На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Опыт реализации договорных отношений в лицейском образовательном сообществе
Опыт реализации договорных отношений в лицейском образовательном сообществе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Корякина Л.В.,
Замдиректора
МОУ Экологический лицей №3

Реализуемый в Лицее №3 федеральный эксперимент по совершенствованию содержания образования (2001-2003 гг.) потребовал от управленцев и педагогов апробации целого спектра новых содержательных и организационных форм образовательного процесса и всего уклада лицейской жизни. Одним из инновационных направлений стало разработка и внедрение в начальной школе практики заключения Договора о совместной образовательной деятельности между администрацией Лицея и родителями учащихся.

Практика оформления взаимных обязательств и интереса в форме договора традиционна. Потребителя услуг, в том числе и образовательных, интересует прежде всего индивидуальный набор услуг и соответствующие гарантии, которые и находят свое отражение в частноправовых гражданских договорах. Последнее изменение в Законе РФ «Об образовании», определяющее, что «Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования» (ст. 52 п. 2.), требует серьезного внимания к форме родительского договора. Безусловно, что введение договорных отношений с родителями предполагает «определение взаимных обязательств и ответственности школы и родителей, участие родителей в развитии и реализации комплекса образовательных услуг, обеспечивающих качественное образование (в том числе посредством добровольных благотворительных взносов)». При этом не следует забывать о необходимости вовлечения родителей в совместную образовательную деятельность по различным аспектам:

  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебную и внеучебную деятельность;
  • систематическое информирование родителей о происходящем в стенах школы, в том числе с привлечением специалистов различных областей для работы с родителями;
  • обеспечение совместного обсуждения изменений в учебных планах, ситуации с учебной нагрузкой, в том числе формирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся – их ребенка;
  • привлечение родителей к преподавательской деятельности и организации социальной практики учащихся, в целях расширения образовательных возможностей школы.

По нашему мнению, наиболее адекватной юридической формой договора между родителями и ОУ является Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности).

 

Предмет такого договора формулируется следующим образом: «Следую духу и букве Закона РФ «Об образовании», Устава Лицея стороны признают обоюдную ответственность за обеспечение развития учащихся начальной школы, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной и творческой деятельности, элементами теоретического и образного мышления, базовыми навыками самоконтроля, культурой поведения, речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни, обеспечения основных знаний о природе и социальной среде. Родители и Лицей обязуются объединить свои усилия и совместно действовать в направлении формирования инициативности, ответственности и самостоятельности у молодых граждан России».
Договор включает пункты о вкладах Лицея и родителей (организационных, интеллектуальных и материальных), об исключительной компетенции Лицея.
Особое внимание при создании договора было уделено разработке вариантов приоритетных направлений участия родителей в совместной образовательной деятельности с учетом сложившихся в Лицее традиций:

  • Развитие образовательной программы Лицея – разработка программ дополнительного образования, кружков, секций, внешкольных занятий по интересам. Экологический профиль лицея стал основой появления «ученических династий», когда родители – бывшие ученики Лицея, став профессиональными экологами, биологами, геологами, предпочитаю определять уже своих детей в стены Лицея. Безусловно, многие из таких родителей с готовностью участвуют в экологических практикумах и факультативных занятиях учащихся на базе Ботанического сада в начальной школе. Затем родители помогают в организации стажировок лицеистов старших классов на кафедрах многих вузов Екатеринбурга.
  • Разработка индивидуальной образовательной программы учащихся – совместное чтение развивающей литературы, помощь в освоении сложных для учащихся предметов, посещение дополнительных занятий. Традиционно, родители с готовностью участвуют в консультациях, которые организуют учителя начальной школы. Но дальнейшие их действия по отношению к своим детям нередко становятся причиной их неблагополучного эмоционального и физического состояния. Совместное освоение предметов сводится лишь к однотонному копированию образцов, зубрежке учебных текстов. Лицей предлагает родителям чаще бывать на самих уроках, выполнять те же самые задания, что предлагаются детям. Интересно, что родители также быстро устают от нелегкого ученического труда и быстрее начинают понимать пагубность формального дублирования урока, но уже в домашних условиях.
  • Рациональная организация режима учебной деятельности – обеспечение активных форм отдыха учащихся во внеучебное время, соблюдение распорядка дня с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В качестве яркого примера назовем опыт организации Общешкольным родительским комитетом регулярных заседаний Круглого стола «Как я воспитываю своего ребенка». Основная задача педагогов, принимающих участие в его работе, сводится к расширению проблемного поля дискуссии, что препятствует «бытовому» уровню обсуждения поднимаемых проблем.
  • Участие в обеспечении высококачественных материальных условий образовательного процесса – интерьер класса, игровая и предметно-развивающая зоны класса, в т.ч. классная библиотека, новейшие наглядные и демонстрационные пособия.
  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима – режим прививок, профилактические процедуры закаливания и усиления общефизической подготовки, посещение художественно-эстетических мероприятий, как формы психотерапевтической профилактики.

Именно введение договорных отношений позволяет сделать работу с родителями значительно более системной и прогнозируемой. Наш опыт показывает, что планы и обещания родителей, закрепленные в письменной форме в большинстве случаев ведут к реальному воплощению задуманного. Вместе с тем, внедрение договорных отношений показало, что наши педагоги зачастую и сами не готовы к таким взаимоотношениям. Пассивность, неподготовленность классных руководителей при обсуждении договора с родителями ведет к формальному его заполнению. Остается не решенной проблема определения возраста учащихся, когда становится возможным переход на трехсторонний договор: Лицей – Родитель – Учащийся.
Задача нового учебного года состоит прежде всего в организации качественной учебы педагогов и представителей родительского комитета по введению договорных отношений в школьную жизнь. Предполагается проведение ряда социологических исследований и работа экспертных групп по уточнению формулировок и вариантов заполнения Договора о совместной образовательной деятельности.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.