На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Семинар-практикум Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания - Приложения к занятиям
Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания - Приложения к занятиям
Работа психолога с педагогическим коллективом - Семинар-практикум
Индекс материала
Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания
Конспекты занятий с педагогами в рамках цикла по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Приложения к занятиям
Все страницы

К занятию 2
Приложение ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗОЧКА ПРОФЕССОРА ТРУСОВА
Жил-был на свете дедушка. Жил он в домике, который стоял на зеленой лужайке. На эту лужайку каждый день приходили дети. Они бегали по траве и при этом громко кричали, дразнили друг друга, чем очень донимали нашего дедушку. Дедушка любил тишину и покой, ему казалось, что он имеет на это право.
И вот дедушка решил, наконец, отвадить детишек от их любимого места. Он не стал для этого кричать из окна: «Эй, вы! Убирайтесь отсюда, чтобы я вас больше здесь не видел!» Ведь эффективность подобного приема нам всем хорошо известна.
Дедушка поступил по-другому. Он пригласил детей в домик, напоил их чаем, угостил конфетами и обратился с предложением:
«Знаете, мне очень нравится, что вы приходите сюда каждый день — кричите, топаете, гоняетесь друг за другом. Я все время боюсь, что вы больше не придете и мне станет очень скучно без вас. Давайте, я вам буду платить каждый день по рублю за то, что вы будете играть на моей лужайке!»
Дети, конечно, удивились и с удовольствием приняли такое выгодное предложение.
Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова зовет их в домик, угощает чаем с конфетами и грустно так говорит:
«Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам по рублю в день. Выходит только по 30 копеек…»

Так прошло еще 3 дня. Опять дедушка зовет детей в свой дом и еще грустнее прежнего объявляет, что может платить только по 5 копеек в день. На что разгневанные дети ответили: «За эти жалкие гроши можешь сам здесь себе кричать и топать», — и навсегда ушли с площадки.

К занятию 4
Приложение 1
КАК Я ОБЫЧНО РЕАГИРУЮ НА КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ

Стиль разрешения

Метод использования и отношение к использованию

Использую чаще всего

Предпочитаю использовать

Использую редко

Чувствую себя при использовании наименее комфортно

1. Конкуренция (я активно отстаиваю собственную позицию)

 

 

 

 

2. Уклонение (я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

 

 

 

 

3. Приспособление (я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны)

 

 

 

 

4. Сотрудничество (я ищу пути совместного решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны)

 

 

 

 

5. Компромисс (я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

 

 

 

 

Приложение 2
КАК СНИЗИТЬ КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ
(10 практических рекомендаций, направленных на предупреждение
конфликтов за счет компетентного общения)

  1. Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.
  2. Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями.
  3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок.
  4. Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали.
  5. Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику.
  6. Критика — не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершенствованию людей, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно указывать на возможные пути исправления ошибок.
  7. Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом.
  8. Критикуя одного человека, не стоит сравнивать его с другими, более лучшими. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия. Тем самым можно спровоцировать конфликт между тем, кого ставите в пример, и критикуемым.
  9. Если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно.

10. Очень важно научиться использовать потенциал критики и
критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя.
МЯГКИЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА
Смягчаем или даже отрицаем возможную вину партнера:

  1. Признаем определенную обоснованность его действий.
  2. Показываем понимание его состояния.
  3. Оправдываем его действия обстоятельствами.
  4. Выражаем уверенность в отсутствии у него злого умысла. Даем партнеру возможность разрядиться:
  5. Используем добрый юмор.
  6. Даем выговориться.
  7. Даем время на естественное успокоение. Снижаем значимость нанесенного партнером ущерба:
  8. Выражаем мнение, что все дело сводится к недоразумению и незначительным промахам.
  9. Показываем, что все легко поправимо.

Выражаем огорчение по поводу:

  1. Обстоятельств.
  2. Поведения партнера.
  3. Необходимости нашей реакции.

Занимаем позицию «Возможно, я не прав. Давайте разберемся». Убеждаем партнера в нашей симпатии и (или) уважении к нему.
К занятию 5
Приложение 1

Во-вторых, творчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет огромное удовольствие. При информационных перегрузках и прочих тяготах жизни это хорошее тонизирующее средство.
А главное — это способ предотвращения эмоционального сгорания.
Приложение 2
Реши ребус.
Слова в квадратах имеют несколько значений. Например, в первом квадрате слова могут означать «Чертя голову». Что значат слова в других квадратах?

