Проявления честолюбия в жизненных ситуациях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Проявления честолюбия в жизненных ситуациях
Виды честолюбия и ситуаций проявления и реализации честолюбивых стремлений личности
Проявление честолюбия в жизненных ситуациях на примере художественной литературы
Все страницы

Барсукова О.В.

Честолюбие как психическое образование

Честолюбие - это стремление человека стать значимой личностью для других людей за реальные достижения. Это одно из наиболее часто встречающихся определений честолюбия в психологической литературе. Наряду с этим честолюбие в психологии определяется как рефлексивное, нравственное и аффективное психическое образование:
- честолюбие как мотивационное образование - стремление, потребность (n=132, р=0,8048);
- честолюбие как рефлексивное образование - отношение к самому себе (n=16, р=0,0975);
- честолюбие как нравственное образование - отношение к другим людям (n=12, р=0,0731);
- честолюбие как аффективное образование - эмоция, страсть (n=4, р=0,0243).
Рассмотрим определения честолюбия как того или иного психического образования.

Честолюбие как аффективное психическое образование - это эмоция и проявление глорических эмоций, чувство, страсть, приобретенная страсть, патологическая страсть. Такое определение честолюбия встречается значительно реже других и характерно для ортодоксального и гуманистического психоанализа (В. Райх, Э. Фромм), для общей психологии (А.Ф. Лазурский, Ю.М. Орлов, В.В. Юрчук), психологии эмоций (Б.И. Додонов).
Ориентируясь на программу исследования личности, разработанную А.Ф. Лазурским, честолюбие следует поместить в группу чувств, относящихся к собственной личности - к виду чувств, выражающих заботу о своем превосходстве над другими и к виду чувств, связанных с оценкой собственной личности (Лазурский А.Ф., 1995). Согласно взглядам Ю.М.Орлова, честолюбие можно отнести к чувствам, возникающим при сравнении человеком себя с другими людьми (Орлов Ю.М., 1991). Здесь следует обратить внимание на то, что при отнесении честолюбия к чувствам присутствует рефлексивный компонент (самооценка) и нравственный компонент (превосходство над другими).
Б.И. Додонов выделяет глорические эмоции и соответствующий им глорический тип общей эмоциональной направленности личности, к которым, на наш взгляд, можно отнести и честолюбие. Для людей этого типа самой приятной является ситуация, когда ими восхищаются, перед ними преклоняются и др., ситуация реального или воображаемого «пожинания лавров». Такие эмоции связаны, по мнению Б.И. Додонова, с потребностью в самоутверждении и славе. Кроме того, как полагает автор, у людей этого типа обнаруживается тщательно скрываемый комплекс неполноценности (Додонов Б.И., 1987).
Честолюбие можно отнести к социальным эмоциям - к эмоциям, направленным на себя, но связанным с взаимоотношениями человека с другими людьми. Честолюбие в данном случае отражает особенности переживания человеком собственного состояния и его отношений с другими людьми, переживания, обусловленные социальным положением человека, его местом в социальной иерархии. Но при этом честолюбие выполняет мотивационную функцию (стремление к высокому статусу, славе, наградам) и также включает нравственные (надменное отношение к другим людям) и рефлексивные (преувеличение своих достоинств, комплекс неполноценности) компоненты.
Честолюбие как нравственное образование - это отношение к другим людям, которое отражает особенности межличностных отношений. Такое понимание честолюбия отражено в работах по психологии личности (А.Ф. Лазурский), социальной психологии (В.Г. Крысько), этической психологии (Л.М. Попов, Ю.Н. Устина), гуманистическому психоанализу (Э. Фромм).
Честолюбие как показатель отношения к другим людям предполагает:
- превосходство над другими (А.Ф. Лазурский);
- надменное отношение к другим людям (В.В. Юрчук);
- ущемление других людей, их прав (В.Г. Крысько);
- способ приспособления к жизни, фактор привлекательности личности на «рынке» (Э. Фромм);
