М.М.Симонова
Можно отметить растущий интерес к молодежи как к социальному слою, имеющему потенциал для активного изменения социально-экономической и социально-политической ситуации в государстве. Большинство молодых людей учатся в колледжах, институтах, университетах, и целесообразно обратить особое внимание на изучение морально-психологического портрета современного студента, его различных аспектов и особенностей. Студенческая деятельность начинается с первого курса, и многое зависит от успешной адаптации к студенческим условиям обучения в университете, что, в свою очередь, влияет на развитие студента как будущего специалиста в его выбранной профессиональной деятельности и гражданина своей страны. Адаптация к жизни в университете всегда связана не только с вступлением в новую социальную среду, но и с уровнем развития собственного отношения к обществу, процессам, происходящих в нем.
Сложность процесса адаптации в университете в первый год обучения связана с низкой самостоятельностью работы, плохой способностью работать с источниками информации, с точки зрения психологического состояния, с низкой способностью к четкому планированию образовательной деятельности. Также общей чертой, препятствующей успешной адаптации к условиям университета, являются эмоциональные факторы субъективного характера, которые иногда оказывают решающее влияние на характер всей учебно-познавательной деятельности. Это разные симпатии, привязанность, давление со стороны сверстников, желание угодить всем, а иногда и резкое социальное расслоение студенческой группы, в которой молодой человек проводит почти весь учебный день. Также следует отметить, что различия в материальном обеспечении студентов имеют тесную связь с его отношением к образовательной и исследовательской деятельности, и поэтому их необходимо подробно рассмотреть (Асмолов, 1984). Современные студенты, обучающиеся в университете, как правило, молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет. Возраст, когда закончилось детство, но окончательная зрелость личности еще не произошла. Это возраст начала поиска себя в обществе, начало поиска работы, которую хотел бы иметь молодой человек. Очень часто это осложняется тем, что «идеальный образ» молодого человека отличается от его реального образа, реальных способностей и реальных возможностей. Этот процесс иногда называют «кризисной деятельностью». Этот происходит во время учебы, но постепенно преодолевается личностью в процессе работы по специальности или в процессе дальнейшего обучения, например в магистратуре. Можно выделить факторы, которые характеризуют моральный и психологический портрет отдельного ученика. Эти факторы можно разделить на две группы. Факторами первой группы являются: уровень подготовки ученика, который он получил во время обучения в школе, моральные качества, проявляющиеся в отношениях с окружающими людьми, отношение к получению высшего образования, осведомленность о повседневной деятельности и принципах жизни в высшем образовании, идеи о своей будущей профессиональной деятельности. Вторая группа состоит из факторов, которые проявляются в процессе обучения. Эта группа факторов может успешно определить правильную ориентацию в мире профессиональной и исследовательской деятельности. Эти факторы определяют мотивацию студентов к образовательной, профессиональной и исследовательской деятельности. В связи с этим все нынешние студенты могут быть разделены на несколько групп. Первая группа состоит из учеников, ориентированных на образование и дальнейшую деятельность в избранном направлении, для которых их будущая профессия и их деятельность имеют основную ценность. Для этих студентов также важно продолжать и совершенствовать свои знания в магистратуре, аспирантуре. Они занимаются научной деятельностью, организуют различные студенческие сообщества, связанные с реализацией проекта, исследованиями, участвуют в конкурсах, в местных, региональных и международных проектах, конференциях. Вторая группа - это студенты из семей с высокими материальными доходами. В отношении образования эти студенты часто показывают практический интерес, связанный с семейным бизнесом. Для этих студентов высшее образование является инструментом, своего рода этапом для возможного будущего создания собственного бизнеса, продолжения семейного бизнеса. Отношение к исследованию характеризуется меньшим интересом, чем в первой группе. Третья группа - это студенты, жизнь и профессиональная позиция которых все еще неопределенны. Студенты, которые попали в университет «случайно», те ученики, которых привели родители или родственники, чтобы учиться, и не важно где. Для этих студентов на первом плане решение личных проблем, а отношения личной привязанности и дружбы на втором. Несомненно, процесс профессионального самоопределения будет проходить у этих студентов позже, но можно предположить, что в эту группу входят те ученики, для которых выбор будущей деятельности совпадет с предлагаемой программой. Следует отметить, что сегодня процесс образования стал прагматичным, целенаправленным и соразмерным конкретным экономическим потребностям общества. Вышеуказанные характеристики, разделяющие