Пастушкова Л. М. (Орел) Век больших скоростей, открытых межгосударственных границ, интенсивного обмена информацией между людьми содержит в своем потенциале увеличение одномоментных контактов – ситуаций формирования первого впечатления о другом человеке. В современном социокультурном пространстве, когда законы коммерции стремятся подчинить себе законы нравственности, возрастает ответственность субъекта за правильную интерпретацию им первых впечатлений, поскольку их адекватность позволяет избежать перцептивных и интеллектуальных «ловушек» и противостоять распространению манипулятивных воздействий. В то же время остается неясным, на чем основана уверенность людей в адекватности своих первых впечатлений, так как множество причин исключает такую возможность, способствуя целому ряду ошибок, что требует особых усилий по их предупреждению.
Первое впечатление – феномен социальной перцепции, возникающий в первый момент восприятия ранее незнакомого человека. Первое впечатление формируется за несколько секунд и закрепляется в течение ближайшей минуты. Первое впечатление создает установку для последующих контактов, поскольку оно представляет собой образ и эмоциональное отношение к этому образу. Первое впечатление возникает интуитивно на основе восприятия внешнего вида незнакомого человека и большинство людей ему доверяет, хотя и понимает, что оно может быть обманчиво. [3, с.153]. «В процессе практического общения люди следуют своим впечатлениям друг о друге независимо от меры их адекватности, то есть мера адекватности устанавливается субъективно» [1, с.15, выделено нами]. В том, как быстро справляется с этой проблемой человек, проявляется его индивидуальность (прежде всего, когнитивный стиль), субъектность и жизненный опыт. В акте первое впечатление легко и быстро оцениваются особенности телосложения, рост (фигура), пол и возраст человека, особенности внешнего облика, поведения и экспрессии, его социальный статус с точки зрения отклонений от нормы / соответствия норме. Таким образом дается оценка незнакомого человека: знакомый / незнакомый (чужой / свой), привлекательный / непривлекательный, опасный / неопасный, добрый / злой (хороший / плохой), открытый / закрытый, легкий / трудный. Первое впечатление зависит от ряда факторов: поведения тела (осанка, походка, жесты, взгляд, мимика), голоса и интонаций, смысла произнесенных слов и др. Первое впечатление зависит также и от личностных особенностей воспринимающего субъекта, от ситуации, в которой происходит встреча незнакомцев. И каждый из факторов может порождать ошибочную интерпретацию первого впечатления. Люди привыкают жить в атмосфере обмана и хитрости (двусмысленностей, недоговоренности, умолчания), примиряются с порождаемыми ими заблуждениями, допускают, что могут не только обманываться, но и сами обманывать. Искренность и честность в межличностных контактах становятся трудно воспроизводимыми качествами и состояниями. Поэтому проблема изучения доверия своему первому впечатлению о другом человеке не снижает своей актуальности, теоретической и практической значимости. Чем же может быть порождено правильное первое впечатление? Имеется огромное количество прикладных исследований и популярных книг по психологии межличностного познания и общения, в которых психологи попытались ответить на поставленный вопрос. Их рекомендации в обобщенном виде выглядят следующим образом: - незнакомый человек должен вызывать интерес, привлекать внимание (следует огромное количество советов по организации непроизвольного и произвольного внимания); - желательно, чтобы интерес был глубоким и искренним, окрашенным доброжелательным настроем, что является для незнакомого человека непременным условием, знаком для самораскрытия; - выражение интереса не должно быть навязчивым, сковывающим и подавляющим другого человека, и в то же время достаточно выразительным; - ситуация, в которой происходит знакомство, должна быть понятной, объединяющей незнакомых людей (желательно, чтобы она была естественной); - необходим общий принципиальный настрой реципиентов на поиск общечеловеческих качеств и характеристик в лице незнакомца, и подобный настрой на непринципиальную оценку несхожих, отличных от своих, качеств другого; - необходима терпимость к неопределенности незнакомого человека по ряду параметров и признание за ним права на тайну, а за собой права на ошибку в познании другого; - желательно определенное внутреннее состояние – настрой на безусловное уважение к другому, готовность принять его таким, какой он есть на самом деле, внутренняя свобода от себя для другого - открытость, благодушие; - желательно облегчающее познание себя в главном, принципиальном поведение (демонстрация своего настроя и доброжелательного интереса, границ допустимого проникновения в себя). Эти рекомендации полностью согласуются с основным рабочим принципом практикующих психологов: «Не навреди!», но по отношению к современному обывателю они выглядят почти недосягаемыми идеалами. Проведенное нами исследование особенностей первого впечатления в начале