На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Дифференциация в воспитании на основе возрастных отличий учащихся
Дифференциация в воспитании на основе возрастных отличий учащихся
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Требования к знаниям и умениям

Магистранты должны знать:
• возрастные периоды младшего школьного возраста;
• особенности познавательного, эмоционально-волевого и личностного развития учащихся 1 и 4 классов;
• приоритетные задачи воспитательной работы с учащимися 1 и 4 классов.


Магистранты должны уметь:
• давать комплексную психолого-педагогическую характеристику периодов младшего школьного возраста;
• конструировать и проектировать воспитательную деятельность с учетом возрастных особенностей младших школьников.


Вопросы для изучения


2.1 Возрастные периоды младшего школьного возраста.
2.2 Особенности развития 6-7-летних и 10-11-летних детей.
2.3 Особенности воспитания 6-7-летних детей.
2.4 особенности воспитания 10-11-летних детей.


Рекомендуемая литература


1. Бесова, М. А. Педагогические технологии в начальной школе : пособие / М. А. Бесова, Т А. Старовойтова. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2003. - 180 с.
2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 1999. - 456 с.
3. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1988. - 136 с.
4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - Москва : Гордарики, 2007. - 352 с.
5. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе : теория и методика : учеб. пособие для вузов / В. Р. Ясницкая ; под ред. А. В. Мудрика. - Москва : Академия, 2004. - 352 с.


2.1 Возрастные периоды младшего школьного возраста.

Исследования по возрастной психологии дают характеристику младшего школьного возраста в целом. Доминанты психического развития детей данного возраста определяются, прежде всего, возникновением новой социально-психологической ситуации, вызванной поступлением в школу. Происходит смена режима жизни и деятельности ребенка. Он становится школьником, т.е. изменяется его социальный статус. Возникают новые взаимоотношения в семье, со сверстниками и взрослыми, обусловленные изменившейся позицией ребенка. И, наконец, меняется тип ведущей деятельности: ролевая игра, в которой преимущественно развивался дошкольник, уступает место учебной деятельности, учению - строго регламентированной общественно оцениваемой деятельности. Именно она и становится основным фактором психического развития младшего школьника.
У младшего школьника развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, общительность т.д.). Этот возраст отличается сензитивностью к воздействию окружающих условий жизни и усвоению социальных норм, и поэтому предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, большой авторитет учителя и ортодоксальность создают благоприятные предпосылки для воспитания личности. По мнению Н. Е. Щурковой, младший школьный возраст следует максимально использовать для приобщения к социальным нормам и культурным достижениям.
обобщение психоло-педагогических исследований позволяет дифференцировать два периода в младшем школьном возрасте, специфику которых необходимо учитывать в воспитательном процессе (М. А. Бесова).
Адаптационный период (6-8 лет). Связан с освоением ребенком социальной системы школьной жизни, с формированием стереотипов межличностного восприятия, с определением социально-ролевой структуры класса, освоением учебной деятельности. Потребность в приобщении к миру взрослых порождает безоценочное отношение к педагогу и демонстрируемым им образцам поведения и общения. Младший школьник осваивает произвольное общение в системе «учитель- ученик». Содержанием общения чаще всего становится учение и игра.
Предподростковый период (9-10 лет). Характеризуется усилением роли индивидуализации, попытками ребенка выйти за рамки детского образа жизни, кризисом самооценки, интенсивным развитием рефлексии. Здесь появляется критическое отношение к педагогу, взрослому, возникает интерес к сверстнику, общению с ним. В этот период складывается структура межличностных отношений, выделяется группа-лидер. Содержанием общения становится совместная деятельность и отношения, которые в ней формируются.
С точки зрения практики организации воспитательного процесса необходимо учитывать специфику 1-х и 4-х классов.


2.2 Особенности развития 6—7-летних и 10—11-летних детей

Развитие 6-7-летних детей

Развитие 10-11-летних детей

Учет возрастных особенностей учащихся в воспитании

 

Особенности познавательной сферы

1

Восприятие отличается малой дифференцированностью (синтетичность образов), выделением случайных деталей. Воспринимается в основном то, что непосредственно связано с потребностями, на что специально указывает учитель; яркое и динамичное.

