На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Опыт реализации проекта «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Опыт реализации проекта «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

2.1. Общее описание проекта
Проект «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» был направлен на решение следующих задач.
1. Разработка и реализация модели психологической поддержки и обучения родителей детей младшего школьного возраста, направленного на приобретение ими навыков эффективного контроля над поведением ребенка.
2. Представление разработанной модели широкому кругу специалистов, оказывающих услуги детям и семьям.

Реализация поставленных задач предполагала выполнение командой проекта девяти основных шагов.
Шаг 1. Выбор пилотных площадок. Целевой аудиторией проекта выступали родители детей с СДВГ младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах. При этом предполагалось, что предоставление психологических услуг родителям на территории школы сделает услуги проекта более доступными для родителей. В соответствии с этими положениями в качестве пилотных площадок были выбраны три общеобразовательные школы в разных районах Санкт-Петербурга.
Шаг 2. Разработка тренинга родительских навыков. Психологами проекта была разработана программа тренинга для родителей, сочетающая элементы обучения / информирования и психологической поддержки. Тренинг был разработан на основе модели,предложенной Р. Баркли (Barkley 1997b). Программа тренинга подробно описана в разделе 2.3.
Шаг 3. Обучающий семинар для руководителей, педагогов и психологов выбранных школ. Проведение этого семинара было обусловлено двумя мотивами. Во-первых, адаптация ребенка с СДВГ в школе во многом зависит от осведомленности школьных работников об этой проблеме. Негативное, предвзятое отношение со стороны учителей — это, к сожалению, то, с чем часто сталкиваются дети с СДВГ и их родители. Таким образом, проведение семинара было направлено на снижение таких явлений. Во-вторых, реализация проекта предполагала проведение психологического вмешательства внешними специалистами на территории школы. Проведение подобных мероприятий не может быть эффективным без сотрудничества и построения адекватных отношений с работниками школы. Все специалисты, так или иначе затрагиваемые реализацией программы, должны быть информированы о ее содержании и хорошо понимать свою роль в ее реализации.
В рамках обучающего семинара были представлены современные данные о проблеме СДВГ (признаки и диагностика, этиология, методы лечения и психологической помощи, эффективные приемы коррекции поведения ребенка в деятельности педагога и т. д.).
Шаг 4 Информирование родителей и первый этап диагностики. Для участия в проекте было выбрано три-четыре класса начальной школы в каждой из школ. Сотрудники проекта встречались с родителями на плановых родительских собраниях. Родителям разъяснялись цели и задачи проекта, затем с желающими принять участие в проекте проводилась процедура информированного согласия. Форма информированного согласия представлена в Приложении 1.
В качестве первого этапа диагностики родители, выразившие желание участвовать в проекте, заполнили диагностическую форму-Child Behavior Checklist (CBCL) 6-18 (Achenbach, Rescorla 2001). Эта методика—эмпирически обоснованный диагностический инструмент, разработанный с учетом диагностических категорий, представленных в DSM-IV. Использование этой формы позволяет выделить группу детей, нуждающихся в обследовании на СДВГ, или в нашем случае определить родителей, которые могут нуждаться в поддержке и обучении в связи с проблемами дефицита внимания и гиперактивности у их детей. В этом проекте использовалась лицензированная русская версия методики.
Шаг 5. Получение диагностической информации от учителей. В качестве следующего этапа диагностики классные руководители выбранных для участия в проекте классов также заполнили специальные формы диагностики, направленные на выявление в классах детей группы риска по СДВГ. В этом проекте была использована лицензированная русская версия Teacher's Report Form (TRF) 6-18 (Ibid.). С целью соблюдения этических норм учителя заполняли формы только в отношении детей, чьи родители уже дали согласие на участие в проекте. В совокупности данные, полученные от родителей и учителей, составили материал первичной диагностической оценки (скрининга). Результаты скрининга должны были служить основанием для углубленной диагностики и приглашения для участия в тренинге.
Шаг 6. Информирование родителей о результатах первого этапа диагностики. Психологи проекта провели оценку полученных в ходе скрининга данных и на их основании выделили детей, относящихся к группе риску по СДВГ. Это были дети, чьи баллы по соответствующим шк&пам используемых методик отличались от нормативных.
Все родители независимо от результатов первичной диагностики получили информацию о результатах скрининг-тестирования. Эта информация предоставлялась в закрытом виде через классного руководителя или школьного психолога.
Шаг 7. Углубленная диагностика. СДВГ — медицинский диагноз и, следовательно, не может быть установлен психологом. Поэтому углубленная диагностика в проекте предполагала совместную деятельность психолога и врача-психиатра. Согласно первоначальному плану предполагалось по итогам скрининга приглашать родителей вместе с ребенком на консультацию врача-психиатра, входящего в команду проекта, до начала тренинга. Впоследствии членами команды было решено использовать несколько другой подход. Специалистами было высказано предположение, что приглашение пройти диагностику у врача-психиатра (без предварительного знакомства родителей со специалистом) может вызвать негативную и настороженную реакцию. Было принято решение перенести этап углубленной диагностики на более поздний период. Согласно этому скорректированному плану приглашать родителей на встречу с врачом решили после первого группового занятия, в котором принимает участие врач в качестве со-ведущего.
