Пащенко А.К. Московский государственный психолого-педагогический университет a.k.pashchenko@ mail.ru (Москва, Россия)
Концепция нормативной ситуации [2] получила свое развитие в формировании практико-ориентированной технологии решения прикладных задач через описание способов работы в нормативной ситуации. В исследованиях, проведенных Н.Е. Вераксой, Л.Ф. Баяновой, А.К. Пащенко и др., были описаны характеристики нормативной ситуации и показаны поведенческие особенности актора в нормативной ситуации, а также представлена уровневая структура нормативной ситуации.
Развитие нормативности актора рассматривается как процесс освоения уровневой структуры нормативной ситуации: последовательное прохождение каждого из уровней нормативной ситуации выступает универсальным процессом развития нормативности актора в нормативной ситуации [5]. Анализ индивидуальных, семейный и производственных ситуаций показал, что логика уровней и переходов между уровнями нормативной ситуации является не только уделом теоретических рассуждений, но и подвергается технологизации. Вместе с тем, одной из проблем, которая возникает при технологизации процесса освоения нормативной ситуации, может быть представлена как проблема категоризации уровней, т.е. описания «чистых» характеристик уровней нормативной ситуации. Эта проблема возникает при попытке проинтерпретировать поведение человека [1] в реальной ситуации в терминах, описывающих уровни нормативной ситуации. Указанное затруднение создает необходимость при определении технологии развития нормативности конкретного актора исходить их двух пониманий [3]: первое - нормативная ситуация в своем формальном понимании характеризуется стабильностью за счет нахождения в ней стабилизирующего элемента, а именно - актора нормативной ситуации; второе - нормативная ситуация в конкретный момент ее восприятия является одной из возможных ситуаций пространства возможностей нормативных ситуаций, что указывает на ее диалектическую структуру, в которой «центром меры» выступает сам человек со всей своей динамической характеристикой. В результате проведенных исследований и реализованных проектов в рамках прикладных профессиональных задач была создана психодиагностическая технология ИПРН, которая выявляет отношения участников нормативной ситуации и направлена на определение эффективных стратегий развития нормативности актора. ИПРН выявляет уровень нормативности как всей группы в нормативной ситуации, так и отдельного представителя этой группы. На основе анализа показателей ИПРН определяется потенциал освоения нормативной ситуации, и предлагаются алгоритмы развития нормативности актора [4]. ИПРН - интегративная психодиагностическая технология, объединяющая возможности структурно-диалектического и психосемантического методов (на основе техники репертуарных решеток, предложенной Дж. Келли). Примером инструмента, реализующего принципы технологии ИПРН, при работе со студентами является психологическая игра. Под «психологической игрой» понимаются последовательные ходы участников игры, которые реализуют как цели игры (социальные цели), так и свои субъективные (психологические цели). «Объектом игры» выступает сознание актора (человека, группы), проявляющееся в поведении (внешняя и внутренняя активность) в нормативной ситуации. Игру организует ведущий. Опираясь на характеристики уровневой структуры нормативной ситуации, ведущий управляет игрой таким образом, чтобы игроки последовательно проходили все уровни нормативной ситуации: разделяет участников на группы, распределяет роли, определяет правила каждой роли, следит за соблюдением правил всеми участниками игры. Для достижения эффекта игры происходящее фиксируется на видеозапись для последующего группового обсуждения. По завершении игры ведущий проводит ее групповое обсуждение. Значимым моментом обсуждения выступает способность ведущего применять такие исследовательские методы работы, как наблюдение и архивный метод, поскольку в обсуждении разбираются «предметы игры» - особенности активностей акторов и продуктивность поведения акторов. Ведущий оценивает поведение актора по 4 типам характеристик, соответствующих описанию уровней структуры нормативной ситуации. Основным «средством игры» выступают вопросы, задаваемые как ведущим, так и самими участниками на этапе обсуждения. Направленность вопросов соответствует характеристикам уровневой структуры нормативной ситуации: для импульсивного вопросы направлены на способность различать объекты; для полевого - на понимание связи признаков в ситуации; для ролевого - на понимание отношений различных сюжетов в ситуации; для нормативного - на понимание имеющихся смыслов и создание собственных смыслов. Использование психологической игры как инструмента развития нормативности студентов в рамках учебных занятий показало ее эффективность в определении уровня нормативности студентов и проектировании поведенческих стратегий студентов, направленных на развитие их нормативности.
Литература
1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. № 3 (29). С. 294-299. 2. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 3 (33). С. 303-312. 3. Пащенко А.К. Диалектическая структура нормы // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. I. Москва: Российское психологическое общество, 2012. С. 155-156. 4. Пащенко А.К. Математическая модель нормативной ситуации // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 4 (46). С. 296-304. 5. Пащенко А.К. Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. № 3 (29). С. 299-304. Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |