На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании русского языка и литературы
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании русского языка и литературы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Науменко Т.В.
В соответствии с законом РБ «Об общем среднем образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровьесбережения в масштабах страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Цель данной работы:
- изучить имеющийся педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий;
- систематизировать собственные наработки по внедрению в практику элементов здоровьесберегающих технологий и воспитанию здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаем необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиций здоровьесбережения. Во-первых, уже сам кабинет должен настраивать на рабочий лад: чистота, свежий воздух, подготовленное рабочее место ученика. Количество видов учебной деятельности должно составлять не менее четырёх (4-7 видов), и их продолжительность не может превышать 10 минут. Смену видов учебной деятельности следует производить не позже чем через 7-10 минут. Обязательное количество видов преподавания—не менее трёх, они должны чередоваться не позже чем через 10-15 минут. Учащимся следует предоставлять возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Наличие на уроке оздоровительного момента обязательно (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями). Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д.); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т.п.) Обратимся к конкретным примерам.
На уроках русского языка нередко используется такой вид работы, как заочная экскурсия, который позволяет совмещать принципы здоровьесбережения и воспитательный потенциал. В канву этого вида урока при умелом подборе текстов и упражнений легко вписывается практически любая грамматическая тема. Ранее в подобных случаях использовалась туристическая карта-схема города Полоцка и иллюстрации из книги «Полоцк», теперь же при современном уровне развития компьютерных технологий можно применять мультимедийные презентации. На слайдах чередуются тексты с заданиями и иллюстративный материал, имитирующий остановки в экскурсионном маршруте; используются разнообразные упражнения (тексты со словами, которые требуется поставить в нужную форму; выборочные диктанты; творческие диктанты; мини-сочинения и т.д.) Органично вписывается в структуру подобного урока и оздоровительный момент: учащимся предлагается сделать остановку в парке или сквере и размяться. Психологический климат на таких уроках, как правило, всегда благоприятный. Таким образом, уроки такого типа отвечают целям и задачам здоровьесбережения.
В педагогической литературе имеется целый ряд разработанных комплексов зарядок, физкультминуток для использования на уроках. Но мы отдаём предпочтение таким зарядкам, которые составлены самими учащимися. Дети сами сочиняют небольшие стихотворения, это позволяет им проявить свои творческие способности и обрести уверенность в своих силах. Конечно, если говорить о воспитании правил здорового образа жизни, то здесь нельзя переоценить роль текстов. Например, учащимся предлагается текст для самостоятельной работы с пропусками букв и знаков препинания под названием «Виталий Щербо». После прочтения детям предлагается ряд вопросов. В чём значение деятельности Виталия Щербо для становления авторитета Беларуси? В чём состоит уникальность его достижений? Как вы думаете, каким правилам требуется следовать, чтобы добиться таких результатов? Далее учащимся предлагается составить правила здорового образа жизни. К сожалению, в сборнике диктантов нам удалось найти лишь несколько текстов, которые могут содействовать формированию таких правил. Но при всяком удобном случае стараемся давать школьникам разного рода творческие задания. В частности, при изучении темы «Односоставные предложения» учащимся было предложено задание на дом: составить текст о здоровьесбережении в рамках урока с использованием различных видов односоставных предложений, указать виды данных предложений. Одним из учащихся был составлен такой текст: Перемена. Проветриваем класс, моем доску, готовимся к уроку. Звонок! Встали на свои места, поприветствовали учителя. Слышим добрые слова, видим доброжелательную улыбку учителя, и на душе становится радостно. Хочется всё понять, усвоить изученное. Работаем, сменяя различные виды деятельности: чтение, письмо, ответы на вопросы, рассказ, слушание. Темп работы высокий. Физкультпауза! Встаём, выполняем простые упражнения. Во второй половине урока работаем самостоятельно, пишем мини-сочинение. Здорово! Можно высказать своё мнение, свою точку зрения. Незаметно подошли к концу урока. Звонок! Уже всё? Не может быть! Поработали здорово, плодотворно! Подобные задания практикуем достаточно часто и в качестве домашних, и непосредственно на уроке. Особенно удобно это при изучении синтаксиса, так как фантазия школьников не ограничивается необходимостью ориентироваться ни на определённую часть речи, ни на конкретную грамматическую категорию. Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно. Эти возможности даёт и комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, и бессмертный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», и лирика М.Ю.Лермонтова, и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» с его главным героем Евгением Базаровым, и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» с семейством Болконских, и поэзия Сергея Есенина, и судьба Владимира Высоцкого... Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения. В этом отношении стоит более широкое и обобщающее значение придать совету Пушкина: «Учитесь властвовать собою».

Таким образом, умелая организация урока на основе здоровьесбережения содействует сохранению здоровья учащихся, а подбор примеров, приёмов, заданий из арсенала предмета (русского языка и литературы) способствует формированию у учащихся норм и правил здорового образа жизни.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.