Семья в системе воспитательных институтов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Семья в системе воспитательных институтов
Вопросы и задания
Все страницы

Основные вопросы:
1. Проблема соотношения общественного и семейного воспитания в истории педагогики.
2. Многообразие подходов к организации взаимодействия учреждений образования и семьи.
3. Психолого-педагогические основы взаимодействия учреждений образования и семьи.
4. Функции классного руководителя в работе с родителями.
5. Центры, фонды, службы поддержки семьи.


Основные понятия: взаимодействие, социальное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, диагностика и изучение семьи, беседа, анкетный метод, наблюдение, посещение семей учащихся и проведение бесед дома, коллективные формы взаимодействия, индивидуальные формы взаимодействия, родительское собрание, индивидуальные консультации, родительский комитет класса.
Поиск путей и средств взаимосвязи и сотрудничества школы и семьи в воспитании подрастающего поколения осуществлялся в отечественной педагогической мысли на протяжении всего периода ее существования, что обусловило широту толкования и подходов к пониманию данного понятия.
Отечественная педагогическая мысль второй половины XVIII - середины XIX в. видела назначение общественного воспитания главным образом в практической, умственной и нравственной подготовке подрастающего поколения к служению интересам и нуждам государства. Сущность как семейного, так и школьного воспитания усматривалась во влиянии семьи (прежде всего, дворянской) и школы (первоначально профессиональной и сословной) на отдельные стороны формирующейся личности с целью способствовать благополучию детей и пользе их государству [26].
Воспитательные преимущества семьи педагоги видели в специфической эмоциональной среде семейных отношений; религиозном духе семьи; воспитании посредством живого совместного дела и примера, а не только в ограждении личности ребенка от нежелательных внешних влияний. «Школа должна воспитывать честных и трудолюбивых деятелей» [35, с. 292], углублять знания и опыт детей, в целом включать воспитанников в сферу общественных отношений и обязанностей.
Начиная со второй половины XIX ст. внимание педагогов обращается на те условия и принципы семейной, школьной жизни ребенка, которые стимулируют его мышление и творческую активность, потребности в общении и взаимодействии с другими, в демонстрации своих возможностей. Исследования К.Д. Ушинского, И.А. Сикорского, П.Ф. Лесгафта и др. указывали на то, что правильному развитию детей в семье способствуют: установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми; разумная любовь к детям; внимательное отношение родителей к нуждам и требованиям детей; признание личности ребенка. Осуждалось предоставление детям неограниченной свободы; ограничение их самостоятельности и самодеятельности; неумеренное «ласкательство» и угодливое предупреждение детских желаний.
С позиций «государственнического» подхода рассматривали соотношение семейного и школьного воспитания Екатерина II, И.И. Бецкой, А.А. Барсов, Г.Н. Теплов и др., высказывая недоверие к семье как органу воспитания, противопоставляя семейное воспитание правильному и прогрессивному школьно-государственному воспитанию; требуя изолировать в закрытых воспитательно-образовательных учреждениях от окружающих детей, с тем чтобы не подвергать «развращенному влиянию среды» [26].
На идее взаимного содействия семьи и школы в реализации их воспитательных возможностей основывался полисубъектный подход, сущность которого заключается в наличии субъект-субъектных связей в процессе взаимодействия различных социальных институтов в формировании и развитии личности ребенка. Из этого следует, что оба воспитательные институты (школа и семья) на равных должны участвовать в формировании и развитии личности ребенка, а их воздействие должно быть слажено и согласовано. Так, А.Ф. Артонасьев отмечая, что «лучшие природные воспитатели ребенка - родители», в то же время был убежден, что для лучшего согласования домашнего воспитания с воспитанием учебного заведения должны иметь место «прямые сношения» педагогов и родителей. В случае, если эти сношения открытые и ясные, «в глазах ребенка возвышаются и воспитатели, и родители» [2, с. 396-397].
Решающую роль в согласованности воздействий школы и семьи на воспитание ребенка подчеркивал И.И. Давыдов. Он, в частности, отмечал: «домашнее воспитание должно согласовываться с общественным для того, чтобы разные стороны, из коих одни совершенствуются в семейной жизни, а другие - в училище, всегда согласовывались одна с другою» [2, с. 254].
Согласованность важна и в том смысле, что с окончанием учебного заведения процесс воспитания не прекращается, его должен «довершить» отец, продолжив начатое учителем становление «самобытности» юноши.
С точки зрения С.П. Шевырева, идеал воспитания может быть достигнут при условии самой тесной и неразрывной связи «семейного воспитания с государственным». Обусловлено это тем, что каждый институт призван обеспечить развитие сторон личности: «из университета выходит студент или кандидат», т.е. человек «общественный, внешний», в семье «родится, растет и зреет человек внутренний, цельный». При этом семейное воспитание призвано заложить основу общественному (государственному), которое, в случае если семья недостаточно выполняет свои обязанности, должно содействовать исправлению ее недостатков [2, с. 398-342].
Правильное соотношение семейного и школьного воспитания, по мнению А.С. Хомякова, в том, что родительский дом, живущий в согласии с началами православия, заключает в себе большую часть воспитания, а школьное учение есть меньшая, дополнительная часть того же воспитания [39].
В 20-30-е гг. XX ст. в отечественную педагогику входит понятие «воспитание средой». Среда рассматривается как воспитательные воздействия семейного и школьного укладов, улицы, общественных учреждений, всего общественного строя. В этом смысле школе, по мнению Н.К. Крупской, отводится особая роль - она должна стать центром культурного развития своего микрорайона и способствовать привлечению всего населения к воспитанию подрастающего поколения. На необходимость поиска путей совместной работы школы с населением указывал С.Т. Шацкий. При этом он отмечал, что если школа - часть воспитательной среды, то она должна организовать работу так, чтобы «восполнить недостатки целого» [42, с. 124].
Школа - организатор массового воспитания детей, но не единственное место воспитания. Поэтому в целях эффективной организации процесса воспитания она должна научиться работать совместно с теми силами, которые «в этом деле прямо или косвенно могут оказать содействие». В первую очередь к таким силам С.Т. Шацкий относит семью, с которой «работать вместе - это значит быть хорошо знакомым, нащупывать и ставить общие задачи, разрабатывать методы совместной работы» [42, с. 127].
При организации специальной среды следует учитывать и то обстоятельство, что каждая семья имеет свой «воспитательный план», поэтому совместную работу следует строить так, чтобы он не шел вразрез, а поддерживал школу [42, с. 157]. При этом школа берет на себя роль советчика, инструктора, контролера, регулирует условия жизни детей в семье [42, с. 146].
Как отмечает К.А. Писарев, на развитие теоретических основ семейного и школьного воспитания и научных представлений об их соотношении влияли: государственные интересы и установки образованию; развитие педагогической литературы и журналистики; подъем общественного, в том числе общественно-педагогического движения в России с 18501860-е гг., обусловивший становление в пореформенное время основ гражданского общества и общественной педагогики; либерализация законодательства, регулирующего семейную жизнь, в направлении некоторой демократизации внутрисемейных отношений, повышения прав женщин и детей и возможностей их защиты в случае нарушения; гуманизация представлений о детстве и воспитании детей, утверждаемая в XIX-XX вв. в работах зарубежных и отечественных представителей «новой» педагогики; расшатывание семейных устоев и ослабление семьи как органа воспитания; вызванные «промышленным веком» и его культурно-нравственными деформациями [26].