Шаг 8. Тренинг для родителей. По итогам диагностики родители, давшие согласие на участие в проекте, были приглашены для участия в тренинге родительских навыков. Разработанная модель предполагает оказание родителям эмоциональной поддержки, предоставление информации о СДВГ, а также обучение практическим навыкам совладания с трудным поведением ребенка. Программа тренинга родительских навыков состояла из еженедельных встреч группы родителей с психологом (одно занятие проводится совместно психологом и врачом-психиатром) в течение шести недель (в вечернее время на территории школы).
Шаг 9. Распространение информации о разработанной модели. Заключительным этапом реализации этого проекта стало распространение информации о разработанной модели работы с родителями детей с СДВГ. При решении этой задачи особое внимание необходимо уделить разработанной в ходе проекта программе тренинга для родителей детей с СДВГ. Подробное описание программы представлено в разделе 2.3.

2.2. Теоретические основания программы тренинга
для родителей детей с синдромом дефицита
внимания с гиперактивностью
За основу для разработки собственной программы тренинга для родителей детей с СДВГ была выбрана модель известного американского психотерапевта и одного из ведущих специалистов в области СДВГ Р. Баркли, который в своей работе при терапии расстройств поведения использует бихевиористский подход (Barkley 1997а).
Программа тренинга для родителей, предложенная Р. Варкли (Barkley 1997b), направлена на обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, демонстрирующим проблемное поведение, и состоит из десяти этапов.
Этап 1. Почему дети ведут себя плохо? Родителям предлагается информация о типичных причинах плохого поведения детей. Предполагается обсуждение того, как эти причины связаны / взаимодействуют между собой и что можно сделать для того, чтобы
начать определять, идентифицировать эти причины в общении со своими детьми и в своей семье.
Этап 2. Обращайте внимание! На этом этапе рассматривается важность родительского принятия и внимания. Особое внимание уделяется понятию «качество внимания». Цель этапа — научить родителей избегать неэффективного и деструктивного внимания по отношению к ребенку и чаще демонстрировать более эффективные формы проявления внимания и похвалы оценивания / поощрения поведения ребенка.
Этап 3. Увеличение послушания и способности ребенка к самостоятельной игре. Когда родители освоили навыки качественного внимания, можно переходить к использованию этих навыков для улучшения послушания ребенка. Родители учатся реагировать на послушание ребенка признанием его стараний и похвалой. На этом этапе родители также учатся тому, как правильно взаимодействовать с ребенком, когда он или она не мешает родителям, а занят своими делами. Регулярное прерывание родителем собственной деятельности для того, чтобы поощрить независимую игру ребенка, может увеличить периоды времени, когда дети не мешают взрослым.
Этап 4- Вознаграждение. Если похвалы недостаточно, предложите вознаграждение: жетоны (фишки) и очки. Исследования показывают, что только похвала и внимание сами по себе редко могут оказать существенное воздействие на поведение детей с клинически выраженным СДВГ. На этом этапе программы Р. Баркли родители осваивают мотивационную программу, которая предполагает различные варианты наград и стимулов, которые можно применять дома, чтобы укрепить согласие ребенка с командами, требованиями и правилами поведения дома. В возрастной группе 4—8 лет рекомендуется использовать систему жетонов, а начиная с 9-11 лет —очки, записывающиеся в блокнот. Дети получают жетоны (или очки) в том случае, если ведут себя в соответствии с установленными правилами. Жетоны дают возможность получить ежедневные, еженедельные или отсроченные во времени привилегии и награды.
Этап 5. Тайм-аут и другие дисциплинирующие меры. Обучение родителей детей с СДВГ техникам адекватного дисцишшниро-вания (наказания) детей очень важно. Во многих случаях родители реагируют на неподобающее поведение своего ребенка импульсивно, гневом и агрессией (в том числе физической). Иногда это происходит, когда родитель долго сдерживает свое негативное отношение к поведению ребенка, а затем «срывается» и наказывает ребенка. Резкое, агрессивное поведение родителя пугает ребенка, способствует его невротизации, усугублению симптомов СДВГ, а также приводит к научению агрессивному поведению. Таким образом, развитие осознанного последовательного подхода к дисципли-нированию ребенку — важный компонент помощи родителям детей с СДВГ.
На этом этапе тренинга Баркли родители учатся использовать жетонную систему не только для поощрения, но и для наказания (например, определенное количество очков списывается при неподобающем поведении ребенка).
Большое внимание при этом уделяется использованию процедуры «тайм-аут». Тайм-аут — это незамедлительный ответ на неприемлемое поведение посредством изолирования ребенка на стуле в каком-нибудь скучном, незанимательном углу квартиры.
На этом этапе родители могут использовать «тайм-аут» только для нескольких вариантов нежелательного поведения, а для остальных ввести штрафы в жетонной системе.
Этап 6. Распространение техники «тайм-аут» на другие проступки. В случае, если родители эффективно применяют технику «тайм-аут», то можно распространить ее использование на одном-двух других вариантах нежелательного поведения. Основной фокус этого этапа — обсуждение и устранение проблем, возникающих при применении техники «тайм-аут».
