Развитие лидерских качеств
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Введение
Понятие лидерства часто встречается в таких науках как социология, политология, психология и во многих других изучающих человека и общество. Этому феномену посвящали большое количество теоретических и эмпирических исследований. Изучение феномена лидерства носит непосредственно прагматичную направленность. Главным образом, оно способствует разработке методов эффективного управления, а также отбора лидеров. На Западе были созданы различные психометрические, социометрические тесты и методики, успешно использующиеся на практике.

Лидерство - это один из возможных способов разделения группы в итоге деятельности, общения, взаимодействия ее членов. Возникло, как итог взаимодействия и общения людей, являющихся членами группы, впоследствии лидерство стало одним из самых сложных социально-психологических феноменов, в котором, определенным образом, присутствуют и проявляются самые важные характеристики хода развития группы, которые имеют, не только эмоционально-психологическую, но и социальную, классовую природу. Пробы рассматривать лидерство не только как психологическое отношение между членами малых групп и противопоставить его управлению как процессу, имеющему только социальную природу, свойственны для американской социальной психологии, рассматривающей малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.
Актуальность темы исследования. На данный момент даже специалисты, теоретики и практики, до сих пор продолжают давний спор на тему: «лидерами рождаются» либо «лидерами становятся». Да, одни могут убедить в том, что кто-то, от рождения имеет некую «экстраординарную особенность», которая превращает его в лидера, другие же убеждают, что в условиях определенного верного сочетания образования, подготовки, имеющегося опыта существует возможность «создать» лидера. Мы можем отметить, что даже «эксперты» по феномену лидерства не могут найти единого верного решения проблемы. Нам эта тема представляется наиболее актуальной т.к., вопреки тому, что исследованию этапов, особенностей и структуры  лидерства всегда уделялось и до сих пор уделяется огромное внимание в психолого-педагогической литературе, надежных методов в диагностике и развитии качеств лидерских по-прежнему недостаточно.
Объект исследования: лидерские качества
Предмет исследования: развитие лидерских качеств
Цель исследования: изучить развитие лидерских качеств
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме особенности развития лидерских качеств;
2. Рассмотреть различные теории развития лидерских качеств
3. Изучить особенности социализации детей с разными лидерскими качествами.

Глава 1

  1. Теории развития лидерских качеств

Вопрос о более пристальном рассмотрении проблемы лидерства, изучению её, как научно-практической задачи, возник в начале XX в., и в настоящее время в этой области, по мнению ведущих ученых теоретиков, возник кризис в результате недостаточной разработанности проблемы.
В первой половине ХХ века самой популярной была теория о чертах лидерства. Теория черт была основана на идее Ф. Гальтона о том, что природа лидерства является наследственной. Согласно этой теории нельзя стать лидером, им нужно родиться. Лидер должен обладать определенным набором личностных качеств,  совокупностью психологических черт: ум, храбрость, воля, энергия, способность привлекать к себе внимание, умение предвидеть, уверенность в себе, инициативность, коммуникативность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения потому, что сложно было выделить конкретные черты лидера с которыми были бы согласны все исследователи. Эта теория указывает врожденные и  неповторимые свойства лидера, благодаря этому такой социально-психологический феномен, как лидерство необходимо рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, которые обеспечивают лидерам возможность занять ведущую позицию, выделиться и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт. [6].
Одним из главных недостатков теории черт лидерства является утверждение о том, что способность быть лидером - врожденная, лидер от природы наделен набором определенных черт, они генетически обусловлены, что занять ведущую позицию, иметь способность к управлению, может довольно ограниченный круг людей, которые определяют общественно-исторический прогресс. И этого можно заключить, что лидерство и лидер являются продуктом, как определённых социальных ситуаций, условий, отношений, так и врожденного комплекса биопсихических свойств, которые обеспечивают обладание властью человеку, который наделен данными свойствами.
Петровский А. В. заметил, что изложенная выше теория не учитывает то, обстоятельство, что выполнение функций лидера способствует формированию или формирует определенные  качества у лидера; человек, долго выполняющий роль лидера, «присваивает» нормативные требования данной роли, что ведет закреплению черт личности, которые необходимы эффективному лидерству. К примеру, упорство, уверенность в себе, качества обязательные для управления людьми, помогают развивать и закреплять данные качества у лидера, то есть то, что ранее было лишь социальной ролью, становится частью его «Я - концепции»[4].
Изучение качеств лидера продолжалось до середины 80-х годов. Выделили четыре группы лидерских качеств: умственные или интеллектуальные, психологические или эмоциональные, личностные и деловые, физиологические.
Концепция лидерского поведения стала новым этапом изучения лидерства. Вопрос о том кто является лидером, сменился вопросом, что и как лидеры делают. Теория, которая получила наиболее широкое распространение, и сейчас используется на практике: теория трех лидерских стилей К. Левина: демократичный, пассивный (попустительский), авторитарный.  

