На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Летняя школа как пространство для профессионального самоопределения старшеклассников
Летняя школа как пространство для профессионального самоопределения старшеклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ашимов А.В., Кочетков Н.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
texnical867@ gmail.com (Москва, Россия)

В современном, информационном обществе профессия и её выбор приобретают совершенно новую специфику. Неоднозначные ценностные и профессиональные ориентиры общества и как следствие быстрые изменения на рынке труда, делают некоторые профессии неактуальными менее, чем за десятилетие или даже несколько лет, что ставит для личности требования в большей гибкости и осознанности. С другой стороны в силу все более сложной структуры самого общества мы наблюдаем удлинение периода юности на более длинный срок. Отсюда получается, что проблема выбора профессии для сегодняшнего школьника и завтрашнего студента составляет большую сложность.

Самоопределение личности начинается согласно И.С. Кону [3] в дошкольном возрасте, в ролевой игре и обычно заканчивается в юности, когда уже необходимо принять решение, влияющее на дальнейшую жизнь человека. В этот период идёт активное формирование жизненного плана и вырабатывание отношения к определенным профессиям [2]. Процесс профессионального самоопределения связывается с самоопределением личностным и социальным, старшеклассник пытается ответить себе на вопрос «кем быть?» и «каким быть?», жизненный план здесь включает некоторую цель и возможный способ её достижения. При этом, как отмечает И.С. Кон, в своих ожиданиях юноши и девушки зачастую имеют завышенные притязания в сфере образования и социального продвижения, не соответствующие их квалификации. Также нередко те планы, которые составляют старшеклассники, крайне оптимистичны и при столкновении их с реальной жизнью выявляется их неготовность преодолевать трудности [1]. Дальнейшее развитие нередко выглядит либо слишком конкретно и не обладает нужной гибкостью, либо наоборот слишком абстрактно и не позволяет сфокусироваться на цели [2].
Большую помощь здесь оказывает профориентация, как «учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии» [5]. В профориентационную работу входит: профессиональное просвещение, диагностика, консультация, отбор и адаптация. Эффективность профориентации определяется по тому, сколько учащихся выбрали профессии, на которые их ориентировали. Однако в более долгосрочной перспективе возникает вопрос соотнесения личного выбора и следования рекомендациям специалиста. Поэтому основным критерием самоопределения можно считать удовлетворенность своим выбором [2].
Несмотря на развитие методов профориентации, внедрение его в систему образования, создание профориентационных центров принятых мер все ещё недостаточно для более глубокого профессионального самоопределения старшеклассников. Косвенно на это указывает большое количество студентов покидающих учебное заведение на первых двух годах обучения. Отсюда возникает необходимость поиска новых форм дополнительного образования, позволяющих старшекласснику сформировать более глубокое и расширенное представление о предполагаемой профессии и интегрировать его в свой жизненный план. Одним из возможных решений выступает профильный оздоровительно-образовательный лагерь. У такого лагеря есть ряд преимуществ, среди которых стоит выделить: большую гибкость, вовлеченность в процесс, опора на внутреннюю мотивацию, интерактивность. А.Я. Котанс отмечает, что участие ребенка в оздоровительно-образовательном лагере положительно сказывается на более сознательном отношении к профессии. Он выделяет в организации профильного образовательного лагеря четыре блока: обучение, воспитание, оздоровление и профессиональную ориентацию - которые в сумме формируют у ребенка осознанное отношение к выбору дальнейшей профессиональной деятельности [4].
Летняя школа как форма образовательного лагеря предполагает ещё большую гибкость организационной структуры, что позволяет учитывать актуальные интересы участников. Учебная деятельность на летней школе построена в интегративном формате и направлена на большую включенность в процесс. Так же, находясь на летней школе, у старшеклассника есть возможность прямого диалога со студентами различных вузов, представителями разных профессий, включение в новые социальные группы. Всё это предоставляет новые способы понимания и осмысления отношения к выбору профессии, самоопределению.

Литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288с.
2. Галазева А.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Архангельск, ПГУ, 2009. 55 с.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
4. Котанс А.Я. Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как средство профессионального самоопределения учащихся. 2003, 195 с.
5. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.