На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии К проблеме доверия первому впечатлению о другом человеке
К проблеме доверия первому впечатлению о другом человеке
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пастушкова Л. М. (Орел)
Век больших скоростей, открытых межгосударственных границ, интенсивного обмена информацией между людьми содержит в своем потенциале увеличение одномоментных контактов – ситуаций формирования первого впечатления о другом человеке. В современном социокультурном пространстве, когда законы коммерции стремятся подчинить себе законы нравственности, возрастает ответственность субъекта за правильную интерпретацию им первых впечатлений, поскольку их адекватность позволяет избежать перцептивных и интеллектуальных «ловушек» и противостоять распространению манипулятивных воздействий. В то же время остается неясным, на чем основана уверенность людей в адекватности своих первых впечатлений, так как множество причин исключает такую возможность, способствуя целому ряду ошибок, что требует особых усилий по их предупреждению.

Первое впечатление – феномен социальной перцепции, возникающий в первый момент восприятия ранее незнакомого человека. Первое впечатление формируется за несколько секунд и закрепляется в течение ближайшей минуты. Первое впечатление создает установку для последующих контактов, поскольку оно представляет собой образ и эмоциональное отношение к этому образу. Первое впечатление возникает интуитивно на основе восприятия внешнего вида незнакомого человека и большинство людей ему доверяет, хотя и понимает, что оно может быть обманчиво. [3, с.153]. «В процессе практического общения люди следуют своим впечатлениям друг о друге независимо от меры их адекватности, то есть мера адекватности устанавливается субъективно» [1, с.15, выделено нами]. В том, как быстро справляется с этой проблемой человек, проявляется его индивидуальность (прежде всего, когнитивный стиль), субъектность и жизненный опыт.
В акте первое впечатление легко и быстро оцениваются особенности телосложения, рост (фигура), пол и возраст человека, особенности внешнего облика, поведения и экспрессии, его социальный статус с точки зрения отклонений от нормы / соответствия норме. Таким образом дается оценка незнакомого человека: знакомый / незнакомый (чужой / свой), привлекательный / непривлекательный, опасный / неопасный, добрый / злой (хороший / плохой), открытый / закрытый, легкий / трудный.
Первое впечатление зависит от ряда факторов: поведения тела (осанка, походка, жесты, взгляд, мимика), голоса и интонаций, смысла произнесенных слов и др. Первое впечатление зависит также и от личностных особенностей воспринимающего субъекта, от ситуации, в которой происходит встреча незнакомцев. И каждый из факторов может порождать ошибочную интерпретацию первого впечатления.
Люди привыкают жить в атмосфере обмана и хитрости (двусмысленностей, недоговоренности, умолчания), примиряются с порождаемыми ими заблуждениями, допускают, что могут не только обманываться, но и сами обманывать. Искренность и честность в межличностных контактах становятся трудно воспроизводимыми качествами и состояниями. Поэтому проблема изучения доверия своему первому впечатлению о другом человеке не снижает своей актуальности, теоретической и практической значимости.
Чем же может быть порождено правильное первое впечатление? Имеется огромное количество прикладных исследований и популярных книг по психологии межличностного познания и общения, в которых психологи попытались ответить на поставленный вопрос. Их рекомендации в обобщенном виде выглядят следующим образом:
- незнакомый человек должен вызывать интерес, привлекать внимание (следует огромное количество советов по организации непроизвольного и произвольного внимания);
- желательно, чтобы интерес был глубоким и искренним, окрашенным доброжелательным настроем, что является для незнакомого человека непременным условием, знаком для самораскрытия;
- выражение интереса не должно быть навязчивым, сковывающим и подавляющим другого человека, и в то же время достаточно выразительным;
- ситуация, в которой происходит знакомство, должна быть понятной, объединяющей незнакомых людей (желательно, чтобы она была естественной);
- необходим общий принципиальный настрой реципиентов на поиск общечеловеческих качеств и характеристик в лице незнакомца, и подобный настрой на непринципиальную оценку несхожих, отличных от своих, качеств другого;
- необходима терпимость к неопределенности незнакомого человека по ряду параметров и признание за ним права на тайну, а за собой права на ошибку в познании
другого;
- желательно определенное внутреннее состояние – настрой на безусловное уважение к другому, готовность принять его таким, какой он есть на самом деле, внутренняя свобода от себя для другого - открытость, благодушие;
- желательно облегчающее познание себя в главном, принципиальном поведение (демонстрация своего настроя и доброжелательного интереса, границ допустимого
проникновения в себя).
Эти рекомендации полностью согласуются с основным рабочим принципом практикующих психологов: «Не навреди!», но по отношению к современному обывателю они выглядят почти недосягаемыми идеалами.
Проведенное нами исследование особенностей первого впечатления в начале ХХI века (в выборке из 200 человек в возрасте от14 до 42 лет преобладали студенты) выявило, что в оценке незнакомого человека люди придерживаются следующих стратегий: 1) авансируют ему положительное отношение, 2) придерживаются нейтральной позиции, 3) не доверяют, пока не узнают человека лучше. [2, 3]. И если тогда первые две стратегии были основными, то теперь мы склонны утверждать, что последняя стратегия стала преобладающей. И если ранее среди «людей первого впечатления» - уверенных в правильности своего впечатления - преобладали люди коммуникативно умелые (отзывчивые и инициативные, делающие возникшее чувство симпатии к незнакомому человеку ориентиром в построении отношений с ним, настроенные на адекватное восприятие и понимание друг друга, легко вступающие в контакт с незнакомцами), то теперь среди них все больше встречается манипуляторов, стремящихся производить нужное им впечатление и допускающих, что незнакомцы с ними поступают также.
Нами также выявлено два типа отношения к незнакомым людям, свидетельствующих о сложном процессе фильтрации информации при формировании первого впечатления. Для первого типа отношений к незнакомым людям типично доминирование непосредственности в первом впечатлении о незнакомом человеке. У этих испытуемых общение не затруднено впечатлениями о своем неудачном прошлом опыте, либо ассоциируется с удачным опытом и поэтому нет ожидания затруднений. Установление первичного контакта в новой общности для этих испытуемых может рассматриваться как ресурс потенциальных стабильных, долговременных межличностных отношений.
Для второго типа отношений типично доминирование опосредованности в первом впечатлении о незнакомом человеке. Общение людей с таким типом отношений к незнакомым людям опосредовано либо ожиданиями ранее полученного неудачного опыта (фильтр 1), либо инертностью социального и профессионального опыта (фильтр 2), либо биографическим опытом взаимодействия с людьми в детстве, юности (опыт манипулирования, опыт «лоха», альтруизм, «наивизм» и т.п.) (фильтр 3). Было выделено шесть возможных фильтров, определяющих специфику первых впечатлений о другом человеке (см.: Таблица 1).
Таблица 1
Опосредованность и непосредственность в первом впечатлении о незнакомом человеке

