На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Познавательные процессы в период поздней взрослости
Познавательные процессы в период поздней взрослости
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Д. А. Парфенова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Сохранность высшей психической деятельности, сохранение и поддержание эффективного функционирования познавательных процессов является важной задачей позднего возраста. Основными характеристиками психических процессов в пожилом возрасте являются неравномерность и гетерохронность (Ананьев, 1980). То есть познавательные процессы в пожилом возрасте отличаются большой индивидуальной вариабельностью. В работе психологической службы центра социального обслуживания мы часто сталкиваемся с отсутствием нормативных данных по методикам, оценивающим уровневые характеристики познавательных процессов. А пожилые люди с большим интересом и некоторой тревогой относятся к изменениям собственной познавательной сферы.

Нами было проведено исследование уровневых характеристик познавательных процессов лиц пожилого возраста. При этом память мы определяем как процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения опыта (Зинченко, 2003), внимание – как направленность, сосредоточенность психической деятельности на чем-либо (Маклаков, 2003), мышление – как обобщенное и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблемы (Дружинин, 2007).
В исследовании приняли участие 110 человек в возрасте 57–90 лет, посещающих занятия в центре социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга. Исследование проходило в 2013– 2014 гг. Большая часть респондентов в возрасте 74 лет (10 %), 75 лет (14 %). Из них 106 женщин и 4 мужчины.
Использовались методики: субтест «Шифровка» теста Д. Векслера (диагностики внимания); «10 слов» А.Р. Лурия (определение уровня кратковременной слуховой памяти); выделение существенных признаков (диагностика логического мышления).
Были получены следующие результаты. Мышление: средний показатель – 5,9, стандартное отклонение – 2,32, что соответствует средним показателям по методике. Подсчет данных осуществлялся следующим образом: два верно выделенных существенных признака понятия оценивались в один балл, что позволяло говорить о достаточном уровне абстракции, отсутствии ориентации на второстепенные и конкретно-ситуативные признаки при ответе на вопрос.
Внимание: среднее значение – 33,5, стандартное отклонение – 11,11. То есть имеет место снижение уровня внимания.
Память: при первом предъявлении среднее значение – 5,9, стандартное отклонение – 1,4. При повторном предъявлении среднее значение – 7,66, стандартное отклонение – 1,6. Отсроченная проверка (без предъявления слов) – респонденты смогли вспомнить 7 слов, стандартное отклонение – 2,2. То есть непосредственное и долговременное запоминание не нарушено, отмечается некоторое снижение.
В соответствии с периодизацией ВОЗ (Рыбалко, 1990) испытуемые были разделены на три группы: 1-я – пожилой возраст (55–74 года у женщин, 60–74 года у мужчин). В эту группу был включен 51 человек, из них 50 женщин и 1 мужчина. 2-я – старческий возраст (75–90 лет). В этой группе 58 человек, из которых 55 женщин и 3 мужчины. 3-я – долгожители (90 и старше). В эту группу включен только 1 человек. В пожилом возрасте показатели памяти при первом воспроизведении – 6,45, при повторном – 8,11, а в старческом возрасте при первом воспроизведении – 5,47, а при повтором – 7,3. Внимание в пожилом возрасте – 37, а в старческом – 30,8. Мышление в обеих группах – 5,9.
Было произведено сравнение средних по данным возрастным группам (t-критерий Стьюдента). Обнаружены статистически значимые различия по показателям памяти (t = 3,84, p = 0,00) и внимания (t = 3,095, p = 0,003). То есть респонденты пожилого возраста характеризуются достоверно более высокими показателями внимания и памяти, лучше запоминают, внимательны. Более стабильным является мышление, что может объясняться данными М.А. Холодной (Холодная, 2003) о сохранности интеллекта за счет понятийного мышления. Были проанализированы корреляционные связи показателя «возраст» (коэффициент корреляции Пирсона) с показателями памяти, внимания и мышления. Обнаружены две отрицательные связи (р ≤ 0,01), чем старше становится пожилой человек, тем выраженнее снижение памяти и внимания, что соответствует результатам Б.А. Грекова (Греков, 1964) о выраженном снижении механической памяти в пожилом возрасте. Также обнаружена тесная связь памяти и внимания (р ≤ 0,01). Было выявлено, что наибольшему снижению подвержены мнемическая и аттенционная функции, показатели логического мышления более стабильны в позднем возрасте.
Источник: Ананьевские чтения – 2014
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
Материалы научной конференции 21–23 октября 2014 года
Издание подготовили к печати:
Е.П. Парфёнова, Н.Г. Михайлова, Л.Н. Иванова

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.