На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Материалы международной арт-терапевтической конференции «Современная социальная и клиническая арт-терапия: новые горизонты и возможности» (11 – 13 апреля 2014г)
Материалы международной арт-терапевтической конференции «Современная социальная и клиническая арт-терапия: новые горизонты и возможности» (11 – 13 апреля 2014г)
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Материалы международной арт-терапевтической конференции «Современная социальная и клиническая арт-терапия: новые горизонты и возможности» (11 – 13 апреля 2014г)
Е.Ничикова «Работа с психосоматикой в арт-терапии»
Некоторые признаки психосоматики:
- отсутствие органических нарушений;
- наличие стресса;
- положительный эффект от психологического воздействия.

 

Виды психосоматических заболеваний, при которых показана арт-терапия:
- болезни, развивающиеся на фоне стресса (бронхиальная астма, гипотония и гипертония, псориаз, язва, гастрит, ревматоидный артрит, экзема, некоторые болезни сердца);
- соматофобные расстройства (в т.ч. аффекты, фобии, атипичные расстройства);
- различные реакции на соматические заболевания.
* Контакт с материалом, используемым в арт-терапии дает седативный эффект.
Работа с психосоматикой при помощи цвета. Методика «Завертывание в цвет»
Необходимые материалы: папиросная бумага различных цветов в рулонах, ножницы, скотч.
В качестве альтернативы бумаге могут использоваться отрезы ткани  различных цветов, шарфы.
Этапы проведения:

  1. Разложить на столах рулоны папиросной бумаги;
  2. Психолог предлагает участникам посмотреть на предложенные цвета и выбрать 5 цветов, которые резонируют со словом «тревожность».
  3. Далее участники располагают цвета на своем теле и закрепляют на скотч цветом к телу;
  4. После этого участники описывают, какой цвет какие ощущения вызывает, что привносит каждый цвет , что делает цвет с конкретным органом или частью тела;
  5. Если  какой-то цвет отзывается негативно, то нужно  подумать, какой цвет может помочь справиться с неприятными эмоциями, перекрыть их;
  6. Наложите новый цвет поверх или при  желании  снимите предыдущий лист с себя, заменив его на другой (компенсаторный) цвет. Прислушайтесь к своим ощущениям сейчас: «Стало ли части тела / органу лучше? Спокойнее? Что Вы чувствуете? Вам комфортно? Может быть, хочется другой цвет?»;

Примечания и уточнения:
- выбор тревоги как базы отключает сознание;
- если «тревожный» орган накрывается сине-зеленой гаммой это вероятнее всего, указывает на хронические заболевания, если красным и черным цветом – на воспалительный процесс;
- любой цвет имеет как положительный, так и отрицательный эффект;
- важна не только общепринятая интерпретация цвета, но и восприятие цвета клиентом;
- перенасыщение не возможно только зеленым цветом;
- выбор в качестве компенсаторного цвета холодного спектра может говорить о слабости нервной системы человека, теплого – о силе н.с.

Методика «Рисунок проблемного органа»
Инструкция: «… Нарисуйте свой проблемный орган или часть тела и вступите в письменный диалог с ним. При этом вопрос пишите правой рукой, а ответ - левой».
Методика «Образ здорового тела»
Может проводиться как с использованием заранее подготовленного шаблона человеческого тела, так и без него.
Этапы проведения:
1)В первом случае предлагается раскрасить шаблон, во втором — нарисовать схему здорового тела. В обоих случаях необходимы разноцветные мелки/ карандаши;
2)Перед тем, как приступить к рисованию/ раскрашиванию схемы тела нужно постараться представить ее, закрыв глаза. Можно при этом использовать музыкальное сопровождение;
3)После того, как схема тела создана, предлагается посмотреть на нее, подумать и записать, какие чувства вызывает человек прямо сейчас;
4)Дать название рисунку;
5)Подумайте, что мешает Вам быть таким человеком? Что Вы можете сделать, чтобы преград к здоровому телу не было?;
6)Закройте глаза и впустите в себя этого человека. Если Вам хочется, можете прислонить рисунок к себе;
7) Скажите телу «спасибо» за то, что оно у Вас есть. Примите его таким, какое оно есть.