Восприятие становится более анализирующим, дифференцирующим; принимает характер организованного наблюдения.

Руководить восприятием, помогать анализировать ситуации, явления, акцентировать внимание на нужных моментах.

Развитие 6-7-летних детей

Развитие 10-11-летних детей

Учет возрастных особенностей учащихся в воспитании

2

Преобладает непроизвольное, неустойчивое внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей само собой, без всяких усилий с их стороны. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30 минут.

внимание становится более устойчивым и произвольным, формируется умение сознательно управлять им. Могут сохранять внимание в течение урока.

Продолжительность проводимых воспитательных дел, периода подготовки должна быть соотносима с возрастными возможностями школьников. Культурные нормы, правила поведения должны презентоваться в эмоционально привлекательной форме, пробуждать интерес детей.

3

Более развита нагляднообразная память. Учащиеся лучше запоминают конкретные предметы, события. Склонны к механическому запоминанию.

достаточно хорошо развита смысловая память, которая приобретает опосредованный, логический характер.

По мере взросления учащихся им может предлагаться все более абстрактный материал.

4

Доминирует нагляднообразное мышление. 6-7-летний ученик обычно мыслит конкретными категориями.

Совершенствуется словесно-логическое мышление. дети учатся делать первые обобщения, выводы, проводить аналогии, строить умозаключения.

Предъявляемые нормы и ценности не должны подаваться в виде обобщенных формулировок. необходимо объяснять детям, какие конкретные проявления (поступки) предполагает та или иная нравственная категория. Важна наглядная опора в виде примеров. например, объясняя сущность дружбы, следует отметить, что она предполагает не только совместное времяпрепровождение и игры, но и помощь в трудной ситуации и взаимовыручку, сочувствие и т.п.

Особенности эмоционально-волевого развития

5

Недостаточно развитая воля - не способность длительно идти к намеченной цели, преодолевая трудности.
Младшим школьникам свойственна импульсивность - склонность незамедлительно действовать

Психические процессы приобрели произвольность. Учащийся способен проявлять большую настойчивость в достижении цели.

В воспитании социально-значимых качеств опираться на ближайшие перспективы. например, выполнение различных трудовых поручений дома и в школе призвано создать уют, оказать помощь, порадовать близких, создать хорошее настроение и т.п.

 

Развитие 6-7-летних детей

Развитие 10-11-летних детей

Учет возрастных особенностей учащихся в воспитании

 

под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.

 

 

6

Повышенная эмоциональность, не умение сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Важно формировать культуру эмоционального самовыражения.
общение с учащимися должно реализовывать принципы гуманизма (доброжелательности, участия, уважительности и т.п.).

Особенности личностного, социального развития

7

Ведущей является потребность быть школьником, и более всего - желание быть успешным в учебе. В первом классе доминирует притязание на признание этой «школьности» учителем. Желание заслужить похвалу учителя, его расположение является одним из ведущих мотивов учения и поведения ребенка.

Большее значение приобретает потребность в признании сверстниками, одноклассниками.

Создать условия для активного участия каждого ученика в разных делах, имеющих отношение к учебе, школе. обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика: доминирование доброжелательности учителя над критичностью, динамическая оценка результата. Предупредить безнравственные формы притязания на признание, когда неудача других вызывает чувство превосходства, а успехи - чувство зависти.

8

К возрастным особенностям 6-7-летних детей относится любознательность, открытость ко всему новому.

Степень любознательности в большей степени зависит от особенностей воспитания в школе и семье.

особое внимание следует уделять развитию познавательных интересов учащихся, расширению их кругозора.

9

В 1-2 классе ученики воспринимают педагога как родителя, защитника, судью.

К предподростковому периоду в педагоге хотят больше видеть организатора интересной деятельности, справедливого руководителя, активного заинтересованного участника жизни класса.

Позиция педагога в совместной деятельности с учащимися должна изменяться по мере их взросления.

