На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии О трех парадигмах и одной методике психодиагностики синдрома выгорания
О трех парадигмах и одной методике психодиагностики синдрома выгорания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Д. С. Минин, Л. В. Винокуров
О трех парадигмах и одной методике психодиагностики синдрома выгорания

Вопросы целостности и корректности диагностики синдрома психического выгорания (СПВ) до настоящего времени не утратили актуальности, что определяется рядом различных факторов. В контексте сообщения назовем лишь следующие: комплексный характер симптоматики СПВ; различия во взглядах специалистов на структурный состав, особенности актуализации и протекания феномена, а следовательно, и на эффективность методических средств, разработанных и применяемых в соответствии с конкретной моделью СПВ. Краткому рассмотрению некоторых из этих вопросов и посвящено наше сообщение.

В отечественной специальной литературе (см., например: Орёл, 2005; Водопьянова, 2011 и др.) обычно выделяют следующие подходы к изучению СПВ: содержательный, процессуальный, системный. В парадигме содержательного подхода СПВ рассматривается как устойчивое состояние, состав элементов которого варьирует в зависимости от используемых авторами моделей. Статус «классических» обрели трёхфакторная модель СПВ и методика MBI, разработанные К. Маслач (C. Maslach). Известная критика, по сути, сводится к положениям об акцентировании опросника на переживаниях, которые испытывает личность от работы, а также о неисчерпанности факторных решений в исследовании структуры СПВ.
Данное обстоятельство стимулировало создание новых шкал в рамках однофакторных моделей СПВ, прежде всего измеряющих его общую выраженность. Так, например, в опроснике Burnout Measure (Pines, 1988) упор делается на возникающем при СПВ истощении и на его развитии в трёх аспектах: эмоциональном, физическом и умственном. Несмотря на удовлетворительные показатели валидности и надёжности, опросник не обладает достаточной факторной валидностью, поскольку содержит утверждения, образующие три сходных MBI фактора – истощение, деморализацию и отсутствие мотивации. Подобные методики не противоречат устоявшейся трёхкомпонентной структуре СПВ, но требуют дальнейшего совершенствования (Орёл, 2005). В процессуальной парадигме СПВ анализируется как процесс, имеющий чётко определённую фазовую динамику. Данный подход реализуется, например, в опроснике «Эмоционального выгорания» (Бойко, 2004), оценивающем выгорание по ряду симптомов в соответствии с тремя фазами стресса (по Г. Селье). Критика опросника касается прежде всего отождествления СПВ непосредственно со стадией дистресса и недостаточности психометрического обоснования. Однако появились данные, позволяющие констатировать надёжность предложенного инструмента (Доценко, 2008).
В системной парадигме СПВ рассматривается как процесс и как результат, причем на трёх уровнях его актуализации – индивидуальном, социально-психологическом и организационном. На каждом из уровней СПВ представлен традиционной структурой трёхкомпонентной модели, которая актуализируется в виде качественно своеобразной системы конкретного уровня (Орёл, 2005). Очевидно, что такое понимание СПВ определяет необходимость его дифференцированной диагностики на каждом из выделяемых уровней. В этой связи определенный интерес вызывает опросник Copenhagen Burnout Inventory (CBI; Kristensen et al., 2005). Авторы CBI считают, что СПВ представляет собой устойчивое состояние, ядром которого является истощение. Предлагается дифференцировать проявления (или симптомы) состояния СПВ у субъекта, связанные: с работой, с клиентом, с особенностями его личности. Этот подход к изучению СПВ отражен в названиях и содержании одноимённых шкал опросника CBI. Методика прошла психометрическое обоснование в зарубежных исследованиях. Все выделенные шкалы показали достаточно высокие значения надёжности и валидности для англоязычной выборки представителей социономических профессий (Kristensen et al., 2005; Tsai et al., 2009 и др.). В настоящее время авторы данного сообщения проводят адаптацию опросника CBI в условиях русскоязычной культуры.
Полученные результаты свидетельствуют об удовлетворительной степени надёжности и валидности CBI, а также перспективности применения его адаптированной версии к отечественной выборке. Мы полагаем, что использование опросника CBI и адекватной ему модели СПВ в сочетании с системным анализом феномена, учитывающим недостатки различных исследовательских парадигм, следует рассматривать как еще одно продуктивное решение на пути повышения корректности, обеспечения комплексности и конструктивности инструментального арсенала психодиагностики синдрома выгорания.

Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.