Этап 7. Предвидение проблем: управление поведением ребенка в общественных местах. Если до этого родители учились действовать только в домашних условиях, то теперь родители обучаются использовать несколько модифицированные техники контроля за поведением ребенка для использования в общественных местах. Основная техника: «Думай вслух — думай заранее!». Родители составляют план действий и собственного поведения в отношении проступков ребенка в общественном месте, делятся планом с детьми и следуют этому плану. План должен также включать список позитивных или конструктивных действий, которые может выполнять ребенок, чтобы занять себя, находясь в общественном месте. Техника может использоваться и дома перед важными и необычными мероприятиями (например, приход гостей).
Этап 8. Улучшение поведения в школе из дома: ежедневные карточки школьного поведения. Этот этап предназначен для работы с родителями детей школьного возраста, у которых есть значимые проблемы в школе, и может не включаться в программу, если такой необходимости нет. Очевидно, что нельзя ожидать, что родители будут помогать учителям контролировать поведение детей в школьных условиях. Тем не менее родители могут применять те же стимулы, которые работают в стенах дома для того, чтобы поддержать хорошее поведение в школе. При этом рекомендуется использовать ежедневный дневник поведения в школе в сочетании с уже используемой родителем домашней системой поощрения. Использование этой техники возможно при наличии хороших отношений между родителем и учителем, высокой мотивации учителя и т. п.
Этап 9. Совладание с проблемами в будущем. На этом этапе родителей учат тому, как использовать освоенные техники для решения поведенческих проблем, которых у ребенка сейчас нет, но которые могут возникнуть в будущем, на другом возрастном этапе.
Этап 10. Дополнительная встреча. Дополнительная встреча назначается через месяц после завершения основной программы для закрепления полученных результатов, обсуждения проблем и разработки плана по постепенному отказу от домашней жетонной системы, если это возможно.
В программу тренинга, разработанную нашей командой, вошли некоторые из этапов, предложенных Р. Баркли, которые были адаптированы к российским условиям.
Предыдущий опыт психологов проекта показал, что метод «тайм-аут» и жетонная система не дают ожидаемых позитивных результатов на российских группах. Метод «тайм-аут», по нашим наблюдениям, хорошо работает в условиях российской семьи до достижения ребенком возраста 5-6 лет. Поскольку в этом случае в программе участвовали родители учащихся младших классов средней школы, о методе только было рассказано, но не проводилось специальной тренировки.
Идея жетонной системы, как правило, вызывает бурный протест в российских родительских группах. Поэтому использование этого метода возможно только при рассмотрении различных вариантов и индивидуальном подборе приемлемых вариантов с каждым из родителей. В этом проекте не было возможности для индивидуальной работы с родителями, поэтому в нашей программе родителям предлагалось при помощи метода мозгового штурма придумать как молено больше вариантов — разновидностей жетонной системы, а потом выбрать подходящую для себя и своей семьи.
Еще один аспект программы Р. Баркли — подключение учителя к наблюдению за поведением ребенка в школе, — с нашей точки зрения, не может быть успешно применен в российской практике. К сожалению, у многих детей, обучающихся в российских школах, отношения с учителями весьма напряженные. В частности, у большинства детей, родители которых принимали участие в нашей программе, отношения с учителями складывались не лучшим образом и переживались детьми как проблема. Мы считаем, что подключение учителя, не прошедшего специальную психологическую подготовку, к контролю за поведением ребенка может еще больше усугубить конфликты и снизить самооценку ребенка. Вот почему этот этап не был включен в программу.
Кроме программы Р. А. Баркли при разработке программы тренинга для родителей использовались программы, предложенные Т. Гордоном (1997), Ю. Б. Гиппенрейтер (2008; 2009), Р. Бёрком и Р. Херроном (2001), Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной (2000) и др.

2.3. Тренинг для родителей «Эффективное взаимодействие с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений (яслей, детского сада, школы, кружков и спортивных секций). Выполнение ряда упражнений и участие в дискуссиях, играх и обсуждениях позволит родителям научиться не только лучше понимать детей, но и найти эффективные способы взаимодействия и контроля за проблемным поведением.
Цель тренинга — оптимизация детско-родительских отношений в семьях, где есть ребенок с СДВГ.

Задачи:
• обсудить причины нежелательного поведения детей, дать ин формацию об СДВГ;
• научить родителей лучше понимать и больше принимать своих детей, помочь увидеть сильные стороны детей; научить родителей развивать у ребенка чувство успешности;
• помочь родителям проанализировать свои стратегии взаимо действия с ребенком, выбрать оптимальные;
• научить родителей приемам эффективного общения с гиперактивным ребенком;
• помочь родителям сформировать навыки управления своим гневом и научить родителей формировать навыки самоконтроля у детей;
• научить родителей создавать положительную мотивацию у детей;
• научить родителей эффективно корректировать негативные формы поведения детей.
Условия проведения занятий.
1. Возрастной диапазон детей родителей, участвующих в тренинге: от семи до десяти лет.
2. Оптямальное число участников тренинга: восемь-двенадцать родителей.
