Страница 3 из 3
Онтологическая идентичность личности
При более глубоком анализе механизмов идентичности становится очевидной недостаточность определения идентичности только как психосоциальной тождественности. Необходимо ввести понятие об онтологической идентичности, включающем в себя процессы, связанные с экзистенциальным самоопределением человека. С.Л. Рубинштейн в философской работе «Человек и мир» говорит о том, что анализ отношения человека к миру необходимо начинать в онтологическом плане, а затем уже осуществлять в психологическом и субъективно-этическом планах (Рубинштейн С.Л. , 1976, с. 337). Можно предположить, что самым глубоким слоем потребности в идентичности является потребность в системе ориентации на уровне проблем бытия человека. Получение ответа на вопрос: «кто я?» предполагает и самоопределение человека в вопросе о смысле жизни. Достижение идентичности на онтологическом уровне означает выбор человеком системы ориентации и приобретение чувства тождественности с сообществом, принимающем и воплощающем идеалы этой системы в жизни. Это означает еще и доверие, уверенность или даже сильную веру в правильность выбранного пути, принятого через идеалы, а также надежду на исполнение обещанного в будущем. Стремление человека в условиях кризиса идентичности, вызванного резко изменившимися социальными условиями, обрести новую личную идентичность может идти разными путями. Первый вариант – путь дальнейшего самоопределения в решении экзистенциальных проблем, идентификация с позитивными нравственными идеалами. На этом пути может последовать осознание конфликта между стремлением к материальному благополучию и стремлением реализовать свою духовную природу в форме нравственного идеала. Тогда позитивной личностной идентичностью можно назвать зрелое решение человека следовать традиционным образцам нравственного идеала личности, несмотря на материальные проблемы и неустройства, осознанную готовность терпеть бедствия ради высшего смысла. Идентичность имеет сложную структуру, и различные исследователи рассматривают ее в разных аспектах. Например, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах и привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит (Цит. по: Антонова И.В., с. 478). Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении, когда формирует свое мировоззрение. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии, поэтому большая роль здесь принадлежит когнитивным процессам. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать стереотипному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения (Цит. по: Там же). Целесообразно выделить три уровня существования мировоззренческих систем, выступающих в качестве моделей самосознания для формирующейся личности – уровень общественного сознания, уровень группового сознания и уровень индивидуального сознания. Мировоззренческие системы на уровне общественного сознания в первую очередь представлены мировыми религиями, а также философско-метафизическими системами материалистического и идеалистического направления. Это коллективный плод труда, сохранения традиций и воплощения идеалов конкретных мировоззренческих систем в жизни многих поколений людей. Психологический анализ онтологической идентичности и связанное с этим процессом формирование индивидуального мировоззрения личности как ее осознанной части сталкивается с рядом сложных проблем. Человек на протяжении всей своей жизни формирует мировоззрение. Именно динамичность индивидуального мировоззрения делает невозможным прямое использование результатов философского анализа в психологии. Человек может всю жизнь быть верным идеалам выбранной им системы ориентации в жизни, а осознанное мировоззрение, поддающееся рациональному анализу, сформировать достаточно поздно. Сложности изучения мировоззрения человека связаны также с тем, что по своей сути оно является структурой индивидуального сознания и возникает в результате процесса социализации личности. Индивидуальное мировоззрение выступает также и как «слепок» с конкретной структуры группового сознания одного из существующих социальных сообществ из окружения личности. В перспективе оно может стремиться к идеальному варианту – идеальной модели общественного самосознания. Но этот «слепок» может быть далеко не совершенным по двум причинам: 1) группа-носитель данного мировоззрения, доступная индивиду, может в какой-то степени искажать его либо по политическим мотивам, либо по неспособности целого ряда членов этой группы усвоить идеалы и образцы на должном уровне; 2) идеи, идеалы и образцы могут быть усвоены человеком с различными эмоциональными искажениями, плохо поняты, неправильно истолкованы по индивидуальным причинам. Многие эмоциональные оттенки значимых переживаний могут быть недоступны начинающим. И чем сложнее, многограннее мировоззренческая система, тем труднее осваивать ее во всей полноте. Каждая крупная мировоззренческая система на уровне общественного сознания обычно представлена для дальнейшей трансляции на следующих уровнях в самых различных формах. Это религиозные, научные, философские тексты, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, но самое главное, что необходимо для ретрансляции, – это конкретные люди, воплощающие в себе в полной мере провозглашаемые идеи и идеалы. В структуре идентичности онтологический уровень является чрезвычайно важным, он фактически определяет основу интеграции личности. Личность интегрируется тем типом онтологии (т.