На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Диагностика риска развития нервной анорексии у девушек старшего школьного возраста как условие ее профилактики
Диагностика риска развития нервной анорексии у девушек старшего школьного возраста как условие ее профилактики
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л.Я. Жилина
канд. пед. наук, доц.
ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Вопросы психологии зависимостей продолжают занимать существенное место в исследовательской и психотерапевтической практиках. Несмотря на то, что аддиктология (учение о зависимостях) сформировалась на стыке медицины и психологии, поиск средств профилактики аддиктивного поведения также актуален для педагогики и социологии.
В научной литературе не существует единого признанного определения понятия «психологическая зависимость», поскольку дефиниции «зависимость» и «аддикция» принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов. Эти понятия мы встречаем в 1992 году в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым словаре современной американской психиатрической терминологии [3].

По мнению В.Д. Менделевича «аддикции - это особая группа поведенческих расстройств, представляющих собой разнообразные патологические паттерны поведения, отвечающие не только критериям личностных расстройств, но и различным критериям диагностики» [6, 17]. За рубежом эти термины употребляются значительно шире: аддикция как сопутствующая заболеванию форма поведения; другие ученые придерживаются противоположного мнения; третьи не различают данные дефиниции или делают это непоследовательно. В публикациях отечественных авторов все более отчетливо проявляется тенденция к расширительному пониманию аддикций: наряду с традиционными (так называемыми химическими) все чаще упоминаются поведенческие зависимости [2]. Одной из форм такого типа зависимостей является анорексия. При изучении заявленной нами проблемы мы столкнулись с тем, что в науке не так много публикаций, освещающих социальные и психологические аспекты анорексии. В основном это переведённые зарубежные издания, рассматривающие анорексию как клиническую проблему. Работы отечественных авторов преимущественно имеют публицистический характер.
«Анорексия - это тяжелая форма расстройства пищевого поведения, обусловленная нейроэндокринными изменениями и характеризующееся отказом от приема пищи или ее неприятием» [2, 8]. 90% заболевших - это девушки от 16 до 25 лет. Смертность от анорексии даже в условиях полноценного питания и всестороннего лечения достигает по разным данным от 20 до 40%.
Впервые состояние нервной анорексии как заболевания было описано около двухсот лет назад. Первые упоминания о случаях добровольного отказа от пищи мы находим в трудах арабского ученого, выдающегося врача Авиценны. В научной литературе описан психотерапевтический опыт, позволивший ему излечить юношу, погибавшего от истощения из-за нежелания принимать пищу [4]. Многим позже, в 1689 году Р. Мортон назвал это болезненное состояние «нервной чахоткой». Начало интенсивного медицинского изучения анорексии связано с именами У. Галла (1868) и Ш. Ласега (1873). Почти одновременно независимо друг от друга они опубликовали статьи о нервной анорексии. В 1868 году Уильям Галл ввел понятие «нервная анорексия». В исследованиях Ш. Ласега были рассмотрены социальные и психологические причины данного явления. Отмечалось, что наибольшая распространенность этого заболевания наблюдалась среди детей, живущих в семьях с достатком выше среднего. В начале 20-го века такое поведение считалось проявлением шизофрении, позже ученые стали связывать его с нарушениями в эндокринной системе, затем стали называть «синдромом Твигги», «синдромом Барби». С 1988 года в медицинской практике и психологии прочно утвердилось понятие «нервная анорексия». Одна из первых российских публикаций в 1984 году принадлежит А.А. Киселю, в ней ученый описал случай анорексии истерической природы у девочки 11 лет [1].
Настораживает распространенность этого заболевания среди современной молодежи. По статистике среди девушек школьного возраста в Швеции анорексией страдает 1 из 150 школьниц; частота этого заболевания среди английских школьниц достигла в соотношении 1:90. Обследование студенток трех крупных российских вузов показало, что признаки расстройства пищевого поведения имеют 46% девушек. Почти половина девушек уже прибегали для контроля за собственным весом к разного рода диетам, мочегонным и слабительным средствам, изнуряли себя физическим нагрузками. Результаты последних исследований подтверждают наличие этого расстройства уже у 1620% людей [1].
