Тойшыбекова М. К., Исхакова Э. В. АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕВИАНТЫМИ ПОДРОСТКАМИ Девиантые подростки обнаруживают целый ряд свойств, таких как отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, внутренняя пустота, блокировка самореализации, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты, тревога, депрессия, трудности понимания и выражения эмоций. Нормальное развитие человека должно иметь опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью самореализации и зависимостью от оценок извне, — все это вызывает проблемное поведение [Змановская Е.В., 2006].
Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Наиважнейшими факторами, влияющими на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом — вот основное содержание подростковых переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка [Мухина В.С., 1999]. Решение конкретных профилактических задач в отношении девиантных подростков требует поиска и подбора эффективных психологических средств коррекции. Анализируя научные источники, мы пришли выводу, что использование арт-терапии в работе с подростками девиантного поведения имеет большую ценность. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является сублимация. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [Осипова А.А., 2004]. Основными функциями арт-терапии являются: катарсистиче-ская (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2011]. Каждому человеку, необходим какой — либо объект, на котором он мог бы реализовать субъективность, проявить свою сущность, выразить себя. Художественная деятельность предоставляет возможность чувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как общение с собственными произведениями, так и с окружающими людьми — чувствовать свою значимость [Вальдес Одриосола М.С., 2005]. В процессе арт-технологической работы нередко используются музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, драматерапия, фототерапия и т.д. Привлекательность изотерапии объясняется тем, что она направлена на обучение подростка видению в своей изобразительной продукции некого смысла и осознанию ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога» — к интроспекции и рефлексии [Пурнис Н.Е., 2008]. В коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в трех формах: коммуникативной — совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия; реактивной — направленной на достижение катарсиса; регулятивной способствующей снятию нервно-психического напряжения. Танцевальная терапия применяется в работе с подростками, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения межличностного взаимодействия. Целью танцевальной терапии является развитие и осознание своего тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Драматерапия помогает подростку выстроить адекватную систему психологической защиты. А также дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства — мы тем самым прокладываем путь к подсознанию. В процессе драматической игры к тому же задей-ствуются память, внимательность, воля, воображение, чувства, логика, умение владеть своим телом. Участие в постановках, спектаклях даёт подросткам возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Проигрывая сложные жизненные ситуации, обращаясь к тайникам души в поисках нужных эмоций, подросток становится более уверенным в различных ситуациях общения. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о том, что сказкотерапия — это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности. В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора — это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. Метафорическое познание не зависит напрямую от логических рассуждений и не нуждается в проверке точности нашего восприятия [Милис Дж., Кроули Р, 1996]. Семейное неблагополучие — одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиант-ного поведения подростков. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. Арт-терапия в работе с семьей использует такие методы как совместное рисование, сочинение и переписывание сказок, работа с семейными фотографиями. Проводя обсуждение фотографии с подростками и родителями, специалист может переводить их фокус внимания с прошлого на настоящее, с их чувств на значения действий или событий. При обсуждении фотографии родители и подростки могут прийти к новому восприятию себя и разных ситуаций, представить себе развитие различных вариантов событий, а также критический оценить характерные для себя модели поведения [Копытин А.И., 2010].
Таким образом, арт-терапия — универсальный метод профилактической и коррекционной работы с девиантными подростками, так как она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения. Источник:Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с.
|