 

Фильтры

Характеристика фильтра

Доминирование в первом впечатлении

опосредованность
по отношению к незнакомому
человеку

непосредственность по отношению к незнакомому человеку

1

ожидание      затруднений, неудач

выражено

отсутствует

2

социальная компетентность

низкий   уровень   -   дефицит адекватных средств (не знаю, как и что делать в ситуациях общения)

высокий уровень - разнообразие адекватных средств

2

специфический социальный                       и профессиональный опыт

сложился/не              сложился (дефицит                адекватных средств)

сложился удачно

3

биографический         опыт взаимодействия с людьми в детстве, юности

опыт манипулирования

опыт «лоха», альтруизм, «наивизм»

4

социокультурные этические нормы

установка:    с    незнакомыми
надо проявлять
осторожность;     
лучше не иметь дела;
незнакомого   человека   легко обмануть

установка: незнакомые такие же люди, как и знакомые; необходимо авансировать доброжелательное отношение к незнакомому человеку

5

обстоятельства                 и ситуации контакта

ограниченные неблагоприятные

ограниченные благоприятные

6

основные черты характера

недоверие, застенчивость

базовое доверие

Результаты эмпирического исследования первого впечатления о другом человеке позволяют убедиться не только в существовании различий в непосредственности – опосредованности, непроизвольности и произвольности процесса оформления первого впечатления о незнакомом человеке, но и в том, что именно доминирующие фильтры предопределяют специфику первого впечатления. Интерпретация результатов в контексте модели фильтров позволяет уточнить понятие впечатления и предположить возможность первого впечатления достигать уровня высшей психической функции через приобретение свойств произвольности и опосредованности.
Впечатление о незнакомом человеке – сложное, системное многоуровневое образование, включающее эмоциональную, рефлексивную оценку и типологизацию чувственных данных, проекцию личного опыта на ситуацию контакта с незнакомцем. Как высшая психическая функция она достигает разной меры опосредованности и произвольности, что находит свое выражение в разнообразии фильтров, через которые пропускаются данные восприятия при контакте с незнакомыми людьми и принимаются решения о достоверности (приемлемости) оценки.
Литература
1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. - СПб: Речь, 2005.-324 с.
2.Пастушкова Л.М. Первое впечатление о другом человеке и модели его формирования // Психология общения XXI век: 10 лет развития: Материалы Межд. конф. 8-10 окт.2009 г.: в 2-х тт. Т.1. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. – СС. 244-250.
3. Пастушкова Л.М. Первое впечатление о другом человеке //Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2013. – с.153-154.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.