Страница 1 из 3 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ М. А. Зайцева, педагог-психолог В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.) [12]. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.
Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися [12]. Одним из направлений работы психолога может стать психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у педагогов. Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние — это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию. Специалистами Центра ПМСС разработана программа по профилактике эмоционального выгорания у педагогов. Данная программа способствует актуализации потенциала личности педагога и адаптирована при работе с ними в течение двух лет. В 2004/2005 учебном году по данной программе прошло обучение психологов учреждений образования г. Череповца по работе с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания. Цели программы:
- Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса.
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
Задачи программы:
- Формировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.
- Побуждать участников к анализу своих взаимоотношений с окружающими.
- Формировать умение контролировать свое поведение.
Факторы, определяющие содержание работы:
- Причины, вызывающие эмоциональное выгорание (повышение эмоционального напряжения).
- Внешнее проявление.
- Способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество.
Формы работы: Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций. Организация занятий. Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов. Для проведения занятий желательно просторное помещение. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы
|
Время
|
Задачи
|
Средства
|
Роль ведущего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Начало
|
5—10
|
Самоопределение
|
Ритуализирован-
|
Предоставить ка-
|
работы
|
мин
|
участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)
|
ная форма
|
ждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства
|
Разминка
|
5—10
|
Объединение,
|
Более или менее
|
Обозначение
|
|
мин
|
сплочение группы. Развитие межли-
|
подвижные игры с четко определенными прави-
|
правил и границ. Обеспечение безопасности
|
|
|
чностных связей. Включение в со-
|
лами
|
участников
|
|
|
вместную дея-
|
|
|
|
|
тельность
|
|
|
Основная
|
45—60
|
Задачи соответ-
|
Самые разнооб-
|
Дать определен-
|
часть
|
мин
|
ствуют теме
|
разные формы
|
ную информа-
|
|
|
занятия
|
активности (игры, мозговой штурм, психодрама и т. д.)
|
цию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации
|
Разминка
|
10—15 мин
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Завершение занятия
|
10 мин
|
Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии
|
Подвижные и/или релаксационные игры
|
Обеспечение безопасности участников
|
Рефлексия
|
10 мин
|
Ответить на вопросы по итогу занятия: • Что для меня было важно? • Что было тру дно? Что понравилось?
|
|
Эмоциональная поддержка
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Тема занятия
|
Цели занятия
|
Методы
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
«Синдром эмоционального выгорания», естественные способы саморе-гуляции эмоцио-нального состоя-ния
|
Ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития. Способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния
|
Беседа, элементы игротерапии, арт-терапии, наблюдение, релаксация, работа в группах
|
1,5—2
|
2.
|
Условия эффективного общения
|
Знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры, формированию навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим
|
Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах
|
1,5—2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3.
|
Коммуникати-
|
Познакомить участни-
|
Беседа, элемен-
|
|
|
вные позиции в
|
ков занятия с основ-
|
ты игротерапии,
|
|
|
педагогическом
|
ными коммуникати-
|
наблюдение,
|
1,5—2
|
|
общении
|
вными позициями в процессе педагогического общения. Осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения
|
релаксация, работа в группах
|
|
4.
|
Общение в кон-
|
Дать рабочее опреде-
|
Беседа, элемен-
|
1,5—2
|
|
фликте
|
ление конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения
|
ты игротерапии, наблюдение, работа в группах
|
|
5—7
|
Самореализация
|
Осознание своей
|
Беседа, элемен-
|
|
|
в творчестве как
|
креативности, повы-
|
ты игротерапии,
|
|
|
способ предот-
|
шение развития твор-
|
наблюдение,
|
|
|
вращения эмо-
|
ческой индивидуаль-
|
работа в груп-
|
4,5—6
|
|
ционального
|
ности
|
пах, творче-
|
|
|
сгорания
|
|
ские задания
|
|
8—10
|
Способы снятия
|
Обучение навыкам
|
Беседа, элемен-
|
|
|
нервно-психиче-
|
саморегуляции, само-
|
ты игротерапии,
|
4,5—6
|
|
ского напряже-
|
контроля, повышение
|
наблюдение,
|
|
|
ния
|
уверенности в себе, в своих силах
|
работа в группах
|
|
|
Итого
|
15—20 часов
|
|
|