На современном этапе, как показывает анализ научно-педагогической литературы и практики, взаимодействие учреждений образования и семьи осуществляется с учетом следующих подходов.
1. Деятельностный подход, теоретическое обоснование которого нашло свое отражение в трудах Л.В. Бойбородовой, Н.И. Дереклеевой, Л.И. Маленковой, М.И. Рожкова, Н.Г. Стрекаловой, В.С. Финогенко и др. В организации взаимодействия учреждений образования и семьи данный подход предполагает школьно-семейную воспитательную деятельность. В этом случае работа учреждения образования строится как совместная деятельность педагогов, родителей и детей по реализации вместе выработанных целей и задач. При этом важным условием выступает наличие субъектных отношений и направленности на личностные потребности и ценностные ориентации.
Анализ литературы также показывает, что согласно деятельностному подходу процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения включает в себя ряд этапов:
- изучение воспитательных возможностей семьи;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов и воспитательного потенциала семьи;
- совместная деятельность педагогов, родителей и детей по достижению целей воспитания.
2. Аксиологический подход. Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира. Данный подход, с одной стороны, позволяет «изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, с другой - решать задачи гуманизации общества» [32, с. 87].
Смысл аксиологического подхода при организации взаимодействия школы и семьи может быть раскрыт через следующие положения:
- равноправие (партнерство) субъектов взаимодействия, взаимообогащающий диалог при сохранении специфических особенностей каждого из них;
- систематическое изучение опыта школы и семьи в формировании личности;
- сочетание традиционного и инновационного подходов при организации взаимодействия;
- определение целей и содержания взаимодействия с учетом того, что у подрастающего поколения необходимо формировать устойчивое положительное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям, с одной стороны, с другой - формировать гармоничные взаимоотношения с окружающим миром и человечеством, начиная с членов собственной семьи.
3. Индивидуальный подход предполагает:
- определение индивидуального потенциала субъектов взаимодействия школы и семьи;
- включение субъектов взаимодействия в различные виды деятельности с учетом их индивидуальных особенностей;
- создание условий для самореализации субъектов взаимодействия.
4. Современный средовой подход к организации взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения строится главным образом на идее создания такой среды, в которой сама атмосфера этого пространства является мощным фактором воздействия. При этом школа и семья выступают субъектами процесса взаимодействия и влияют друг на друга с различной степенью активности. Ведущая роль педагогу как инициатору и организатору воспитательной среды отводится на начальных этапах. В целом же процесс взаимодействия рассматривается как «процесс совместной деятельности и партнерского сотрудничества через саморазвитие и обогащение субъектами друг друга в диалогичном общении» [6, с. 25].


