АіВ. 2005.№ 9. с.16-20 В. П. Ларина, проректор по научно-исследовательской работе Кировского ИПК, Российская Федерация Резюме. В статье раскрыты авторские подходы к созданию научно-методических к режиме развития. Ведущей идеей этих подходов является рассмотрение научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ через организацию взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов, направленного на развитие инновационного потенциала педагогических коллективов школ, и как следствие этого, превращение школ, осуществляющих инновационную деятельность, из объектов научно-методического сопровождения в субъекты этой деятельности. Автором разработаны критерии оценки качества системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, которые прошли апробацию в системе образования Кировской области в течение 7 лет
Инновационная деятельность школ, активизирующаяся в условиях модернизации образования, требует новых подходов к ее научно-методическому сопровождению. К рассмотрению проблемы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ мы применяем системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, в которых выделены структурные элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на результаты функционирования исследуемого объекта, при этом цели каждого из элементов системы определяются исходя из общего предназначения объекта. Изучение различных теоретических подходов к пониманию системы и специфика инновационной деятельности школ позволили нам сформулировать следующее определение. Система научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ - управляемое специально организованное взаимодействие в целесообразных формах различных ее элементов (институтов управления образованием; институтов развития образования; институтов, обслуживающих образование; образовательных институтов; профессиональных объединений педагогов и пр.), направленное на создание адекватных научно-методических условий для эффективного протекания инновационных процессов на всех этапах - от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику и замены его другим, более эффективным. Нами установлено, что система научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ по природе элементов является реальной, по происхождению - искусственной, по продолжительности существования -временной, по реакции на возмущающие воздействия - активной, по отношению к окружающей среде - открытой, по изменчивости свойств — динамической, по степени участия в реализации управляющих воздействий людей –организационной, по степени взаимодействия -деятельностной, по степени сложности - сложной и по характеру поведения - управляемой. В силу того, что система научно-методического сопровождения инновационной деятельности школы должна обладать качественной определенностью, остановимся на понятии качества. С позиции философии качество — существенная определенность товара, в силу которого он является данным [2, с. 481]. В действующих стандартах 150 серии 9000:2000 качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [1, с. 37]. Важными терминами стандарта 150 9000-1:1994 являются термины "поставщик" и "потребитель". При этом под поставщиком понимается организация, поставляющая продукцию или оказывающая услугу, а под потребителем - получатель этой продукции или услуг. Поставщиками научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ являются конкретные институты, организации в соответствии с типовыми положениями об их деятельности (научно-исследовательские институты, лаборатории, институты повышения квалификации, средние и высшие учебные заведения педагогической направленности, методические службы и пр.), потребителями — школы (их педагогические коллективы, отдельные педагоги, руководители и пр.). Вместе с тем мы считаем, что в соответствии с введенным нами термином "научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ" и нашим пониманием его сущности в контексте настоящего исследования границы понятий "поставщик научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ" и "потребитель научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ" размываются. Причина этого явления кроется в сущности научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как совместной деятельности всех заинтересованных в рр результате коллективных и индивидуальных . субъектов. Р. А. Фатхутдинов обращает внимание на необходимость различения понятий "качество" и "полезный эффект". Качество, с его точки зрения, - это потенциальная возможность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая, реальная) удовлетворенность этой потребности. Аналогичную позицию высказывает В. П. Панасюк, выделяя потенциальное и реальное качество [1, с. 7]. Перенося данный подход на систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, мы отмечаем, что качество (потенциальное качество) этой системы является ее потенциальной способностью удовлетворить потребность в этом сопровождении школ, работающих в режиме развития. Полезный эффект (реальное качество) будет заключаться в их фактической степени удовлетворенности этой системой. Кроме того, в научной литературе выделяются [1, с. 7] внутреннее системно-социальное качество и внешнее системно-социальное качество, под которыми понимаются качество процесса и качество его ресурсного обеспечения в первом случае и качество результатов, предъявляемых внешним потребителям, в том числе обществу, государству, во втором случае. В контексте нашего исследования таким внешним системно-социальным качеством является качество научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как результата качества программ, учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов, диагностического и контрольно-измерительного инструментария, степени инновационного потенциала педагогического коллектива школы и пр. Внутренним системно-социальным качеством научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ является качество научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как процесса и качество необходимых для этого ресурсов: качество деятельности всех институтов, качество их взаимодействия, качество деятельности методических служб, качество банка инновационных идей, качество созданного информационного поля и пр. Понятие "качество" в сфере образования может использоваться как применительно к образованию в целом (качество образования), так и к его различным уровням (качество начального образования, качество основного образования, качество среднего образования и пр.), а также к ресурсам (условиям), обеспечивающим качество образования (качество нормативно-правовых ресурсов, качество кадровых ресурсов, качество научно-методических ресурсов и пр.), и другим подсистемам системы образования. Международные стандарты 150 серии 9000 : 2000 предъявляют следующие основные требования к системе качества [1, с. 40]:
- система должна правильно пониматься, применяться, иметь соответствующее обеспечение и обладать необходимой эффективностью;
- выпускаемая продукция должна действительно удовлетворять запросы и ожидания потребителя;
- система качества должна учитывать нужды общества;
- основное внимание должно уделяться выявлению и устранению проблем задолго до того, как они могут неблагоприятно отразиться на качестве.
