На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике специалистов системы образования
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике специалистов системы образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сергеенкова В. Н.

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Академик, хирург Н. М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроке и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья ученика: диагностические, коррекционные и формирующие, – фиксируя своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
Объектом особо пристального наблюдения учителя являются дети группы риска по здоровью, характеризующиеся повышенной невротичностью и физической ослабленностью. В этой связи особенное значение приобретают индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых – прицельная психолого-педагогическая диагностика учащихся на каждом уроке.
Решать коррекционные задачи учителю приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических (скорректировать неправильную позу ученика) до технологических (изменить темпоритм урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание).
Гигиенические показатели, характеризующие урок:

  1. Число видов учебной деятельности. Норма – 4 –7 видов за урок.

Так на уроке «Вкусовой и обонятельный анализатор» в 9 классе мы провели демонстрационную практическую работу, работали в группах по новому материалу и отвечали на блоки вопросов, слушали дополняющее объяснение учителя (использование мультимедийной установки), работали над опорными сигналами, отвечали на мини-тест (6 видов деятельности). Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 – 10 минут.
  2. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех

4. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 1–15 минут.
5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с трёхкратным повторением каждого упражнения. На обобщающем уроке по опорно-двигательной системе в качестве физкультминутки мы использовали работу в группах сменного состава, придумывали и показывали упражнения для заданных учителем групп мышц. Очень нравятся ребятам мини-экскурсии по школьному музею при изучении видового разнообразия класса «Птицы» или «Млекопитающие» (8 класс). Их я провожу фрагментом урока при объяснении нового материала, что занимает около 15 минут.
6.Профилактика глазных заболеваний. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин. (надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.
7. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных пауз и т. п.
В 2007/2008 учебном году мы использовали в школе в качестве диагностического средства мониторинг здоровья учащихся. Первым этапом мониторинга разумно составить паспорт здоровья учеников класса, включив в него следующие графы: ФИО ученика, группа здоровья, группа для занятий физкультурой, хронические заболевания, пропуски по состоянию здоровья.
Анализ пропусков по состоянию здоровья позволит не только установить характер заболеваний, но и «пик» болезней в классе. И, значит, заранее планировать профилактическую и просветительскую работу. Например, встречи с медработниками для учащихся, для родителей. Со своими ребятами на протяжении двух последних лет (проблемы со зрением, кариес, сахарный диабет, вегето-сосудистая дистония) мы провели внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни по следующим тематикам: «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»; «Климат и его влияние на здоровье человека»;- «Спорт и здоровый образ жизни и т.д.
Наши беседы содержали практические рекомендации: перечень необходимых продуктов, продукты, обостряющие болезнь, режим сна и бодрствования, просмотр телепередач и др. Аналогичную работу в виде мини-лекций следует проводить и с родителями.
Неоценимую помощь паспорт здоровья может оказать и учителю-предметнику: для совершенствования приёмов работы на уроке с использованием активных методов обучения.Например, в 10 «Б» классе (35% ребят с ослабленным зрением) при изложении нового материала на доске обязательно иметь несколько распечаток опорных сигналов и схем для детей с ослабленным зрением.
Учителя физкультуры с помощью дневника здоровья могут откорректировать комплексы упражнений для утренней гимнастики по каждому классу конкретно.

Важным моментом при осуществлении мониторинга является и то, каким образом проводимая работа оказывает позитивное влияние на изменение учащихся к своему здоровью, уровень сформированности их знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Очень важно учитывать психологический климат в семье. На классных родительских собраниях и при индивидуальных беседах педагоги нашей школы стремятся внушить родителям «простые» идеи, направленные на лучшее понимание состояния ребёнка.
Для учителя очень важно умение переключать внимание ребёнка. Внимание – психофизиологический процесс. В его основе лежит явление доминанты, т.е. создание устойчивого очага возбуждения. Чем больше внимание ребят будет привлечено новизной, яркостью, необычайностью предмета или явления, тем больше вероятность, что оно будет воспринято. Поэтому в нашей речи обязательно должны присутствовать эпитеты, сравнения, модуляции голоса, речь должна быть эмоциональной. А жесты, наоборот, обедняют речь, ведут к рассеиванию внимания ребёнка.
Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Необходимо не только учить ребят слушать и понимать музыку, но и рассказывать детям об её использовании в лечебных и оздоровительных целях.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя средней школы № 4 г. Чашники стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.