На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Нравственное измерение человеческого бытия - Онтологическая идентичность личности
Нравственное измерение человеческого бытия - Онтологическая идентичность личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Нравственное измерение человеческого бытия
Роль смысла жизни в организации жизненного пути
Онтологическая идентичность личности
Все страницы

Онтологическая идентичность личности

При более глубоком анализе механизмов идентичности становится очевидной недостаточность определения идентичности только как психосоциальной тождественности. Необходимо ввести понятие об онтологической идентичности, включающем в себя процессы, связанные с экзистенциальным самоопределением человека. С.Л. Рубинштейн в философской работе «Человек и мир» говорит о том, что анализ отношения человека к миру необходимо начинать в онтологическом плане, а затем уже осуществлять в психологическом и субъективно-этическом планах (Рубинштейн С.Л. , 1976, с. 337). Можно предположить, что самым глубоким слоем потребности в идентичности является потребность в системе ориентации на уровне проблем бытия человека. Получение ответа на вопрос: «кто я?» предполагает и самоопределение человека в вопросе о смысле жизни. Достижение идентичности на онтологическом уровне означает выбор человеком системы ориентации и приобретение чувства тождественности с сообществом, принимающем и воплощающем идеалы этой системы в жизни. Это означает еще и доверие, уверенность или даже сильную веру в правильность выбранного пути, принятого через идеалы, а также надежду на исполнение обещанного в будущем.
Стремление человека в условиях кризиса идентичности, вызванного резко изменившимися социальными условиями, обрести новую личную идентичность может идти разными путями. Первый вариант – путь дальнейшего самоопределения в решении экзистенциальных проблем, идентификация с позитивными нравственными идеалами. На этом пути может последовать осознание конфликта между стремлением к материальному благополучию и стремлением реализовать свою духовную природу в форме нравственного идеала. Тогда позитивной личностной идентичностью можно назвать зрелое решение человека следовать традиционным образцам нравственного идеала личности, несмотря на материальные проблемы и неустройства, осознанную готовность терпеть бедствия ради высшего смысла.
Идентичность имеет сложную структуру, и различные исследователи рассматривают ее в разных аспектах. Например, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах и привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит (Цит. по: Антонова И.В., с. 478). Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении, когда формирует свое мировоззрение. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии, поэтому большая роль здесь принадлежит когнитивным процессам. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать стереотипному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения (Цит. по: Там же).
Целесообразно выделить три уровня существования мировоззренческих систем, выступающих в качестве моделей самосознания для формирующейся личности – уровень общественного сознания, уровень группового сознания и уровень индивидуального сознания. Мировоззренческие системы на уровне общественного сознания в первую очередь представлены мировыми религиями, а также философско-метафизическими системами материалистического и идеалистического направления. Это коллективный плод труда, сохранения традиций и воплощения идеалов конкретных мировоззренческих систем в жизни многих поколений людей.
Психологический анализ онтологической идентичности и связанное с этим процессом формирование индивидуального мировоззрения личности как ее осознанной части сталкивается с рядом сложных проблем. Человек на протяжении всей своей жизни формирует мировоззрение. Именно динамичность индивидуального мировоззрения делает невозможным прямое использование результатов философского анализа в психологии. Человек может всю жизнь быть верным идеалам выбранной им системы ориентации в жизни, а осознанное мировоззрение, поддающееся рациональному анализу, сформировать достаточно поздно. Сложности изучения мировоззрения человека связаны также с тем, что по своей сути оно является структурой индивидуального сознания и возникает в результате процесса социализации личности. Индивидуальное мировоззрение выступает также и как «слепок» с конкретной структуры группового сознания одного из существующих социальных сообществ из окружения личности. В перспективе оно может стремиться к идеальному варианту – идеальной модели общественного самосознания. Но этот «слепок» может быть далеко не совершенным по двум причинам: 1) группа-носитель данного мировоззрения, доступная индивиду, может в какой-то степени искажать его либо по политическим мотивам, либо по неспособности целого ряда членов этой группы усвоить идеалы и образцы на должном уровне; 2) идеи, идеалы и образцы могут быть усвоены человеком с различными эмоциональными искажениями, плохо поняты, неправильно истолкованы по индивидуальным причинам. Многие эмоциональные оттенки значимых переживаний могут быть недоступны начинающим. И чем сложнее, многограннее мировоззренческая система, тем труднее осваивать ее во всей полноте. Каждая крупная мировоззренческая система на уровне общественного сознания обычно представлена для дальнейшей трансляции на следующих уровнях в самых различных формах. Это религиозные, научные, философские тексты, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, но самое главное, что необходимо для ретрансляции, – это конкретные люди, воплощающие в себе в полной мере провозглашаемые идеи и идеалы.
В структуре идентичности онтологический уровень является чрезвычайно важным, он фактически определяет основу интеграции личности. Личность интегрируется тем типом онтологии (т.е. реальности), в которой человек живет, существует и ментальными отношениями с этой реальностью. Важно откуда человек берет силы, чтобы жить и работать, его понимание цели и смысла жизни. Человек не выбирает нравственный закон или моральные нормы, он выбирает включенность в определенную онтологию (реальное бытие) – т.е. то, где он получает силу, энергию жизни, активность и соответствующее сопровождающее состояние. Способы «вхождения» в ту, или иную онтологию (реальность бытия, «поток» жизни) иррациональны, их можно обозначить словами – вера, надежда, любовь. Отдаленным аналогом этих слов обычного языка является термин Э. Эриксона «базовое доверие/недоверие».
По определению С.Л. Франка «… в состав бытия в абсолютном смысле слова входит не только то, что есть, но и <…> то, что может быть потенциально. <…> … то, что есть в форме стремления к осуществлению» (Франк С., 1993). Поэтому весь вопрос в том, какая именно реальность (онтология) выбрана. Франк говорит о необходимости признать в бытии целеустремленность. Смысл жизни определяет вектор направленности субъекта бытия и возможные условия его достижения, а также то, как в этой реальности решается вопрос об отношении к другим людям и какое основное эмоциональное состояние сопровождает включение в эту реальность.
Бытийную реальность нельзя выбирать умом, каждый человек живет в определенной реальности, часто не полностью осознавая, что это за реальность. Вера, надежда, любовь – способы включения в бытие к будущему. Когда человек «входит в онтологию», т.е. начинает жить в определенной бытийной реальности, он реализует возможности, данные в ней, но и отказывается от других возможностей, существующих в других бытийных реальностях и он реализует в своей жизни именно те нравственные выборы, которые соответствуют нравственному закону выбранной реальности.

