Динамические характеристики малой группы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

План:
1. Понятие групповой динамики.
2. Механизмы развития группы.
3. Этапы развития малой группы.


Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. Каким окажется ее течение, как и посредством чего будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности, какова его этапность? Данные феномены в социальной психологии получили название «групповая динамика». Рассмотрим групповую динамику подробнее.


1. Понятие групповой динамики


Термин групповая динамика имеет три значения:
1) определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина;
2) определенные методики, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе К. Левина. В данном случае - особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов;
3) совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Важнейшими из таких процессов являются следующие:
• процесс образования малых групп (непосредственные способы формирования группы, феномен группового давления на индивида и т.д.);
• процессы управления группой (процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений и т.д.);
• явления групповой жизни, возникающие при развитии совместной деятельности.

2. Механизмы развития группы


Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская выделяют три механизма развития малых групп:
1) разрешение внутригрупповых противоречий;
2) «идиосинкразический кредит»;
3) психологический обмен.
Разрешение внутригрупповых противоречий. А. Г. Кирпичник, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах, отметил, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения противоречий и их последующего разрешения. Им было выделено две группы таких противоречий.
1. Между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью. Если перед группами ставятся, сообразуясь с их потенциалом, более сложные и ответственные задачи, требующие от них больших усилий и напряжения, это ведет к развитию как отдельных социально-психологических характеристик «коллективного субъекта», так и его самого в целом.
2. Между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Получая, если в этом имеется потребность, возможность более ответственно, независимо и творчески подходить к выполнению заданий, члены группы тем самым наряду с личным совершенствованием вносят вклад в совершенствование самой группы.
Ф. Шамбо, придерживающийся психоаналитической традиции, говорит о том, что развитие группы есть результат рассогласования действий лидера и ожиданий последователей. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки ее членами некоторых общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.
Идиосинкразический кредит - механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей. Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.
Согласно эмпирическим данным, полученным Е. Холландером, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Причем, согласно модели, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющего собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).
Психологический обмен. Его разновидностью является ценностный обмен - обоюдное удовлетворение сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.
Участники группы могут обмениваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностей могут выступать, например, поступки членов группы, их личностные качества, существенные для продуктивности групповой деятельности и др. В связи с этим вводится понятие ценностного вклада индивида в жизнедеятельность группы. Под ценностным вкладом понимаются любые полезные, т.е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления. От ценностного вклада зависит статус участника группы. Чем он больше, тем выше статус.

3. Этапы развития малой группы

На данный момент социальная психология выработала достаточное количество моделей развития малых групп. В зарубежных исследованиях этапы развития были вычленены либо в лабораторных условиях, либо на примере работы терапевтических групп, либо в рамках развития проектных групп. В отечественной психологии этапность развития малых групп была изучена в рамках формирования коллективов на предприятиях либо в школах.