3. Ведущие тренинга: профессиональные психологи. Желательно, чтобы занятия проводили одновременно два ведущих (два психолога, психолог и педагог, психолог и психотерапевт). Возможно подключение детского психиатра для рассказа о диагнозе СДВГ и возможных методах лечения.
4. Продолжительность и периодичность занятий: два-четыре часа в вечернее время; одна-две встречи в неделю.
Занятие 1. Причины плохого поведения. Что такое СДВГ? Безусловное принятие.
Цели. Знакомство, создание рабочей атмосферы, формулирование целей. Дать родителям информацию об СДВГ и типичных причинах плохого поведения детей. Как эти причины связаны / взаимодействуют между собой и что можно сделать для того, чтобы начать определять, идентифицировать эти причины в общении со своими детьми и в своей семье. Важность принятия и родительского внимания.
В программу первого занятия входят следующие компоненты.
1. Вводное слово о программе, о цели тренинга.
2. Знакомство с проективным рисунком. Обсуждение сложностей, которые существуют во взаимоотношениях с ребенком и ожиданий от тренинга. Для знакомства родителям предлагается рисунок, на котором изображено дерево и человечки, каждый из которых что-то делает на дереве или рядом с ним (залезает на дерево, качается на качелях, сидит, отвернувшись, падает с дерева, строит штаб и т.д.). Родителям предлагается назвать свое имя, определить и рассказать какой из человечков лучше всего отражает то, как чувствует себя родитель в связи с воспитанием своего ребенка и рассказать, чего бы хотелось от этого тренинга.
3. Обсуждение целей участия в тренинге, ожидаемых результатов. В процессе обсуждения цели переформулируются таким образом, чтобы они стали достижимыми и их достижение зависело от самих родителей. Например, цель «Я хочу, чтобы мой ребенок стал более самостоятельным и ответственным» переформулируется в «Я хочу научиться передавать ребенку ответственность». Один из ведущих записывает на большом листе цели участников. Параллельно можно составить «проблемную карту» — в процессе дискуссии выписать на большой лист все варианты поведения, которое не нравится, приносит расстройство, порождает семейные конфликты.
4. Введение правил групповой работы. Используются стандартные правила, включающие такие параметры, как конфиденциальность, безоценочность, активность, забота о себе, правило «стоп» и т.п.
5. Плохое поведение — сигнал о помощи, желание обратить на себя внимание, ответ на особенности взаимодействия с родителем.
6. Дети не ведут себя плохо без причины. Часто получается так, что плохое поведение неосознанно поддерживается родителями. Бывает, что дети даже получают награду, например, когда пек еле истерики ребенка, родители покупают ему то, чего покупать не хотели. Либо благодаря плохому поведению ребенок может из-бежать неприятной, скучной, требующей усилий деятельности. В данном случае выгода проявляется в том, что, демонстрируя оппозиционное поведение и получая за это наказание, дети избегают той деятельности, которая для них неприятна и не делают того, чего делать не хотели. Важно определить и осознавать те возможные выгоды, которые получает ребенок от нежелательного поведения.
7. На этом этапе вводится концепция безусловного принятия. Что такое безусловное принятие? Как принимать своего ребенка таким, какой он есть? Дискуссия «Самые приятные воспоминания детства»: родителям предлагается вспомнить и рассказать по одному наиболее яркому приятному воспоминанию из своего детства, которое было бы связано с взаимодействием с родителями. Что больше всего запомнилось — из опыта общения с их собственными родителями. Когда родители поделятся своими воспомина ниями, ведущий предлагает им обобщить — какой опыт общения с родителями чаще всего переживается и запоминается как наиболее приятный и становится историей личности? Как правило, родители вспоминают опыт, связанный с проявлением принятия, понимания, уважения, доверия со стороны родителей, когда родители признавали свои ошибки, позволяли оказывать им помощь и поддержку.
8. Игра «Ценные качества моего ребенка». Родителям предлагается, перекидывая друг другу мячик, называть самые ценные качества, которые есть в их детях — то, чем родители гордятся, вос хищаются.
9. Конец группового занятия посвящен процессу обратной связи. Обсуждение строится вокруг того, как себя чувствуют родители по окончании встречи, что было для них важного на этом занятии. В конце каждого занятия назначаются домашние задания. Включение домашних заданий в работу подобных групп рекомендовано Р. Баркли и другими специалистами. Использование домашних заданий позволяет быстрее переводить получаемые на группе новые знания и навыки в «реальную» жизнь и таким образом закреплять достигнутые положительные изменения. Применение домашних заданий также позволяет участникам группы озвучивать возникающие проблемы и трудности в процессе совместной работы с психологом, а это дает возможность корректировать используемые упражнения и задания в соответствии с потребностями участников группы.
Домашнее задание.
Родителям предлагается раздаточный материал «Принятие». Кроме того, родителям дается задание выделить полчаса времени (каждый день, желательно в одно и то же время) для общения и совместных игр с ребенком и договориться с другими членами семьи, что в эти полчаса никто не будет их отвлекать. Если в семье два ребенка, то необходимо выделить по полчаса персонально для каждого, при этом важно, чтобы второй ребенок не принимал в этом участия. Важно, чтобы были совместные игры и дела, но в этом случае необходимо, чтобы у ребенка было персональное время для общения с родителем.
