План: 1. Проблема группы в социальной психологии. 2. Понятие группы. 3. Малая группа. 4. Размер группы. 5. Основные характеристики группы. 6. Классификация групп.
1. Проблема группы в социальной психологии
Для жизни человека характерны две тенденции, противоположные, но диалектически взаимосвязанные: 1) быть уникальным отдельным существом, самостоятельно строящим свою жизнь; 2) быть частью чего-то большего, частью группы, семьи, дружеского коллектива, рабочего коллектива. Однако в современном постмодернистском обществе проблема многообразия заставляет человека чрезмерно сосредоточиваться на самом себе, чтобы справиться с растерянностью, в которую человека ввергает хаос непостоянства этого мира. Традиция диады, свойственная европейской культуре, представляется серьезным препятствием в развитии человека, его отношений с другими, с социумом, миром: мы не привыкли мыслить в терминах «открываться третьему», социальной группе. В силу традиции доверяют «другому», тому, с кем мы решили завести длительные отношения (будь то партнер, друг, родитель, ребенок), но не группе и не ее спонтанному развитию. Дом и «полис» в основном переживаются как антагонисты. В этой связи все более актуальными становятся исследования, знания о том, что такое группа, какую часть в нашей жизни она занимает, как она функционирует. Социальная психология групп, малых групп в частности, позволяет найти ответы на те вопросы, с которыми сталкивается человек в своей жизни, так как его жизнь, несмотря на свою уникальность, протекает в обществе, в группах, в культуре в целом. Сначала в семье, далее в дружеском, школьном, университетском, рабочем коллективах.
2. Понятие группы
Чтобы начать знакомиться с групповыми феноменами, вначале необходимо определиться с тем, что в социальной психологии понимается под группой. Во-первых, социальная психология изучает реальные группы в противовес условным. В практике демографического анализа, различных ветвях статистики изучаются условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку (пол, биологический возраст, цвет глаз, образование). Однако в целом цикле общественных наук под группой понимается именно реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). Во-вторых, на данный момент существует несколько десятков определений группы, каждое из которых сформулировано в рамках определенных теоретических систем для решения определенных практических задач. Так, Дж. Голдхабер, ставящий в центр своих интересов процесс коммуникации, под группой понимает коммуникативную систему, состоящую из трех или более индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения некоторых общих целей и влияющих друг на друга. При этом группа отличается от простой совокупности индивидов, называемой агрегацией. Например, двадцать пять человек, стоящих в очереди за билетом в кино - не группа, а агрегация, так как они не взаимодействуют друг с другом и не влияют друг на друга для достижения общей цели. Влияние членов группы друг на друга проявляется в групповых нормах, ролях, лидерстве. В-третьих, каждая группа - система, т.е. совокупность взаимодействующих частей, работающих вместе, в контексте изменяющейся окружающей среды. Поведение каждого из членов группы влияет на всю группу в целом из-за взаимосвязанности всех частей системы, особенно если его поведение разрушительно. В рамках теории систем можно выделить три части системы: входной процесс, процесс системы, выходной процесс. Входной процесс состоит из ресурсов, приходящих извне системы, таких как энергия (например, солнечная), информация (книги, Интернет) и люди (члены группы). Если он прекращается, система гибнет. Система истощается, если входящий процесс останавливается. Такой процесс называется энтропией - мерой движения системы по направлению к дезорганизации и конечному распаду. Ни одна группа не сможет существовать без новых членов. Иначе группа разрушается, так как ее члены теряют интерес и уходят, присоединяясь к другим группам, либо сами по себе умирают. Процесс системы - это процесс трансформации входного процесса в выходной в рамках функционирования системы. Входной процесс трансформируется членами группы, вовлеченными в различные виды активности, таких как решение различных проблем. Он включает в себя групповые роли, групповые правила, распределение энергии, процедуры ведения дискуссий, стратегии разрешения конфликтов. Все перечисленное часто называют групповой (корпоративной) культурой. Выходной процесс состоит из результатов группового процесса: выбранные решения, завершенные проекты, измененные групповые процедуры, улучшение группового взаимодействия.
3. Определение малой группы
Наиболее общее определение малой группы звучит следующим образом: малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это определение допускает различные толкования в зависимости от того, какое содержание придается включенным в него понятиям. В системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействие», фокус в этом определении усматривается в том, что малая группа - это определенная система взаимодействия. Для когнитивистской ориентации важно то, что в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры - нормы и ценности. В отечественной социальной психологии на первый план выходит феномен «общей социальной деятельности», что задает малую группу как элемент социальной структуры общества. В этом смысле малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
4. Количественный состав группы
В социальной психологии уделяется достаточно много внимания размеру группы, ее нижней и верхней границам, т.е. условным границам, разделяющим группы по размеру, так как по мере увеличения размера группы увеличивается ее сложность, запутанность внутригрупповых отношений. Попытайтесь договориться о встрече с 15-20 членами группы (например, о встрече выпускников). В данном случае по мере роста размера группы, увеличивается количество возможных конфликтов по поводу времени встречи. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71 % случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение о том, что наименьшей по численности малой группой является группа из двух человек - так называемая диада. Однако разделение интерперсональной и групповой коммуникации не просто количественное. Диада и группа отличаются друг от друга качественно. Коммуникация между двумя индивидами намного менее комплексная. Так, С. Лафлин показал, что два человека, работающих вместе для решения сложной проблемы, работают не лучше, чем двое, работающих индивидуально. Трое же, работающих вместе, решают проблему лучше, чем работая в одиночном режиме. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения - эмоциональный контакт. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию - наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, представляя не межличностное, а деятельное начало. Не менее остро стоит вопрос о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 в исследованиях объема оперативной памяти. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), они подтверждаются только в том случае, когда для малой группы данный параметр оказывается критическим для выполнения совместной деятельности. Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Я. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 3040 человек (когда речь идет о школьных классах). В отечественной социальной психологии Г.М. Андреева предлагает не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний». Размер группы может сказываться на ее функционировании в разных вариантах. Первый. В больших группах больше участников, не вовлеченных в общее дело, по сравнению с малыми группами. Второй. Группы меньших размеров больше подавляют явное несогласие или знаки недовольства, чем группы больших размеров. Группы меньших размеров могут более интенсивно влиять на то, чтобы ее члены придерживались мнения большинства, по сравнению с группами большего размера. В группе из 6 участников может быть один член, восстающий против мнения остальной группы. Тогда как в группе из 12 участников двое или более участников могут объединиться, чтобы противостоять мнению большинства. Третий. Размер группы влияет на уровень кооперации. В результате сравнения групп разного размера (от 12 до 30 участников) было показано, что группы меньшего размера больше кооперируются друг с другом для решения задач, т.е. они работают над их решением более взаимосвязанно, вовлекаясь в совместную работу, развивая более ясную структуру группы с лидером во главе. Четвертый. Члены групп менее удовлетворены группами (групповым климатом) в 10 и более человек. В целом нет единого мнения о том, каким будет оптимальный размер группы. Ясно только то, что группы разного объема обладают разными характеристиками. Одно из мнений (Дж. Сойер) можно сформулировать следующим образом: лучший размер группы - наименьший из размеров, который способен выполнять поставленную перед группой задачу наиболее эффективно.
