На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Устранение особенностей звукопроизношения у младших школьников с функциональной дислалией
Устранение особенностей звукопроизношения у младших школьников с функциональной дислалией
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кирюхина Ангелина Сергеевна магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассмотрена тема звукопроизношения у младших школьников с функциональной дислалией. В последние годы отмечается тенденция резкого роста числа детей с речевыми нарушениями. Данные нарушения оказывают значительное влияние на психическое развитие ребенка, которое отражается на его поведении, деятельности. Тяжелые речевые нарушения могут влиять на умственное развитие ребенка, т.е. на формирование высших уровней познавательной деятельности. Это объясняется тесной взаимосвязью речи и мышления, что может влиять на ограниченность речевых контактов ребенка, познание им окружающей действительности.
Ключевые слова: звукопроизношение, дислалия, дети младшего школьного возраста, биологические факторы.


Нарушение речи - достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но все они являются результатом несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Проблема звукопроизношения у детей всегда была актуальной темой. У большинства детей к 4-5 годам звукопроизношение достигает языковой нормы, но в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых дошкольников возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта - функциональной дислалии. Перейдем к рассмотрению понятия дислалия.
Дислалия - это речевое нарушение, при котором отмечается нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В научной литературе выделяют функциональную и механическую форму дислалии. К биологическим предпосылкам появления данной речевой патологии можно отнести соматическую ослабленность, которая обусловлена частыми инфекционными заболеваниями, хронической патологией, расстройствами питания, а также задержку психоречевого развития. К социальным предпосылкам относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых. Далее рассмотрим авторов, занимающихся данной проблематикой.
Преодоление недостатков звукопроизношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов, как С.Е. Большакова, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. По- 26 Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
жиленко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др. В настоящее время проблема детей, имеющих функциональную дислалию, остается актуальной, так как количество детей с данной речевой патологией неуклонно растёт. По итогам изучения и анализа современной психолого-педагогической литературы по проблеме устранения особенностей звукопроизношения у детей с функциональной дислалией в рамках исследования был подобран комплекс диагностических заданий.
Необходимо более подробнее остановиться на актуальности исследования.
Актуальность исследования заключается в том, что на становление детской речи оказывает отрицательное влияние нахождение ребёнка в двуязычной среде.
Наконец, причиной функциональной дислалии может выступать позднее обращение за коррекционной логопедической помощью или педагогическая запущенность. И процесс речевого развития необходимо проводить в два этапа: этап диагностики и этап коррекции. Рассмотрим их на практике при построении диагностической программы.
Итак, цель диагностического этапа - выявление особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией.
Диагностическая программа была построена с учетом основных принципов логопедического обследования:
1) онтогенетический принцип, который предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе;
2) принцип системности, реализация которого предполагает учет системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении;
3) принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с речевой патологией, а в последующем объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике;
4) принцип конкретности, суть которого заключается в следующем: применительно к каждому конкретному случаю обследование должно быть индивидуализировано, с выборочным, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, использованием заданий;
5) принцип выявления положительных возможностей, т.е. обращение внимания не только на недостатки в речевом развитии ребенка, но, прежде всего, на положительные стороны его деятельности, поведения, на которые можно будет потом опереться в процессе коррекционно-развивающей работы [1].
Далее рассмотрим условия проведения обследования:
- диагностическое обследование проводится в индивидуальной форме;
- в момент обследования логопедом должны учитываться индивидуальные характерологические особенности ребенка, уровень сформированности психических процессов (мышления, внимания, памяти);
- тактика общения с ребенком - сотрудничество;
- все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата.
Нами был проведен диагностический этап, который показал результаты уровня звукопроизношения испытуемых, обобщим их в таблицу. Обобщенные данные о состоянии звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией, полученные в результате диагностического обследования, представлены в таблице 1 и на рисунке 1.


Таблица 1
Обобщенные данные о состоянии звукопроизношения испытуемых,
полученные на констатирующем этапе исследования

 


п/п

Имя Ф.

Состояние звукопроизношения

Уровень

1

Дима И.

 

с], [з], [ц] - искажение; [ш], [ж], [ч], щ] - замена; [л], [л’], [р], [р’] - замена

низкий

2

Сергей М.

 

ш], [ж] - замена; [л] - замена, [р], р’] - искажение

средний

3

Родион В.

 

с], [з], [ц], [с’],[з’] - смешение, [ш], ж] - искажение; [ч], [щ] - замена; [л], л’], [р], [р’] - замена; [в], [ф] - искажение, [в’], [ф’] - замена

низкий

4

София А.