Развитие 6-7-летних детей

Развитие 10-11-летних детей

Учет возрастных особенностей учащихся в воспитании

10

Привлекательность совместной игровой деятельности, которая удовлетворяет потребность ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации.

Учащихся этого возраста привлекает любая деятельность, в которой можно самоутвердиться, проявить самостоятельность.

Широко использовать игру, коллективный способ организации разных видов деятельности.
Усвоение опыта в группе сверстников проходит значительно быстрее, интереснее для ребенка.

11

внутренняя позиция по отношению к самому себе - «я хороший» - содержит большие возможности для воспитания. Младшие школьники стараются подтвердить свой позитивный образ-Я хорошими поступками, правильным поведением.

С первых дней необходимо предъявить систему требований, регламентирующих совместную школьную жизнедеятельность.

12

Активно формируется самооценка, приобретая все более объективный и обоснованный характер. Самооценка первоклассника в значительной степени зависит от оценок педагога, родителей.

возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Так, уже к 3 классу многие ученики ориентированы в своих действиях на самооценку.

Нужно способствовать формированию правильной самооценки, положительного представления о себе, ведущего к высокой самооценке.

13

взаимоотношения детей в классе находятся под сильным влиянием учителя, его оценок и отношений. в оценке товарищей опираются на мнение учителя: похвалил учитель какого- либо ученика, - значит, он молодец в глазах своего класса, поругал - его все дети осуждают.

в предподростковом возрасте все более значимым становится мнение сверстников.

Учитывать рост интереса к сверстникам и все больше в воспитании опираться на мнение коллектива. Способствовать развитию общения, учебно-делового и в внеучебного.

14

Подражательность младших школьников, стремление подражать взрослым, сверстникам, героям любимых книг, фильмов.

Учитель должен во всем подавать положительный пример: в поведении, манере общения и др. важно окружить учеников положительными примерами.

15

Учащимся присуща доверчивость, непосредственность.

Развивается критичность и способность сознательно управлять своими действиями на основе предвосхищения их социальных последствий.

Доверчивость детей облегчает учителю решение задач воспитания, но она таит и некоторую опасность. Поэтому важно развивать «избирательную» доверчивость, критическое отношение к информации.

 

Развитие 6-7-летних 
детей  / Развитие 10-11-летних
детей

 

Учет возрастных особенностей учащихся в воспитании

16

Эгоцентрическая позиция. Ученик затрудняется анализировать действия людей и свои собственные с позиции обобщенных нравственных норм и требований.

необходимо анализировать вместе с детьми их поведение, поступки.

17

Наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. Возрастной особенностью младшего школьника выступает отзывчивость - сочувствие к другим, готовность помочь, откликнуться на просьбу.

В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, понимать и эмоционально отзываться на их переживания.

2.3 Особенности воспитания 6-7-летних детей


Основные задачи воспитания


1. Предупреждение проблем возрастного кризиса.


Само понятие «кризис психического развития» используется для описания периодов развития, характеризующихся негативными проявлениями, нарушениями поведения, трудностями в общении ребенка со взрослыми. Кризис 7 лет был описан одним из первых. Еще в начале прошлого века психологи отмечали в поведении 7-летних детей своеобразные негативные черты - манерничанье, кривлянье и другие на первый взгляд немотивированные действия, что дало им основание говорить о «кризисе 7 лет».
Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» (1984) показал, что кризисы - это переходные периоды развития, которые в отличие от стабильных характеризуются качественными изменениями в психике ребенка и подчинены иным закономерностям. Возраст от 6 до 7 лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодами.
В 6-7 лет осуществляется смена ведущего вида деятельности: на смену игровой приходит учебная деятельность. Для рассматриваемого возраста актуальны промежуточные формы деятельности, сочетающие в себе особенности, присущие игре, и черты, характерные для направленного учения. Д. Б. Эльконин предположил, что промежуточным звеном межу ролевым и знаково-символическим опосредованием может стать условно-динамическая позиция: подход к ситуации как бы с точки зрения другого участника. Как и в игровой ситуации, ребенок «перевоплощается» в другого человека.
В воспитательной работе с детьми нужно обращаться к богатому опыту организации игровой деятельности, накопленному в дошколь-
ных учреждениях. В группе продленного дня, на переменах основной формой работы с детьми должна стать сюжетно-ролевая игра (т. е. игра, в ходе которой ребята разыгрывают определенный сюжет: «Магазин», «Больница» и т. п., беря на себя разные роли - продавца, врача и т. п.). При организации праздников и в ходе подготовки к ним следует отводить большое место игре-драматизации (коллективному разыгрыванию литературных произведений, перевоплощению детей в разных героев).


