На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Типы поведения в конфликтных ситуациях подростков с девиантным поведением
Типы поведения в конфликтных ситуациях подростков с девиантным поведением
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И.Ю. Яровенко
магистрант ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог О.А. Холина канд. психол. наук, доц. ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог К.В. Анохина магистрант ТИ имени А.П.Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Девиантное поведение несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе. В настоящее время, статистика свидетельствует нам об увеличении количества агрессивных действий, совершенных подростками с девиантным поведением. Изучением данного феномена, его профилактикой, коррекцией занимаются такие ученые, как Ю.М. Антонян, А. Бандура, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафунов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.
Наиболее важным является исследование тревожности, стилей поведения в конфликтных ситуациях подростка с девиантным поведением [5, 6]. Подростковый возраст, один из самых сложных периодов развития личности, характеризуется высокой психофизиологической активностью, связанной с серьезными гормональными сдвигами и не менее важной перестройкой социальных отношений. Физиологическое созревание приводит к внутренней напряженности и эмоциональной нестабильности. Взаимодействие множества индивидуальных, психологических, социальных факторов влияют на проявление различных девиаций в подростковом возрасте. К подростку предъявляется ряд требований и задач, которые стоят перед взрослым человеком, но отношение к ним остается на прежнем уровне, как к ребенку. Такая двойственность может приводить к неустойчивости в эмоциональной сфере и как следствие к конфликтному поведению. А именно в подростковом возрасте формируются и закрепляются устойчивые формы поведения, способы эмоционального реагирования, новая социальная позиция.
Подходов в определении конфликта достаточно много, но все они сходятся во мнении, что конфликт - трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликты часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями, которые препятствуют управлению конфликтом.
Выделяют пять основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтной ситуации: уклонение, уход от конфликта;
сглаживание - этот стиль присущ людям, которые не проявляют признаки конфликта, конфронтации, призывают к солидарности. Принуждение связано с проявлением агрессивного поведения. Компромисс - этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Сотрудничество - при этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять.
Исходя из этого, К.Томас выделил пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция.

Преобладающий стиль поведения человека в конфликте определяется следующими факторами:
1. Степенью удовлетворения собственных интересов;
2. Активностью или пассивностью действий;
3. Степенью удовлетворения интересов другой стороны;
4. Индивидуальными или совместными действиями.


Результаты исследования теста К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях подростков с девиантным поведением (контрольная группа) и подростков, не имеющих склонности к девиациям (экспериментальная группа) представлены в таблице 1 и рисунке 1.


Таблица 1 - Результаты теста К.Томаса контрольной и экспериментальной групп

Наименование
шкал

Контрольная группа (30 уч-ся)

Экспериментальная группа (30 уч-ся)

Достоверность различий с помощью t - критерия Стьюдента

Сотрудничество

14

6

Результат: tЭмп = 13.4

Соперничество

5

11

Результат: tЭмп = 7.6

Компромисс

6

4

Нет различий

Избегание

3

8

Результат: tЭмп = 5.5

Приспособление

1

1

Нет различий

 

Из таблицы 1 видно, что у подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению преобладают различные стили поведения. У 14 преобладает сотруднический стиль поведения, это означает, что большинству свойственно отстаивать собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны. У 5 подростков преобладает - сопернический стиль, он свойственен сильным личностям не заинтересованным мнением другого. Для таких подростков важен исход конфликта в его пользу. 6 подростков имеют компромиссный стиль, в котором обе стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

результаты теста



Рисунок 1 - Результаты теста К.Томаса контрольной и экспериментальной групп

Компромиссный стиль близок к стилю сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как обе стороны в чем-то уступают друг другу. Стиль избегания наиболее выражен у 3 подростков. Этот стиль применяется тогда, когда человек не может отстаивать свои права, не умеет сотрудничать и ему проще уйти от конфликтной ситуации, а не решать ее. Стиль приспособления ярко выражен только у 1 подростка. Таким образом, можно сказать, что несовершеннолетним подросткам, не имеющим склонности к девиантному поведению более предпочтительно сотрудничество и стратегия компромиссов во время конфликта.
В экспериментальной группе, подростки, имеющие склонность к девиантному поведению наиболее предпочтителен сопернический стиль поведения у 11 учащихся. На втором месте находится избегание - 8 подростков. Сотруднический стиль поведения и компромисс свойственен 6 и 4 обучающимся, что означает большинству свойственно отстаивать собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Стиль приспособления так же, как и в контрольной группе имеет место у 1 подростка.
Подведя итоги можно сказать, что подростки, имеющие склонность к девиантному поведению имеют соперничество и избегание как наиболее предпочтительный стиль поведения в конфликтных ситуациях, в отличии от подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению, что статистически подтверждено.


Библиографический список
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2015.- 528 с.
2. Крюкова, Т.В. Основы теории принятия решений в конфликте: учеб. пос. / Т.В. Крюкова.- М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. - 148 с.
3. Психология человеческой агрессивности. - М.: Харвест, 2014. - 656 с
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
5. Петрова, Е.Г., Холина, О.А. Психологический портрет подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотической зависимости / Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2017. - № 2. - С. 139-149. 6. Холина, О.А. «Трудные дети» как группа риска по развитию аддиктивного поведения.

Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с. -

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.