е. реальности), в которой человек живет, существует и ментальными отношениями с этой реальностью. Важно откуда человек берет силы, чтобы жить и работать, его понимание цели и смысла жизни. Человек не выбирает нравственный закон или моральные нормы, он выбирает включенность в определенную онтологию (реальное бытие) – т.е. то, где он получает силу, энергию жизни, активность и соответствующее сопровождающее состояние. Способы «вхождения» в ту, или иную онтологию (реальность бытия, «поток» жизни) иррациональны, их можно обозначить словами – вера, надежда, любовь. Отдаленным аналогом этих слов обычного языка является термин Э. Эриксона «базовое доверие/недоверие». По определению С.Л. Франка «… в состав бытия в абсолютном смысле слова входит не только то, что есть, но и <…> то, что может быть потенциально. <…> … то, что есть в форме стремления к осуществлению» (Франк С., 1993). Поэтому весь вопрос в том, какая именно реальность (онтология) выбрана. Франк говорит о необходимости признать в бытии целеустремленность. Смысл жизни определяет вектор направленности субъекта бытия и возможные условия его достижения, а также то, как в этой реальности решается вопрос об отношении к другим людям и какое основное эмоциональное состояние сопровождает включение в эту реальность. Бытийную реальность нельзя выбирать умом, каждый человек живет в определенной реальности, часто не полностью осознавая, что это за реальность. Вера, надежда, любовь – способы включения в бытие к будущему. Когда человек «входит в онтологию», т.е. начинает жить в определенной бытийной реальности, он реализует возможности, данные в ней, но и отказывается от других возможностей, существующих в других бытийных реальностях и он реализует в своей жизни именно те нравственные выборы, которые соответствуют нравственному закону выбранной реальности.
Литература 1. Айронс У. Мораль, религия и человеческая эволюция // Религия и наука: История, метод, диалог. ‒ Архангельск, 2001. 2. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. ‒ С. 471‒481. 3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. ‒ М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 4. Братусъ Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) ‒ М.: Знание, 1985. 5. Братусъ Б.С. Образ человека в психологии России XX века // Развитие личности. ‒ 2006. ‒ № 1. ‒ С. 119-154; № 2. ‒ С. 147‒161. 6. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. Антология. ‒ Т. 2. ‒ М.: МДА, МФФ, 1994. ‒ С. 93‒121. 7. Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. ‒ С. 7‒44. 8. Дробнщкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. ‒ М.: Гардарики, 2002. 9. Звонкова КВ., Скляров В.А. Универсальный характер морали в пространстве культуры // Вестник СПбГУ. ‒ Сер. 6. ‒ 1996. ‒ Вып. 3 (№ 20). 10. Знаков В.В. Психология человеческого бытия: проблемы и и перспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия. ‒ Краснодар, 2010. 11. Знаков В.В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психологический журнал. ‒ 2013. ‒ Т. 34. ‒ № 2. ‒ С. 29‒38. 12. Лебедева ИМ. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважен ия к поискам смысла // Психологический журнал. ‒ 1999. ‒ Т.20. ‒ № 3. ‒ С. 48‒58. 13. Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. ‒ М.: Паломник. 1999. 14. Несмелое В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни. Антология. ‒ Т. 2 / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: МДА, МФФ, 1994, с. 67‒92. 15. Рубинштейн ММ. О смысле жизни. ‒ М., 1927. 16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. ‒ М.: Педагогика, 1976. 17. Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Т. 2. ‒ М.: МДА, МФФ, 1994. ‒ С. 125‒242. 18. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. ‒ М.: Республика, 1994. 19. Философский энциклопедический словарь / Ред.‒сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко ‒ М.: ИНФРА-М, 1997. 20. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Т. 2. ‒ М.: МДА, МФФ, 1994. ‒ С. 491‒583. 21. Франк С.Л. Введение в философию. ‒ СПб.: Абрис-книга, 1993. 22. Франкл В. Человек в поисках смысла. ‒ М.: Прогресс, 1990. 23. Фромм Э. Психоанализ и этика. ‒ М.: Республика, 1993. 24. Фурманов Р.Ю. Пафос и границы эволюционного гуманизма // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. ‒ М.: Республика, 1991. ‒ С. 308‒323. 25. Хевнер Ф. Теологические перспективы морали и человеческой эволюции // Религия и наука: История, метод, диалог / Ред. Е.И. Аринин. - Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2001. ‒ С. 301‒318. 26. Nowell-Smith P.H. Religion and Morality // Encyclopedia of Philosophy. ‒ N. Y.: Macmillan and The Free Press, 1967. ‒ Vol. 7. ‒ Р. 150 Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.
|