На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Заочные дебаты как метод социально-психологического исследования образовательного сообщества Лицея
Заочные дебаты как метод социально-психологического исследования образовательного сообщества Лицея
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ивонин А.О.,
психолог
МОУ Экологический лицей №3

Образовательное сообщество является сравнительно новым понятием для российского просвещения. Безусловно, его теоретический и практический потенциал значительно превосходит традиционные для педагогики понятия «коллектив», «педагогический коллектив». В данном случае осуществляется попытка определить основные закономерности взаимодействия ключевых участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей.

Проблемы становления образовательного сообщества, опыт организации конструктивного диалога его участников стали основными темами Годичного совещания педагогических работников Свердловской области в 2003 году. В ходе совещания объектами рассмотрения становились следующие признаки образовательного сообщества:

  • общность целей участников;
  • общность интересов;
  • педагогические нормы и ценности организации образовательного процесса;
  • права и ответственность участников образовательного процесса.

Значительные трудности при анализе образовательного сообщества вызывает репрезентативность выборки. Открытые лицейские мероприятия редко посещаются родителями в силу их занятости. Даже родительские собрания в «промежуточных классах», то есть за исключением 1, 3, 5, 9 и 11 классов, не всегда могут порадовать высокой явкой. Достаточно сложно включить в лицейские мероприятия по разработке базовых контуров образовательного сообщества большинство учащихся как в силу их возрастных особенностей, так и переполненности Лицея.
В таких условиях становится проблематичным для администрации учитывать мнения по различным проблемам лицейской жизни большинства участников образовательного сообщества. Следствием такой ситуации становятся ошибки в планировании воспитательной работы, проблемы отчуждения значительной части родителей и учащихся от лицейской жизни.
В качестве эффективного метода социально-психологического исследования большинства участников образовательного сообщества считаем проведение заочных дебатов. Заочные дебаты предполагают следующие этапы проведения:

  • Определение основных понятий и проблем лицейской жизни: мотивацию учебной деятельности, профильности обучения, вопросы самоопределения, отношения учащихся с педагогами, участие в системе самоуправления Лицея, значимые агенты социализации, проблемы досуга и т.д.
  • Разработка социологической анкеты и ее вариантов с учетом особенностей основных участников образовательного сообщества: педагогов, учащихся и родителей.
  • Определение репрезентативной выборки исследования с учетом возрастных особенностей и ступеней образования.
  • Проведение анкетирования на родительских собраниях, классных часах и педагогических советах.
  • Статистическая обработка результатов и работа экспертов из числа администрации, педагогов, представителей Совета старшеклассников и Родительского комитета по итогам сравнительного анализа ответов различных групп участников образовательного сообщества.
  • Разработка программы мероприятий, посвященных совместному обсуждению проблем общелицейской жизни, выделенных в ходе социологического исследования и отредактированных в рамках работы экспертных групп. В практике Лицея наиболее часто реализовывались следующие формы проблемных обсуждений: мозговой штурм, ролевые игры и открытые дебаты.
  • Нормативная и организационная фиксация итоговых результатов заочных дебатов в лицейских документах (положениях, программе развития, учебном плане) и текущем планировании.

Методологической и инструментальной основой данного исследования стали материалы петербургских социологов Университета педагогического мастерства. В екатеринбургском варианте анкеты был включен блок вопросов, посвященных проблемам развития нашего города, а также разработана адаптированная форма для анкетирования родителей.
В ходе четвертого этапа заочных дебатов было проведено анкетирование 92% учащихся 10-х классов, 87% – 7-х классов, 91% – 9-х классов, 75% педагогов Лицея, а также 50% родителей учащихся 2, 7 и 9 классов. Небольшой объем статьи не позволяет дать подробный анализ полученных результатов. Остановимся на актуальных проблемах лицейской жизни, которые были выделены при анализе противоречий в ответах различных групп участников образовательного сообщества:

  • О зависимости жизненного успеха прежде всего от крепкого здоровья.
  • Об актуальности утверждения «Тяжело в учении, легко в карьере».
  • Об образовании как залоге успеха развития родного города.
  • Что не надо изучать в школе?
  • Об Отметке как прокрустовом ложе лицейской жизни.
  • Почему я не пытаюсь повлиять на жизнь школы?
  • Может ли хороший учитель работать без вдохновения и озарения?
  • О справедливости утверждения «Компьютерный клуб – это страшно, но интересно!»

Разнообразие и серьезность выявленных проблем лицейской жизни потребовали от администрации Лицея разработки долгосрочной программы развития образовательного сообщества, которое станет составной частью Образовательной программы Лицея на 2003-2006 годы.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.