Литература
1. Айронс У. Мораль, религия и человеческая эволюция // Религия и наука: История, метод, диалог. ‒ Архангельск, 2001.
2. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. ‒ С. 471‒481.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. ‒ М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003.
4. Братусъ Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) ‒ М.: Знание, 1985.
5. Братусъ Б.С. Образ человека в психологии России XX века // Развитие личности. ‒ 2006. ‒ № 1. ‒ С. 119-154; № 2. ‒ С. 147‒161.
6. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. Антология. ‒ Т. 2. ‒ М.: МДА, МФФ, 1994. ‒ С. 93‒121.
7. Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. ‒ С. 7‒44.
8. Дробнщкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. ‒ М.: Гардарики, 2002.
9. Звонкова КВ., Скляров В.А. Универсальный характер морали в пространстве культуры // Вестник СПбГУ. ‒ Сер. 6. ‒ 1996. ‒ Вып. 3 (№ 20).
10. Знаков В.В. Психология человеческого бытия: проблемы и и перспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия. ‒ Краснодар, 2010.
11. Знаков В.В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психологический журнал. ‒ 2013. ‒ Т. 34. ‒ № 2. ‒ С. 29‒38.
12. Лебедева ИМ. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважен ия к поискам смысла // Психологический журнал. ‒ 1999. ‒ Т.20. ‒ № 3. ‒ С. 48‒58.
13. Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. ‒ М.: Паломник. 1999.
14. Несмелое В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни. Антология. ‒ Т. 2 / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: МДА, МФФ, 1994, с. 67‒92.
15. Рубинштейн ММ. О смысле жизни. ‒ М., 1927.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. ‒ М.: Педагогика, 1976.
17. Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Т. 2. ‒ М.: МДА, МФФ, 1994. ‒ С. 125‒242.
18. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. ‒ М.: Республика, 1994.
19. Философский энциклопедический словарь / Ред.‒сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко ‒ М.: ИНФРА-М, 1997.
20. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Т. 2. ‒ М.: МДА, МФФ, 1994. ‒ С. 491‒583.
21. Франк С.Л. Введение в философию. ‒ СПб.: Абрис-книга, 1993.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла. ‒ М.: Прогресс, 1990.
23. Фромм Э. Психоанализ и этика. ‒ М.: Республика, 1993.
24. Фурманов Р.Ю. Пафос и границы эволюционного гуманизма // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. ‒ М.: Республика, 1991. ‒ С. 308‒323.
25. Хевнер Ф. Теологические перспективы морали и человеческой эволюции // Религия и наука: История, метод, диалог / Ред. Е.И. Аринин. - Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2001. ‒ С. 301‒318.
26. Nowell-Smith P.H. Religion and Morality // Encyclopedia of Philosophy. ‒ N. Y.: Macmillan and The Free Press, 1967. ‒ Vol. 7. ‒ Р. 150
Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.