Цель нашего исследования - выявление факторов риска развития анорексии у девушек старшего школьного возраста и определение форм психопрофилактической работы с ними. Базой исследования явилась МОУ СОШ №6 г. Таганрога. Выборку составили учащиеся девушки 9-10-х классов в количестве 20 человек.
С помощью «Точечной» методики Аскевольда нами изучались оценка сформированности образа Я-физического. Применение методики показало, что 25% (5 девушек) предрасположены к анорексии. При этом их антропометрические показатели соответствуют возрастной норме.
Для уточнения полученных результатов мы использовали методику «Шкала самооценки личности» А.М. Пригожина. Тем девушкам, которые по нашим данным обнаружили предрасположенность к анорексии, мы раздали листы бумаги с пометкой, известной только нам. Из семи предложенных автором методики шкал нас интересовали шкалы: авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе. Было установлено, что у девушек с риском развития анорексии самооценка занижена.
Далее мы продолжили изучение именно этой части выборки, участвующей в эксперименте. Девушкам был предложен тест «Отношение к приему пищи» (ОПП) и методика «Шкала оценки уровня удовлетворённости собственным телом» (ШУСТ). Применение методики ОПП обнаружило наличие расстройства пищевого поведения, что подтверждает склонность к
анорексии в указанной группе девушек. Если учитывать оценку разных частей тела (методика ШУСТ), то основными зонами неудовлетворенности являются область живота, ягодицы, бедра, грудь (грудная клетка), лицо. Диагностические данные дают основание полагать, что на риск возникновения нервной анорексии у девушек экспериментальной группы повлияли: возрастной
(юношеский возраст, первые сексуальные влечения, авторитет сверстников); личностный (низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе, недовольство собственной внешностью); культуральный (акцент на стройности (худобе) как главном признаке женской красоты) факторы.
Мы предположили, что эффективным методом психопрофилактики риска возникновения анорексии у девушек в старшем школьном возрасте может быть тренинг. Была подобрана тренинговая программа, в процессе реализации которой решались задачи: выявить скрытые установки и комплексы, связанные с самооценкой; определить причины возникновения низкой самооценки; увидеть связь между проблемами в жизни и отношением к себе; обрести уверенность, стать более раскованным и открытым в общении; полюбить себя и тем самым изменить свой мир. В тренинговой программе использовались приемы сказкотерапии (прием - сочинение сказок, переписывание сказок), арттерапии (прием - свободное рисование), игротерапия. Программа рассчитана на 10 занятий, по 60 минут каждое. Занятия проводились 2 раза в неделю.
По окончании тренинговой работы была проведена контрольная диагностика с использованием того же инструментария, что и на этапе констатирующего эксперимента. Применение методики «Шкала самооценки личности» (шкалы «внешность» и «уверенность в себе») указывают на положительную динамику в развитии самооценки. Повторное использование методики «ШУСТ» не обнаружило неудовлетворения испытуемыми образа собственного тела (суммарный балл ниже 60). «Точечная» методика и тест «Отношение к приему пищи» также подтвердили полученные положительные результаты: у испытуемых улучшилось субъективное восприятие собственного
тела, изменилось отношение к режиму питания. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы. На данном этапе мы можем исключить личностный фактор из факторов риска возникновения анорексии у девушек экспериментальной группы. Тем не менее, нельзя исключать возможного воздействия на девушек культурологического и других факторов, а значит, проблема профилактика анорексии ждет своего научного осмысления.

 

Библиографический список


1. Анорексия в России. Статистика
2. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
3. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 1992. - № 4. - С. 63-84.
4. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 544 с.
5. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007 - 768 с.

Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.