Страница 2 из 3
Виды честолюбия и ситуаций проявления и реализации честолюбивых стремлений личности
При описании честолюбия как того или иного психического образования можно выделить его виды, а также те ситуации, в которых личность реализует свои честолюбивые стремления. Обратимся к анализу некоторых из них: Критерий «сфера реализации честолюбия». В данном случае речь идет о том, в какой сфере социальной жизни человек реализует свое честолюбивое стремление - дом и семья; профессия и карьера и др. Наиболее часто встречаются описания профессионального честолюбия и честолюбия, проявляющегося в межличностных, прежде всего, семейных отношениях. В данном контексте честолюбие рассматривается как один из обязательных мотивов деятельности человека. Например, честолюбие наряду с желанием добиться успеха и признания, осознанием собственных возможностей и силы, является мотивом творческой деятельности человека (В.Л. Дранков, Л.М. Попов). При этом следует обратить внимание на просоциальную или антисоциальную направленность честолюбия. Так, например, профессиональное честолюбие может быть присуще ученому, а может встречаться у преступника. Выбор профессии можно рассматривать как пример ситуации, в которой проявляется честолюбие человека. Так, например, П.Ф. Лесгафт прямо пишет, что честолюбивый человек выберет в качестве профессиональной деятельности музыку, живопись, сценическое искусство, т.е. тот вид деятельности, который практически сразу приносит успех, признание, овации, награды. Таким образом, делает он вывод, что наибольшее количество честолюбивых людей встречается среди артистов, художников, ученых, учителей и профессоров (Лесгафт П.Ф., 1998). Об этом, а также о том, что желание известности присуще не только представителям «звездных» профессий, но и обычным людям пишет В.В. Юрчук: «многие субъекты ввиду честолюбия, непомерных амбиций, эгоизма, хотят, как, к примеру, многие голливудские и отечественные шоу-звезды, мелькать на страницах бульварно-светских газет, в качестве предмета обсуждаемого в скандально-бомондных хрониках-репортажах, с целью поднятия собственного реноме или престижа». (Юрчук В.В., 1998, с. 507). Пример того, как честолюбие ученых, занимающих высокую позицию в профессиональной иерархии, может затормозить развитие науки, приводит Т. Шибутани: «… Влияние честолюбивого человека может простираться еще дальше, если он становится редактором ведущего журнала или консультантом издателя. Некоторые из тех, кто занимает ключевые позиции в высоко котирующихся организациях, создают целые интеллектуальные империи. Иногда это может нанести значительный вред. Если убеждения влиятельного учено окажутся грубой ошибкой, возможно, что развитие его области будет задержано на полсотни лет. … Как и во многих других кругах, честолюбивые ученые часто образуют фракции. Иногда расхождения обсуждаются открыто в достойных критических выступлениях, но рассмотрение альтернативных гипотез, особенно когда доказательства не очевидны, часто выливается в мстительную личную ссору. Знаменитый физиолог Кэннон, опубликовавший свои воспоминания, сетует не на то, что другие ученые с ним в чем-то не соглашались, а на чрезвычайно оскорбительную манеру нападок. Даже отступая, критики часто принимали презрительный вид, намекая, что их оппонент просто глуп» (Шибутани Т., 2002, с. 518-519) Критерий «осознанность честолюбия». Человек не всегда может осознавать, признаваться себе, да и другим, что он честолюбив. Поэтому можно говорить о видах честолюбия по степени его осознанности, признаваемости: - осознанное или неосознанное (неосознаваемое) честолюбие; - признаваемое или отрицаемое честолюбие; - скрываемое и явное честолюбие. При этом следует согласиться с Т. Шибутани, с тем, что человек может искренне быть уверенным в том, что он нечестолюбив: «Некоторые утверждают, что у них нет личного честолюбия, и в то же время делают все, чтобы занять более высокое положение даже за счет других. Такие люди обычно не являются нечестными. Они действительно верят в то, что говорят, но на деле не способны заметить непоследовательности, которая очевидна даже для самых неискушенных. Просто некоторым людям крайне трудно следовать совету Полония о том, что человек должен быть всегда правдивым с самим собой» (Шибутани Т., 2002, c. 198). О «маскировке» честолюбия пишет и Е.П. Ильин: «… у хорошо воспитанных людей оно (честолюбие) может быть абсолютно незаметным. Внешне такой человек может выглядеть скромным и даже застенчивым, и о наличии у него честолюбия можно судить лишь при психологическом анализе его действий и поступков, так как по мере взросления большинство людей научаются скрывать свое честолюбие, объясняя окружающим причины своих поступков иными мотивами: чувством долга, ответственности и пр.» (Ильин Е.П., 2014, с. 155). По мнению Р. Мэя, работа психолога с честолюбивым клиентом заключается в том, чтобы подвести клиента к осознанию эгоистического честолюбия и желания властвовать, найти социально-конструктивные пути реализации амбиций при одновременном корректировании внутреннего напряжения и налаживания отношений с социумом (Мэй Р., 2001).
|