Моделирование конструктивного образа будущего
Техника «Двери»
Назначение: работа с ситуацией выбора. Каждая «дверь» как альтернатива.
Материалы: разноцветные листы цветной бумаги, в том числе с рисунком, разных текстур, односторонние или двусторонние.
Подготовка к проведению: в комнате, где проводится техника необходимо на столах или других поверхностях (например, на подоконниках) разложить листы бумаги. Не использовать для этого пол.
Может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Этапы проведения:

  1. Участнику (кам) предлагается выбрать из предложенных листов бумаги понравившиеся;
  2. Обозначить себе и психологу ассоциации, вызываемые каждым из цветов;
  3. Взять один лист бумаги и представить, что это некая дверь;
  4. Расположить дверь в пространстве ( на полу);
  5. Подумать, глядя на дверь, что с ней хочется сделать. Можно изменять положение двери в пространстве.
  6. Рассказать о двери. Какая она?
  7. Подойти к двери, прикоснуться к ней, приоткрыть ее. Посмотреть, что находится за ней;
  8. Зайти за дверь. Описать свои ощущения, связанные с этим;

8.1. Если не хочется / не готовы заходить за дверь, можете посмотреть в замочную скважину;

  1. Психолог: «... Вы сейчас где-то в своем будущем. Подумайте, почувствуйте, что нужно для того, чтобы достичь успеха?. Выберите листы бумаги, символизирующие необходимые Вам для достижения цели средства»;
  2. Разместите средства в пространстве. Вернитесь за дверь;
  3. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вам комфортно? Что хочется сделать сейчас?;
  4. Подобным образом постройте другие альтернативы;
  5. В конце скажите себе «спасибо» за работу;
  6. Сфотографируйте Вашу работу, чтобы зафиксировать ее и при необходимости иметь возможность посмотреть на нее.

Методика «Рисунок будущего»
Этапы проведения:
1. Рисунок на тему: «Таким я вижу свое будущее»;
2. Эссе про свое будущее. Какое оно?; Все ли устраивает в будущем? Что хотелось бы изменить в будущем? Что Вы можете сделать для того, чтобы изменить свое будущее? Что Вам в этом поможет?.

Симпозиум «Социальные и клинические аспекты арт-терапевтической работы с семьей»(тезисы)
Шарафиева Лилия (Тверь)
* Ландшафтная терапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
и их семьями. В пространстве ботанического сада возможна организация довольно масштабных ландшафтных композиций с использованием природных материалов и объектов. В создании таких композиций могут принимать участие несколько семей одновременно. После создания происходит «обживание», «установление эмоциональной связи» с композицией. Для этого можно внимательно осмотреть ее, шагнуть в ее пространство, пройти по нему, описать возникающие при этом чувства и эмоции и т. п.
* Возрастной диапазон детей, принимающих участие в ландшафтной арт-терапии широк и колеблется в диапазоне от 6 до 18 лет. Также возможно использование техник ландшафтной арт-терапии в работе со взрослыми людьми и сообществами.
* В частности, ландшафтная арт-терапия успешно способствует сплочению участников группы, развитию толерантности, навыкам«подстройки» (общегрупповые цели); а также развитию эмоциональной сферы, сенсорного восприятия, коммуникативных навыков,  навыков принятия и оказания помощи (индивидуально у членов группы).
* Возвращаясь к работе методами ландшафтной арт-терапии (далее ЛАТ) с детьми с аутистическими расстройствами, нужно отметить, что в ходе ЛАТ развитие ребенка проходит путем прохождения через несколько этапов межличностного взаимодействия. Это: 1) от взаимодействия в рамках своей семьи в ограниченном пространстве (например, в квартире) к взаимодействию в мини-группах; 2) от мини-групп к широкой социальной аудитории (взаимодействие между семьями) на открытом пространстве .
