Проявления честолюбия в жизненных ситуациях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Проявления честолюбия в жизненных ситуациях
Виды честолюбия и ситуаций проявления и реализации честолюбивых стремлений личности
Проявление честолюбия в жизненных ситуациях на примере художественной литературы
Все страницы

Барсукова О.В.

Честолюбие как психическое образование

Честолюбие - это стремление человека стать значимой личностью для других людей за реальные достижения. Это одно из наиболее часто встречающихся определений честолюбия в психологической литературе. Наряду с этим честолюбие в психологии определяется как рефлексивное, нравственное и аффективное психическое образование:
- честолюбие как мотивационное образование - стремление, потребность (n=132, р=0,8048);
- честолюбие как рефлексивное образование - отношение к самому себе (n=16, р=0,0975);
- честолюбие как нравственное образование - отношение к другим людям (n=12, р=0,0731);
- честолюбие как аффективное образование - эмоция, страсть (n=4, р=0,0243).
Рассмотрим определения честолюбия как того или иного психического образования.

Честолюбие как аффективное психическое образование - это эмоция и проявление глорических эмоций, чувство, страсть, приобретенная страсть, патологическая страсть. Такое определение честолюбия встречается значительно реже других и характерно для ортодоксального и гуманистического психоанализа (В. Райх, Э. Фромм), для общей психологии (А.Ф. Лазурский, Ю.М. Орлов, В.В. Юрчук), психологии эмоций (Б.И. Додонов).
Ориентируясь на программу исследования личности, разработанную А.Ф. Лазурским, честолюбие следует поместить в группу чувств, относящихся к собственной личности - к виду чувств, выражающих заботу о своем превосходстве над другими и к виду чувств, связанных с оценкой собственной личности (Лазурский А.Ф., 1995). Согласно взглядам Ю.М.Орлова, честолюбие можно отнести к чувствам, возникающим при сравнении человеком себя с другими людьми (Орлов Ю.М., 1991). Здесь следует обратить внимание на то, что при отнесении честолюбия к чувствам присутствует рефлексивный компонент (самооценка) и нравственный компонент (превосходство над другими).
Б.И. Додонов выделяет глорические эмоции и соответствующий им глорический тип общей эмоциональной направленности личности, к которым, на наш взгляд, можно отнести и честолюбие. Для людей этого типа самой приятной является ситуация, когда ими восхищаются, перед ними преклоняются и др., ситуация реального или воображаемого «пожинания лавров». Такие эмоции связаны, по мнению Б.И. Додонова, с потребностью в самоутверждении и славе. Кроме того, как полагает автор, у людей этого типа обнаруживается тщательно скрываемый комплекс неполноценности (Додонов Б.И., 1987).
Честолюбие можно отнести к социальным эмоциям - к эмоциям, направленным на себя, но связанным с взаимоотношениями человека с другими людьми. Честолюбие в данном случае отражает особенности переживания человеком собственного состояния и его отношений с другими людьми, переживания, обусловленные социальным положением человека, его местом в социальной иерархии. Но при этом честолюбие выполняет мотивационную функцию (стремление к высокому статусу, славе, наградам) и также включает нравственные (надменное отношение к другим людям) и рефлексивные (преувеличение своих достоинств, комплекс неполноценности) компоненты.
Честолюбие как нравственное образование - это отношение к другим людям, которое отражает особенности межличностных отношений. Такое понимание честолюбия отражено в работах по психологии личности (А.Ф. Лазурский), социальной психологии (В.Г. Крысько), этической психологии (Л.М. Попов, Ю.Н. Устина), гуманистическому психоанализу (Э. Фромм).
Честолюбие как показатель отношения к другим людям предполагает:
- превосходство над другими (А.Ф. Лазурский);
- надменное отношение к другим людям (В.В. Юрчук);
- ущемление других людей, их прав (В.Г. Крысько);
- способ приспособления к жизни, фактор привлекательности личности на «рынке» (Э. Фромм);
- форма преподнесения себя в обществе (А. Менегетти).
Обратимся к анализу определений честолюбия как нравственного психического образования, представленных в современных диссертационных исследованиях. Однако и в этих определениях честолюбия присутствует мотивационный компонент.
Г.В. Шевченко в диссертационном исследовании относит честолюбие к нравственным качествам личности и рассматривает его в контексте проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения и формирования личного достоинства человека. Честолюбие здесь понимается как осознанное отношение личности к своей чести, чести семьи и чести Отечества, подкрепленное достойным исполнением своего гражданского долга. Однако Г.В. Шевченко предлагает и второе определение честолюбия, позволяющие отнести данное качество к мотивационным образованиям: «Честолюбие - это глубинная мотивация личности на привлечение внимания людей к своим поступкам, признания ими ее личных и деловых качеств, показатель нравственной зрелости и социальной активности личности» (Шевченко Г.В., 2007). А также автор прямо пишет, что честолюбие является важным условием личностной самореализации учащихся, что еще раз позволяет отнести честолюбие к мотивационным образованиям. Г.В. Шевченко полагает, что честолюбие феноменологически связано с нравственными понятиями чести и бесчестия. Эти понятия являются, по мнению автора, родовыми для некоторых других позитивных (честность, порядочность, гордость) и негативных (презрение, гордыня, гонор) понятий.
Ю.Н. Устина в рамках диссертационного исследования дает следующее определение честолюбия: «Честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает самостоятельной этической чертой. Этически-конструктивный или этически-деструктивный характер данной черты определяется общим уровнем развития человечности, отражающей качественное своеобразие нравственно-этического слоя личности» (Устина Ю.Н., 2008).