- форма преподнесения себя в обществе (А. Менегетти).
Обратимся к анализу определений честолюбия как нравственного психического образования, представленных в современных диссертационных исследованиях. Однако и в этих определениях честолюбия присутствует мотивационный компонент.
Г.В. Шевченко в диссертационном исследовании относит честолюбие к нравственным качествам личности и рассматривает его в контексте проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения и формирования личного достоинства человека. Честолюбие здесь понимается как осознанное отношение личности к своей чести, чести семьи и чести Отечества, подкрепленное достойным исполнением своего гражданского долга. Однако Г.В. Шевченко предлагает и второе определение честолюбия, позволяющие отнести данное качество к мотивационным образованиям: «Честолюбие - это глубинная мотивация личности на привлечение внимания людей к своим поступкам, признания ими ее личных и деловых качеств, показатель нравственной зрелости и социальной активности личности» (Шевченко Г.В., 2007). А также автор прямо пишет, что честолюбие является важным условием личностной самореализации учащихся, что еще раз позволяет отнести честолюбие к мотивационным образованиям. Г.В. Шевченко полагает, что честолюбие феноменологически связано с нравственными понятиями чести и бесчестия. Эти понятия являются, по мнению автора, родовыми для некоторых других позитивных (честность, порядочность, гордость) и негативных (презрение, гордыня, гонор) понятий.
Ю.Н. Устина в рамках диссертационного исследования дает следующее определение честолюбия: «Честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает самостоятельной этической чертой. Этически-конструктивный или этически-деструктивный характер данной черты определяется общим уровнем развития человечности, отражающей качественное своеобразие нравственно-этического слоя личности» (Устина Ю.Н., 2008).
На наш взгляд данное определение позволяет одновременно охарактеризовать честолюбие не только как нравственное качество личности, но и как мотивационное (компонент детерминантного комплекса), и как рефлексивное (субъект саморазвития). Тем не менее, ведущим здесь будет нравственный аспект, т.к. согласно Ю.Н. Устиной, честолюбие является самостоятельной этической чертой, которая определяет содержание и качество взаимодействия человека с другими людьми.
Ю.Н. Устина обращает внимание на еще одну важную особенность честолюбия как этической категории: «С одной стороны, оно признается этически-конструктивным качеством, определяющим как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром, с другой - этически-деструктивным, синонимичным эгоизму, гордыне и тщеславию» (Устина Ю.Н., 2008, c. 3). Соотнося психологическое содержание честолюбия с морально-нравственным уровнем развития личности, Ю.Н. Устина подчеркивает позитивное влияние честолюбия на личностные характеристики человека.
Честолюбие как нравственное качество относится к социально-психологическим образованиям в структуре психики, т.е. оно формируется и проявляется в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Честолюбие как рефлексивное образование - это показатель отношения человека к себе. Согласимся в данном случае с А.В. Петровским, который относит честолюбие (наряду с гордостью, самолюбием, скромностью и др.) к свойствам характера, определяющим и выражающим отношение человека к самому себе. Честолюбие включено в контекст социальной жизнедеятельности человека и раскрывает содержание его внутреннего мира.
Честолюбие как рефлексивное образование - это
- самолюбие (В.А. Снегирев, А.Ф. Лазурский);
- самоотношение (А.В. Петровский);
- общеличностный признак человека (Л.М. Попов);
- самовыражение (А. Адлер, А. Маслоу);
- самолюбование и самопочитание (Т. Шибутани);
- эгоизм (В.А. Снегирев, К. Леонгард, В.Г. Крысько) и проявление нарциссизма (К. Хорни, Э. Фромм);
- маскулинное качество личности (С. Бем, С. Безоу, Б.М. Бим-Бад);
- преувеличенное чувство собственной значимости (Р. Мэй, В.В. Юрчук) и компенсация низкого уровня собственного достоинства (А. Менегетти). По мнению К. Муздыбаева, одним из проявлений надежды можно
рассматривать честолюбие, а также стремления и чаяния, переживаемые как желание обладать богатством, властью, высоким социальным и профессиональным статусом. Такое проявление надежды характерно для общества, в котором культивируются индивидуальные достижения и успехи личности, индивидуальная свобода. Однако такое проявление надежды способно привести к разочарованию и краху (Муздыбаев К., 1999).
Такое понимание характерно для работ по общей психологии, психологии личности, социальной и гендерной психологии, гуманистического психоанализа и психиатрии.
В качестве примера проанализируем определения честолюбия, предложенные в русле православной психологии (В.А. Снегирев) и психиатрии (К. Леонгард).
В.А. Снегирев относит честолюбие к эгоизму как к одному из видов любви. «Зная, что знаки уважения оказываются людям, заслуживающим этого, обладающим известными достоинствами, честолюбивый человек видит в заявлении этих знаков, в почете, доказательство своих достоинств и проникается приятным волнением самодовольства, самоуслаждения, самоуважения». При этом к внешнему почету стремится человек, у которого мало внутренних, личностных достоинств, которые бы заслуживали этого почета. «Ему особенно приятно это внешнее возбуждение волнений самодовольства и самоуважения, именно потому, что у него нет внутренних поводов к его развитию» (Снегирев В.А., 2008).
К. Леонгард также относит честолюбие к проявлениям эгоизма. И также уточняет, что честолюбие «сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало» (Леонгард К., 2000, c. 120).
Очевидно, что мотивационный компонент присутствует и в этих определениях – стремление человека к внешнему признанию, к поощрениям. Обнаруживается и нравственный компонент – ожидание знаков внимания, поощрения и пр. от других людей.
Честолюбие как мотивационное образование – это желание, потребность, стремление, мотив, мотиватор; это мотив социальных, профессиональных и др. достижений личности; это потребность в признании. Также честолюбие понимается как невротическая потребность, выполняющая функцию психологической защиты (К. Хорни), нездоровое стремление к превосходству (А. Адлер, Р. Мэй, К. Хорни). Честолюбие как стремление является результатом отражения внешней социальной среды как предмета актуальных потребностей человека.
Это наиболее часто встречающееся определение, как в зарубежной, так и в отечественной психологии – общая психология, психология личности, социальная психологи, психоанализ и др.
Например, на основе психосемантического подхода в русле исследования мотивационной сферы личности В.Ф. Петренко и Э.Тодоровой была, в частности, выявлена оппозиция: мотивы самосовершенствования («стремление к знаниям» и «желание самосовершенствования») – мотивы индивидуального достижения («стремление лидировать», «честолюбие»). По мнению исследователей, такое содержание, по-видимому, отражает конструкт «стремление к внутреннему самосовершенствованию – стремление к социальным достижениям». Данный конструкт был выделен по среднегрупповой матрице данных, отражающей общие тенденции в структурировании мотивации» (Петренко В.Ф,, 1983, с. 93).
Анализ словарных и авторских определений честолюбия позволяет отметить следующее:
1. Честолюбие – это стремление, устойчивый положительный или отрицательный мотив.
2. Честолюбие как мотив имеет свой предмет.
3. Честолюбие может быть разных видов.
4. Честолюбие проявляется в различных ситуациях жизнедеятельности человека.
5. Честолюбие взаимосвязано с другими качествами личности, может рассматриваться как маркер присутствия одних, и отсутствия других качеств в структуре личности.
Анализ психологических источников также позволяет выделить предмет честолюбия как мотива. Так в качестве предмета честолюбивых стремлений личности выступают:

Высокий социальный статус и общественное положение, а также соответствующие им почести и награды.

Высокий профессиональный статус.

Власть и лидерство.

Слава и известность.

Первенство.
- Богатство.
Очевидно, что предмет честолюбивых стремлений человека связан с социальной и профессиональной жизнью человека, его взаимодействием с другими людьми.
Обращает на себя внимание следующая важная особенность честолюбия - оно не всегда явно проявляется и реализуется, оно может быть замаскировано, и принимать такие формы как:

- скромность (А. Адлер);
уединенность и отказ от социальной жизни (А. Адлер);
может воплотиться в религиозности (А. Адлер, Р. Мэй);
может осуществляться в фантазиях и грезах (А. Адлер, К. Леонгард, Т. Шибутани).
Представленный выше анализ психологических и педагогических определений честолюбия позволяет сделать важный вывод:
Определения, характеризующие честолюбие как рефлексивное, нравственное или аффективное психическое образование, включают в себя его характеристики как мотивационного образования. Все это позволяет нам отнести честолюбие к мотивационным образованиям, включающим в себя другие психические образования.
Таким образом, мы предлагаем следующее авторское определение честолюбия: честолюбие - это стремление человека стать значимой личностью для других людей за реальные достижения (Барсукова О.В., 2010, c. 23).
Авторская позиция заключается в том, что:

- честолюбие является мотивационным психическим образованием, обязательно включающим в себя рефлексивную и нравственную составляющие, т.е. честолюбие имеет определенную структуру;
реализация честолюбивых стремлений является обязательным условием получения признания, другими словами, честолюбивому человеку принципиально самому достигнуть результатов и получить за них признание;

честолюбие выполняет определенные функции; существуют различные виды честолюбия в зависимости от критериев;
- честолюбие воспитывается, формируется.
Честолюбие как мотивационное психическое образование имеет определенную структуру, представленную внутренним и внешним компонентом.
Внутренний компонент честолюбия включает в себя:
1. Мотивационное ядро - стремление личности.
2. Рефлексивный компонент - личностная значимость честолюбия для человека, которая проявляется в самоотношении, в содержании внутреннего мира личности.
3. Нравственный компонент - отношение к другим людям, в процессе взаимодействия с которыми реализуется и проявляется честолюбие. Внешний компонент представлен различными формами социальной
активности человека (действия, поступки, отношение, поведение), в которых реализуются честолюбивые стремления личности.
Честолюбие выполняет определенные функции, связанные с социальной активностью человека. Ведущей функцией является мотивационная. Честолюбие направляет активность личности на достижения в разных сферах жизнедеятельности - это может выразиться в стремлении к славе, успеху, карьерному продвижению, власти и пр. Это могут быть достижения в профессиональной, семейной и других сферах социальной жизни человека.
Мотивационную функцию можно конкретизировать:
- регуляторная (энергетическая) функция - мобилизация и концентрация сил на достижение поставленной цели;
- функция социальных достижений - обеспечение социальной (вертикальной) мобильности и достижение высокого социального статуса и признания, в т.ч. власть, превосходство, карьера;
- функция самореализации и самосовершенствования, в т.ч. профессиональная самореализация, раскрытие личностного потенциала, выражение индивидуальности;
- рефлексивная функция, или функция самоотношения отражает отношение к себе, способствует самоуважению, повышению или поддержанию самооценки, самопознанию;
- коммуникативная функция отвечает за самопрезентацию, за формирование социального лица человека, за установление взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.
Данные функции будут с разной степенью интенсивности выражены у честолюбивых людей, будут по-разному актуализированы в той или иной ситуации.

 


 

Виды честолюбия и ситуаций проявления и реализации честолюбивых стремлений личности