3.1. Модель У. Беннис и Г. Шепард. Фазы групповой динамики


У. Беннис и Г. Шепард в рамках теории К. Левина и изучения тренинговых групп (Т-групп) выделили две фазы групповой динамики. Эволюция от фазы I к фазе II знаменует смену акцента с роли на личность.
I. Фаза зависимости. Сущность этой фазы - распределение власти. Центральный интерес группы - отношения лидерства и зависимости от авторитета.
II. Фаза взаимозависимости. Сущность этой фазы - «распределение» чувств. Центральный интерес группы - отношения взаимозависимости.
Внутри каждой фазы выделяется по три субфазы.
1. Фаза зависимости
1.1. Зависимость-Бегство. Целью поведения группы в начале работы является избегание тревожности, связанной с отношениями к лидеру. Эта субфаза характеризуется демонстрацией поведения, которое в прошлом получало одобрение со стороны руководства (авторитетов): выражение готовности подчиниться и просьба к лидеру о структурировании, о руководстве к действию.
1.2. Контрзависимость-Бегство. Внутренне амбивалентное отношение членов группы к власти приводит к созданию двух подгрупп. Одна подгруппа стремится установить структуру, выбрать председателя, определить «повестку дня». Другая подгруппа противится всем этим попыткам и борется с предлагаемой структурой. Высказывания руководителя игнорируются и «задираются» почти одновременно. Он воспринимается одними как манипулятор, а другими как
крайне слабый лидер. В то же время компетентность лидера явно не оспаривается, а лишь скрытно ставится под сомнение. Группа продолжает возлагать ответственность за происходящее исключительно на него.
1.3. Разрешение-Катарсис. В группе есть несколько членов, не входящих ни в одну из описанных подгрупп вследствие того, что проблема отношения к власти не является для них внутренне конфликтной. В третьей субфазе они прекращают осуществлявшиеся во второй субфазе попытки посредничества и обращаются к прямой атаке на лидера. От лидера требуют, чтобы он вел себя как рядовой член группы, что является критерием готовности группы к взятию на себя ответственности за происходящее. Проблема власти разрешается как проблема ответственности. Следствием принятия группой ответственности является автономия группы.
2. Фаза взаимозависимости
2.1. Очарование-Бегство. Эта субфаза начинается с радостного ощущения принадлежности к группе. Члены группы делятся своими симпатиями друг к другу. Любое повышение напряженности тут же разряжается. Индивидуальность затмевается общегрупповым «мы».
Вскоре эта общность начинает осознаваться как ложная попытка разрешения межличностных проблем путем их отрицания. Солидарность становится иллюзорной, но эта иллюзия старательно поддерживается. Внутри зреет конфликт между стремлением к поддержанию солидарности «в ущерб собственным эгоистическим интересам» и нежеланием приносить в жертву этой псевдосолидарности свою собственную индивидуальность.
2.2. Разочарование-Борьба. В этой субфазе группа вновь разделяется на две подгруппы, на сей раз на основании крайних установок на желаемую степень близости. Главной темой является степень личной вовлеченности. Одна часть группы сопротивляется дальнейшей вовлеченности, другая - объединяется в требовании безусловной любви. Для обеих подгрупп характерна боязнь того, что большая открытость и близость вызовет отвержение. В результате одна подгруппа борется с возможным отвержением, а другая стремится заблокировать саму возможность дальнейшего сближения.
2.3. Согласованная обоснованность. Приближающееся окончание тренингового курса и необходимость высказывания открытых оценок по поводу происходивших в группе событий (ведь Т-группы есть средство обучения эффективной коммуникации в группах и средство изучения групповой динамики) вынуждают группу идти к разрешению проблемы взаимозависимости. Участники стоят перед задачей высказывания того, что они думают друг о друге. Одна подгруппа сопротивляется оцениванию как вторжению в интимную сферу; сопротивление другой подгруппы связано с борьбой против гипотетического разрушения группового единства и установления четких межличностных различий. Здесь вновь решающая роль принадлежит тем, чье отношение к близости не является конфликтным. Обычно они выступают с просьбой оценить их собственную роль в групповых взаимодействиях. По ходу возникновения высказываний типа обратной связи страх перед отвержением снижается. Участники группы начинают обсуждать межличностные различия, не связывая их с оценкой «хороший» или «плохой». Согласие достигается преимущественно в результате рациональной дискуссии.


3.2. Модель У. Шутца. Этапы жизни малой группы


В рамках анализа работы терапевтических энкаунтер-групп (групп встреч) Вильям Шутц разбивает жизнь группы на три стадии.
Первая стадия касается проблем «включенности». Участники решают, в какой степени им быть внутри групповых забот или вне их.
На второй стадии основной заботой группы является проблема «контроля». От вопроса «внутри или вне» участники переходят к вопросу «выше или ниже» в контексте социального доминирования.
На третьей стадии группа преимущественно имеет дело с эмоциональной расположенностью, с вопросом «ближе или дальше», то есть с проблемами, возникающими при установлении близости и интимности.