Существуют различные варианты названия стилей лидерства: директивный, коллегиальный, либеральный и др. В социальной психологии показывается, что стиль лидерства это предпосылка и следствие уровня группового развития. Также он может зависеть от содержания совместной деятельности, которая является основой межличностных отношений в группе. В группах высшего уровня развития характерным является стиль лидерства, который подразумевает наличие ответственности руководителя и осознанное подчинение, соответствующие возложение ответственности, способность руководителя к децентрации, полновластие и самодеятельность коллектива, максимальное доверие во взаимоотношениях руководителя и подчиненных. В крупных компаниях принят авторитарный стиль лидерства, который характеризуется, максимальной централизацией лидерства и минимальной демократичностью. При низкой социальной ценности факторов, которые обусловливают отношения между членами группы, вероятен также анархичный стиль лидерства.
Р. Стогдилл выделил ситуативное лидерство, т.е., становятся лидером не благодаря наличию комплекса определённых черт, а в силу ситуации; при этом личность, которая является лидером в одной ситуации, может не стать им в другой. [6]
Главный недостаток этой теории в том, что она не объясняет, почему при такой динамике переменных природа лидерства остается неизменной.
В трудах Р. Хоманса лидерство появляется, как функция группы. Лидер рассматривается как человек, который фокусируют в себе главные ценности группы. Для членов группы лидер определяется как человек, который способен осуществить достижение групповой цели и обеспечить удовлетворение ее потребностей. Таким образом, ожидания, интересы, потребности членов группы являются главными составляющими конкретной ситуации. Роль последователей становится значимой, т.е., лишь они способны усиливать или ослаблять влияние лидера, следуя данному утверждению лидер, чтобы удержать свою власть, обязан ориентироваться в своем поведении на мнение своих последователей. Но из этой теории следует, что каждый из членов группы может стать лидером.
В начале 60-х годов пробовали соединить все существующие концепции лидерства в одну - синтетическую теорию лидерства (Б. Бан, Ф. Фидлер и др.). Многие исследователи считали необходимым рассмотрения трех важных переменных: 1) личности лидера; 2) целей группы; 3) факторов, определяющих изменение в групповом поведении.
Ф. Фидлером была выдвинута идея о том, что эффективность групповой деятельности определяется тремя факторами: 1) структурированностью задачи; 2) взаимоотношениями членов группы; 3) силой позиции лидера. Он сделал интересный вывод: лидер, который ориентирован на задачу, более эффективен, когда ситуация в группе либо очень благоприятна, либо крайне неблагоприятна; лидер, который ориентирован на взаимоотношения более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных или неблагоприятных для него.
Возникали попытки динамического анализа лидерства как процесса, то есть изучение лидерства как процесса обмена, в котором лидеры и их последователи взаимозависимы. Во многих моделях была построена схема: лидер - среда - последователи [12].
В заключении хочется отметить еще одну очень известную концепцию харизматического лидерства - теория имиджа лидера.
Харизма - это форма влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Считается, что возникновение харизмы связано со способностью лидера находить своих последователей и менять их состав согласно ситуации. Также харизма определяется как комплекс специфических качеств лидера и поведения лидера.
Харизматичным считается тот лидер, который благодаря своим личностным качествам может оказывать глубокое воздействие на своих последователей. Лидеры данного типа имеют большую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и твердо убеждены в моральной правоте того, во что они верят.
Существуют исследования, свидетельствующие о том, что харизма имеет негативную сторону, которая связана с узурпацией лидером своей власти или же полной фокусировкой на самого себя, и позитивную, которая связана с акцентом на разделение власти и стремлением к передаче ее части последователям. Это может помочь объяснить различие между такими лидерами, как Ленин, Гитлер, Сталин, и такими, как Мартин Лютер Кинг Сахаров. Харизматическому лидеру присваивают наличие высокой чувствительности к внешнему окружению, уверенности в себе, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения донести свое видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Одним из важнейших факторов исследований в отечественной социальной психологии является анализ лидерства в реальных социальных группах. В данном случае лидерство представлено одним из элементов групповой жизнедеятельности, которая сама входит в контекст более обширных социальных явлений.