Занятие 2. Принятие и эффективная похвала.
Цели. Дать представление о языке принятия и языке непринятия. Научить родителей как избегать неэффективного и даже деструктивного внимания по отношению к ребенку и чаще проявлять более эффективные формы проявления внимания, похвалы и поощрения поведения ребенка. Дать представление о языке принятия и языке непринятия.
В это занятие входят следующие компоненты.
1. Это занятие начинается с обсуждения следующих тем: как себя чувствуют родители, получилось ли выполнить домашнее задание, с какими трудностями они столкнулись, какое время им удалось выделить для персонального общения со своим ребенком, как они провели и как можно было провести эти полчаса.
Основные темы для обсуждения:
• отношения, которые сложились между родителями и ребенком, значительно влияют на мотивацию и стремление ребенка сотрудничать с родителем;
• обсуждение значения качества внимания.
2. Уделяем внимание хорошему, желаемому поведению детей — когда они спокойно играют! (Barkley 1997b).
Родителям предлагается раздаточный материал (Приложение 2).
Правила организации самостоятельной игры, о которых надо рассказать родителям, участвующим в группе:
• выделить специальное время;
• другие дети не должны быть вовлечены в это специальное время;
• ребенок сам выбирает самый приятный для него вид активности—не контролировать игру и ребенка;
• расслабьтесь и присоединитесь к игре ребенка;
• громко описывайте то, что делает ребенок—как комментатор—интересно и направленно на действие, а не скучно и не монотонным голосом;
• задавайте вопросы и не давайте команд!
• давайте ребенку поддержку, похвалу и обратную связь;
• если ребенок плохо себя ведет — отвернитесь на минутку; если это продолжается, то выйдите из комнаты, сказав, что время для игры закончилось; скажите, что поиграете с ребенком позднее, когда он будет хорошо себя вести.
3. Демонстрация / моделирование поведения. Один из ведущих играет ребенка, занятого игрой. При этом второй ведущий присоединяется к игре и комментирует его действия. Важно получить обратную связь о реакции родителя на это упражнение и обсудить в группе то, что происходило во время демонстрации.
4. Ролевая игра № 1. Родители объединяются в пары. Один из родителей показывает своего ребенка играющего в свои любимые игры, при этом второй родитель присоединяется и комментирует. При необходимости, если родитель, который комментирует действия ребенка испытывает затруднения, ведущий может играть роль внутреннего голоса родителя.
5. Язык принятия — язык непринятия. Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций и свойств родителя, а также личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями идентифицируются те факторы, от которых зависит принятие или наоборот непринятие ребенка. Родителям выдается раздаточный материал «Язык непринятия— язык принятия» (Приложение 2).
6. Ролевая игра № 2. Вначале ведущий просит родителей озвучить фразы их детей, на которые у родителей обычно возникает бурная реакция. Фразы записываются ведущими. Затем ведущие предлагают потренироваться сначала на тех фразах, которые еще не звучали, а потом и на тех фразах, которые озвучили родители. Ведущий от лица ребенка с характерной интонацией зачитывает фразу. Родителям предлагается сначала дать ответ на языке непринятия (обычно это первое, что приходит в голову), а затем на языке принятия.
Выполняя это упражнение, родители, как правило, сталкиваются с тем, что большинство фраз, которые приходят в голову (даже тогда, когда родители искренне стараются сформулировать ответ на языке принятия) либо связаны с оценкой ребенка, либо направлены на решение проблемы. Ответы родителей чаще всего принадлежат к 12 типам традиционных родительских высказываний (автоматических ответов). Эти высказывания — помехи на пути к установлению близких, доверительных и искренних отношений со своим ребенком (Гиппенрейтер 2009). К таким автоматически ответам относятся:
• приказы, команды;
• предупреждения, предостережения, угрозы;
• мораль, нравоучения, проповеди;
• советы, готовые решения;
• доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»;
• критика, выговоры, обвинения;
• обзывание, высмеивание:
• догадки, интерпретации;
• выспрашивание, расследование;
• сочувствие на словах, уговоры, увещевания;
• отшучивание, уход от разговора;
• похвала-оценка.
Ведущий рассказывает о том, какая реакция может возникать у детей на каждый из вариантов ответов родителей. Родители анализируют свои ответы и учатся формулировать ответы на языке принятия.
7. Тема для дискуссии — дисциплинирование ребенка. Вопрос к родителям: «Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово "дисциплина?"». Для фасилитации дискуссии используется игра в ассоциации с мячиком. Подводя итоги игры, ведущий говорит отом, что дисциплину необходимо рассматривать как нечто положительное, то, что приносит пользу детям, родителям и всей семье в целом. Дисциплинировать — учить, разъяснять, знакомить с указаниями. Дисциплинирование — обучение детей. Воспитание предполагает кроме всего прочего обучение детей дисциплине и самодисциплине. Самодисциплина включает умение следовать указаниям и умение ладить с окружающими. Дисциплина помогает детям учиться жить в семье и обществе.
