На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности становления статуса здоровья современных пятиклассников
Особенности становления статуса здоровья современных пятиклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кулганов В. А., Трубилко М. А.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СТАТУСА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЯТИКЛАССНИКОВ
По мнению современных ученых, статус здоровья человека изменяется в течение жизни благодаря генсредовому взаимодействию, т.е. влиянию как наследственных характеристик, присущих человеку, так и его отношений с окружающей средой [Каменская В.Г., 2007] Одним из решающих факторов, определяющих направление динамики здоровья, является качество жизненных стрессов и реакции личности на стресс.
Отечественные и зарубежные исследователи не раз отмечали высокую вероятность возникновения стресса у учащихся школ: «Школа может стать источником значительного стресса для ребенка, что повлияет на его учебу и здоровье» [Левис Ш., Левис Ш.К., 1996].

В настоящее время мы также очень часто говорим о школьной дезадаптации, т.е. «о невозможности обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б., 2006]. Это комплексная характеристика зависит от многих факторов: социального — специфики тех условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка; возрастного — особенности того или иного возрастного периода, которые нельзя не учитывать при анализе ситуации; наконец, от соматического (физического) — совокупность специфических особенностей здоровья ребенка.
Современный ребенок обучается в школе на протяжении одиннадцати лет. Безусловно, каждый период школьной жизни по-своему интересен для исследователя. В данном случае речь пойдет о пятиклассниках. Современные исследователи считают, что в этот возрастной период уже начинают закладываться основы и проявляться элементы подросткового кризиса. На фоне смены привычных школьных условий в этом возрасте начинают происходить изменения на личностном уровне. Подобные факторы создают предпосылки для появления нарушений во взаимодействии личности школьника и среды, для возникновения школьного благополучия.
Основной целью исследования было выявление особенностей и характера взаимосвязи между показателем «группа здоровья» и такими параметрами, характеризующими эмоционально-личностную сферу ученика, как «личностная тревожность» и «эмоциональная стабильность / нейротизм».
Обследованы учащиеся пятых классов в возрасте 11-12 лет гимназий Санкт-Петербурга. Общая численность участников исследования составила 75 человек. Из них 43 девочки и 32 мальчика. Следует отметить, что, несмотря на статус «гимназии», никакого специального отбора при поступлении в данном образовательном учреждении не проводится.
В качестве методического инструментария использовались три методики:
1. Шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. В данном случае мы акцентировали внимание только на определении личностной тревожности в ситуации оценки как устойчивой характеристики личности.
2. Личностный опросник Г. Айзенка на оценку выраженности экстра-, интроверсии и нейротизма в модификации для подростков. Параметр «эмоциональная стабильность / нейротизм» обозначает стабильность / нестабильность, предрасположенность к психопатологии в эмоциональной сфере.
3. Анализ медицинских карт учащихся для определения их группы здоровья.
Данные медицинских документов распределили школьников по трем категориям, в соответствии с тремя группами здоровья. Первая — школьники, у которых отсутствовали хронические заболевания, небольшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие — 17 %. Вторую группу составили учащиеся, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто или длительно болеющие — 56 %. Третья группа объединила тех, кто имеет хронические заболевания или врождённую патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации) — 27 %.
Параметр «личностная тревожность» позволяет говорить о трех степенях выраженности данного качества. Высокая личностная тревожность была выявлена у 21 % учащихся, умеренная тревожность (норма) — 60 %, низкая тревожность — 19 %.
По параметру ««эмоциональная стабильность / нейротизм»» были получены следующие данные. Нейротизм присущ 63 % школьников. Эмоциональная стабильность встречается у 37 %.
Для того чтобы установить корреляционную зависимость между параметрами, нами использован самый простой, с математической точки зрения, и известный метод, который предполагает линейную связь выбранных для исследования величин. Мы продемонстрируем, что такая связь действительно наблюдается, а исследуемая зависимость оказывается линейной с хорошей степенью точности. Решение этой задачи может быть получено с помощью известного статистического метода наименьших квадратов.
В случае зависимости параметра «личностная тревожность» от группы здоровья учащегося искомый коэффициент корреляции r = 0,137. В случае зависимости параметра «нейротизм» от группы здоровья учащегося искомый коэффициент корреляции составит r = 0,268. Так как полученный коэффициент попадает в допустимый предел от –1 до 1, то можно сделать вывод, что корреляционная зависимость между двумя параметрами в обоих исследуемых случаях существует.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Группа здоровья, как количественное выражение комплексного понятия «здоровье», может оказывать влияние не только на параметры, характеризующие физиологические аспекты развития школьника, но и характеристики эмоционально-личностной сферы ученика.
2. Чем выше численный показатель группы здоровья учащегося (т.е. чем более склонен ребенок к заболеваниям), тем выше показатели по параметру «личностная тревожность».
3. Чем выше численный показатель группы здоровья учащегося (т.е. чем более склонен ребенок к заболеваниям), тем с большей вероятностью выражен нейротизм в эмоциональной сфере.
Одной из важнейших жизненных задач является наиболее полное раскрытие жизненного потенциала конкретной личности (полная готовность человека к решению жизненный задач, соответствующих возрасту) [Татарникова Л.Г., 2002]. Осуществимость жизненного потенциала может быть представлена через реализацию совокупности присущих человеку витальных сил. Учитывая особенности возможных рисков, возникающих на том или ином отрезке жизненного пути, можно наиболее полно построить благоприятную линию развития личности.
Источник:Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.