Первые исследования данной области проводились в 20-30 годы (А.С. Залужный, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин и др.). В основном они затрагивали феномен лидерства в детских группах. В формировании мнений на природу лидерства в отечественной психологии теория черт или ситуационная теория, которые характерны западным психологам, не были описаны, хотя некоторое влияние на понятие о природе и механизмах лидерства они оказали.
Дальнейшее рассмотрение лидерства связывают с развитием идей коллектива (Б.Д. Парыгин, И.П. Волков, А.В. Петровскийо, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский), и с насущными потребностями. Создавалось большое количество трудов, которые были связаны с проблемой  отношения руководства и лидерства. Возникло традиционное для отечественной психологии направление исследования лидерства в детских коллективах (Т.Н. Мальковская, Е.М. Зайцева, А.С. Чернышев, Р.Л. Кричевский, И.П. Волков), была поставлена задача осмысления работ западных психологов.
Большое внимание уделялось установления проблемы лидерства и выработке точного определения данного понятия.
Изучая взаимоотношения в детских группах, Е.А. Аркин заметил особенности формирования элементарных детских объединений, качественный и количественный состав детских групп, место и роль в них лидеров, их типы, отметил определенные приемы изучения данных групп. Он полагал, что лидеры детских групп временами в большей степени, чем педагоги, задают тон в жизни детей. Главным качеством ребенка-лидера Е.А. Аркин считал инициативность.
А.С. Макаренко специально не исследовал проблему лидерства, однако фактически рассматриваемый феномен лидерства органически входит в его учение о коллективе. Изучение проблемы лидерства велось А.С. Макаренко в тесной связи с изучением иных признаков коллектива и с целями его деятельности.
В результате такого целостного подхода А.С. Макаренко выделил несколько важных теоретических положений касательно лидерства в первичном коллективе. В связи с этим более ценным для нас является положение о сущности лидерских связей, теоретически и практически разработанные А.С. Макаренко. Он определил условия, которые способствуют наиболее эффективному развитию деловых отношений. Наиболее важной из данных условий является реальная возможность для каждого из членов группы взять на себя ответственность.
Обогащение и частая смена взаимозависимостей давали возможность избежать длительной односторонности во взаимоотношениях и помогали формированию гармоничного взаимодействия людей, развивали способность уметь как приказывать, так и подчиняться.
Проблема гармоничного сочетания каждой личностью функций объекта и субъекта лидерства был успешно решена А.С. Макаренко преимущественно через систему сводных отрядов, что позволяло часто варьировать позиции «ведущий-ведомый».
Б.Д. Парыгин, интерпретирует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он полагает, что существуют два фактора, взаимодействие которых определяет феномен лидерства:
1. объективный (цели, интересы, задачи группы в определенной ситуации потребности);
2.   субъективный (личностные особенности индивида как организатора и инициатора групповой деятельности).
Б. Парыгин сделал ряд выводов:
1. Лидер не выбирается группой, он стихийно занимает лидерскую позицию при открытом либо скрытом согласии группы;
2. При выдвижении лидера с его личностью соотносятся, специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;
3. Выдвижение лидера обычно связывают со значимой для жизнедеятельности группы ситуацией.
А.А. Ершов трактует понятие лидера по-другому. В социально-психологическом смысле лидер, является таким членом группы, который обладает требующимися организаторскими способностями, занимает центральную позицию в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы лучшим образом [11].
А.В. Петровский к двум переменным, выделенным Ф. Фидлером (стиль руководства и ситуация его реализации), которые являются необходимыми, но не достаточными для четкого понимания лидерства, прибавляет уровень развития группы.
Длительная работа по изучению лидерства велась в Курской школе, руководителем которой в настоящее время является А.С. Чернышов. В концепции Л.И. Уманского - А.С. Чернышова лидерство рассматривается как явление, суть которого в осуществлении ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Проблема лидерства рассматривается в тесной связи с уровнем развития группы.
Р.Л. Кричевским была предложена следующая схема анализа феномена лидерства: структурные характеристики - механизмы реализации - динамики протекания [11]. Он также отметил, что роль лидера может и не нести в себе организационное начало. В данном случае основу лидерского влияния составляют нравственные, эмоциональные или непосредственно профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство в ведущей сфере деятельности группы довольно тесно связано с действиями, которые имеют управленческую окраску. Именно поэтому эмоциональные лидеры в детском коллективе обычно не стремятся занимать какую-либо руководящую позицию.