Для того чтобы хорошо учить, родители должны уметь четко и понятно объяснять детям, чего они от детей хотят. Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний, например таких, как: «Ты поступаешь безответственно», «Соберись и перестань безобразничать!», «Когда мы были в магазине, ты был просто умницей!». Если мы хотим чему-то научить ребенка, важно говорить с ним на понятном ему языке и говорить очень конкретно. Для начала нужно научиться описывать поведение ребенка так, чтобы эти описания точно передавали то, что мы можем увидеть и услышать.
Например:
• ты говоришь по телефону больше часа;
• когда я говорю тебе, что у тебя в комнате беспорядок, то ты начинаешь кричать и жаловаться, что я ни на минуту не оставляю тебя в покое;
• ты помог мне убрать со стола, подмел пол и помыл посуду.
В этом случае важно научиться описывать поведение ребенка. Поведение — это то, что человек делает в каждый конкретный момент. Поведение — это нечто видимое, то, что можно увидеть и измерить.
8. Описание поведения — ролевая игра. Ведущий изображает ребенка и просит родителей точно описать поведение. Это упражнение помогает родителям научиться разделять реальные поступки ребенка и свои интерпретации этих поступков. Родители учатся без оценок описывать увиденные им действия детей.
9. Упражнение «машина». В начале занятия, пока родители собираются, ведущий предлагает родителям картинку, на которой нарисована машина. Машина нарисована неаккуратно, видно, что это рисовал ребенок. Родителям предлагается написать по пять высказываний по поводу этой машины.
Как правило, комментарии по поводу нарисованной машины — критические. На этом этапе занятия предложенные варианты зачитываются (анонимно), после чего с родителями обсуждаются варианты — как можно похвалить ребенка в данной ситуации, чтобы оказать ему поддержку и стимулировать и дальше заниматься рисованием.
10. Теоретическая часть: эффективная похвала.
Ведущий рассказывает о компонентах эффективной похвалы (Бёрк, Херрон 2001).
1. Продемонстрируйте свою радость, одобрение. Используйте улыбку, прикосновение. «Спасибо, мне очень приятно, что ты позвонил».
2. Опишите положительное поведение. Дайте четкое, конкретное описание того, что ребенок сделал правильно. «Я рада, что ты сказал, где ты и почему немного опоздаешь».
3. Объясните причину. Объясните, как подобное поведение
поможет самому ребенку. «Твой звонок означает, что ты внимателен ко мне, и что я могу тебе доверять».
4. Дополнительное вознаграждение (этот шаг не обязателен). В этом случае похвала служит достаточной наградой за поступок. В других примерах можно использовать дополнитель
ное вознаграждение.
11. Упражнение «Эффективная похвала» (там же).
Родителям предлагается бланк, на котором написаны различные ситуации, в которых ребенок продемонстрировал желательное поведение. Родителям предлагается в парах написать к каждой ситуации варианты эффективной похвалы. Затем по очереди родители читают то, что получилось в круге.
12. Обратная связь. Каждое занятие оканчивается предостав
лением группой обратной связи ведущему, обсуждением и подведе
нием итогов.
13. Домашнее задание: применять язык принятия и эффектив
ную похвалу в контексте реальных жизненных ситуаций взаимо
действия с ребенком.
Занятие 3. Эмоции и саморегуляция.
Цели. Дать родителям информацию о методе активного слушания и способах эмоциональной поддержки в эмоционально значимых для ребенка ситуациях.
В это занятие входят следующие компоненты.

1. Обратная связь о прошедшей неделе, об успехах и неудачах в выполнении домашних заданий.
2. Ведущий рассказывает об истоках таких чувств, как гнев и возмущение. Используется метафора кувшина чувств, предложенная Ю. Б. Гиппенрейтер. Важно акцентировать внимание на том,
что когда мы или ребенок охвачены разрушительными чувствами, то общение в таком состоянии не может быть конструктивным, а скорее всего приведет к конфликту и последующим переживаниям. Предложите родителям принять правило не обсуждать в семье серьезные вопросы, находясь в гневе.
3. Обсуждение: как помочь себе и ребенку, если Вы охвачены гневом! Создание наглядного листа «Как мы можем выпустить пар?». Родители перекидывают друг другу мяч, при этом называют различные варианты, как можно выпустить пар и привести себя в порядок, чтобы потом спокойно обсудить с ребенком создашуюся ситуацию. Ведущие фиксируют перечисленные варианты на большом листе бумага.
4. Активное слушание. Ведущий вводит понятие «активное слушание» и говорит о применении техники активного слушания в семье, во взаимодействии с ребенком.
Причины трудностей ребенка часто бывают сокрыты в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Существует способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. То есть, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка—значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
5. Ролевая игра «Отражение чувств» — обсуждение того, что ребенка тревожит. Ведущий играет ребенка, который приходит из школы очень возмущенным. Родители по очереди высказывают предположения о чувствах «ребенка», в случае если угадывают правильно, «ребенок» рассказывает дальнейшие детали того, что с ним случилось на самом деле.
6. Как родители могут говорить о своих чувствах так, чтобы это не вызывало протеста у ребенка и могло оказывать воздействие на его поведение?
Ведущий говорит о том, что если в ответ на те или иные действия ребенка у родителей возникают негативные эмоции, важно не держать их в себе, а сказать о них ребенку.
Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: «Ты-посланиях» и «Я-посланиях». «Ты-послания» («Ты меня утомил», «Ты всегда после себя оставляешь грязь на кухне», «Прекрати грубить») чаще всего нарушают коммуникацию между родителем и ребенком, поскольку у ребенка, как правило, возникает чувство обиды и горечи, и создается ощущение,.что прав всегда родитель, а у ребенка нет шансов быть услышанным и понятым. «Я-послания» («Я очень устал», «Мне грустно, что посуда не помыта», «Мне обидно, когда на мои вопросы отвечают так резко») помогают родителю не только выразить свои чувства, но и позволяют ребенку понять родителя и услышать его пожелания. При этом между родителем и ребенком сохраняются хорошие отношения.
Ведущий знакомит родителей с моделью «Я-послания», которая состоит из четырех частей.
1) Конкретно описать поведение ребенка, желательно не использовать местоимения «ты» — Когда я обращаюсь с просьбой, а мне не отвечают и от меня отворачиваются.
2) Опишите свои чувства — Мне становится обидно и я чувствую раздражение...
3) Опишите причину (можно описать те потребности, которые
не удовлетворяются у родителя в этот момент) — Потому что мне кажется, что меня не уважают...
4) Опишите Ваши пожелания — Поэтому, пожалуйста, повернись ко мне и сделай то, о чем я тебя попросила — убери свои игрушки.
7. Ролевая игра, направленная на отработку применения Я-посланий. Родители по очереди называют ситуации, которые больше всего выводят их из себя. Затем среди присутствующих они выбирают человека, который будет играть роль их ребенка и рассказывают как ребенок реагирует и что говорит и делает в таких ситуациях. Затем говорят «ребенку» «Я-послание». Ребенок дает обратную связь родителю — как он себя чувствовал и что можно было бы сказать иначе. Родители имеют возможность не только отработать навык формулирования «Я-послания», но и почувствовать, какая реакция возникает в ответ на «Я-послания».
8. Домашнее задание: Применение техник — саморегуляции, активного слушания и Я-послания.
Занятие 4. Привилегии и последствия. Четкие указания. Профилактическое обучение.
Цели. Дать представления о поощрении и последствиях. Выработать список положительных последствий, которые не будут стоить родителям денег. Научить родителей давать четкие конкретные указания, когда они просят ребенка что-либо сделать. Профилактическое обучение.
В этом занятии представлены следующие компоненты.
1. Обсуждение правил, в соответствии с которыми мы высказы
ваем свои пожелания, даем указания и команды (Barkley 1997b).
При высказывании требований важно:
• действительно иметь это в виду и хотеть, чтобы просьба была выполнена; спланировать поощрение;
• высказывать свои пожелания не как просьбу об одолжении, а как требование;
• не давать сразу несколько команд;
• убедиться, что ребенок обратил на вас внимание и услышал вас;
• убрать все помехи;
• попросить ребенка повторить команду;
• создать карточки, где написаны или нарисованы стадии вы
полнения работы и необходимые требования к результату.
2. Теоретическая часть: Профилактическое обучение (Бёрк,
Херрон2001).
• Опишите, что вы хотите. Будьте конкретны (Оля, когда я зову тебя обедать, дай знать, что ты меня слышишь и сразу же приходи).
• Объясните причину. Приведенная причина должна быть ориентирована на ребенка (Если ты придешь сразу, у тебя, возможно, еще останется время поиграть после обеда).
• Потренируйтесь. Постарайтесь превратить это в игру. Не затягивайте тренировку. Постоянно подбадривайте ребенка. Пример: Давай, как будто я тебя только что позвала. Что ты должна сказать и сделать? (Оля говорит Иду и направляется на кухню). Замечательно! Ну а теперь, беги играть. Не забудь прийти, когда я тебя позову. Тренировка навыка. Работа в парах.
3. Обсуждение наказаний, положительных и отрицательных последствий. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если ребенок не соглашается сотрудничать с родителем несмотря ни на что? Прежде всего надо сказать, что при активном применении родителями тех техник, которые обсуждались выше, особенно техник «отражения чувств» и «Я-послания», частота непослушания ребенка со временем сократится в несколько раз. Тем не менее никто не застрахован от недоразумений, поэтому могут возникать такие ситуации, когда родителям нужно будет оперативно отреагировать на явно плохое поведение. Больше всего споров в беседах с родителями вызывает вопрос о физических наказаниях. Большинство психологов единодушно высказываются против них. Научно доказано, что переживания страхз и унижения, испытанные во время физических наказаний в детстве, как правило, очень сильные и, запечатлеваясь в автобиографической памяти и памяти тела, в дальнейшем оказывают существенное влияние на развитие Я-концепции, построение и развитие партнерских отношений.
