Развитие прогнозирования в работе психолога
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога
Индекс материала
Развитие прогнозирования в работе психолога
Упражнения для развития способности к прогнозированию
Все страницы

1.1. Наблюдательность и рефлексия как факторы развития прогнозирования психолога

Наблюдательность и наблюдение за клиентом
В исследованиях Л.А. Регуш установлена связь между развитием наблюдательности и способностью прогнозировать педагогические явления. Специалисты помогающих профессий должны опираться на наблюдение и как на метод познания людей, и как на свою способность наблюдать. Поскольку круг задач, которые решают эти специалисты с помощью наблюдения, очень разнообразен, они часто сами становятся создателями программ наблюдения, конкретных методик наблюдения. Именно поэтому в данное пособие мы включили несколько упражнений, связанные с раскрытием возможностей наблюдения. Основываясь на знании теории, можно достаточно успешно самостоятельно разрабатывать методики наблюдения.

Особо хотелось бы выделить вопрос о роли наблюдения в работе психологов-практиков. Во-первых, полезным оказывается наблюдение за выполнением экспериментальных заданий, тестов, анкет. Систематическое наблюдение позволяет психологу постепенно накапливать данные об особенностях поведения людей, отличающихся по результатам выполнения тестовых, экспериментальных, анкетных методик. Такая информация становится основанием для диагностики и прогнозирования возможных результатов стандартизированных испытаний.
При этом наблюдение выполняет две функции: способствует совершенствованию профессиональных качеств психолога и служит внешним критерием по отношению к другим исследовательским процедурам. Опытные наблюдатели-диагносты, консультанты говорят о том, что только в первые годы работы они опираются на тестовые методики как основные, а по мере накопления данных благодаря наблюдению имеют возможность через тест только проверить возникшую при наблюдении гипотезу о возможных результатах тестирования у того или иного пациента. Только малонаблюдательные психологи автоматически используют стандартизированные батареи методик, не извлекая ценнейшей информации о поведении разных групп людей при тестировании.
Во-вторых, наблюдение является одним из обязательных методов в структуре клинических, амбулаторных обследований. Наблюдение в этом случае не только дополняет картину обследования, но и дает уточняющие данные, а иногда служит основой для объяснения результатов, полученных с помощью других методов.
В-третьих, с помощью наблюдения решаются практические задачи при переговорах, разрешении конфликтов и т. п. Например, психологи, наблюдая невербальное поведение партнеров по переговорам, способны выяснить их истинные намерения. Наблюдение за голосом (например, в службах доверия) позволяет отличить истинную информацию от ложной, оценить степень остроты ситуации, срочность помощи и т. д.
Таким образом, наблюдение как способ познания людей имеет историю, начало которой относится к донаучной психологии. Возможности наблюдения таковы, что позволяют открывать новые психические феномены, типизировать и обобщать эмпирические данные, давая характеристики новым категориям и типам людей, отношений. Наблюдение используется как один из этапов при разработке других методов и при объяснении данных, полученных с помощью эксперимента, тестов или анкет, выполняет различные функции в практической работе психологов.
Рефлексивность и анализ событий жизни клиента
Работа практического психолога всегда сопряжена с проблемой дифференциации нормы - патологии (нормы возрастного психологического развития или нормы личностного развития человека). «Он не такой, как все...» - это положение содержится в явном или неявном виде в формулировке конкретных задач для работы практического психолога. Даже цель работы практического психолога - индивидуальность человека - понимается через его сопоставление с другими людьми, как поиск своего места в мире людей, как обретение своей самобытности, не противоречащей юридическим нормам общества.
Практический психолог в своей работе открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни, для этого он владеет специальными знаниями, позволяющими вычленить, описать, проанализировать эту реальность. К числу таких знаний относится и знание практического психолога о способах выделения психической реальности во взаимодействии с Клиентом. Эти способы основаны на рефлексировании текста, предъявляемого клиентом.
При работе с заказом на работу практический психолог может зафиксировать то, на какие особенности психологической информации в большей мере ориентируется клиент. В самом общем виде эти особенности психологической информации можно представить по следующей шкале -признание уникальности психологической информации. Содержательно переживания клиента регулируются его отношением к этому пара метру психологической информации. Если он признает уникальность психологической информации, то содержание переживаний будет связано с ее пониманием-непониманием; если же отрицает уникальность психологической информации, то содержание переживаний клиента будет связано с ее оценкой по самым разным оценочным шкалам, включающим и эмоциональные, и рациональные, и другие виды оценок.
Перед практическим психологом встает задача вызвать переживание клиента, основанное на безоценочном отношении к психологической информации, открывающем возможность ее понимания, а если необходимо, то и изменения. Это будет возможно, если клиент признает уникальность своей психологической информации и увидит возможность ее использования в широком контексте жизни. Другими словами, переживание клиента может быть обозначено следующим образом: «То, что происходит со мной, неповторимо, но это отражает закономерности человеческой жизни...»
Чтобы создать для клиента такую ситуацию переживания, практическому психологу надо сориентироваться в системе оценок, на основе которой клиент воспринимает психологическую информацию. По нашему мнению, для профессиональной работы вполне возможно использовать представление о задачах взаимодействия с психологом, которые есть у клиента.
Перед психологом встает один из трудных вопросов - вопрос о способах фиксации содержания психологической задачи для клиента. Опыт работы позволяет использовать для этой цели четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологическую задачу. Эти модальности следующие: «я хочу» (потребности, мотивы, влечения и другие проявления мотивационно-потребностной сферы), «я могу» (делать, сделать и другие проявления способностей человека), «я чувствую» (чувственный тон, эмоции, настроения, переживания и другие проявления эмоционально-волевой сферы человека) и «я думаю» (ощущения, восприятия, представления памяти, образы мышления и другие проявления когнитивной сферы человека). Используя эти модальности при сборе психологической информации, практический психолог способствует формулированию клиентом собственной психологической задачи взаимодействия с ним и одновременно сам психолог демонстрирует клиенту свою профессиональную позицию.