[с], [з], [ц] - искажение; [с’], [з’] - норма; [ш], [ж] - искажение; [р], [р’] - искажение

низкий

5

Варвара Л.

[с], [з], [ц] - замена; [ш], [ж], [ч], [щ] - замена; [л], [р] - замена, [в’] - пропуск

низкий

6

Артём Ш.

[л], [р], [р’] - замена

средний

7

Лиза Е.

[с], [з], [ц] - искажение; [ш], [ж] - замена, [л], [л’], [р], [р’] - замена

низкий

8

Виталина
К.

[с], [з], [ц], [с’], [з’] - искажение; [ш], [ж], [ч], [щ] - замена; [л], [л’], [р], [р’] - замена; [в], [ф] - искажение, [в’], [ф’] - замена

низкий

9

Семен Ф.

[р], [р’] - искажение

средний

 

Графически полученные данные представлены на рисунке 1.
Таким образом, по результатам нашего исследования нами были получены следующие результаты. У всех старших дошкольников с функциональной дислалией на констатирующем этапе исследования были выявлены нарушения звукопроизношения. При этом трое испытуемых продемонстрировали средний уровень развития исследуемого навыка (Сергей М., Артем Ш., Семён Ф.), поскольку в речи воспитанников было выявлено нарушение в произношении от 2 до 5 звуков. Остальные дошкольники показали низкие результаты, так как у большинства было отмечено ненормированное произношение не только свистящих, шипящих, сонорных звуков, но и звуков раннего онтогенеза. При выполнении предложенных проб испытуемые допускали разнообразные ошибки в виде замен, искажений, смешений, пропусков исследуемых фонем как в изолированных позициях, так и при произношении слогов, слов, фраз и в спонтанной речи.

дислалия

Рис 1 Обобщенные данные о состоянии звукопроизношения испытуемых, полученные на констатирующем этапе исследования


Анализ результатов, полученных в ходе исследования состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией, позволил сформулировать следующие выводы:
1. У подавляющего большинства испытуемых отмечено нарушенное произношение группы свистящих (6 чел.) и шипящих (7 чел.) звуков, проявляющееся в виде замен, смешениях и искажениях.
2. Нарушение произношения сонорных звуков было выявлено у всех старших дошкольников с функциональной дислалией (9 чел.).
3. Исследование произношения заднеязычных и губно-зубных звуков показало, что у трети испытуемых экспериментальной выборки отмечаются нарушения их произношения, которые проявляются в виде искажений, замен и пропусков.
Итак, после проведенного обследованиями по его результатам была разработана программа коррекции детей с дислалией, в основу которой легли методики коррекционной работы, разработанные Н.А. Гегеглия, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Н.А. Чевелёвой и др. Методика логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с функциональной дислалией включает в себя следующие этапы работы: 1) подготовительный; 2) этап формирования первичных произносительных умений и навыков; 3) этап формирования коммуникативных умений и навыков. На каждом этапе работы решаются определенные задачи для достижения поставленной цели. Реализация коррекционной программы включает в себя следующие этапы работы:
1) подготовительный;
2) постановка звука;
3) автоматизация звука;
4) дифференциация звука. 
Следующий этап работы - постановка звука. В этот период осуществляется объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
Всего выделяют три основных способа постановки звука:
а) по подражанию (внимание ребенка фиксируется на положениях органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль); дополнительно могут быть использованы тактильно-вибрационные ощущения). При этом способе широко используются опорные звуки;
б) с механической помощью. При данном способе логопед помогает органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение;
в) смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу - автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание). Данный этап является самым продолжительным. Его цель - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
На этапе автоматизации происходит постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения в самостоятельную речь ребенка.
При автоматизации звука в слогах закрепляемый согласный соединяется с гласными [а], [о], [у], [ы] сначала в прямые слоги, затем в обратные, и, наконец, в слоги со стечением согласных. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.
Последний этап - дифференциация звука. Цель работы - научить дошкольников различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Таким образом, коррекционная программа позволяет корректировать нарушения речи у детей с дислалией, помогает им лучше адаптироваться в обществе и выстраивать коммуникационные связи.

Список литературы
1. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид (сост.) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - №1 (51). - С. 65-73.
2. Бельтюков В.И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова
3. Забаровская Ю.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ / Ю. А. Забаровская // Академия педагогических знаний. - 2017. - Вып. №1
4. Кондратов А.М. Звуки и знаки / А.М. Кондратов
5. Лобанова Г. В. Сопровождение дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС ДО / Г.В. Лобанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 257-259
6. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева
8. Шпак А.В. Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией / А.В. Шпак // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 64-67

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.