ХХI века (в выборке из 200 человек в возрасте от14 до 42 лет преобладали студенты) выявило, что в оценке незнакомого человека люди придерживаются следующих стратегий: 1) авансируют ему положительное отношение, 2) придерживаются нейтральной позиции, 3) не доверяют, пока не узнают человека лучше. [2, 3]. И если тогда первые две стратегии были основными, то теперь мы склонны утверждать, что последняя стратегия стала преобладающей. И если ранее среди «людей первого впечатления» - уверенных в правильности своего впечатления - преобладали люди коммуникативно умелые (отзывчивые и инициативные, делающие возникшее чувство симпатии к незнакомому человеку ориентиром в построении отношений с ним, настроенные на адекватное восприятие и понимание друг друга, легко вступающие в контакт с незнакомцами), то теперь среди них все больше встречается манипуляторов, стремящихся производить нужное им впечатление и допускающих, что незнакомцы с ними поступают также. Нами также выявлено два типа отношения к незнакомым людям, свидетельствующих о сложном процессе фильтрации информации при формировании первого впечатления. Для первого типа отношений к незнакомым людям типично доминирование непосредственности в первом впечатлении о незнакомом человеке. У этих испытуемых общение не затруднено впечатлениями о своем неудачном прошлом опыте, либо ассоциируется с удачным опытом и поэтому нет ожидания затруднений. Установление первичного контакта в новой общности для этих испытуемых может рассматриваться как ресурс потенциальных стабильных, долговременных межличностных отношений. Для второго типа отношений типично доминирование опосредованности в первом впечатлении о незнакомом человеке. Общение людей с таким типом отношений к незнакомым людям опосредовано либо ожиданиями ранее полученного неудачного опыта (фильтр 1), либо инертностью социального и профессионального опыта (фильтр 2), либо биографическим опытом взаимодействия с людьми в детстве, юности (опыт манипулирования, опыт «лоха», альтруизм, «наивизм» и т.п.) (фильтр 3). Было выделено шесть возможных фильтров, определяющих специфику первых впечатлений о другом человеке (см.: Таблица 1). Таблица 1 Опосредованность и непосредственность в первом впечатлении о незнакомом человеке
Фильтры
|
Характеристика фильтра
|
Доминирование в первом впечатлении
|
опосредованность по отношению к незнакомому человеку
|
непосредственность по отношению к незнакомому человеку
|
1
|
ожидание затруднений, неудач
|
выражено
|
отсутствует
|
2
|
социальная компетентность
|
низкий уровень - дефицит адекватных средств (не знаю, как и что делать в ситуациях общения)
|
высокий уровень - разнообразие адекватных средств
|
2
|
специфический социальный и профессиональный опыт
|
сложился/не сложился (дефицит адекватных средств)
|
сложился удачно
|
3
|
биографический опыт взаимодействия с людьми в детстве, юности
|
опыт манипулирования
|
опыт «лоха», альтруизм, «наивизм»
|
4
|
социокультурные этические нормы
|
установка: с незнакомыми надо проявлять осторожность; лучше не иметь дела; незнакомого человека легко обмануть
|
установка: незнакомые такие же люди, как и знакомые; необходимо авансировать доброжелательное отношение к незнакомому человеку
|
5
|
обстоятельства и ситуации контакта
|
ограниченные неблагоприятные
|
ограниченные благоприятные
|
6
|
основные черты характера
|
недоверие, застенчивость
|
базовое доверие
|
Результаты эмпирического исследования первого впечатления о другом человеке позволяют убедиться не только в существовании различий в непосредственности – опосредованности, непроизвольности и произвольности процесса оформления первого впечатления о незнакомом человеке, но и в том, что именно доминирующие фильтры предопределяют специфику первого впечатления. Интерпретация результатов в контексте модели фильтров позволяет уточнить понятие впечатления и предположить возможность первого впечатления достигать уровня высшей психической функции через приобретение свойств произвольности и опосредованности. Впечатление о незнакомом человеке – сложное, системное многоуровневое образование, включающее эмоциональную, рефлексивную оценку и типологизацию чувственных данных, проекцию личного опыта на ситуацию контакта с незнакомцем. Как высшая психическая функция она достигает разной меры опосредованности и произвольности, что находит свое выражение в разнообразии фильтров, через которые пропускаются данные восприятия при контакте с незнакомыми людьми и принимаются решения о достоверности (приемлемости) оценки. Литература 1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. - СПб: Речь, 2005.-324 с. 2.Пастушкова Л.М. Первое впечатление о другом человеке и модели его формирования // Психология общения XXI век: 10 лет развития: Материалы Межд. конф. 8-10 окт.2009 г.: в 2-х тт. Т.1. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. – СС. 244-250. 3. Пастушкова Л.М. Первое впечатление о другом человеке //Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2013. – с.153-154. Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с. |