На наш взгляд, к ним можно отнести основные следующие научные категории: образ, действие, мотивация, общение, индивид-личность.
Эти пять научных категорий отражают специфику психической реальности, которая познается соответствующими этой специфике методами. Как известно, основными методами психологической науки являются следующие: экспериментальный (в различных вариантах), объективные наблюдения, психофизические методы, тесты, моделирование.
Практический психолог пользуется этими методами и научными категориями, но для решения не научных, а психологических задач конкретного клиента. Остановимся несколько подробнее на содержании основных научных психологических категорий, составляющих основу решения психологом задач клиента.
Категория образа дает возможность выделить саму психологическую реальность в ее гносеологическом аспекте. Образ реален, он существует в системе жизненных отношений между человеком и миром. Физический мир представлен во внутреннем мире человека в виде сложных когнитивных структур, включающих и ощущения и самые абстрактные понятия. Образ предстает как регулятор и координатор жизнедеятельности человека. Образ определяет процессы целеполагания, включен в построение модели будущего действия, в том числе и телесного действия. Образ мира, в котором живет человек, включает и образ самого человека - его физического «Я», схемы его тела как системы координат, ориентирующей человека в пространстве и времени.
Часто клиенту сложно объяснить, что же происходит с его образом мира, почему ему стало сложно взаимодействовать с этим миром. Здесь психолог рефлексирует высказывая, которые не только отражают когнитивные аспекты проблемы, но и эмоциональные всплески клиента, изменения тона его голоса, позы, общего тонуса. Непрерывная рефлексивность и наблюдательность психолога помогает прояснять образа мира.
Категория действия позволила описать структуру человеческой активности, выделить в целостном потоке жизни отдельные виды деятельности и действий, их взаимосвязь и взаимозависимость, особенности перехода одного вида активности в другой. Клиент часто совершает, как ему кажется, много действий, которые помогали бы выбраться ему из проблемы. Но при этом он обнаруживает, что изменений не происходит, проблема остается. Психологу приходится поэтапно отслеживать и вместе с клиентом рефлексировать, какие именно действия приводят к каким последствиям. Вполне вероятно, клиент находится в ситуации «мысленного планирования и действия», но в реальности ничего не делает.
Категория мотивации описывает сферу побуждений, придающих действию направленность, избирательность, динамичность. Это сфера психодинамики, психоэнергетики. Категория мотивации - одна из самых сложных и противоречивых в современной психологии. Она включает в себя как аффектные, так и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к разным аспектам окружающего мира, к самому себе как части этого мира - к своему внутреннему миру и к своему физическому телу. Эта категория позволяет выделить в содержании мотивации относительно устойчивые и относительно изменчивые параметры, например, к первым относятся базисные потребности человека (в разных психологических теориях они описываются по-разному: потребность в самоутверждении и самоактуализации, потребность в новых впечатлениях, потребность в признании). Относительно изменчивые параметры мотивации характеризуются через ценности человека, аффективные переживания, эмоциональные комплексы, черты личности и т. п.
Рефлексируя текст клиента, его высказывания о том, чего он хочет, можно обнаружить не только потребности, цели, желания, но и иерархию этих потребностей. Как правило, за многими декларируемыми клиентом мотивами ничего не обнаруживается, нет энергетического подкрепления мотива, он оказывается пустой. Отсюда и страдает категория действия -трудно воплощать в жизнь то, что на самом деле не нужно. Это отнимает силы и энергию. Применение категории мотивации приводит к анализу взаимодействия человека с человеком и человека с самим собой. Эта особая реальность описывается категорией общения.
Категория общения характеризует объективные связи человека с социальной средой. Эти связи представлены в его внутреннем мире в особых формах, не сводимых к другим. К ним относятся также феномены социальной нормы, социального ожидания, социального стереотипа и т.п. Часто клиент - это человек, имеющий большие трудности с самим собой. Это проявляется в личностной дезинтеграции, внутренних противоречиях, отчуждении от себя. Соответственно, общение с другим человеком нарушается на грани контакта. Клиент не может осуществлять прямой и полный контакт, потому как утрачивает чувство «Я» или не понимает его.
Категории индивид-личность позволяют описать неповторимые особенности человека. Множество параметров человека связано с его физиологическими особенностями (рост, вес, отпечатки пальцев, строение тела и др.) и множеством параметров психологических, которые даже трудно перечислить: индивидуальность ощущений, восприятии, представлений, индивидуальность действий, мотивации, общения (внушаемость, например). В самоощущении, в рефлексии, человек может фиксировать свою индивидуальность, свою неповторимость, а во взаимодействии с другими людьми ведет себя шаблонно, стереотипно, перенося одни и те же способы действия и построения отношений из одной жизненной ситуации в другую.
Для других людей такой человек не является индивидуальностью, личностью, так как он потерял главное качество живой личности — свободу. Свободу или аутентичность, или идентичность, или возможность быть самим, то есть способность применять всеобщие способы действия к индивидуально неповторимым жизненным ситуациям. Свободный человек делает то, что умеют делать все другие, но делает лучше, Таким образом, он создает новые эталоны работы, новые эталоны действия. Можно согласиться с тем мнением, что личность не только возникает в этих новых эталонах действия, но и сохраняет себя через создание все новых и новых эталонов, норм действия.
Указанные нами категории не исчерпывают представления о клиенте и анализ событий его жизни. Но именно рефлексирование этих категорий позволяет спрогнозировать будущие действия и событий в жизни клиента.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.