  1. Определение понятия лидера и лидерства

Авторами различных теорий лидерства представлены такие определения понятий лидера и лидерства:
Лидер - член группы, идентифицирующийся с самым полным набором групповых ценностей, обладающий наибольшей силой воздействия, выдвигающийся в ходе взаимодействия (Р.Л. Кричевский).
Лидер - это тот член группы, чье право принимать наиболее ответственные решения признают остальные члены группы, касающиеся интересов всей группы и задающие направление деятельности группы (Л.И. Уманский).
Лидер - член группы, выдвигающийся по итогам взаимодействия членов группы, либо организующий их вокруг себя, в случае соответствия его норм и ценностных ориентаций с групповыми; способствующий организации и управлению данной группой при решении групповых целей.
Лидер - тот член группы, который имеет необходимые организаторские способности, занимает центральную позицию в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы оптимальным образом (А.А. Ершов).
Из множества определений лидерства необходимо выделить одно из наиболее точных - определение А.С. Чернышова. Лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи [11].
Концепции лидерства можно разделить в зависимости от их теоретических оснований на три группы:
1. Исходящие из того, что лидерство является универсальным феноменом человеческой деятельности и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.
2. Отождествляющие лидерство с управлением, руководством, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера представляется как нужное и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится в основном к правовым регуляторам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.
3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов.
Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, политики, короли, королевы и духовные лица.
В античности лидерство имело личностный характер, представляя собой влияние, которое было основано на авторитете конкретного индивида и его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его последователей были подобны отношениям “учитель - ученик” потому, что политическая жизнь была связана с решением мировоззренческих вопросов.
В средневековой Европе влияние лидера базировалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной группой. От лидера ожидали в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
В современном социуме лидерство представляет собой способ построения власти, основанный на слияния различных социальных слоев (групп) с помощью специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместной деятельности, осуществлять поставленную задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Выделяют несколько классификаций феномена лидерства. Лидерство - доминирование одних членов группы над другими. Понятие лидер подразумевает человека, играющего доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель - это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Данные понятия различны по количеству охватываемых ими  проблем и процессу выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) активен и инициативен в решении главных задач группы;
2) способен оказывать воздействие на других членов группы;
3) в полной мере информирован о стоящей перед ним задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
4) поведение всегда соответствует, ценностям, нормам, социальным установкам принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, которые являются эталонными для данной группы;
6) способен выйти за рамки признанных норм в случае необходимости.
Функции лидера:
1) организовывать совместную жизнедеятельность группы в разных сферах;
2) вырабатывать и поддерживать групповые нормы;
3) представлять группу во взаимоотношениях с остальными группами;
4) принимать на себя ответственность за результаты групповой деятельности;
5) устанавливать и поддерживать микроклимат группы.

Виды лидерства по М. Веберу:
1) традиционное лидерство - основано на традициях, вере, обычаях, характерно для традиционных обществ (монархии, восточной деспотии). Лидером обычно выдвигают того тот, кто относится к элите, определённой группе людей;
2) легально-рациональный (бюрократический) - основывается на рациональности существующих порядков в обществе. Лидером становится человек, обладающий определенным уровнем знаний, подготовленности, компетентности, характерен для индустриальных стран;
3) харизматическое лидерство - основано на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по управленческой практике:
1) лидер - это организатор, который принимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Оптимистичный, осознает, что большее количество проблем вполне разрешимо, имеет способность убеждать, склонен к поощрению, неодобрение высказывает, не задевая при этом достоинства последователей, вследствие чего люди эффективней осуществляют свою трудовую деятельность;
2) лидер - творец, который умеет замечать новое, в силу чего и привлекает сторонников. Берет на себя решение проблем, кажущихся неразрешимыми и даже опасными. Способен поставить задачу так, что она вызывает интерес и привлекает людей;
3) лидер – это борец, обладающий сильной волей, первым идет навстречу опасности или неизвестности, уверен в своих силах, без колебаний вступает в борьбу. Имеет склонность к отстаиванию того, во что верит, борется до конца. Может действовать спонтанно в результате нехватки времени на обдумывание своих действий;
4) лидер - дипломат, который отлично информирован и ориентируется в ситуации и ее деталях. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер -  утешитель, он всегда готов поддержать в трудную минуту, предупредителен, уважает людей, относится к ним доброжелательно, способен к сопереживанию.
Выделяется лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