учащихся на три группы под влиянием различных социальных факторов, не являются исключительными и всеобъемлющими; есть и другие аспекты и особенности, которые показывают моральный и психологический портрет современного студента (Вахтель, Симонова, 2013; Полевая, Симонова, 2010). Вот некоторые из них. Существует классификация, которая делит учащихся по видам деятельности в области познания и обучения. Эта классификация идентифицирует пять типов личности современного студента. Первый тип студентов имеет интегрированный подход к обучению. Они стремятся приобрести знания, выходящие за рамки академических курсов. Этот тип личности ориентирован на обширное обучение, влияющее не только на профессиональный аспект деятельности, но и на межличностный. Учащиеся социально активны. Второй тип личности студента отличается более узкой специализацией. Здесь когнитивная деятельность студента также выходит за рамки академической программы, но она направлена глубоко в изучение отдельных дисциплин. Система личных запросов, связанных с профессией, сужает их интересы. Третий тип - это студенты, которые стремятся овладеть знаниями строго в рамках академической программы. Этот тип личности является наименее творческим и наименее активным среди студентов, возможно, из-за своих личных характеристик, но они также могут добиться значительных успехов благодаря упорному труду, настойчивости и последовательным действиям по саморазвитию личности. Четвертый тип личности - это студенты, чье отношение к учебной деятельности напрямую связано с их интересами. Такие студенты могут хорошо учиться, но только по интересующим их предметам. К пятому типу личности относятся ленивые студенты, которые пришли в университет, чтобы поддержать друзей, чтобы не ходить на работу и не попасть в армию. Они часто пропускают занятия, и чтобы получить баллы, сдать экзамен, обращаются к своим друзьям за помощью. Таким образом, эти студенты обычно «держатся» до окончания университета. Их интересы находятся в основном в области «студенческой жизни». Многие исследователи отмечали такую направленность в личностном развитии молодых людей, как желание получить «все сейчас», непостоянство, склонность распылять свою деятельность на многие разные задачи, а не сосредоточиться на одной конкретной. Вероятная причина этого кроется в огромном потоке информации и стремлении молодого человека успеть во времени повсюду и во всем. Также социальный слой современных студентов университета можно разделить на следующие несколько групп. Для первой группы студентов важно в процессе общения помогать тому, кто находился в трудной ситуации. Данные студенты с высоким уровнем отзывчивости, для них важно максимальное общение со всей группой. Эти студенты с высокой активностью направлены на сотрудничество и поиск компромисса. Такие студенты с удовольствием займутся работой в социальной сфере, образовательной деятельностью. Вторую группу студентов интересует практическая деятельность, они ценят свободу действий, быстро находят решение в проблемной ситуации. Эти студенты характеризуются высокой энергией и общительностью. Они независимы в принятии решений, не боятся нести ответственность за свои действия. Третья группа включает в себя тех студентов, у которых нет потребности общаться с другими людьми, намного больше их привлекают занятия, в которых общение с людьми сводится к минимуму. Например, это может быть работа по переводу, коррекции текстов, создание индивидуальных проектов, компьютерное программирование, статистический анализ данных. Такие студенты почти всегда равнодушно относятся к социальной и гражданской деятельности группы. В четвертой группе находятся студенты, которые характеризуются высокой эмоциональной, коммуникативной деятельностью, генерируют большое количество идей, а также интересуются различными видами творчества: искусство, дизайн, актерское мастерство. Они являются представителями так называемой «студенческой богемы». Таким образом, в исследовании проанализирован процесс адаптации студентов к условиям университета. Обращено внимание на межличностное взаимодействие студенческой молодежи. Выделены факторы эмоционального и субъективного характера, которые влияют на всю воспитательную познавательную деятельность студентов, а также факторы, характеризующие морально-психологический портрет студента и их влияние на психологические и профессиональные установки будущего специалиста.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Идентичность как субъект психологических исследований / А.Г. Асмолов. - Москва : МГУ, 1984. - С. 104. 2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические работы. В 2 т. Т. 2 / Б.Г. Ананьев. - Москва : Педагогика, 2003. - С. 288. 3. Вахтель, Ю. М. Педагогические проблемы учебной мотивации студентов / Ю.М. Вахтель, М.М. Симонова // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - № 3 (23). - С. 117-123. 4. Полевая, М. В. Проблемы и перспективы развития страны и туристской индустрии в восприятии студентов МГИИТ / М.В. Полевая, М.М. Симонова // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - № 1. - С. 20-26.
Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с. |