2. Содействие успешной адаптации учащихся к школе, предупреждение школьной дезадаптации.


Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Как отмечает Г. Ф. Кумарина, практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно.
Адаптация в педагогическом плане состоит в выработке у учащихся форм поведения, наиболее адекватных новым обстоятельствам. Рассмотрим наиболее ощутимые ребенком изменения в его жизни.
Новое место в системе отношений людей. У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. И окружающие люди (близкие и посторонние) воспринимают его и через призму выполнения школьных обязательств. Первоклассник осознает значимость учебной деятельности и зависимость отношения окружающих от достижений в ней. Это усиливает чувство личной ответственности.
Ужесточение требований. В отличие от детского сада, школа предъявляет четкие и строго обязательные дисциплинарные требования, нормы поведения. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Необходимое воздержание от импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен сам нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессовая. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность, что отражается на поведении, здоровье ребенка (В. С. Мухина).
Стандартизация условий жизни. В школе учитель работает с коллективом, со всеми учениками класса, предъявляя одинаковые требования ко всем, что не позволяет так же как раньше учитывать индивидуальные особенности ребенка. В таких условиях индивидуальные особенности ребенка, не мешавшие ранее его естественному развитию, могут приводить к отклонениям от предначертанного пути развития (например, гипервозбудимости, гипердинамии, выраженной заторможенности). Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.п.
Основные педагогические пути решения задачи адаптации первоклассников к школе:
• работа педагогов с родителями будущих первоклассников, ориентация взрослых на развитие у детей-дошкольников таких значимых для адаптации свойств, как произвольная регуляция, самостоятельность, навыки общения.
• обеспечение эмоционального благополучия первоклассников. Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
отношения учителя с первоклассниками должны быть доверительными эмоционально-насыщенными, при которых сведены до минимума порицания, замечания, «нотации». Чтобы 6-летние дети легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, в форме просьб или пожеланий учителя, а не требований. При их нарушении лучше использовать не порицание или наказание, а демонстрировать эмоциональное отношение: сожаление, легкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия (например, поднимание руки) желательно преподносить им как правило игры. разумеется, и к их несоблюдению нужно относиться как к несоблюдению правил игры, т. е. просто повторить еще раз. Первокласснику необходима положительная оценка его усилий, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата). в любом случае следует доброжелательно относиться к ученику как личности.


3. Формирование детского коллектива, развитие у учащихся коллективизма, умений коллективной деятельности.


В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. ребенок начинает осознавать себя членом общества. для него становится важным общение с окружающими людьми: родителями, другими родственниками, друзьями дома и, конечно, одноклассниками. С поступлением в школу ребенок включается в стабильный и долговременный коллектив сверстников. в связи с этим, одной из важнейших задач работы с первоклассниками выступает укрепление желания и развитие умений коллективной деятельности, воспитание детского коллектива.
Умение участвовать в сложных коллективных действиях эффективно развивается в разного рода играх (подвижных, настольных, творческих), в различных совместных делах. Если у кого-либо из детей выявляются нарушения общения, то прежде всего следует попробовать включить ребенка в игру или другое коллективное занятие, организованное педагогом и проходящее при его непосредственном участии.
Формированию классного коллектива способствует: быстрое и обстоятельное (не только на уровне имени и фамилии!) знакомство первоклассников друг с другом, введение норм коллективной жизни (Законы, Конституция класса и т.п.), создание классных традиций (поздравление одноклассников с днем рождения, обсуждение планов на день, подведение итогов учебного дня-недели и др.), распределение поручений и др.