  1. Лидерские качества

В конце 80-х, начало 90-х годов начался новый подъем интереса к исследованию черт лидера. Этот всплеск был обусловлен насущной потребностью выявления и специальной подготовки людей, имеющих лидерский потенциал для удовлетворения непрерывно растущих потребностей армии, бизнеса и социальной сферы.
Лорд, Де Вадер и Аллигер в 1986г. выделили, шесть отличающих успешных лидеров черт, от всех остальных. Это такие черты как:
ум;
мужественность;
доминантность;
консерватизм;
экстровертированность;
стремление быть лидером.
Киркпатрик и Лок  изучали лидерство и выделили следующие лидерские черты:
напористость, сила, упорство (амбиции, достижения, настойчивость, энергия, инициатива);
лидерская мотивация (персонализированная или социализированная);
честность и целостность;
уверенность в себе (включая эмоциональную устойчивость);
познавательные способности (способность отсортировывать интерпретировать обширный диапазон разнообразной информации);
знание дела, профессионализм.
Кикрпатрик и Лок акцентировали внимание на том, что для успешного становления эффективным лидером необходимо не только обладать лидерскими чертами, представленными в списке. Лидерские черты являются всего лишь потенциалом для осуществления лидерства. Собственно лидера выделяет наличие способности видеть перспективу и осуществлять ее.
Ум. Многие из исследователей указывали в качестве необходимого лидерского качества интеллект, но когда, в данном случае, мы говорим об уме, мы имеем в виду нечто большее, чем просто интеллект. Хотя вряд ли возможно возникновение спора по поводу того, что наличие интеллекта, во всяком случае, не ниже среднего уровня, для лидера является необходимостью. Говоря об уме, мы подразумеваем, в том числе, проницательность и развитую интуицию. В последнее время в обиход ученых также вошел термин «эмоциональный интеллект», который предполагает наличие умения сопереживать, а, также точно выражать свои эмоции. Из этого следует что, когда мы говорим об уме, мы имеем в виду интегральное понятие, которое включает  интеллектуальную и интуитивную, а также эмоциональную составляющие.
Доминирование. Данный признак является одним из центральных признаков, который в большинстве случаев помогает выделить лидера среди окружающих. Обычно лидер занимает доминирующую или главную позицию в пространстве, располагаясь либо в центре, либо во главе. Также он доминирует и в звуковом пространстве его слышно практически всегда, в случае, если он мало говорит, его слова постоянно имеют больший вес, они словно «наполнены» властью, отдают распоряжения и подводят итоги, резюмируют.
Упорство. Один из самых главных признаков лидера. Наличие способности сосредоточиться на достижении цели, преодолевая любые возникающие препятствия; физическое и моральное проявление уверенности в собственных силах; твёрдость и последовательность действий, которые ведут к достижению цели.
Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Лидеру необходимо просто излучать уверенность в себе и в том, что он делает. В случае если его сторонники заметят его неуверенность в своей правоте, возникает вероятность того, что они могут его покинуть. Уверенность в себе для лидера является своеобразным капиталом, вследствие чего он не имеет права показывать свои сомнения. Однако чем больше уверенность лидера в своих действиях, тем более он притягивает к себе окружающих. Обычно люди могут интуитивно чувствовать, что у человека, который всем своим существом верит в начатое дело, гораздо больше шансов его реализовать.
Решительность - эта черта характера, достаточно тесно связана с эмоциональной устойчивостью, однако она  отличается от нее временным ракурсом. Лидеру иногда приходится принимать решение в сложной ситуации, он должен принимать вызов, идти на риск. Умение быстро реагировать, находить выход из затруднительной ситуации, принимать сложные решения, умение преодолевать страх помогает ему привлекать окружающих, и его последователи считают, что такому человеку можно доверить свою судьбу.
Знания, которые необходимы для выполнения задачи. Эта черта лидера стала предметом многих споров, не прекращающихся и на данный момент. На самом деле лидер должен быть профессионалом высокого класса для того, чтобы стать лидером? Профессионализм сам по себе не способствует становлению лидером. Однако лидер, который показывает свой высокий профессионализм, быстрее завоевывает доверие окружающих, естественно это укрепляет его лидерские позиции. И, напротив, скорее всего нельзя рассчитывать на становление лидерства среди представителей той или иной профессиональной среды, не имея соответствующего профессионального уровня.
Подводя итоги данной темы, хотелось бы отметить, что говорить о рассмотренные теории черт полностью достигли поставленной цели, мы не можем. В результате проведенной работы исследователи так и не пришли к единому мнению о том, какие же лидерские качества являются более важными, какие менее важными. Если подходить к изучению лидерства исключительно с позиции лидерских черт многие важные факторы остаются неучтенными например такие, как взаимоотношения: «лидер - последователи», условия окружающей среды и ситуация в целом. Однако и недооценивать роль качеств лидера также было бы ошибкой, скорее всего человек совсем не имеющий лидерских качеств не сможет привлечь последователей и внушить им доверие.
Главный вывод, который мы можем сделать, заключается в том, что лидерские черты необходимо рассматривать, не изолируя их от других элементов лидерства, а в связи с ними и в динамике. Опыт показывает, что длительное исполнение лидерских функций способствует формированию необходимых лидерских качеств. Также, лидерские качества могут исчезнуть, в случае, если они не будут востребованы в течение долгого времени.
В заключение главы мы можем сделать вывод, что лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность.
Феномен лидерства был изучен большим количеством исследователей как зарубежных, так и отечественных. Было выделено, множество качеств, которыми должен обладать лидер: такт, ум, чувство юмора, энергичность, способность привлекать к себе внимание, умение предвидеть, сила воли и т.д. Поэтому главной задачей для исследователей является определение черт, которые необходимы лидеру, которые могут быть универсальными и характерными для большинства лидеров.