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Задачи на смекалку, ребусы, кроссворды.
Позволяют всегда быть в отличной интеллектуальной форме, дают ясность и мобильность мышления, позволяют быстро реагировать на перемены, создают репутацию интересного собеседника — это выход из эмоционального напряжения.
Литература, музыка, художественное и прикладное творчество.
Это вдохновение, а значит, и освобождение от эмоционального напряжения: оно просто «сгорает» в положительных эмоциях.
Хобби.
Хобби-терапия — способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации. Всякое увлечение можно назвать творческим, поскольку оно сохраняет открытость психики для новых влияний. В критических ситуациях для нормализации самочувствия не нужно срочно избегать новых форм деятельности.
Юмор.
Смех — это особая комическая оценка действительности, построенная на контрасте или неожиданности. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой, а следовательно, ситуация становится более управляемой.
Два довода в пользу творческого мышления.
Во-первых, творческое мышление — это новые перспективы, новый опыт. Благодаря ему мы и развиваемся. Это реализация потребности в самовыражении.

ГОЛОВА

ВСЕ ВСЕ ВСЕ
СВИСТ

СЛУХ

ВЫСТРЕЛ

ОВАЦИЯ

Бюджет

 

ВОДА ЗЕМЛЯ

ЯЯЯЯЯЯЯ

КАМЕНЬ ДУША

СЕЗАМ

УМНЫЙ

конец конец гвоздь кольцо кольцо

СИМФО

колода змея

контроль я

Д О Д О Р О Г А О Г А

ГО ЛОВНАЯ БО ЛЬ

 

Н-А-Д-Е-Ж-Д-Ы

 

взгляд любовь взгляд взгляд взгляд

ТОВАР конкуренция

милодинлион

 

Задание:
Придумайте как можно больше предложений из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
КЛС Я
(Пример:Кот Лизал Сметану Языком.)
Задачи на смекалку.

  1. Злой ростовщик предложил молодой женщине простить долг, если она согласится на простое пари. Ей нужно сунуть руку в мешок и достать один из двух камней. Если камень белый — долг будет прощен. Если черный — женщина должна выйти за него замуж. Но она заметила, что ростовщик положил в мешок два черных камня. Что она сделала?
  2. Фрэнк спал в каюте стоящего на якоре океанского лайнера. В полночь вода была на шесть футов ниже иллюминатора и поднималась на один метр в час. Считая, что эта скорость удваивается каждый час, скажите, за какое время вода достигнет иллюминатора?
  3. Две колеи рельсов идут параллельно, за исключением того места, где они проходят тоннель. Тоннель слишком узок, чтобы вместить две колеи, и по всей его длине дорога становится одноколейной. Однажды днем один поезд вошел в тоннель с южного конца, а другой — с северного. Оба состава шли в противоположных направлениях с предельной скоростью, но крушения не произошло. Почему?
  4. Разделите на бумаге число «двенадцать» на две равные части так, чтобы половина этого числа была «семь».
  5. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  6. В магазине хозяйственных товаров посетитель спросил:
  1. Сколько стоит один?
  2. Двадцать центов, — ответил клерк.
  3. Сколько стоит двенадцать?
  4. Сорок центов.
  5. Хорошо, дайте мне девятьсот двенадцать.
  6. С вас причитается шестьдесят центов. Что покупал посетитель?

Эскизы.
Задание: добавь любые детали к основному изображению, чтобы получились различные интересные рисунки.
Задание:
Придумайте как можно больше способов применения скрепки.

Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используют для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, а вор с ее помощью взломает замок.
Предложите свои способы.
Задание:
Разделите каждый квадрат на четыре равные части. Придумайте 10 вариантов решений.
К занятию 8
Приложение
Упражнение «Храм тишины».

Инструкция: «Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного шумного города… Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры… Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны… или радостны. Обратите внимание на звуки, которые вы слышите… Обратите внимание на витрины магазинов… Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих… Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице… Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше
вам встречается людей… Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других… Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»… Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной…
Побудьте в этом храме… в тишине… Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно…
Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу.
Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь».
БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Способы, связанные с управлением дыханием.
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.
Способ № 1.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании:

  1. на счет 1—2—3—4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
  2. на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
  3. затем плавный выдох на счет 1—2—3—4—5—6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1—2—3—4.
Уже через 3—5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше со
стояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ № 2.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10—15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ № 3.
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный вдох, то:

  1. глубоко вдохните;
  2. задержите дыхание так долго, как сможете;
  3. сделайте несколько глубоких вдохов;
  4. снова задержите дыхание.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ № 4.
Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза:

  1. дышите глубоко и медленно;
  2. пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения;
  3. постарайтесь еще больше напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
  4. прочувствуйте это напряжение;
  5. резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
  6. сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Способ № 5.
В свободные минуты, паузы отдыха осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

  1. осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
  2. каждое упражнение состоит из 3-х фаз: «напрячь — прочувствовать — расслабить»;
  1. напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох. Можно работать со следующими группами мышц:
  2. лица (лоб, веки, губы, зубы);
  3. затылка, плеч;
  4. грудной клетки;
  5. бедер и живота;
  6. кистей рук;
  7. нижней части ног.

К занятию 9
Приложение
Медитативно-релаксационное упражнение «Мудрец из храма».
И н ст рукц и я: «Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.
Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней не часто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь крону деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм — место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма — полумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах — старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, старинных свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, — большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.
Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали… Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в ее живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него… Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ… Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата — запомните ее…
Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами…

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату».
К занятию 10
Приложение БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Способ № 6.
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

  1. движения большими пальцами рук в «полузамке»;
  2. перебирание бусинок на ваших бусах;
  3. перебирание четок;
  4. пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на 2 шага вдох и на 5 шагов — выдох.

Способы, связанные с воздействием слова.
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
С по соб № 7. Самоприказы.
Самоприказ — это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать правила этики и правила работы с клиентами.

  1. Сформулируйте самоприказ.
  2. Мысленно повторите его несколько раз.
  3. Если это возможно, повторите вслух.

С по соб № 8. Самопрограммирование.
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

  1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
  2. Сформулируйте текст программы; для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
  1. «Именно сегодня у меня все получится».
  2. «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной».
  3. «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной».
  4. «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

— Мысленно повторите его несколько раз.
С по соб № 9. Самоодобрение.
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

  1. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
  2. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3—5 раз.

Способы, связанные с использованием образов.
Использование образов связано с активным воздействием на ЦНС чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
С по соб № 10.
Чтобы использовать способы для саморегуляции:

  1. специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации;
  2. делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
  3. зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы, лес);
  4. слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчанье ручья, шум дождя, музыку);
  5. ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости:

  1. сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
  2. дышите медленно и глубоко;
  3. вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
  4. проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
  5. побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
  6. откройте глаза и вернитесь к работе.

ЛИТЕРАТУРА
Ан ц уп о в А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Владос, 2003.
Аф а н а с ь е в С. П., Ком о р и н С. В. Триста творческих конкурсов. — Кострома: Вариант, 2000.
Б а е в а И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002.
В а с ил ь е в Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. — СПб.: Речь, 2003.
В ач ко в И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2001.
Гр и го р ь е в а Т. Г., Ус о л ь ц е в а Т. П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. — Новосибирск, 1999.
Гр и го р ь е в а Т. Г., Л и н с ка я Л. В., Ус о л ь ц е в а Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей. — Новосибирск, 1999.
Гр и го р ь е в а Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — Новосибирск, 1999.
Д е р я б о С. Д., Я с в и н В. А. Гроссмейстер общения. — М.: Смысл; Эрудит-К, 2002.
Е вт и хо в О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2004.
С е м е н о в а Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.
Ф е д о р е н ко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы. — СПб.: Каро, 2003.
Ф о п е л ь К л аус. Психологические игры и упражнения. — Часть 1. — М.: Генезис, 2000.
Ф о п е л ь К л аус. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2001.
Ф о п е л ь К л аус. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2001.

Источник:

Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.

Научные редакторы: О. А. Денисова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета; Н. В. Афанасьева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ВИРО
Авторский коллектив: специалисты Череповецкого центра
психолого-медико-социального сопровождения: М. П. Кузнецова, директор Центра; С. В. Пурышева, зам. директора Центра; И. В. Окольникова; В. А. Любезнова; Т. Б. Сергеева; И. А. Ершова; Е. В. Макарцева; М. А. Зайцева; Н. А. Глебова; Н. А. Егоренко; Е. М. Вицина; Н. В. Верещагина; Ю. В. Афанасьев
Рецензенты: А. П. Коновалова, кандидат педагогических наук, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детей департамента образования Вологодской области; С. В. Копытова, зав. кабинетом дефектологии и коррекционной педагогики
Ответственный за выпуск — С. В. Пурышева

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.