При описании честолюбия как того или иного психического образования можно выделить его виды, а также те ситуации, в которых личность реализует свои честолюбивые стремления. Обратимся к анализу некоторых из них:
Критерий «сфера реализации честолюбия».
В данном случае речь идет о том, в какой сфере социальной жизни человек реализует свое честолюбивое стремление - дом и семья; профессия и карьера и др. Наиболее часто встречаются описания профессионального честолюбия и честолюбия, проявляющегося в межличностных, прежде всего, семейных отношениях. В данном контексте честолюбие рассматривается как один из обязательных мотивов деятельности человека. Например, честолюбие наряду с желанием добиться успеха и признания, осознанием собственных возможностей и силы, является мотивом творческой деятельности человека (В.Л. Дранков, Л.М. Попов).
При этом следует обратить внимание на просоциальную или антисоциальную направленность честолюбия. Так, например,
профессиональное честолюбие может быть присуще ученому, а может встречаться у преступника.
Выбор профессии можно рассматривать как пример ситуации, в которой проявляется честолюбие человека. Так, например, П.Ф. Лесгафт прямо пишет, что честолюбивый человек выберет в качестве профессиональной деятельности музыку, живопись, сценическое искусство, т.е. тот вид деятельности, который практически сразу приносит успех, признание, овации, награды. Таким образом, делает он вывод, что наибольшее количество честолюбивых людей встречается среди артистов, художников, ученых, учителей и профессоров (Лесгафт П.Ф., 1998). Об этом, а также о том, что желание известности присуще не только представителям «звездных» профессий, но и обычным людям пишет В.В. Юрчук: «многие субъекты ввиду честолюбия, непомерных амбиций, эгоизма, хотят, как, к примеру, многие голливудские и отечественные шоу-звезды, мелькать на страницах бульварно-светских газет, в качестве предмета обсуждаемого в скандально-бомондных хрониках-репортажах, с целью поднятия собственного реноме или престижа». (Юрчук В.В., 1998, с. 507).
Пример того, как честолюбие ученых, занимающих высокую позицию в профессиональной иерархии, может затормозить развитие науки, приводит Т. Шибутани: «… Влияние честолюбивого человека может простираться еще дальше, если он становится редактором ведущего журнала или консультантом издателя. Некоторые из тех, кто занимает ключевые позиции в высоко котирующихся организациях, создают целые интеллектуальные империи. Иногда это может нанести значительный вред. Если убеждения влиятельного учено окажутся грубой ошибкой, возможно, что развитие его области будет задержано на полсотни лет. … Как и во многих других кругах, честолюбивые ученые часто образуют фракции. Иногда расхождения обсуждаются открыто в достойных критических выступлениях, но рассмотрение альтернативных гипотез, особенно когда доказательства не очевидны, часто выливается в мстительную личную ссору. Знаменитый физиолог Кэннон, опубликовавший свои воспоминания, сетует не на то, что другие ученые с ним в чем-то не соглашались, а на чрезвычайно оскорбительную манеру нападок. Даже отступая, критики часто принимали презрительный вид, намекая, что их оппонент просто глуп» (Шибутани Т., 2002, с. 518-519)
Критерий «осознанность честолюбия».
Человек не всегда может осознавать, признаваться себе, да и другим, что он честолюбив. Поэтому можно говорить о видах честолюбия по степени его осознанности, признаваемости:
- осознанное или неосознанное (неосознаваемое) честолюбие;
- признаваемое или отрицаемое честолюбие;
- скрываемое и явное честолюбие.

При этом следует согласиться с Т. Шибутани, с тем, что человек может искренне быть уверенным в том, что он нечестолюбив: «Некоторые утверждают, что у них нет личного честолюбия, и в то же время делают все, чтобы занять более высокое положение даже за счет других. Такие люди обычно не являются нечестными. Они действительно верят в то, что говорят, но на деле не способны заметить непоследовательности, которая очевидна даже для самых неискушенных. Просто некоторым людям крайне трудно следовать совету Полония о том, что человек должен быть всегда правдивым с самим собой» (Шибутани Т., 2002, c. 198).
О «маскировке» честолюбия пишет и Е.П. Ильин: «… у хорошо воспитанных людей оно (честолюбие) может быть абсолютно незаметным. Внешне такой человек может выглядеть скромным и даже застенчивым, и о наличии у него честолюбия можно судить лишь при психологическом анализе его действий и поступков, так как по мере взросления большинство людей научаются скрывать свое честолюбие, объясняя окружающим причины своих поступков иными мотивами: чувством долга, ответственности и пр.» (Ильин Е.П., 2014, с. 155).
По мнению Р. Мэя, работа психолога с честолюбивым клиентом заключается в том, чтобы подвести клиента к осознанию эгоистического честолюбия и желания властвовать, найти социально-конструктивные пути реализации амбиций при одновременном корректировании внутреннего напряжения и налаживания отношений с социумом (Мэй Р., 2001).