В научной литературе, инструктивно-методических письмах и методических рекомендациях все чаще и чаще встречаем «взаимодействие семьи и школы». В научной литературе прошлых лет, кроме того, можно встретить и такие варианты: «совместная деятельность», «совместные усилия», «сотрудничество», а в последние годы - «партнерство».
В педагогике научное обоснование категория «взаимодействие» получила во второй половине XX ст. Это было связано с тем, что общество, создавая социальные институты, которые осуществляют воспитание подрастающего поколения, глубоко заинтересовано в их взаимодействии, в повышении воспитательного потенциала каждого из них.
Взаимодействие как философская категория отражает процессы воздействия объектов один на другого, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также влияние одного объекта на другой. Характерными признаками взаимодействия являются:
• это процесс, который осуществляется как минимум между двумя объектами и в определенных временных рамках;
• в ходе данного процесса происходит взаимообусловленные изменения в состоянии субъектов.
Взаимодействие - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние.
Следует отличать социальное взаимодействие и педагогическое взаимодействие.
Социальное взаимодействие - процесс совместной деятельности и общения, способ осуществления преемственности поколений.
Педагогическое взаимодействие - это прямое или косвенное воздействие субъектов педагогического процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [28].
С педагогической точки зрения взаимодействие - это личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [33]. Взаимодействие предполагает активную деятельную связь субъектов педагогического процесса, организацию их совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон, согласования мотивов и способов достижения педагогических целей, что в конечном итоге предполагает получение определенного продукта совместной деятельности (Г.М. Коджаспирова, И.Н. Пронина, Е.В. Коротаева).


Типы взаимодействия учреждений образования и семьи выделяют исходя из следующих оснований:
1. отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга;
2. наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности;
3. субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.


На основании выделенных критериев, можно выделить следующие типы взаимодействия учреждений образования и семьи:
Партнерство характеризуется следующими признаками:
- равенство позиций;
- уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу;
- уважение и доверие друг к другу;
- эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости;
- умение встать на позицию партнера.


Сотрудничество характеризуется следующими признаками:
- совместное определение целей деятельности;
- совместное планирование по достижению целей деятельности;
- совместное распределение сил, средств, исходя из возможностей каждого участника взаимодействия;
- совместный контроль и оценка результатов работы;
- совместное прогнозирование новых целей и задач.


Подавление характеризуется следующими признаками:
- пассивное подчинение одной стороны другой;
- открытые, жесткие указания;
- предписания, что и как сделать.


Индифферентность характеризуется следующими признаками:
- безразличие к успехам партнеров;
- нейтральные, формальные отношения;
- отсутствие взаимопонимания.


В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования, как отмечается в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей», может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, которая может включать следующие направления:
- изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
- использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
- создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
- повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
- организация родительского всеобуча;
- формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.


В инструктивно-методическом письме определено построение системы взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования, которая включает три этапа.


Первый этап - знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей - важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников - т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе.
Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной с учреждением общего среднего образования деятельности.


Второй этап - совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
На данном этапе важно понятие общего вклада - разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к учреждению общего среднего образования. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; результативность.
В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах этой деятельности. Родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы», на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования.


Третий этап - непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования является их долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третий признак эффективных отношений - взаимная ответственность. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Учреждению общего среднего образования необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно.
В инструктивно-методическом письме также определены основные направления взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования.


Диагностика и изучение семьи. Психолого-педагогическая диагностика - очень важное направление работы, которое является инструментарием для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличии или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.
Педагог может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.)
Беседа применяется в целях изучения психологических особенностей личности ребенка (его убеждений, стремлений, отношение к коллективу, семье), семьи (состав, материальное положение, состояние здоровья членов семьи, профессиональные интересы, культура среды и прочее). Для эффективности беседы необходимо составить план беседы, включив в него интересующие классного руководителя вопросы.
Анкетный метод - опрос значительного круга лиц по определенной схеме. С помощью анкеты можно узнать интересы, пожелания, мнения родителей и учащихся по ряду вопросов.


Анкета для родителей
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Нужное подчеркнуть.)
3. Возраст
4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка (мать, отец,
брат, сестра, бабушка, дедушка, соседи, няня )? (Нужное подчер
кнуть или дописать.)
5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени; не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)? (Нужное подчеркнуть.)
6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, кинотеатре, филармонии, на природе, никуда не ходите? (Нужное подчеркнуть.)
7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружка? (Нужное подчеркнуть.)
8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете
А) положительными ;
Б) отрицательными .
9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)? (Нужное подчеркнуть.)
10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?
11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?
12. Как и с кем проводит он свое свободное время?
13. Какую профессию вы рекомендуете выбрать вашему ребенку? Как ему (ей) помогаете готовиться к выбранной профессии?


Наблюдение используется при изучении разных видов деятельности. Эффективность его зависит от следующих условий: цель наблюдения, план, фиксация наблюдений.


Посещение семей учащихся и проведение бесед дома дает огромный диагностический материал педагогу. При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:
1. Состав родителей и общие сведения о них (Ф.И.О., год рождения, образование, специальность, сфера деятельности, номер домашнего и рабочего телефона).
2. Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы).
3. Жилищные условия, материальная обеспеченность.
4. Общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями и детьми, другими членами семьи. Поэтому желательно, чтобы учитель пришел, когда дома будут взрослые.
5. Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.
6. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье.
7. Отношение родителей к взглядам ребенка на свои успехи в учебе, поведении, перспективы будущей профессиональной деятельности. Деятельность родителей. Семейные профессии. Традиции. Самостоятельный выбор ребенка.
8. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке воспитанности школьника и эффективности мер, направленных на повышение его образовательного уровня, воспитанности и общего развития.
9. Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость, трудолюбие ребенка, используя его увлечения.


Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования имеет возможность объективно оценить запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг; взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения общего среднего образования. Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка в учреждения общего среднего образования.
Просветительская работа, обучение родителей. Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; использования правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т.д.). В этой связи в обучении родителей можно выделить три направления: обучение родителя как воспитателя, как учителя своего ребенка, как союзника, партнера, соуправленца.
В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Их основное назначение - организация психолого-педагогического просвещения родителей, встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни.
Чтобы коллективные формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие
в планировании их содержания. С этой целью в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование работы с семьей в учреждении образования на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.
Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это с одной стороны дисциплинирует родителей, а с другой - дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября. В задачу организационного собрания входит определение основных направлений и содержания совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании детей, выборы родительского актива.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.
Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса, с помощью учащихся.
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.
Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.


Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:
• родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
• время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
• родители не должны ждать под дверью своей участи;
• желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
• необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
• необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
• все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны;
• в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
• если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
• если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.


Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.
Деятельностьродительского актива. Огромную роль в сотрудничестве семьи и учреждения общего среднего образования играет родительский актив, в состав которого входят: родительский комитет, попечительский совет, совет профилактики, совет школы. Деятельность названных советов регламентируется Положением о родительском комитете учреждения общего среднего образования, Положением о Попечительском Совете, Положением о Совете учреждения образования.
В сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя родительский комитет класса определяет атмосферу в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления.
Родительский комитет класса оказывает помощь классному руководителю во внеклассной работе: в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Немаловажную роль играет родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и учреждением образования.
Родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.
Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета - один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.
Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются следующим образом: председатель родительского комитета, его заместители, отвечающие за определенные участки работы, казначей.
Совет профилактики в соответствии с Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.02.2009 г. № 6) является органом самоуправления учреждения образования, оказывает содействие в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в учреждении образования. Его деятельность содействует укреплению нравственно-правовых основ семейного воспитания, профилактике правонарушений среди учащихся, а также вовлечению общественности в воспитательный процесс и развитию воспитательного пространства учреждения общего среднего образования.
Включение родителей в воспитательный процесс традиционно активизируется в период тематических недель: недели Матери, накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта и др. Популярны среди родителей спорт- ландии «Папа, мама, я - спортивная семья». В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают массу удовольствия от общения друг с другом, обогащая и досуговую сферу семьи.
Родители-специалисты в различных областях - могут вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу (проведение тематических лекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению и т.п.), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.
Подготовка учащихся к семейной жизни должна быть основана на трех основных составляющих: работа с педагогическим коллективом, работа с учащимися, работа с родителями по следующим направлениям: диагностика, просветительская работа, мероприятия с участием родителей, индивидуальная работа.
Встречи со специалистами (психологом, библиотекарем, врачом детской поликлиники, врачом - гинекологом, врачом - урологом, социальным педагогом, юристом), разнообразные формы деятельности (занятия с элементами тренинга, интерактивные беседы, просмотр фильмов, спортивные мероприятия, праздники - презентации, дискуссии, клубная деятельность, благотворительные акции и поездки в детский дом), организация совместной с родителями клубной деятельности расширяют представления учащихся о самих себе и взаимоотношениях с окружающими.
Условия, обеспечивающие продуктивность взаимодействия школы и семьи в воспитании:
- высокий авторитет воспитательного учреждения, педагогов как носителей идей педагогики сотрудничества;
- реализация идей гражданского, гуманистического воспитания;
- объективная оценка воспитательного потенциала сторон (семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений и др.);
- развитие демократических начал во взаимоотношениях, исключение из воспитательного арсенала морализаторства;
- продуктивное, конструктивное обсуждение возникающих проблем, стремление к консенсусу на всех этапах воспитательного процесса;
- включенность сторон в созидательный воспитательный процесс, единство слова и дела как основа педагогической позиции;
- забота о росте педагогической культуры, об обогащении опыта воспитания;
- профилактика аморальных проявлений и поступков, умение предвидеть последствия воспитательных действий.


