Воспитание – это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя переоценить, ведь ребенок находится в школе 11 лет, что составляет примерно 99 месяцев, или 2970 дней. Большим подспорьем для педагога является школьная социально-психологическая служба. Одним из аспектов её сотрудничества с учителями является социально-психологическая адаптация подростков, что очень актуально в наше время. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и алкоголизма. Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, не могут выбрать цели на определенном этапе, не чувствуют себя уверенно и поэтому легко внушаемы и зависимы.
Взросление без личностного роста обрекает подростка на серьезные трудности, и мы не можем недооценивать школу и возможности классного руководителя в решении задачи развития личности ученика. На мой взгляд, работу классного руководителя в сотрудничестве с СПС целесообразно строить так. В начале учебного года классный руководитель подает заявку в СПС школы, исходя из запросов данного классного коллектива. На основании данной заявки и диагностики составляется программа сотрудничества на учебный год. Работу удобно вести в трех направлениях: 1. Работа с учащимися: - диагностика (может проводиться как классными руководителями, так и социальными педагогами или педагогами-психологами): например, помощь ребенку в выборе образовательного маршрута в обучении. Диагностические процедуры позволяют выявлять уровень сформированности психических функций и понять причины, по которым ребенок плохо усваивает школьные навыки; - классные собрания с привлечением специалистов СПС школы (в различной форме: заседание круглого стола, диспут и т.д.); - профориентация учащихся; - организация лекториев, видеолекториев по различным темам; - индивидуальное и групповое консультирование; Важно помнить о координационной функции между социально-психологической службой школы и подростком. 2. С родителями: - проведение классных родительских собраний с привлечением специалистов СПС школы: на первом родительском собрании педагог-психолог знакомит родителей с целями работы в классе и получает согласие на диагностическую работу; - индивидуальные и групповые консультации по различным темам или заявкам родителей, например, «Знаете ли вы своего ребенка?», «Выбор профессии – кто решает?»; - совместные внеклассные мероприятия по схеме «учитель-подросток-родитель» (КВН, вечер вопросов и ответов, диспуты, семинары). Опыт показывает, что лишь часть родителей обращается за индивидуальной консультацией к специалистам центров, а к школьному психологу они приходят гораздо чаще. Вот почему педагогу-психологу, социальному педагогу удобно встречаться с родителями на родительских собраниях, где школьные работники информируют их о проведенной работе, выявленных особенностях функционирования класса, специфике общения с детьми. 3. С педколлективом: - сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников направлено на совместный поиск подхода к решению проблем взаимоотношений между учеником и учителем: например, это может быть подготовка и проведение педагогического совета, семинара, заседания круглого стола, где совместно обсуждаются особенности данного коллектива, вырабатываются рекомендации по работе в данном классе. Возможно также обсуждение мероприятий, способствующих укреплению психологического климата в классе. Классный руководитель, грамотно построивший свое сотрудничество с СПС школы, получает таким образом дополнительные знания и энергию, помогающие ему в трудные моменты. Возможно, такая работа не всегда будет легкой, но она обязательно будет вознаграждена.
И.Л.Шорник, классный руководитель СШ №34 г. Витебска |