На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся средствами изобразительного искусства
Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся средствами изобразительного искусства
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.М.Дриленок

Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.А. Сухомлинский.

Современность характеризуется в истории цивилизации и культуры новой стадией развития — гуманистической. Появилась потребность в соответствующих мировоззренческих ориентирах, происходит поворот сознания общественности к гуманистическим проблемам, к духовному миру человека. Стратегической задачей образования становится воспитание человеческой души, нравственного отношения к природе, человеку.

Огромную роль в обогащении духовной жизни учащихся, вовлечении их в творчество играет искусство, эстетическое воспитание. Оно начинается с формирования устойчивой личностной потребности, переходя в организацию чувств, мыслей человека, организацию эстетики быта, окружающей среды, призывает быть непримиримым ко всему безобразному вокруг. Высокий уровень эстетической потребности формируется в процессе регулярного общения с искусством, в процессе творчества. Художественное творчество — самое доступное для ребенка, даже маленького. Но мотивы художественного творчества развиваются не изолированно от общества, они подчинены особенностям его развития. Как считает философ В.Соловьев, «для своей настоящей реализации добро, истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность».
Истоками художественного творчества отчасти является религиозный опыт, поэтому искусство побуждает в душе человека стремление к высшей жизни, к духовному совершенству. Об этом свидетельствует история художественной культуры всех народов.
Конечно, приобщение к художественному творчеству еще не дает гарантии, что вырастет хороший человек, но сам процесс творческой деятельности обогащает почву человеческой души, открывает новые связи с окружающим миром. И поэтому, не предоставляя никаких гарантий, искусство дает большие возможности самопознания, умения различать добро и зло, искать смысл в жизни, чувствовать сопричастность и ответственность за все в мире.
Уроки изобразительного искусства являются для каждого ребенка открытым пространством приобщения к общечеловеческим ценностям, духовному опыту путем собственных чувств, переживаний в процессе восприятия произведений культового искусства и творческого воплощения их в художественной деятельности. В совместном общении «учитель, ученик и художественное произведение» происходит духовно-нравственное развитие ребенка. В этом общении можно выделить такие важные этапы, как:
- восприятие и анализ художественного произведения: умение видеть, чувствовать;
- художественное творчество: переосмысление, передача собственных чувств, вызванных процессом восприятия.
Художественно-педагогическая деятельность учителя на занятиях изобразительного искусства по духовно-нравственному воспитанию учащихся заключается в том, чтобы помочь выстроить путь к душе ребенка, умело побудить его к восприятию, а затем к художественному творчеству.
В рамках сотрудничества между Белорусской Православной Церковью и государством в учебно-воспитательной работе с учащимися предлагается использовать духовные и нравственные ценности, накопленные православием за много веков.
Какова же взаимосвязь художественно-эстетического и православного воспитания на практике? Помогает ли художественное творчество духовному росту учащихся? И может ли помочь опыт православия раскрытию художественно-творческих способностей детей? Рассмотрим это на примере анализа выставочной деятельности детского художественного творчества.
Анализируя представленные на различных выставках детские работы на православную тематику, можно сделать некоторые выводы. С одной стороны, работы, выполненные под впечатлением знакомства с произведениями культовой живописи, литературы, отличает высокая духовность в передаче образов. В наивно-реалистических рисунках детей оживают события из истории православия, портреты героев духовных подвигов земли белорусской, библейские сюжеты. За еще непрофессиональной передачей форм, пропорций просматривается высокая одухотворенность передачи чувств цветом, которая свойственна только детям. Чистые, открытые цвета, выразительные образы передают результат восприятия учащимися текстов древних писаний, образов Христа, Богородицы, Младенца Христа. Радостное и светлое настроение излучают такие работы. В них отчетливо просматривается огромная работа педагога по организации занятия на православную тематику. И безусловно, они приносят пользу детям, совершенствуя их духовный мир, приобщая к православной культуре.
С другой стороны, существует формальный подход к этой работе, основанный не на воспитании православных чувств ребенка, а, скорее, на воспитании бездуховности. На выставках детского творчества можно увидеть такие работы, которые даже трудно назвать детским творчеством. Выполненные стереотипно, на основе срисованных сюжетов, такие работы как в художественно-исполнительском, так и в духовно-нравственном отношении противоречат идее воспитательной работы. Старания детей не оправдываются: рисунки выглядят лишенными вдохновения и духовности, они не отличаются оригинальностью, художественной грамотностью. И это тоже показатель работы учителя – формального отношения к воспитанию детей на опыте православия.
Результаты анализа выставочной деятельности детского художественного творчества тесным образом связаны с особенностями педагогического руководства по формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Как увлечь детей искусством, скрывающим в своих недрах сокровища человеческой мудрости, красоты, духовности? Как научить их всматриваться, вдумываться в художественные образы, находить философский, духовный смысл, переданный автором?
Существуют различные методы приобщения учащихся к созданию выразительного образа средствами изобразительного искусства. Очень важно научить ребенка самостоятельно мыслить, воспринимать содержание произведения, вызвать в нем эмоциональный отклик на увиденное и услышанное. В преподавании изобразительного искусства используется метод, который ставит учащихся в ситуацию поиска и открытия. Из психологии известно, что развитие правополушарного мышления ведет к способности воспринимать суть произведения целостно, разумом и чувствами. Развитие именно этой способности открывает ребенку путь к глубокому пониманию искусства. Создание ситуации поиска и открытия может заключаться в обсуждении вариантов смысла произведения. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы организовать мыслительный процесс детей, поиск смысла содержания произведения путем творческой фантазии, опираясь на личный опыт ребенка. Учебно-познавательная и художественно-творческая деятельность учащихся организуется как проблемно-поисковая. Практика показывает, что такой прием дает возможность учащимся вести диалог с автором произведения духовного содержания, расширяет кругозор ребенка любого возраста. Такой подход приносит результаты, если осуществляется индивидуальный подход к учащимся, при котором учитывается особенность мышления ребенка, уровень развития его способностей, увлеченность и интерес к изобразительному творчеству.
Задача учителя — открыть ученику возможность познать себя, духовно обогатить, научить воспринимать увиденное и услышанное на уроке в форме открытия.
Примером организации художественно-творческой деятельности учащихся 4-6 классов, связанной с православной тематикой, может быть занятие, посвященное знакомству с иконографией Богоматери. Рассказ учителя об особенностях иконописи, художниках-иконописцах, о вечном поиске истины и смысла жизни вводит учащихся в особую духовную атмосферу. Этому способствует музыкальный фон и видеоряд с изображением образа Богоматери.
«В искусстве стран православного мира самыми любимыми были иконы, изображающие Богоматерь. В молитвах христиане обращаются к Марии, как к матери Бога, заступнице, веруя, что ее любовь распространяется на каждого, обратившегося к ней за помощью. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных чудесами. Существует 6 основных типов богородичных икон:
- «Умиление» (Мария изображается склоненной к младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке);
- «Одигитрия» – «Путеводительница». (Мария с осанкой императрицы, младенец восседает у нее на руках, как на троне);
- «Млекопитательница» (Мария, кормящая младенца грудью);
- «Взыграние» (Запечатлен момент ласки матери и младенца);
- «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками);
- «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди — медальон с изображением Иисуса Христа).
Остальные сюжеты икон Богородицы – извод, т.е. интерпретация основных типов.

Можно остановиться на более подробном восприятии одного из иконописных типов Богородицы. В беседе — поиске истины учителем могут быть поставлены такие вопросы, как: «Что такое Божественная красота?», «В чем вы понимаете смысл жизни?», «В чем красота души?» и пр. Учитель направляет мысли учащихся на восприятие не только видимого, но и скрытого смысла иконы, подводя их к собственному открытию. Богоматерь сравнивают с церковью: Христос, воплотившись в теле Богоматери, освятил его, подобно священнику, освящающему храм. Так совершилось соединение несоединимого — земного и небесного, плоти и духа, а сама Богородица удостоилась святого права молиться перед Сыном за всех христиан. Учитель предлагает детям всмотреться в цвет, композицию иконы, сделать свои выводы и открытия.
В процессе художественного творчества учащиеся выполняют женские портреты, навеянные восприятием образа Богородицы. Сближение церковной и светской культур самым естественным образом происходит в искусстве, художественном творчестве. детское художественное творчество обогащается духовностью православной культуры только при умелом, грамотном руководстве педагога. Когда вместо обязанности слушать и выполнять задание на предложенную учителем тему ребенок может перейти к удовольствию окунуться в мир вечных истин и красоты.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на православных традициях обширна и многоаспектна. В последнее время совершаются практические шаги к сближению разных религий и конфессий. Такое сотрудничество возможно в первую очередь в культурно-образовательной области. Не только перед православием, но и перед другими религиями встает вопрос о единстве и различиях церковного и светского искусства, о месте религиозного искусства в светском образовании. Чтобы оставаться живым и действенным духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться не на одно следование церковным традициям и канонам, но и на творчество, только в этом случае оно может быть результативным.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.