Тормозящими факторами развития сотрудничества являются:
- авторитарный характер действий;
- неумение трансформировать современные социальные требования и установки в педагогические задачи;
- низкая педагогическая культура;
- негибкость педагогической позиции;
- неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, родителей;
- недостаточная коммуникабельность, низкая культура общения;
- отсутствие педагогического кредо;
- недостаточно развитые организаторские способности.


В позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживают следующие факторы:
- низкая общая и педагогическая культура;
- недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
- отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
- субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
- переоценка своих воспитательных возможностей;
- безответственность в вопросах воспитания детей;
- аморальность в поведении [5].


В работе классного руководителя с семьей Л.И. Маленкова [17] выделяет пять функций.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Данная функция предполагает, что классный руководитель на первом собрании знакомит родителей с планом воспитательной работы, совместно с ними обсуждает пути реализации своей программы в семейном воспитании (посещение театров, музеев, экскурсии, поездки, создание библиотеки семейного чтения и т.д.).


Психолого-педагогическое просвещение
. Оно должно носить целенаправленный и систематический характер и может включать следующие этапы в формировании педагогической культуры родителей:
Первый этап - подготовительный. Цель данного этапа - выявить трудности, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей, определить круг вопросов по педагогике, психологии, физиологии и т.д., которые наиболее интересуют и волнуют родителей, наметить цели и задачи, основные пути взаимодействия школы и семьи в формировании педагогической культуры родителей. Основные формы работы: анкетирование, тестирование, диагностические беседы и интервью, коллективное планирование.
Второй этап - теоретико-практический. Основная цель - знакомство родителей с содержанием, методикой, возрастными особенностями детей, овладение методами и приемами воспитания. Формы работы: родительские собрания, конференции, тренинги, работа с неполными семьями, беседы с отцами и т.д.
Третий этап - организационно-деятельностный. Цель этапа - вовлечение родителей в организацию учебно-воспитательного процесса. Формыработы: участие родителей в работе школьного совета, организация и проведение совместных мероприятий и т.д.
Четвертый этап - контрольно-коррекционный. Цель данного этапа - определение уровня педагогической культуры родителей, организация индивидуальной работы с педагогически несостоятельными семьями. Формы работы: анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы, групповые консультации и т.д.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми предполагает участие во всех видах внеурочной деятельности: экскурсии, походы, поездки, вечера, турниры, конкурсы, ремонт и благоустройство класса и школы; участие в подготовке и проведении общешкольных традиционных форм работы: праздников первого и последнего звонка, праздников школы, туристических слетов, выпускного вечера, спортивных праздниках, оформлении стенных газет, уголков природы и здоровья и др.; участие в профориентационной работе школы и класса: экскурсии на предприятия, профконсультации, беседы-рассказы о своей профессии; ведение кружков, секций, микрокружков для учащихся класса; оказание спонсорской помощи через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т. п.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся имеет несколько аспектов.
Первый ее аспект - оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся: одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных дисциплин либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания мальчиков и девочек в период их полового созревания, профилактика формирования вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ), помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений.
Второй аспект - индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.
Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами и клубами по месту жительства. Содержание общей деятельности определяется Положением о попечительском совете учреждения образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь (25 июля 2011 г. № 146), Положением о родительском комитете общеобразовательного учреждения (Постановление Министерства образования Республики Беларусь (06.12.2006 г. № 114)


В их компетенцию может входить:
а) оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение спонсоров, финансовые отчисления предприятий и т.д.);
б) коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
в) связь с правоохранительными органами;
г) помощь школе и классу в проведении воспитательной работы с учащимися;
д) участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, лекториев, конференций, «круглых столов», оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).


Р.А. Еремина [7] в качестве основных функций классного руководителя рассматривает организационно-координирующе-коррекционную, организационно-воспитательную, аналитико-прогностическую, мониторинговую и функцию педагогической поддержки.
Организационно-координирующе-коррекционная функция классного руководителя представляет собой внутреннее, упорядоченное, согласованное взаимодействие, объединение усилий субъектов воспитания (классного руководителя, учащихся класса, их родителей и учителей) по формированию и реализации программ воспитания личности, соответствующих интересам ученика, ожиданиям общества, государства и действующих на основе определенных правил и процедур.
Для обеспечения целостности воспитательного воздействия на ребенка, классный руководитель призван организовывать, координировать и корректировать взаимоотношения четырех ведущих коллективов: учащихся класса, их учителей, коллектива родителей воспитанников и преподавателей дополнительного образования.