Глава 2
2.1. Социализация и развитие лидерских качеств

В период от 13 до 19 лет происходят главные физиологические изменения, влекущие определенные психологические сдвиги: появляется влечение к противоположному полу, агрессивность, в большинстве случаев немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения оказывают определенное влияние на течение и содержание социализации. Склонность к чему-то новому и творчеству, нежелание признавать чей-либо авторитет, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, способствуют формированию особого явления, которое называется молодежной субкультурой. Обычно молодежные субкультуры ассоциируются с тремя  негативными явлениями: насилием, наркотиками, сексом. Подростковый период часто называют «трудным возрастом», «переломным периодом» [1]. Его суть заключается в изменениях поведенческих характеристик: почти полное послушание, которое обычно свойственно маленьким детям, сменяется в подростковом возрасте сдержанным послушанием, которое можно назвать скрытым неповиновением родителям. Если раньше, будучи детьми, они видели мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы параллельный счет: у подростков и юношей параллельно выстраивается особая система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично взаимосвязана с позицией родителей, и частично же с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, образуются ее последние - мировоззренческие – уровни. Осознание своего «Я» проходит, как попытка понять свое место в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно с этим можно наблюдать поиск нравственных ориентиров, которые связанны с переоценкой смысла жизни. В подростковый период люди острее всего воспринимают негативные оценки окружающих, особенно в том случае, если они касаются внешнего вида, манер поведения, одежды, круга общения, другими словами, всего того, что составляет социальную символику и социальную среду «Я». Гипертрофированная потребность в самостоятельности часто выражается в особенной резкости собственных суждений: для множества подростков хорошим и правильным является только то, что им нравится.
Проблемы социализации в этот период зависят от трёх важных обстоятельств [1]:
несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который соответствует  возрасту;
несовпадением старого стиля поведения родителей, которое ориентировано на то, что для родителей сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, обусловленных их психофизиологическим взрослением;
противоречие между сильной ориентацией на самостоятельность и возросшей зависимостью от мнения и поведения окружающих.
Психофизиологическое взросление обычно ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители работают и зарабатывают средства на жизнь, продолжают нести моральную и правовую ответственность за детей и обеспечивают неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые люди – это потребители, собственники, опекуны, производители, распорядители, защитники, законодатели, и т.д. Подростки же являются экономически несамостоятельными, они продолжают требовать социальной защиты и не могут выступать участниками правонарушений. Диапазон их ролей является крайне ограниченным. Они не являются производителями,  собственниками, законодателями, распорядителями. Они являются только потребителями. Хоть в правовом смысле они и не могут брать на себя ответственность за принятие жизненно важных решений, в психологическом плане подростки часто уже созрели для них. Родители же вводят ограничения. В этом есть суть возникающих противоречий.
Имея меньшие возможности, подростки начинают сталкиваться с теми глобальными нравственными  и мировоззренческими проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаточность жизненного опыта заставляет их совершать гораздо большее количество ошибок, чем это обычно делают дети, взрослые или старики. Но важным является не количество, а качество ошибок, и то насколько серьёзны их последствия: употребление наркотиков, преступность, половая распущенность алкоголизм, насилие над личностью. Большое количество подростков бросают школу, в результате чего естественный процесс социализации нарушается. Нехватка знаний сразу же сказывается на экономическом положении подростка, молодые люди оказываются в сложной ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Подростки пытаются найти признание своей психологической взрослости за рамками своего обычного окружения (школы и семьи) - институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности связанные с социализацией в период юности и определили, что важнейшей среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.
Однако обычно в этом возрасте чаще всего проявляются черты лидерства: либо лидер «созидатель», который обладает социально преемственными чертами, либо лидер «разрушитель», который обладает отрицательными чертами, постоянно бросающий вызов взрослым посредством распущенности, пьянства, наркотизации и т.д.
Задача взрослых в этот период  поддерживать развитие положительных лидерских качеств, направлять коллектив по его пути и пути отвержения отрицательного лидера.