На наш взгляд данное определение позволяет одновременно охарактеризовать честолюбие не только как нравственное качество личности, но и как мотивационное (компонент детерминантного комплекса), и как рефлексивное (субъект саморазвития). Тем не менее, ведущим здесь будет нравственный аспект, т.к. согласно Ю.Н. Устиной, честолюбие является самостоятельной этической чертой, которая определяет содержание и качество взаимодействия человека с другими людьми.
Ю.Н. Устина обращает внимание на еще одну важную особенность честолюбия как этической категории: «С одной стороны, оно признается этически-конструктивным качеством, определяющим как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром, с другой - этически-деструктивным, синонимичным эгоизму, гордыне и тщеславию» (Устина Ю.Н., 2008, c. 3). Соотнося психологическое содержание честолюбия с морально-нравственным уровнем развития личности, Ю.Н. Устина подчеркивает позитивное влияние честолюбия на личностные характеристики человека.
Честолюбие как нравственное качество относится к социально-психологическим образованиям в структуре психики, т.е. оно формируется и проявляется в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Честолюбие как рефлексивное образование - это показатель отношения человека к себе. Согласимся в данном случае с А.В. Петровским, который относит честолюбие (наряду с гордостью, самолюбием, скромностью и др.) к свойствам характера, определяющим и выражающим отношение человека к самому себе. Честолюбие включено в контекст социальной жизнедеятельности человека и раскрывает содержание его внутреннего мира.
Честолюбие как рефлексивное образование - это
- самолюбие (В.А. Снегирев, А.Ф. Лазурский);
- самоотношение (А.В. Петровский);
- общеличностный признак человека (Л.М. Попов);
- самовыражение (А. Адлер, А. Маслоу);
- самолюбование и самопочитание (Т. Шибутани);
- эгоизм (В.А. Снегирев, К. Леонгард, В.Г. Крысько) и проявление нарциссизма (К. Хорни, Э. Фромм);
- маскулинное качество личности (С. Бем, С. Безоу, Б.М. Бим-Бад);
- преувеличенное чувство собственной значимости (Р. Мэй, В.В. Юрчук) и компенсация низкого уровня собственного достоинства (А. Менегетти). По мнению К. Муздыбаева, одним из проявлений надежды можно
рассматривать честолюбие, а также стремления и чаяния, переживаемые как желание обладать богатством, властью, высоким социальным и профессиональным статусом. Такое проявление надежды характерно для общества, в котором культивируются индивидуальные достижения и успехи личности, индивидуальная свобода. Однако такое проявление надежды способно привести к разочарованию и краху (Муздыбаев К., 1999).
Такое понимание характерно для работ по общей психологии, психологии личности, социальной и гендерной психологии, гуманистического психоанализа и психиатрии.
В качестве примера проанализируем определения честолюбия, предложенные в русле православной психологии (В.А. Снегирев) и психиатрии (К. Леонгард).
В.А. Снегирев относит честолюбие к эгоизму как к одному из видов любви. «Зная, что знаки уважения оказываются людям, заслуживающим этого, обладающим известными достоинствами, честолюбивый человек видит в заявлении этих знаков, в почете, доказательство своих достоинств и проникается приятным волнением самодовольства, самоуслаждения, самоуважения». При этом к внешнему почету стремится человек, у которого мало внутренних, личностных достоинств, которые бы заслуживали этого почета. «Ему особенно приятно это внешнее возбуждение волнений самодовольства и самоуважения, именно потому, что у него нет внутренних поводов к его развитию» (Снегирев В.А., 2008).
К. Леонгард также относит честолюбие к проявлениям эгоизма. И также уточняет, что честолюбие «сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало» (Леонгард К., 2000, c. 120).
Очевидно, что мотивационный компонент присутствует и в этих определениях – стремление человека к внешнему признанию, к поощрениям. Обнаруживается и нравственный компонент – ожидание знаков внимания, поощрения и пр. от других людей.
Честолюбие как мотивационное образование – это желание, потребность, стремление, мотив, мотиватор; это мотив социальных, профессиональных и др. достижений личности; это потребность в признании. Также честолюбие понимается как невротическая потребность, выполняющая функцию психологической защиты (К. Хорни), нездоровое стремление к превосходству (А. Адлер, Р. Мэй, К. Хорни). Честолюбие как стремление является результатом отражения внешней социальной среды как предмета актуальных потребностей человека.
Это наиболее часто встречающееся определение, как в зарубежной, так и в отечественной психологии – общая психология, психология личности, социальная психологи, психоанализ и др.
Например, на основе психосемантического подхода в русле исследования мотивационной сферы личности В.Ф. Петренко и Э.Тодоровой была, в частности, выявлена оппозиция: мотивы самосовершенствования («стремление к знаниям» и «желание самосовершенствования») – мотивы индивидуального достижения («стремление лидировать», «честолюбие»). По мнению исследователей, такое содержание, по-видимому, отражает конструкт «стремление к внутреннему самосовершенствованию – стремление к социальным достижениям». Данный конструкт был выделен по среднегрупповой матрице данных, отражающей общие тенденции в структурировании мотивации» (Петренко В.Ф,, 1983, с. 93).
Анализ словарных и авторских определений честолюбия позволяет отметить следующее:
1. Честолюбие – это стремление, устойчивый положительный или отрицательный мотив.
2. Честолюбие как мотив имеет свой предмет.
3. Честолюбие может быть разных видов.
4. Честолюбие проявляется в различных ситуациях жизнедеятельности человека.
5. Честолюбие взаимосвязано с другими качествами личности, может рассматриваться как маркер присутствия одних, и отсутствия других качеств в структуре личности.
Анализ психологических источников также позволяет выделить предмет честолюбия как мотива. Так в качестве предмета честолюбивых стремлений личности выступают:

Высокий социальный статус и общественное положение, а также соответствующие им почести и награды.

Высокий профессиональный статус.

Власть и лидерство.

Слава и известность.

Первенство.
- Богатство.
Очевидно, что предмет честолюбивых стремлений человека связан с социальной и профессиональной жизнью человека, его взаимодействием с другими людьми.
Обращает на себя внимание следующая важная особенность честолюбия - оно не всегда явно проявляется и реализуется, оно может быть замаскировано, и принимать такие формы как:

- скромность (А. Адлер);
уединенность и отказ от социальной жизни (А. Адлер);
может воплотиться в религиозности (А. Адлер, Р. Мэй);
может осуществляться в фантазиях и грезах (А. Адлер, К. Леонгард, Т. Шибутани).
Представленный выше анализ психологических и педагогических определений честолюбия позволяет сделать важный вывод:
Определения, характеризующие честолюбие как рефлексивное, нравственное или аффективное психическое образование, включают в себя его характеристики как мотивационного образования. Все это позволяет нам отнести честолюбие к мотивационным образованиям, включающим в себя другие психические образования.
Таким образом, мы предлагаем следующее авторское определение честолюбия: честолюбие - это стремление человека стать значимой личностью для других людей за реальные достижения (Барсукова О.В., 2010, c. 23).
Авторская позиция заключается в том, что:

- честолюбие является мотивационным психическим образованием, обязательно включающим в себя рефлексивную и нравственную составляющие, т.е. честолюбие имеет определенную структуру;
реализация честолюбивых стремлений является обязательным условием получения признания, другими словами, честолюбивому человеку принципиально самому достигнуть результатов и получить за них признание;

честолюбие выполняет определенные функции; существуют различные виды честолюбия в зависимости от критериев;
- честолюбие воспитывается, формируется.
Честолюбие как мотивационное психическое образование имеет определенную структуру, представленную внутренним и внешним компонентом.
Внутренний компонент честолюбия включает в себя:
1. Мотивационное ядро - стремление личности.
2. Рефлексивный компонент - личностная значимость честолюбия для человека, которая проявляется в самоотношении, в содержании внутреннего мира личности.
3. Нравственный компонент - отношение к другим людям, в процессе взаимодействия с которыми реализуется и проявляется честолюбие. Внешний компонент представлен различными формами социальной
активности человека (действия, поступки, отношение, поведение), в которых реализуются честолюбивые стремления личности.
Честолюбие выполняет определенные функции, связанные с социальной активностью человека. Ведущей функцией является мотивационная. Честолюбие направляет активность личности на достижения в разных сферах жизнедеятельности - это может выразиться в стремлении к славе, успеху, карьерному продвижению, власти и пр. Это могут быть достижения в профессиональной, семейной и других сферах социальной жизни человека.
Мотивационную функцию можно конкретизировать:
- регуляторная (энергетическая) функция - мобилизация и концентрация сил на достижение поставленной цели;
- функция социальных достижений - обеспечение социальной (вертикальной) мобильности и достижение высокого социального статуса и признания, в т.ч. власть, превосходство, карьера;
- функция самореализации и самосовершенствования, в т.ч. профессиональная самореализация, раскрытие личностного потенциала, выражение индивидуальности;
- рефлексивная функция, или функция самоотношения отражает отношение к себе, способствует самоуважению, повышению или поддержанию самооценки, самопознанию;
- коммуникативная функция отвечает за самопрезентацию, за формирование социального лица человека, за установление взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.
Данные функции будут с разной степенью интенсивности выражены у честолюбивых людей, будут по-разному актуализированы в той или иной ситуации.

 



 

Это интересно

Рекомендации

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.