 


 

Проявление честолюбия в жизненных ситуациях на примере художественной литературы

Описание честолюбия как мотива, влияющего на жизненную ситуацию личности, представленное в психологии, дополним примером из романа Ф.М. Достоевского «Подросток» (1875). На наш взгляд, честолюбие – это мотив во многом определивший направление «первых шагов» героя на его «жизненном поприще».
Итак, повествование ведется от имени главного героя Аркадию Долгорукому (Версилову). «Я пишу теперь, как давно отрезвившийся человек и во многом уже почти как посторонний; но как изобразить мне тогдашнюю грусть мою (которую живо сейчас припомнил), засевшую в сердце, в главное – мое тогдашнее волнение, доходившее до такого смутного и горячего состояния, что я даже не спал по ночам – от нетерпения моего, от загадок, которые я сам себе наставил» (Достоевский Ф.М., 2001, с. 117).
Цель честолюбивых мечтаний Аркадия – высокое социальное положение, достижение которого он связывает с обретением богатства. Его честолюбивые фантазии распространяются на все поле его внешней (социальной) и внутренней жизни. Развитие честолюбия как его характерной особенности во многом обусловлено его социально-экономическим положением, но также и его саморефлексией, его личной интерпретацией себя, своего положения, своей жизни. Он осознает свое честолюбие и свое высокомерие, осознает он и последствия – глупое поведение, «мерзости» и «низости»: «Это желание прыгнуть на шею, чтобы признали меня за хорошего и начали меня обнимать