2.2. Условия развития лидерских качеств

Лидерство обычно появляется и функционирует в системе неформальных человеческих отношений и выражается во влиянии, которое оказывается одним из них на остальных членов социальной группы.
Формы выражения такого влияния, которое носит психологический характер, весьма разнообразны: затрагивают поведенческую сферу, касаются некоторых личностных черт, установок, мотивации последователей. Обычно конечная цель влияния это ориентирование людей на решение поставленной перед группой задачи.
Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразия общественных отношений на определенном этапе их развития. Развитие и воспитание человека происходят под постоянным влиянием социальной среды, воспитание социумом способствует человеческому самосовершенствованию, помогает достигнуть успеха в некоторых жизненных ситуациях, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания проходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Необходимо отметить что, почти в каждом коллективе или группе выделяют лидера. Знания и способности лидера, как показала практика, обычно оценивают намного выше, чем такие же качества других членов группы.
Лидерство многогранно, оно может быть как ядром групповых направлений, так и действиями личности направленными на достижение согласия и отношениями воздействия, и властной дифференциацией, и искусством убеждать, и эффективным влиянием. Однако каждая из этих сторон имеет различные значения для теории лидерства.
Лидерство не имеет четкой определенности для разных ситуаций, пусть даже и одного характера. Возможно, это и объясняет множество аспектов самого лидерства, существование различных подходов к его анализу, а также ту ару таинственности, которой окружен сам феномен лидерства.
В зависимости от особенности ситуации лидеру необходимо уметь правильно использовать преимущества того или иного стиля лидерства и нейтрализовать его слабые стороны. В своей повседневной жизни современному эффективному лидеру нужно опираться только на свои сильные, наиболее развитые компоненты, качества, постоянно развивать при этом свои слабые стороны.
Исходным моментом изучения формирования и развития лидерских качеств можно считать утверждение о том, что человек не может не общаться, не управлять, не обмениваться информацией с другими людьми. Управление, как и общение, свойственно человеческому существованию. Каждый человек управляет сам собой и очень часто бывает в ситуации, когда он должен принимать решения касающиеся других людей.
Суть лидерства состоит во взаимодействии людей и воздействии на них через него. Словно человеческий мозг, имеющий два полушария - левое полушарие и правое, амбивалентна и природа лидерства. В нем можно выделить сферу формального лидерства и сферу отношений - неформального лидерства. Говоря другими словами, в первом случае речь идет о выработке и достижении цели, а во втором - о согласии между людьми, взаимоотношениях или о том, что принято называть «человеческим фактором». Обе стороны нельзя отделить друг от друга, как и оба полушария мозга, как организационно-техническая и социально-экономическая стороны управления. Таким образом, руководство социальными системами двойственно, а лидерство является не только наукой, но и искусством.
Лидерство затрагивает все области жизни человека, групп, коллективов. При этом те, кто руководит, и те, кем управляют, прибывают в взаимодействии.
В различных организациях выделяют «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с существующими правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство появляется на базе личных взаимоотношений участников. Это можно назвать характером лидерства. Поэтому, например, в классах в школе официальный лидер, занимающий руководящие должности, обычно не всегда является самым авторитетным членом коллектива. На сегодняшний день одной из самых благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств является детское общественное объединение. Вовлечение молодых людей в специально-организованную деятельность, направлено на приобретение лидерского опыта, и при использовании в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования, каждому подростку предоставляется возможность реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора).
Необходимо отметить, что не каждая деятельность способна развивать лидерские качества, а только та, которая ставит человека на определенную позицию в отношении к коллективу. Именно многообразная деятельность, которая направлена на приобретение опыта лидера способствует формированию лидерских качеств. Если же деятельность является односторонней, к примеру, сводится в основном к решению интеллектуальных задач, то, скорее всего и возможности развития качеств лидера будут весьма ограничены. Освоение конкретной социальной позиции или роли члена определённого объединения связано с овладением некоторыми знаниями и умениями. Та или иная позиция помогает формировать определенные черты личности с помощью выполнения соответствующей деятельности. Человек может сознательно выбрать и занять ту позицию, где наиболее четко будет проходить реализация всех его возможностей и развитие качеств лидера. Как утверждают Г.К. Ашина и А.В. Петровский, исполнение функций лидера формирует или способствует формированию конкретных качеств лидера: человек, долго выполняющий эту роль «присваивает» нормативные требования роли, что ведет к так называемому закреплению черт личности, которые необходимы для эффективного лидерства.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что подростковый возраст является самым благоприятным периодом для развития лидерских качеств у человека, идеальный момент для его включения в совместную деятельность с педагогами и родителями, которые способствуют развитию у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки; лидерство - это сложный социально-психологический процесс развития группы, в результате которого происходит появление и разделение групповой структуры, также ее оптимизация и непрерывное совершенствование; для развития индивида как личности группа является незаменимой. Становление лидера и развитие группы это постоянный и неделимый процесс. Поскольку "лидер" является только статусом человека входящего в группу. Статус определенного человека обычно можно изменить. В развитии межличностных отношений, момента как возникла группа, определяется статус каждого человека входящего в нее и одновременно с этим определяется то, насколько велика степень влияния каждого из ее членов на всю группу.

Заключение
Развитие лидерских качеств всегда было актуальной проблемой, однако в современном обществе эта проблема обрела наиболее острую необходимость в быстром и успешном решении. Так как лидерские качества помогают развитию личности в целом и помогают также, пройти процесс социализации без психологических травм.
Во время проведение работы мы рассмотрели теоретические аспекты данной проблемы, и пришли к выводу, что мнение всех ученых и методистов о проблеме лидерства довольно схожи, но каждый ученый видит ее по-своему, так как исследует лидерство в разных социальных аспектах.
По итогам анализа научно-методической литературы можно сделать вывод, что базой процесса развития лидерских качеств личности являются: социальные факторы (общественные отношения, социально-экономическая среда); действия ближайшего окружения (социальное и служебное положение, морально-психологическое единство руководителей и подчинённых, официальные функции руководящего состава и т.п.); личностно-психологические условия, влияющие на развитие лидерских качеств личности.

Список использованной литературы:

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с;
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. –– М.: «Академия», 2000. – 264 с;
  3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск., 1982. — 200 с;
  4. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. –– М.:   Смысл, 1999. –– 377 с;
  5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с;
  6. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с;
  7. Майерс Д. Социальная психология. — Спб.: Питер,2007. - 510 с;
  8. Немов Р.С. Психология 1 книга. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 688 с;
  9. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. –  Прайм – Спб.: Еврознак, 2004 – 558 с;
  10. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. –– М.: ЕР СЭ, 2002. — 351 с;
  11. Педагогическая библиотека pedlib.ru
  12. Психологический словарь  / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1999. –– 440 с;
  13. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. –– 494 с;
  14. Социальная психология. Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева –– М.: Инфра-М, 2001 г. — 408 с;
  15. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. –– М.; Издательский центр "Академия", 1997. - 416 с.

Минск: Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ) им.М.Танка, 2012. - 30с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.