* В одном пространстве единой задачей могут быть объединены семьи, имеющие детей без особенностей развития и семьи, имеющие детей-аутистов. Благодаря объединению общей задачей, поставленной арт-терапевтом происходит налаживание отношений между семьями. Этой же цели могут служить семейные праздники, включающие в себя создание ландшафтных композиций. Работа в открытом пространстве, изменяющиеся условия помогают воспитать гибкость.
* В качестве задач, поставленных терапевтом может быть как создание объекта с нуля, так и реконструкция ранее созданного, создание групповой мандалы в саду, создание музыкальной импровизации на тему созданного объекта членами группы (в том числе детьми-аутистами и их семьями).
* Для создания общегрупповых музыкальных импровизаций необходимо иметь достаточный набор музыкальных и шумовых инструментов. Известно, что зачастую, люди, страдающие расстройствами аутистического спектра негативно реагируют на музыку. Поэтому, использовать музыкальные инструменты нужно предлагать мягко, не навязывая. Сначала пусть ребенок попробует как звучат инструменты, а затем, если какой-то ему приглянется, он может его использовать. Можно выбрав инструмент попробовать поиграть на нем с закрытыми глазами. Мелодия записывается психологом на диктофон, затем прослушивается. Родители делятся своими эмоциями с терапевтом. Ребенок оценивает на уровне «нравится — не нравится».
* Как известно, мир аутиста довольно ограничен, такие люди не любят перемен, в частности поэтому ЛАТ не всегда им подходит (здесь нужно смотреть индивидуально). Однако, иногда, за счет сенсорных перегрузок, происходящих во время участия в ЛАТ возникает положительный сдвиг в эмоциональной сфере. 
* У аутистов больше развита зрительная функция. Чтобы не допустить ее перегрузки терапевт должен периодически смещать акценты на другие сенсорные системы, разгружая таким образом, зрение.
* Неговорящие аутисты также способны извлечь для себя пользу из ЛАТ. Они могут задействовать тактильный контакт, прикасаться к природным объектом, что благотворно влияет на психическое развитие.
* Постановка мини-спектакля с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, Способствует приобретению опыта публичного выступления, преодолению стереотипов и обретению поддержки своей семьи. Над спектаклем дети работают совместно с родителями. Возможно создание арт-терапевтических гостиных на основе известных литературных произведений.
* Флешмоб. Например, запуск синих воздушных шаров, использование синей ткани для создания импровизированных волн или др. (Примечание: синий считается цветом, символизирующим аутизм).
* Альтернативные методы работы: работа с песочницей в целях создания своей планеты и рассказа о ней, работа с батиком (интерактив), фото, ролевое проживание (с использованием костюмов, масок, аксессуаров), вышивка по картону, валяние из шерсти (также положительно влияет на психоэмоциональное состояние в целом и на развитие сенсорной чувствительности в частности), упражнение «Попрыгай кисточкой по бумаге».
* Донести до родителей, что важно воспитание не только социального взаимодействия, но и автономности существования ребенка. Зачастую родители не дают ребенку проявить самостоятельность, делая выбор за него, отвечая за него на вопрос, совершая действие за него. Лучше, если взрослый будет выполнять свои задачи, а ребенок — свои.

Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога.
Чахмачева Нина. Тезисы.
*Некоторые из колод / видов карт, используемых в работе практического психолога: «Были-небыли», Personality, повествовательные карты, карты со словами, ECCO, Duet, Saga, Oh и другие.
* Карта выступает как отражение одной из субличностей человека. Коллаж из карт как срез психики человека.



Техника «Коллаж из метафорических карт»
Этапы:
Индивидуальное проведение:
1. Ознакомить человека с несколькими колодами, чтобы он выбрал одну и в рамках этой колоды дать тему.
1.1. Можно предложить карты из нескольких колод.
1.2. Озвучить тему будущего коллажа (например, «Мое Я», «Мой мир»).
1.3. Выбирать можно как положительно-окрашенные, так и отрицательно-окрашенные карты, главное, чтобы карта вызывала эмоции.
Групповое проведение:
1.  Разложить карты из разных колод на столах;
2. Предложить выбрать каждому участнику несколько карт;
И при  индивидуальном и при групповом проведении дальнейшие этапы одинаковы.
3. Участнику (кам) предлагается разместить выбранные карты на ватмане, создав таким образом коллаж. Карты можно фиксировать с помощью двустороннего скотча.
4. По завершении коллаж размещается на стене, а его автор садится напротив.
5. Участнику (кам) предлагается выполнить технику «Автоматическое письмо», глядя на коллаж.
Техника «Автоматическое письмо»
Эта техника предполагает выражение на бумаге ассоциативного потока (в данном контексте на тему коллажа). Человек берет ручку и лист бумаги и начинает писать то, что приходит на ум, если в сознании возникает в какой-то момент пустота, то он рисует линию ___________________________________, затем вновь пишет возникающие ассоциации.
6. Полезно сфотографировать свой коллаж, так как иногда некоторая информация приходит позже;
7. Фон можно раскрасить карандашами или мелками. Можно оставить белым.
8. Вопросы психолога к клиенту по завершении работы над коллажом (примерный перечень):
- Как Вам работалось? На что Вы обращали внимание при выборе карт? Был ли у Вас какой-то принцип отбора карт?
- Сначала Вы отобрали «положительные» или «отрицательные» карты? А наклеивали?
- Из каких частей состоит Ваш коллаж? На какие части он, по Вашему, распадается?, Как бы Вы озаглавили эти части?; Что Вы чувствуете по отношению к этой (психолог показывает) части коллажа? К этой? Какую часть Вам больше хочется осознать? С какой частью хочется поработать?
- Что Вас притягивает в коллаже? Как Вы думаете, как это связано с Вашей жизнью?;
- При разборе отдельной карты можно спросить, о чем бы сказал человек, изображенный на ней, какие отношения между людьми на карте , (если изображены несколько), как этот человек / эти люди оказались в изображенном месте и др;
- Если изображено дерево, гора: если бы Вы оказались рядом / забрались на вершину, то что бы Вы почувствовали? Увидели?
- Как связаны карты? Почему расположены рядом?;
- Если бы не было карты (указать какой), то что бы изменилось?;
- Если преобладает определенная цветовая гамма / картинки объединены в группы по цвету нужно узнать, что для что для человека этот цвет?
- Рассказ истории по группе картинок.
- Работа с негативными картами. По одной из версий негативный образ олицетворяет теневую часть человека. Задача — войти в образ и прожить. Подумать, что в ней (карте) или в нем (образе) есть позитивного? В какой части жизни этот образ может мешать? Помогать?;
- В качестве заключительного можно задать вопрос: «Если нужно было бы оставить только одну карту, то какую бы Вы оставили?».
Примечание: при использовании техники в группе на этапе обсуждения участники могут разделиться на пары и по очереди рассказывать друг другу о своем коллаже. Также возможен вариант, когда желающий рассказывает о своем коллаже, а вопросы ему задает психолог.
Винуалес Давид (Испания). Симпозиум «Социальные и клинические аспекты фотографии»(тезисы)
Винуалес Давид — один из «пионеров» европейской арт-терапии. Также занимается психологией образа.
Образы появились еще до письменности и уже тогда они выполняли терапевтические функции. Также образы присутствуют в религиях, используются в повседневной жизни для передачи информации. Образы символичны.
Техника «Работа с личным фото» из инструментария фототерапевтического сеанса(краткое описание)
1.Узнать, что бы человек хотел сделать в ближайшее время;
1.1. На основании ответов предложить дать название фотографии;
2. Что скрывает это фото?;
3. Что нравится на этом фото?;

4. Дальше вопросы задаются в зависимости от ситуации и того, какова цель сеанса. Можно попросить перенестись на фото, в то время, описать чувства, закрыть доступ к фото или открыть его и др.
Техника «Работа с фотографией»
Для этой техники используются фотографии из арсенала терапевта. Они могут быть выполнены в электронном или бумажном виде.
Примеры фотографий: водопад, вода, животные, люди, горы, другие природные объекты, абстракция, различное время суток, дома, силуэты и тени, атрибуты роскоши, нечеткие изображения и др.
После того, как человек выбрал фото, начинается беседа по нему. Например,
- Дайте название этому фото;
- Какие ассоциации приходят к Вам при взгляде на это фото?;
- Выразите в стихотворной форме Ваши ассоциации;
- Напоминает ли фото что-то из Вашей жизни?;
- Что бы Вы сделали, оказавшись сейчас там?;
- А что по Вашему собираются сделать изображенные на фото?;
- Если бы можно было бы расширить границы фото, то что можно было бы увидеть?
Коллективные методы работы с фотографией
* Создание тематического психо-социального фото - проекта. Основная функция такого проекта — работа со средой, общение, способствование социальной интеграции. Может применяться с людьми с синдромом Аспергера, с низко мотивированными на общение.
При реализации подобного фото-проекта ориентиром  и вспомогательным средством может быть карта с отмеченными на ней интересными местами, достопримечательностями, фотографиями. Добравшись до нужного места люди фотографируют друг друга на его фоне. Затем создается Путевой альбом.
* Создание семейного фотоальбома. Может использоваться как в обычных семьях (с целью сплочения, исследования семейной истории по фото), так и с семьями, где один из членов страдает каким-то заболеванием, например, болезнью Альцгеймера.
Этапы:
1. Выбрать из предложенного терапевтом фото ряда одну фотографию, сконцентрироваться на ней, и описать ее и связанные с ней эмоции;
2. Вспомнить момент, запечатленный на фото, описать его.
3. Выбрать другие фотографии.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.