4. Формирование познавательных интересов и культуры учебного труда.


Учебный труд становится для первоклассника обязательным и основным видом труда. Успешность в учебе зависит не только от способностей ученика, но и от его умения рационально, грамотно организовать свою работу. Формирование успешного индивидуального стиля учебы в начальной школе - залог успешного обучения на следующих уровнях образования.
Открытость всему новому, широта интересов - благоприятные черты мотивации младших школьников. Укрепление и развитие познавательных интересов первоклассников осуществляется как на уроках, так и во внеурочной познавательной деятельности, организованной с учетом возрастных особенностей учащихся (первокласснику необходимо разнообразие форм, использование игры, наглядности и др.).


5. Выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся.


Чем раньше будут выявлены способности и начата целенаправленная работа по их развитию, тем больших успехов сможет достичь ребенок. Поэтому так важно в дошкольный период, в 1-2 классах создать условия для осуществления ребенком разных видов деятельности. Это позволит обнаружить интересы и способности ребенка, сделать обоснованный выбор направления дополнительного образования (студии, секции, специализированной школы и т.п.). В решении этой задачи необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей.


6. Формирование адекватной самооценки.


При создании благоприятных условий обучения и воспитания у 6-летних детей начинает складываться правильная самооценка, касающаяся их качеств, достижений, возможностей. Ее целенаправленное формирование - одна из важнейших задач воспитания в этом возрасте. Для формирования правильной самооценки у первоклассников целесообразно использовать систему содержательных оценок, которую разработал и ввел в практику обучения Ш. А. Амонашвили. Содержательная оценка предполагает: 1) доброжелательное отношение к ученику как личности; 2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи; 3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; 4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. В школах Республики Беларусь система контроля и оценки учащихся 1-2 классов строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. важно отметить, что оцениваться должны не только достижения ребенка в учебе. Проявление взрослыми интереса только к учебным успехам ребенка приведет к формированию у него узкого представления о самом себе как о человеке, т.е. происходит полное отождествление себя с ролью школьника.
Для успешного решения указанных воспитательных задач важен правильный стиль взаимоотношений учителя с 6-7-летними учениками, учитывающий их повышенную эмоциональность (они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости), большую эмоциональную зависимость от взрослого (сильные переживания по поводу отношений со взрослым, гипертрофированная потребность в его одобрении). Чтобы сохранить душевное здоровье учащихся этого возраста, необходимо принимать их чувства; предоставлять им право на собственный выбор; не обесценивать их требований. Чтобы ребенок постоянно ощущал эмоциональное благополучие, чтобы у него было чувство уверенности, защищенности, взрослым надо любить ребенка, внимательно к нему относиться, признавать его права. Стиль отношений учителя с классом играет большую роль и в формировании активности, инициативы, самостоятельности 6-летних детей. Формализованные, «официальные» отношения учителя с классом, у шестилеток приводят к падению инициативы и творчества (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер).


2.4 Особенности воспитания 10—11-летних детей.

Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л. С. Выготский), другие - частью подросткового возраста (Л. И. Божович и др.). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Предподростковый период - время относительного «затишья» перед «бурей» подростковости. Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается (и. в. шаповаленко).
в школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из четвертого класса в пятый.
Появляется потребность в рефлексии, в критичном пересмотре, оценке, в первую очередь, близкого окружения, установленного порядка вещей. Значимые взрослые (педагоги и родители), являющиеся для младшего школьника безусловными авторитетами в силу своей социальной роли, теперь должны отвечать определенным требованиям учащихся. все более важную роль начинает играть авторитет личности, а не авторитет роли (власти). Происходит также и рефлексивный «оборот на себя», возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач.
Усиливается стремление к общению со сверстниками, в поведении часто проявляется стремление к утверждению своей самостоятельности, независимости, личностной автономии. Усиливается разобщенность между быстро взрослеющими девочками и отстающими пока от них мальчиками: последние маскируют начинающийся интерес к противоположному полу или подчеркнуто пренебрежительным равнодушием, или всяческими демонстративными выходками в адрес одноклассниц.
ребенок постепенно становится все более трудным в поведении, грубит без видимых на то причин, решение простых житейских ситуаций требует от родителей все больше терпения и такта. дети требуют более внимательного и терпеливого к себе отношения, ждут понимания и поддержки со стороны взрослых.
Задачи воспитания:
• Содействовать гармонизации внутриклассных межличностных отношений: повышать социометрический статус пренебрегаемых и изолированных; вооружать адекватными способами общения со сверстниками.
Групповое общение становится все более эмоциональным и начинает выходить за рамки учебной деятельности; предметом его все чаще становится и значимое для ребят взаимодействие, не связанное с их ученической ролью (если таких ярких событий нет в классе и школе, их ищут в других местах), и новые интересы, увлечения. Среди последних обнаруживаются и те, которые имеют какое-то отношение к взрослой жизни.
Учащихся этого возраста привлекает любая деятельность, в которой можно самоутвердиться, проявить самостоятельность. они проявляют интерес и к совместной деятельности, которая отличается разнообразием, эмоциональностью, состязательностью: для ребят важен и процесс - то, насколько интересно организовано их взаимодействие, и результат деятельности - конкретный и значимый для них (от полученной награды до совместно выполненной реальной работы, например посаженных деревьев).
На социометрический статус ученика все сильнее влияет следование неписаному кодексу товарищества, который существенно различается у девочек и мальчиков. Но, как и ранее, получить признание среди сверстников позволяют хорошие знания и успешность (в учебе и других видах деятельности).
• Подготовить к переходу на II ступень общего среднего образования и успешной адаптации к новым условиям. Этот переход справедливо считается одной из важнейших критических точек в жизни школьников.
Нерешенные в последний год учебы в начальных классах трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обычно обостряются при переходе в 5 класс. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать: адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей, изучение большего количества предметов и выполнение большего объема учебной работы. Поэтому некоторые дети начинают испытывать трудности в учебе, теряют интерес к обучению.
Взаимодействие педагога с учащимися должно способствовать осознанию и утверждению ими своей самостоятельности, независимости, личностной автономии. Это необходимо не только для удовлетворения зарождающейся у учащихся потребности быть взрослым, но и поможет им «не растеряться» в разновозрастном школьном коллективе и его разнородном ценностно-нормативном пространстве.
Характер общения учащихся с педагогом также приобретает новые черты. Учащиеся по-прежнему испытывают потребность в поддержке взрослого, но хотят видеть в нем не столько «родителя», сколько «друга». Авторитарный стиль управления крайне непродуктивен: простое навязывание требований, как правило, просто отвергается, необходима их аргументация. Педагогу и родителям требуется и больше терпения в общении с ребенком, который стоит на пороге «периода бурь и страстей».


Вопросы и задания для самоконтроля


1. Назовите возрастные периоды младшего школьного возраста. Что выступает основанием выделения этих периодов?
2. Как вы думаете, с младшими школьниками какого возраста сложнее организовать воспитательную работу? Обоснуйте свой ответ, опираясь на возрастные особенности учащихся.
3. Какие приоритетные воспитательные задачи должны быть решены в 1 классе? в 4 классе? Почему?


Практикум


1. Метод «Чье это?»
Соотнесите представленные характеристики с адаптационным или предподростковым периодом младшего школьного возраста.
• Игра.
• Критичность.
• Безусловный авторитет учителя.
• Индивидуализация.
• Приоритет мнения сверстников.
• Рефлексия.
• наглядно-образное мышление.
• непроизвольность.
• Чувство взрослости.
• Эмоциональная зависимость от взрослого.


2. Заполните таблицу

 

Адаптационный период

Предподростковый период

Задачи

 

 

Педагогические средства решения задач

 

 

Возможные проблемы и пути их предупреждения

 

 

 


3. Составление педагогических рекомендаций для учителей и для родителей первоклассников и четвероклассников.

Период

Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Адаптационный

 

 

Предподростковый

 

 

Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.