Для того чтобы точнее отразить смысл диспиплинирования в качестве замены слову «наказание» в психологической литературе употребляется слово «последствие». Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу. Например, не выполнив задание на работе, взрослый человек получает выговор от начальника, а сделав что-то приятное для своего друга, можно услышать благодарность или комплимент. Когда человек сталкивается с последствиями своих поступков, это помогает ему научиться принимать осознанные решения, делать свой выбор. Существует два типа «последствий» — положительные и отрицательные. Положительные последствия (или привилегии) обычно нравятся людям и они готовы приложить определенные усилия, чтобы их добиться. Если какое-то поведение приводит к положительным последствиям, то это заставляет человека повторять свои действия. Один из видов положительных последствий — поощрения и награды. Отрицательные последствия неприятны и люди стремятся их избегать. Когда за определенным поведением следуют отрицательные последствия, то человек, как правило, стремится так не поступать или вести себя подобным образом как можно реже. Последствия могут быть естественными следствиями непослушания- это естественное следствие неправильного поведения, которое исходит от самой жизни. Такое последствие — самое ценное, поскольку исходит не от родителя, а вытекает из общего уклада жизни. В этом случае ребенку некого винить в случившемся, кроме самого себя, и это дает возможность задуматься о смысле и необходимости родительского требования. Один такой опыт значит гораздо больше, чем десятки словесных наставлений.
Последствия могут быть условными следствиями непослушания, поскольку не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Применяя такие последствия, важно помнить, что наказывать ребенка лучше, лишая его чего-то хорошего, нежели чем, делая ему что-то плохое. Поэтому наиболее действенным и при этом мягким вариантом условных последствий будет отмена привилегий. Для этого важно создать список привилегий, наиболее приятных и значимых для ребенка и, разработать для себя четкие правила, в каких случаях привилегии могут предоставляться ребенку, а в каких случаях ребенок лишается той или иной привилегии. Важно, чтобы ребенок знал об этих правилах, для того чтобы он мог осознанно выбирать варианты своего поведения, оценивая последствия.
4. Создание листа бесплатных привилегий. Когда мы говорим о привилегиях — первое, что приходит в голову, — это подарки, призы и награды. Однако существуют совершенно разнообразные привилегии, многие из которых не стоят родителям ни копейки.
Ведущий предлагает родителям в режиме мозгового штурма придумать привилегии, которые они могут использовать со своим ребенком.
Предлагаются такие варианты:
• разрешить ребенку позвать в гости друга;
• разрешить лечь спать попозже;
• разрешить подольше погулять на улице;
• подольше почитать перед сном вместе с ребенком;
• совместная прогулка перед сном;
• освободить ребенка от какой-либо домашней обязанности;
• взять с собой на рыбалку и т. д.
5. Обратная связь.
6. Домашнее задание: Применять профилактическое обучение.
Занятие 5. Семейные правила, Корректирующее обучение, мотивация и целеполагание.
Цели. Формирование четкого представления о семейных правилах. Корректирующее обучение. Введение идеи жетонной системы. Выбор с каждым из родителей приемлемых вариантов жетонной системы.
В это занятие входят следующие компоненты.
1. Обратная связь. Обсуждение достижений и трудностей.
2. Обсуждение семейных правил. Сначала участники записывают свод правил, которые они уже приняли или хотели бы принять в своей семье. Затем они объединяются в тройки, в которых обсуждают то, что получилось. Другие участники слушают и могут помочь сформулировать некоторые из правил более конкретно.
3. Групповое обсуждение семейных правил. Обсуждаются сами правила и как можно их вводить.
4. Создание списков возможных отрицательных последствий, которые являются прямым следствием проступков и не являются травматичными для ребенка.
5. Предлагается упражнение на тренировку корректирующего обучения—использование корректирующего обучения для решения проблем из «проблемной карты», составленной на одном из предыдущих занятий.
6. Обсуждение: как можно использовать профилактическое и корректирующее обучение при посещении общественных мест. С родителями проговариваются и разрабатываются возможные стратегии.
7. Мотивация и целеполагание. Рассказ ведущего о применении жетонной системы (Barkley 1997b). Альтернативная модель: графики и договоры (Верк, Херрон 2001).
8. Мозговой штурм: придумываем варианты мотивирования каждого из детей. Родители рассказывают ситуации, а вся группа придумывает варианты применения жетонной системы графиков и договоров для достижения целей в разных ситуациях.
9. Обратная связь.

Занятие 6. Повторение и интеграция. Создание стратегии воспитания своего ребенка.
Цель. Подведение итогов и закрепление результатов. В этом занятии представлены следующие компоненты:
1. Обратная связь» Успехи и трудности. совать дерево и подписать те варианты, которые будут возникать в группе. Затем каждая команда представляет свой проект в общий круг.
4. Обсуждение — пап мы можем воспитать у ребенка эти качества. Родители при помощи всех полученных знаний формулируют стратегию воспитания своих детей. 5. Родители получают раздаточный материал, где изложены практические рекомендации. Ведущие рассказывают о них и отвечают на вопросы родителей.
6. Подведение итогов.
7. Заполнение форм обратной связи.
8. Обратная связь. Что получили на тренинге, что было важного, Обсуждение планов на будущее, стратегий по совладанию с проблемным поведением ребенка на дальнейших возрастных этапах.

Приложения.

Источник: "Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью" О. Н. Боголюбова, М. В. Галимзянова, А. Н. Корнев, Евина, М. В. Яковлева; Под редакцией Р. Ж. Мухамедрахимова— СПб.: Изд-во С.-Петерб» ун-та, 2009. — 78 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.