Организационная работа классного руководителя с родительским коллективом направлена на решение таких задач, как:
- совместная выработка единых требований к воспитанникам;
- выявление причин негативного поведения учащихся;
- определение оптимальных способов по их устранению, корректировке детско-родительских отношений.
Организационно-воспитательная функция классного руководителя связана с планированием воспитательной работы с учащимися, их родителями и учителями, определением способов по реализации запланированного, подведения итогов периодов совместной деятельности с учителями класса и родителями по воспитанию учащихся. Процесс планирования совместной деятельности представлен на рисунке 3.

модель работа с семьей

Рис. 3. Модель процесса планирования совместной работы с родителями по воспитанию учащихся


Функция педагогической поддержки предполагает субъектное партнерство по преодолению трудностей, с которыми сталкиваются родители в процессе семейного воспитания, взаимодействие с воспитанниками и их родителями без принуждения на основе свободного выбора оптимальных способов преодоления препятствий, мешающих достичь позитивных результатов в том или ином виде деятельности (общение, образ жизни и т.д.).
Аналитико-прогностическая функция классного руководителя представляет собой всесторонний разбор, рассмотрение в стране, мире, явлений, событий, их оценку, принятие решений, способствующих обучению воспитанников и их родителей активно содействовать общественнополитическим, социальным, психолого-педагогическим явлениям и событиям или противостоять проявлениям жестокости и насилия.
Мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения за фактическим состоянием процесса взаимодействия с родителями воспитанников в целях своевременного системного анализа происходящих изменений в этом процессе, предупреждения негативных тенденций и последствий, а также принятия обоснованных решений по достижению качественного результата. Он включает в себя элементы экспертизы, диагностики развития процессов, явлений, систем воспитательной практики, самодиагностики и самоанализа.
Все перечисленные функции классного руководителя/воспитателя способствуют созданию благоприятной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
В последние годы в Республике Беларусь созданы и функционируют социально-педагогические центры, центры социального обслуживания семей и детей, детские социальные приюты, фонды, службы семьи и др., работа которых направлена на социально незащищенные категории населения: многодетные семьи, неполные семьи, семьи группы риска, семьи воспитывающие детей-инвалидов.
Социально-педагогический центр - социально-педагогическое учреждение, которое осуществляет социально-педагогическую, психологопедагогическую, социально-медицинскую, социально-правовую, коррекционно-реабилитационную, профилактическую помощь детям, семьям, лицам, которые нуждаются в социально-педагогической помощи и поддержке.
Основными задачами социально-педагогического учреждения являются:
- обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;
- организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации;
- обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;
- оказание социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам детских интернатных учреждений, специальных школ, несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, испытывающим трудности в социализации;
- социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;
- профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация социального патроната несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, после их возвращения в семьи;
- содействие деятельности комиссий по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов.
Среди основных направлений работы социально-педагогического центра следует выделить:
- организация и координация работы учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, по социально-педагогической и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;
- оказание социальной, психологической помощи несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;
- разработка и реализация комплексных программ помощи различным категориям несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства;
- координация деятельности педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями;
- разработка и распространение технологий работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- организация занятости и временного проживания на государственном обеспечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- консультирование, в том числе анонимное и по телефону, несовершеннолетних, их родителей с целью поиска решения сложных жизненных ситуаций, профилактики насилия над несовершеннолетними;
- поиск, подбор и подготовка семей, принимающих на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, подготовка несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи, в том числе воспитанников детских интернатных учреждений;
- осуществление социального патроната несовершеннолетних.
Социально-педагогический центр может включать в свою структуру детский социальный приют, кризисный стационар, спортивно-оздоровительные клубы, клубы выходного дня, туристические, подростковые и др., а также различные кружки, секции, студии.
Деятельность социально-педагогических учреждений осуществляется на основании Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14 «Об утверждении Положения о социально-педагогическом учреждении».
Государственное учреждение «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей». Центр, в котором любая минская семья или ее член могут получить профессиональную психологическую, социально-педагогическую и юридическую помощь.