3.3. Модель И. Ялома. Фазы развития терапевтической группы


Ирвин Ялом, также анализируя терапевтические группы, разбивает групповое развитие на две части: 1) предварительные, формообразующие стадии и 2) стадию развитой группы. Первая часть, в свою очередь, делится на три стадии.
1.1. Стадия ориентировки характеризуется ориентировкой, нерешительностью, поиском смысла и зависимостью. Перед участниками любой только что сформированной группы стоят одновременно две задачи: деятельностная (то, ради чего они вошли в группу) и социальная. Вторая задача предполагает занятие определенной ниши в социальных отношениях в группе, что обеспечило бы им условия для достижения деятельностной задачи и удовлетворенность от членства в группе.
1.2. Стадия конфликта, бунта и исследования проблем доминирования и контроля. Участники переходят от акцента на взаимном одобрении к конфронтационному взаимодействию. Конфликты разворачиваются как между участниками, так и между группой и ведущим. Социальные соглашения, существовавшие на первой стадии, отвергаются, и члены группы ощущают большую свободу в критике друг друга. Важнейшей характеристикой второй стадии является смена зависимого и идеализирующего отношения к ведущему (формальному лидеру) на амбивалентное и прямо агрессивное. Появление в группе способности прямо противостоять авторитету трудно переоценить. Хотя агрессия по отношению к ведущему может порой выражаться в гротескных, «контрзависимых» формах, это, несомненно, значительный шаг к автономии. Подавление естественного хода групповой динамики в отношении агрессии, направленной на ведущего, может привести либо к занимающим огромную часть группового времени символическим и туманным намекам группы, не решающейся направить свою атаку на ведущего непосредственно, либо к появлению «козлов отпущения», на которых, по мнению И. Ялома, смещается агрессивная реакция, адресованная ведущему.
1.3. Стадия групповой сплоченности. Пройдя период конфликта, группа развивается в сплоченное целое. Очевидным становится возрастание взаимного доверия, поддержки и самораскрытия. Участники решаются на то, чтобы открыть свои «секреты», мучительные переживания, которыми они не отваживались до этого делиться. Вне групповых сессий организуются совместные чаепития. Возрастает пунктуальность посещений группы и забота участников об отсутствующих в данный момент членах группы. Основные темы концентрируются вокруг вопросов близости. Тревоги участников связаны с барьерами на пути установления близости либо, наоборот, с опасением «чрезмерной интимности».
2. Стадия развитой группы. На этой стадии основное напряжение концентрируется вокруг терапевтической работы (основной деятельности группы) или прогресса в достижении участниками терапевтических целей и регресса группы на более ранние стадии развития. И. Ялом полагает, что после достижения стадии развитой группы уже невозможно далее описывать дискретные стадии группового развития. Здесь скорее речь может идти об индивидуальной динамике участников группы.


3.4. Модель развития группы по Б. Такману и М. Дженсен


Согласно концепции Б. Такмана и М. Дженсен, группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы, стадия конфликта, стадия принятия групповых норм, стадия исполнения и стадия прерывания деятельности. Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной.
1. Формирующая стадия. Стадия возникновения группы характеризуется установлением первоначальных контактов между членами группы и поиском «ингрупп» для углубления внутригруппового взаимодействия. В этот период каждый член группы выясняет, какие ценности приняты в данном окружении, какие установки и настроения доминируют. Кроме того, устанавливаются первичные нормы общения. Члены группы определяют свое место в системе взаимоотношений и стараются произвести должное впечатление на окружающих (демонстрируя свои качества и личностные ресурсы). В области межличностных взаимоотношений на этой стадии многое зависит от лидера, так как большинство членов группы испытывает чувство неуверенности и неопределенности, им необходимы ориентиры в социальном и психологическом пространстве группы, которые и представляет лидер, определяя первичные правила поведения.
2. Стадия конфликта. Конфликтная стадия, или стадия самоутверждения - самый неприятный для деятельности организации период развития группы. Сформировав первичные группы, ее члены пытаются самоутвердиться в своих ролях, расширить границы собственной значимости, определить отношения взаимозависимости и внутригрупповой иерархии. Действия по достижению этих целей могут стать причиной блокады потребностей других членов группы и проявлению агрессии, что в свою очередь приводит к межличностным конфликтам. Индивиды открывают свои личностные устремления, вследствие чего неизбежно возникает враждебность, проявляющаяся в последующем конфликте при попытках контроля со стороны других членов группы, попытках выделиться среди других и т.д. В ходе конфликта могут быть нарушены первичные отношения, сформировавшиеся на предыдущей стадии развития группы. На второй стадии развития ключевыми аспектами создания нормальных межличностных отношений внутри группы можно считать управление конфликтом и ориентацию усилий членов группы на достижение общих целей.
3. Стадия нормообразования и принятия норм. На этой стадии основное внимание уделяется организации самого процесса производства продукта, освоению технологий. В ходе выполнения работы членов группы возникают более тесные взаимоотношения и чувство товарищества. Главными являются вопросы функциональной включенности в процесс производства продукта: кто, что, где и каким образом будет делать в целях достижения общих целей. На основе норм поведения и распределения ролевых обязанностей вырабатываются и принимаются правила совместной деятельности. Таким образом, в группе создается функциональная структура, в которой каждый член группы может установить личный контакт с другими членами. В результате этого возникает система согласительных ролевых ожиданий членов группы в отношении друг друга, а также фиксируется неспособность отдельных членов группы отвечать предъявляемым ожиданиям. Межличностные отношения внутри группы ориентированы на повышение сплоченности. Члены группы чувствуют, что конфликтные отношения преодолены, и испытывают чувство принадлежности к группе. На этой стадии налаживаются контакты с другими социальными группами в организации, увеличивается объем поступающей к членам группы информации, члены группы становятся более открытыми.
4. Стадия функционирования. К началу этой стадии группа уже создала эффективную рабочую структуру, и ее главной заботой становится фактическое выполнение целей и задач. Таким образом, на данной стадии функционирует полностью развитая группа. Но не все группы в своем развитии достигают этой стадии, некоторые из них «застревают» на ранних стадиях, менее продуктивных с точки зрения процесса производства продукта в организации. Межличностные отношения на данной стадии характеризуются взаимозависимостью, взаимным доверием и взаимопомощью. Члены группы готовы работать в одиночку, в подгруппах и в составе всей группы как целостной единицы. Между ними возникают функциональная конкуренция и сотрудничество, наблюдаются понимание значимости групповых целей, чувство обязательности. В целом работу группы на этой стадии можно характеризовать как деятельность, направленную на решение проблем организации.
5. Стадия прерывания. Представляет собой заключительный этап развития группы, который грозит группе расформированием как из-за невозможности достижения групповых целей, так и из-за ухода ее членов. В конечном итоге каждая группа рано или поздно подходит к такой черте. Обычно в таком случае руководство организации начинает формировать новую команду, корректирует групповые цели. Процесс развития группы начинается вновь.