или вроде того (словом, свинство), я считаю в себе самым мерзким из всех моих стыдов и подозревал его в себе еще очень давно, и именно от угла, в котором я продержал себя столько лет, хотя не раскаиваюсь» (Достоевский Ф.М., 2004, с. 136). Честолюбивые замыслы Аркадий реализует не только в реальности, но и в мыслях, в фантазиях.
На наш взгляд, Аркадий является иллюстрацией мысли А. Адлера о том, что в основе честолюбия лежит комплекс неполноценности. Сам А. Адлер считает, что в романе изображены властолюбивые фантазии ребенка. Е.Ю. Коржова характеризует Аркадия как честолюбивого мечтателя, стремящегося к самовыражению и утверждению своего «Я» (Коржова Е.Ю., 2004).
К предпосылкам развития честолюбия героя можно отнести следующие жизненные обстоятельства:
- Аркадий незаконнорожденный сын помещика Версилова (это, по сути, делает его маргиналом), несчастлив - с детства отданный «в люди», он не знает материнской любви, он страдает, не удовлетворен отношением отца к нему, своим социальным статусом.
«Я был как выброшенный и чуть не с самого рождения помещен в чужих людях. Но тут не было никакого особенного намерения, а просто как-то так почему-то вышло. Родив меня, мать была еще молода и хороша, а стало быть, нужна ему, а крикун ребенок, разумеется, был всему помехою, особенно в путешествиях. Вот почему и случилось, что до двадцатого года я почти не видал моей матери, кроме двух-трех случаев мельком. Произошло не от чувств матери, а от высокомерия к людям Версилова» (Достоевский Ф.М., 2001, с. 107.). Самого же Версилова он видел только раз «на миг, когда мне было всего десять лет (и который в один этот миг успел поразить меня)» (Там же, с. 108).
- Аркадий живет в стесненных материальных условиях, что тоже тяготит его (А. Адлер относил бедность как причинам развития честолюбия).
Маркерами, индикаторами честолюбия Аркадия можно назвать следующие ситуации:
- Социальное положение, проявляющееся, в детских переживаниях и, в частности, в отношении к своей фамилии.
Юридическая фамилия Аркадия - Долгорукий. «редко кто мог столь вызлиться на свою фамилию, как я, в продолжение всей моей жизни». Что же так задевает честолюбие в этой ситуации? Оказывается, ответ на вопрос: -Князь Долгорукий? - Нет, просто Долгорукий. При этом сам Аркадий понимает, что злит его не фамилия, а социальный статус, что он не князь, а незаконнорожденный.
- Социальное положение и стесненные материальные условия, приведшие
к идее уединения и могущества и идее «стать Ротшильдом».
Аркадий решился «уйти в свою идею», в идею стать Ротшильдом в шестом классе гимназии и на протяжении нескольких лет вынашивал ее, проверял себя на прочность - специально экономил на еде и одежде. «Только бы не переставать "хотеть"».
Аркадий хочет уединения, одиночества, «уйти к себе одному», другие тяготят его. «Да, я жаждал могущества всю мою жизнь, могущества и уединения». Уединение и могущество, уединение и свобода в сознании Аркадия связаны. Еще в гимназии он сразу же переставал «водиться» с теми из одноклассников, которые хоть в чем-то начинали его опережать. Также он сам признается, что начинает меньше любить человека, которого похвалил, т.к. «Именно потому, что, расхвалив его, я тем самым принизил перед ним себя». Все это задевает честолюбие молодого человека.
Аркадий с детства «иначе не мог вообразить себя как на первом месте, всегда и во всех оборотах жизни», а единственным путем достижения этой цели, путем, приводящим на первое место даже ничтожество, в его понимании являются деньги, вот почему ему так важно стать таким богатым как Ротшильд. «мне не деньги нужны; даже не могущество; мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества: это уединенное и спокойное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьется мир! Свобода!» (Достоевский Ф.М., 2001, с. 185).
- Мысли о могуществе.
Сравнивая себя с другими людьми - отцом, гимназистами, с которыми он учился, с конкретными людьми и людьми вообще, Аркадий пытается удовлетворить свои честолюбивые замыслы не в реальном взаимодействии, а в мыслях. «Как обаятельна эта мысль! Нет, тайное сознание могущества нестерпимо приятнее явного господства. Если бы я был стомиллионный богач, я бы, кажется, находил удовольствие именно ходить в самом стареньком платье и чтобы меня принимали за человека самого мизерного, чуть не просящего на бедность, толкали и презирал меня: с меня было бы довольно одного осознания» (Достоевский Ф.М., 2001, с. 136).
В какой бы сфере жизнедеятельности Аркадия не происходила реализация его честолюбивых замыслов, он не становился от этого счастливее, он доставлял боль другим людям и сам же от этого страдал.

Литература
1. Барсукова О.В. Честолюбие: Представления о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. Монография. - СПб.: Речь, 2010.
2. Барсукова О.В. Анализ честолюбия как мотивационного психического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. - № 6. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 141-146.
3. Додонов Б.И. В мире эмоций. - К.: Политиздат Украины, 1987.
4. Достоевский Ф.М. Подросток: Роман. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Ильин ЕЛ. Психология зависти, враждебности, тщеславия. - СПб.: Питер, 2014.
6. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004.
7. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М. Наука, 1995.
8. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под редакцией М.П. Ивановой. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998.
9. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
10. Муздыбаев К. Феноменология надежды (статья первая). Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 3. – С. 18–27.
11. Мэй Р. Исскусство психологического консультирования. – М.: Класс, 2001.
12. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
13. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
14. Снегирев В.А. Психология. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008.
15. Устина Ю.Н. Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности: Автореф. дисс. … канд. психол. н. ‒ Казань, 2008.
16. Устина Ю.Н. Типы личности учащихся с разными уровнями честолюбия.
17. Шевченко В.Г. Педагогические факторы воспитания честолюбия у учащейся молодежи: Автореф. дисс. … канд. пед. н. – М., 2007.
18. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
19. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Минск.: Современное Слово, 1998.
Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.