С июня 2007 г. ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» начал реализацию Проекта «Информационно-методический центр проблем семьи». Проект прошел согласование в ряде министерств Республики Беларусь. Финансируется Проект Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
Цель проекта: повышение уровня знаний и навыков родителей и специалистов, работающих с семьями, воспитывающими детей раннего возраста и детей, нуждающихся в особой поддержке. Создание условий для организации и развития доступного и качественного информационно-методического ресурса для специалистов, обслуживающих семью и детей, для родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Профилактика семейного неблагополучия, травм, отравлений детей раннего возраста путем повышения социально-психологического потенциала родителей, специалистов.
Основные направления проектной работы:
- совершенствование и укрепление научно-методической базы для специалистов, работающих с семьей, воспитывающей детей в возрасте 0-7 лет, в том числе детей, нуждающихся в особой защите.
- развитие межведомственного сотрудничества и партнерства органов государственного управления и общественных организацийв сфере профессионального комплексного социально-психологического обслуживания семьи и детей.
- проведение регулярных научно-практических конференций и семинаров с участием специалистов всех ведомств.
- совершенствование навыков практической работы психологов и других специалистов, оказывающих помощь семье и детям, подготовка «тренеров для тренеров» в области семейной и супружеской терапии.
- оказание первичной психологической помощи членам семей, в том числе детям, услуги в сфере семейной и супружеской терапии.
В 2009 г. ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» совместно с Женским институтом «ЭНВИЛА» и шведской компанией «Спронгбредан» стал инициатором реализации проекта «Папа-школы».
Проект «Папа-школы» основан на опыте Швеции, где подобные школы существуют уже 20 лет и объединяют мужчин, которые недавно стали отцами или готовы стать ими. Для будущих и молодых отцов папа-школы это возможность поговорить о своих чувствах, страхах и ожиданиях, связанных с отцовством, осознать, насколько важно принимать участие в воспитании ребенка с его рождения и даже несколько раньше, успешно совмещая при этом роли кормильца, зарабатывающего деньги, и нежного, заботливого и любящего отца и мужа. Занятия в папа-школах ведут модераторы - мужчины с положительным семейным опытом, прошедшие специальную подготовку.
Как показывает шведский опыт в тех семьях, где папы прошли такое обучение, улучшились отношения между супругами, выросло доверие жен к мужьям, что сделало возможным рождение детей, которые изначально не были запланированы семейным сценарием. Кроме того, сами выпускники папа-школ ощущают комфорт в жизни, улучшение в отношениях с женой и детьми, достигают профессионального роста, ведут здоровый образ жизни, избегают ненужных рисков, и, соответственно, живут дольше.
В Белоруссии реализация проекта осуществлялась в рамках двух важных государственных программ: Национального плана действия по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 гг., утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1286, и Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 135.
Цель проекта «Папа-школы»: укрепление статуса и повышение роли отца в воспитании детей путем формирования социального образа ответственного отцовства и новой социальной среды, в которой отцовство имеет высокое общественное и внутрисемейное значение.
Задачи:
- создание условий для личностного роста мужчин - будущих и молодых отцов, формирование у них правовой культуры и культуры здорового образа жизни, содействие развитию их творческих и новаторских инициатив, вовлечение их в активную общественную социальную деятельность.
- оказание помощи мужчинам в организации сотрудничества с женщинами с целью преодоления сложившихся гендерных стереотипов и достижения гендерного равенства.
- активизация социально значимой деятельности мужчин и женщин, направленной на сохранение института семьи.
- формирование понимания у молодых родителей роли и влияния матери и отца на процесс воспитания ребенка.
- совершенствование семейного, правового, социального, педагогического просвещения и обучения родителей.
Общественное благотворительное объединение «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля».
Цель работы объединения: организация работы по предупреждению абортов и распространению идей традиционных семейных ценностей.
Задачи:
- оказание помощи женщинам в ситуации кризисной беременности (духовной, психологической, юридической, помощь вещами по уходу за ребенком и др.),
- осуществление предабортного консультирования,
- организация подготовки консультантов-волонтеров по предабортному консультированию,
- осуществление просветительской работы с подростками и молодежью по распространению идей традиционных семейных ценностей,
- осуществление образовательной деятельности со специалистами образования и медицинскими работниками по формированию у подростков и молодежи положительных репродуктивных семейных установок,
- разработка рекламных материалов (буклеты, плакаты, ролики и др.).
Основные направления работы «Центра поддержки семьи и материнства «Матуля»:
- информационно-просветительская, образовательная работа с подростками и молодежью, педагогами, другими представителями общественности;
- подготовка волонтеров для консультирования женщин в ситуации кризисной беременности;
- образовательная работа с семейными парами;
- деятельность в защиту нерожденных младенцев;
- духовная, психологическая помощь, помощь вещами по уходу за ребенком беременным, многодетным;
- поддержка культуры отцовства и материнства;
- сотрудничество с дружественными организациями;