3.5. Модель А.В. Петровского. Стратометрическая концепция


В рамках стратометрической концепции коллектива, разработанной А.В. Петровским, были предложены два критерия построения типологии групп:
• степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
• общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности- негативности с точки зрения общественного прогресса.
Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Типология групп



Рис. 6. Типология групп в рамках стратометрической концепции А.В. Петровского

 

3.6. Этапы развития коллектива.


Параметрический подход Л.И. Уманского
В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы - своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, относит:
а) содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;
б) организационное единство группы;
в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;
г) психологическое единство - интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме.
Отметим, что срединную точку в этом континууме занимает группа-конгломерат (группа, состоящая из незнакомых между собой людей), а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу - сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий - кооперации и автономизации. Причем между группой- конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
Конгломерат - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь.
Номинальная группа - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.
Ассоциация - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения.
Кооперация - это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Г руппа достигает состояния организованности. В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников - людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.
Автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.
Основные социально-психологические особенности группы-автономии:
1) обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить»;
2) внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг к другу;
3) внутригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы однотипного поведения: «будь как мы все», т. е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм.
С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.
Корпорация - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.
Коллектив - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности.


Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные механизмы развития малой группы.
2. Что такое групповая динамика?
3. Чем отличается концепция А.В. Петровского от концепции Л.И. Уманского?
4. Назовите этапы развития группы по И. Ялому.


Задания для самостоятельной работы
1. Опираясь на рекомендуемую литературу, найдите исследования, описывающие этапы развития группы в экстремальных условиях.
Кейс-задание
2. Опираясь на одну из концепций, представленных в данной теме, проанализируйте, на какой стадии сейчас находится ваша учебная группа.


Рекомендуемый список литературы по теме
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2018. 360 c.
2. Афанасьева Е.А. Организационная психология: учеб. пособие по курсу «Организационная психология (психология организаций)». Саратов: Вузовское образование, 2014. Ч.1. 337 c.
3. Бендас Т.В. и др. Социальная психология: учебник. Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. 355 c.
4. Быков С.В. Организационная психология: учеб. пособие. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2013. 110 c.
5. Журавлев А.Л. и др. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Пер Сэ, 2012. 352 c.
6. Захарова Т.И., Корсакова А.А. Управление социальным развитием организации: учеб. пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 396 c.
7. Сафонова Н.М. Лидерство и командообразование: учеб. пособие. Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, Печатная галерея, 2017. 68 c.
8. Челдышова Н.Б. Социальная психология: курс лекций. М.: Экзамен, 2009. 173 c.
Источник: Краснов А. В. К782 Социальная психология: психология малых групп [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Краснов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2020. - 1,24 Мб ; 88 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.