В соответствии с этими требованиями к любой системе качества и с учетом специфики системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ нами сформулированы критерии и показатели качества системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Критерий 1. Адекватность системы научно-методического сопровождения планируемой и (или) осуществляемой инновационной деятельности школ. Показатель - повышение эффективности инновационной деятельности школы, выражающееся в повышении результатов обучения, воспитания и развития учащихся. Критерий 2. Целенаправленность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатель - направленность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ на создание условий для эффективного протекания инновационных процессов. Критерий 3. Целостность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатель - оптимальная взаимосвязь, взаимовлияние всех компонентов и системообразующих факторов системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Критерий 4. Полнота системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатели: разработанность и взаимное соответствие системы научно-методического сопровождения комплексного инновационного процесса и систем научно-методического сопровождения отдельных инновации, осуществляемых в рамках этого процесса;
- разработанность и взаимосвязь систем научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ на федеральном, региональном (областном, краевом, республиканском и пр.), муниципальном и школьном уровнях;
- разработанность и взаимосвязь стратегической, тактической и оперативной систем научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ;
- разработанность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в соответствии со всеми структурами инновационного процесса: деятельностной, субъектной, уровневой, содержательной, управленческой, структурой жизненного цикла инновационного процесса;
- включенность во взаимодействие в целесообразных формах всех коллективных и индивидуальных субъектов, от деятельности которых зависит научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ;
- соответствие системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ социальному заказу как на выпускника сегодняшнего дня (своевременность), так и на выпускника прогнозируемого будущего (опережающий характер).
Критерий 5. Вариативность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатели:
- вариативность включения во взаимодействие коллективных и индивидуальных субъектов;
- вариативность форм взаимодействия между включенными во взаимодействие коллективными и индивидуальными субъектами;
- вариативность продукции деятельности системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ;
• наличие возможности и права выбора у потребителей продукции системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ форм ее получения: активное участие в ее создании в процессе взаимодействия с другими субъектами или использование разработанного другими субъектами системы или ее элементов научно-методического обеспечения инновационной деятельности школ. Критерий б. Доступность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатель — наличие равных условий для своевременного получения потребителями продукции системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ: бесплатность услуг, территориальная близость источников информации, степень разработанности продукции, возможность использования телекоммуникационных технологий и пр. Критерий 7. Гибкость системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатель — наличие возможности внесения, изменений в систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в связи с изменениями во внешней по отношению к школе среде, а также в связи с изменениями в деятельности самой школы. Критерий 8. Полнота ресурсного обеспечения системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школы. Показатель — сформированность в достаточной степени всех видов ресурсов, необходимых для деятельности системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ: нормативно-правовых, кадровых, научно-методических, информационных, организационных, мотивационных и пр. Критерий 9. Эффективность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатели:
- сохранение стабильности или повышение результатов обучения, воспитания и развития учащихся;
- степень разработанности научно-методического обеспечения инновационной деятельности школы;
- повышение методологической готовности педагогов (педагогических коллективов, сообществ)к участию в инновационной деятельности;
- удовлетворенность системой научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ ее продукцией.
Критерий 10. Надежность системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Показатели:
- структурная надежность: наличие в системе необходимых и достаточных структурных элементов;
- функциональная надежность: своевременность, эффективность связей и взаимосвязей между элементами и частями системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.
Критерий 11. Снижение инновационных рисков.
Показатели: сохранение стабильности или повышение результатов обучения, воспитания, развития учащихся в условиях инновационной деятельности; использование апробированной и давшей положительные результаты системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Рассмотренные критерии и показатели могут быть положены в содержательную основу оценки системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.
- Панасюк, В. П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб. : КАРО, 2003. 384 с. (Модернизация общего образования).
- Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник, 2-е изд. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. - 624 с.
|