи школы вместе с классными руководителями провели исследование «Режим дня». Было установлено, что практически все учащиеся понимают важность режима дня для здоровья, но далеко не все его выполняют. Так, например время ночного сна в основном 7-9 часов в младших классах и 6-7 в старших - что явно недостаточно при усиленной учебной нагрузке. Просмотр телевизора и игра на компьютере в среднем составляет 1-2 часа ежедневно. Более полвины детей и их родителей уверены ,что находиться у экрана в течении часа ежедневно вреда не принесет. Почти половина учащихся утреннюю зарядку не выполняют, хотя и осознают ее важность. На подготовку домашнего задания большая часть ответила, что тратят от 3 и более часов. Дети крайне редко с родителями занимаются спортом (футбол, плавание, туристические походы и т.д.). Такие исследования не могут не беспокоить учительский коллектив. Проводится большая работа с родителями и учащимися.
     При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи). Ведь всем ясно, что не только школа должна сберегать здоровье наших детей

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.