- работа со СМИ.
Учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Могилева». Главная цель в работе - осуществление организационной, практической и методической деятельности по социальному обслуживанию и оказанию социальных услуг гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В Центре функционируют 6 структурных подразделений:
- отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;
- отделение социальной адаптации и реабилитации;
- отделение срочного социального обслуживания;
- отделение социальной помощи на дому;
- отделение дневного пребывания для инвалидов;
- отделение дневного пребывания для пожилых граждан.
Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования работает по следующим направлениям:
- первичный прием граждан;
- консультирование граждан по вопросам оказания социальной помощи и социального обслуживания;
- организует обследования материально-бытового положения одиноких и одиноко проживающих нетрудоспособных граждан с целью выявления и учета нуждаемости в различных видах помощи;
- осуществляет анализ и прогнозирование реальной и перспективной потребности населения в социальном обслуживании;
- информирует население об услугах, оказываемых Центром;
- организует работу телефона «Горячая линия» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих срочного вмешательства специалистов (тел. 22-53-03).
Отделение социальной адаптации и реабилитации работает по следующим направлениям:
- определяет вид и объем требуемой социальной помощи (информационной, психологической и других видов) и ее оказание;
- оказывает содействие гражданам в восстановлении документов, профориентации, трудоустройстве, в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов по труду, занятости и социальной защите;
- оказывает лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социально-бытовой помощи, содействие в организации гарантий по их социальной защите в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- осуществляет прием документов на обеспечение бесплатными продуктами питания детей первых двух лет жизни;
- оказывает помощь в преодолении межличностных и семейных конфликтов;
- организует работу клубов:
1. КЛУБ «СОЗВЕЗДИЕ», целью которого является поддержание социально-психологического и физического статуса людей пожилого возраста.
2. КЛУБ «СВОЙ КРУГ» для выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью клуба является оказание всесторонней поддержки выпускникам интернатных учреждений.
3. КЛУБ для молодых мам «ШКОЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА», целью которого является социально-психологическая поддержка молодых матерей из числа сирот.
С целью профилактики семейного неблагополучия, оказания помощи женщинам и детям, находящимся в экстремальных ситуациях и нуждающихся в экстренной помощи, с января 2008 г. в Центре организована работа Кризисной комнаты. Для оказания всесторонней и эффективной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Центр тесно сотрудничает с организациями: ОО БФ «SOS - Детская деревня» Социальный кризисный центр для женщин, ХБОО «Табея», РОБО «Красный крест» и др.
Республиканский портал по профилактике домашнего насилия.
В настоящее время сайт ostanovinasilie.org находится в стадии разработки, однако планируется, что ресурс объединит информацию об организациях, которые занимаются проблемами борьбы и профилактики семейного насилия по всей Беларуси.
На сайте можно познакомиться с законодательством, получить юридическую и психологическую консультацию, узнать адреса и телефоны некоторых социальных и реабилитационных центров для жертв домашнего насилия.
В городе Могилеве работает первый в стране кризисный центр для женщин, который открылся в марте 2007 г. на базе «SOS-деревни». За время существования здесь оказана помощь более чем 600 женщинам и 1 100 детям. В 2010 г. в кризисном Центре открылось два стационарных отделения: «Мой малыш» и «Приют для женщин, пострадавших от насилия в семье». Каждое рассчитано на 4 семьи. Проживают в этих отделениях мамы с детьми от суток и до года в зависимости от ситуации.
Задачами Центра является оказание комплексной поддержки пострадавшим женщинам и детям, в том числе помощи направленной на профилактику насилия в семье; оказание образовательной и психологической помощи женщинам, формирование у них знаний и умений для независимой и самостоятельной жизни.
«Горячая линия» кризисного Центра для женщин в Могилеве: (044) 760-76-03 (с 09:00 до 23:00).
Жертвам домашнего насилия в г. Могилеве помогут:
Многофункциональный центр по работе с детьми и молодежью «Юность». «Телефон доверия» службы социально-педагогической и психологической помощи: (0222) 31-20-22 (круглосуточно, анонимно).
УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница». Экстренная психологическая помощь «телефон доверия»: (0222) 47-31-61 (круглосуточно).
УЗ «Могилевский областной лечебно-диагностический центр». Служба экстренной психологической помощи «телефон доверия»: (0222) 22-26-81; (025) 602-28-19 (с 8:00 до 19:30 - понедельник-пятница; с 8:00 до 14:00 - суббота).
УЗ «Могилевский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики». «Горячая линия»: (0222) 27-77-56 (круглосуточно).
УО «Могилевский городской социально-педагогический центр». «Горячая линия» консультационного пункта: (0222) 22-53-37 (каждая пятница месяца с 8:00 до 20:00).
Учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района Могилева». «Горячая линия»: (0222) 22-53-03 (с 8:00 до 20:00, понедельник - пятница; с 9:00 до 16:00, суббота)
Учреждение «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района Могилева». «Горячая линия» (0222) 46-44-04 (с 17:00 до 19:00, понедельник - пятница; с 9:00 до 15:00, суббота).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.