5. Основные параметры группы
Основные параметры группы - это определенная концептуальная сетка, зависящая от вида группы и целей исследований. Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, а не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. К элементарным параметрам любой группы относят: • композицию группы (ее состав), • структуру группы, • групповые процессы, • групповые нормы и ценности, • систему санкций. Композиция группы (ее состав) - это совокупность индивидуальных свойств участников группы, которые определяют группу как целое. Композиция зависит от целей и задач создания группы, обычно выделяют численность группы, ее возрастной и половой состав, национальность, социальное положение членов группы и так далее. Структура группы - это внутренние связи между отдельными людьми в группе. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), структуры власти и коммуникаций. Групповые процессы - феномены, связанные с процессами изменения в группе. К ним, прежде всего, относят такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений. Групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Групповые санкции - механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса, и, наконец, предоставлением индивиду престижных или дефицитных ресурсов, которыми располагает группа.
6. Классификация групп
В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Г.М. Андреева постаралась свести воедино эти классификации (рисунок 1).
Рис. 1. Классификация групп (по Г. М. Андреевой)
Г.М. Андреева делит все группы прежде всего на условные и реальные. Группа условная - это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характеру деятельности и т.д.). Индивиды, входящие в состав такой группы, не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Группа реальная - это общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, школьный класс, воинское подразделение, семья и т.д.). Как отмечает Г.М. Андреева, социальная психология сосредоточивает свое исследование именно на реальных группах. Такие группы подразделяются на лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы - это искусственные реальные группы, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя. Естественные группы подразделяются на большие и малые. Социальные психологи чаще всего уделяют основное внимание группам малым. Что касается больших групп, то одни из них имеют солидную традицию исследования (неорганизованные, стихийно возникшие группы), другие же (организованные, длительно существующие, например, нации) гораздо слабее представлены в социальной психологии как объект исследования. Наконец, исследуя малые группы, Г.М. Андреева подразделяет их на две разновидности: становящиеся и развитые. Становящиеся группы - это группы, которые обладают определенной заданностью внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью. Развитые группы - это группы сложившиеся, характеризуемые более высоком уровнем развития. В историю развития социальной психологии тесно вошли три следующие классификации групп. Согласно американскому социологу Ч. Кули, общество состоит из первичных и вторичных групп. Первичные группы - это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью. Такие группы характеризуются интимными и продолжительными отношениями небольшого числа людей. В качестве примеров типичных первичных групп можно назвать семью, круг близких друзей. Вторичные группы - это группы, которые характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Примерами таких групп являются индустриальная организация, профессиональный союз, политическая партия. Э. Мэйо предложил делить группы на формальные и неформальные. Формальная группа - это реальная группа, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Неформальная группа - это реальная группа, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы (например, компания друзей или единомышленников). В таких группах люди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаются спортом, рыбной ловлей, охотой. Г. Хаймен проводил различие между группой членства и референтной группой. Группа членства - группа, к которой человек принадлежит в действительности. Референтная группа - группа, которая используется человеком как некоторая основа для сравнения. При этом референтная группа может быть или не быть группой членства.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте социально-психологическое определение малой группы. 2. Назовите основные признаки малой группы. 3. Какие виды групп изучает социальная психология? 4. Назовите основные параметры малой группы. 5. Чем группа членства отличается от референтной группы? Задания для самостоятельной работы 1) Используя рекомендуемую литературу, найдите 5 определений малой группы и сравните их между собой. 2) Используя рекомендуемую литературу и базы научных статей, найдите исследования, в которых изучается влияние объема группы на ее функционирование.
Рекомендуемый список литературы по теме 1. Агеев В.С. и др. Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2012. 456 c. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2018. 360 c. 3. Бендас Т.В. и др. Социальная психология: учебник. Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. 355 c. 4. Журавлев А.Л. и др. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Пер Сэ, 2012. 352 c. 5. Ридецкая О.Г. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 516 c. 6. Сухов А.Н. и др. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 615 c. 7. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 622 c. 8. Челдышова Н.Б. Социальная психология: курс лекций. М.: Экзамен, 2009. 173 c. Источник: Краснов А. В. К782 Социальная психология: психология малых групп [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Краснов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2020. - 1,24 Мб ; 88 с. |