На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних
Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение
Индекс материала
Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних
Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних
Все страницы

1.1. Теоретические подходы к исследованию девиантного поведения

В науке понятие «девиантное поведение» имеет разную трактовку. Например, Я. И. Г илинский под девиантным понимает поведение людей, когда их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе нормам и правилам [22, с. 8]. Девиантное поведение, по определению И. С. Кона, - «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры или морали» [48, с. 237]. В. В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. При этом проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации [47]. По мнению А. Коэна, девиантное поведение - это такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы [51, с. 520-521].

В. Т. Кондрашенко отмечает, что «девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний» [49, с. 77]. С. А. Беличева отмечает, что «отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах» [10, с. 27]. Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [38, 39]. Ю. А. Клейберг предлагает свое понимание данного явления, трактуя его как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [46, с. 45].
На основе анализа психолого-педагогической, социологической, медицинской литературы конкретизируем представления о девиантном поведении личности.
Общее во всех трактовках девиантного поведения - это поведение, отклоняющееся от социальных, нравственных или правовых норм. Девиантное поведение выходит за рамки нормы. Нормы - это правила поведения в обществе, закрепленные моралью, а также правовыми и законодательными документами. Относительно нравственно-правовой нормы поведение человека может иметь два проявления: нормативное и ненормативное (отклоняющееся, безнравственное, противоправное, асоциальное, то есть девиантное) поведение.
Нормативное поведение - это социально одобряемое поведение, соблюдающее установленные обществом правила, находящееся в пределах норм морали и права, свойственное большинству людей. Установленные обществом правила поведения (нормативность поведения) закреплены нормами морали и права (социальными нормами), а также идеологией государства, определяющей цели и задачи воспитания и обучения граждан, обычаями и традициями народа, которые сохраняются в неформальных отношениях в семье, бытовом окружении. Нормативность формализована нормативными правовыми актами (конституция, закон, инструкция и т. д.).
Девиантное поведение - это социально осуждаемое поведение, нарушающее нормы морали, нравственности и (или) права.
Иногда гениальность, талантливость, уникальные способности относят к разновидности девиантного поведения. Данный подход не совсем верен, так как девиацию необходимо рассматривать в контексте именно социального поведения, которое соотносится в первую очередь с нормами морали и права. Некоторые исследователи указывают, что девиантное поведение находится на грани психической нормы и болезни [59, 64] и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом [42]. Действительно, в основе девиантного поведения - социальная дезадаптация личности. Вместе с тем понятие нормы в психологопедагогической науке не стандартизировано в отличие, например, от медицины, где норма - это здоровый человек. В педагогике нередко под нормой понимается желаемое поведение подростка, то есть то, которое соответствует предъявляемым требованиям и запросам взрослых - быть послушным, хорошо учиться, проявлять социальную активность, заботу о ближних и др. В таком случае в образовательном пространстве среднеуспевающий ученик, допускающий нарушения дисциплины в классе, будет считаться девиантным, что не совсем верно. Мы согласны с авторитетным белорусским ученым-психотерапев- том В. Т. Кондрашенко, который отмечал, что девиантное поведение - это отклонение от принятых норм, совершаемых в рамках психического здоровья [49, с. 77].
Полагаем, что отклоняющееся поведение подростков находится в пределах психической нормы. Это не психическое заболевание или
патология. Хотя девиации могут усугубляться и переходить в психические расстройства (например, систематическое употребление алкоголя может привести к зависимости).
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [46]. Другими словами, девиантное поведение выходит за рамки социальных норм и не характеризуется психическими и физическими (соматическими) отклонениями от нормы.
В. Е. Каган обосновано указывает, что заключение о девиантном поведении подростка требует крайней осторожности, так как суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития и сами являющиеся активными трансляторами девиантных форм; критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются [43]. В реальности мы часто сталкиваемся не с девиантным, а с не соответствующим запросам и ожиданиям взрослых, непонятным для них поведением. Дж. К. Коулмен [18] предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, то есть вольно или невольно формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.
Поведение подростков вообще, в том числе не соответствующее требованиям взрослых, а также девиантное, обусловлено психофизиологическими особенностями их развития. В контексте рассматриваемой проблемы к значимым возрастным особенностям подросткового периода необходимо отнести: незавершенность процесса формирования личности; отсутствие собственных механизмов преодоления трудностей; противоречивость чувств, сочетание чувствительности, ранимости, романтизма и жестокости, холодности; повышенное половое влечение; завышенную самооценку и неуверенность в себе; критическое восприятие общественной морали, установок родителей, стиля семейных отношений; отказ от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», бескомпромиссность; импульсивность; максимализм в оценках и неспособность к принятию аргументированных решений; упрямство и внушаемость; актуализацию интереса к вопросам жизни и смерти, своего места в обществе; недостаточно развитую способность объективно оценивать конкретные поступки, а также к самоконтролю поведения; отсутствие жизненного опыта, навыков конструктивного решения проблемы, широкого спектра представлений о способах удовлетворения потребностей и интересов, решения жизненных проблем; неспособность находить наиболее приемлемые способы разрешения сложных жизненных ситуаций; низкую сопротивляемость стрессу [1, 20, 21, 45, 56, 82, 84, 130].
Характерной чертой группового девиантного поведения подростков выступает жестокость и агрессивность. Бессердечность и крайняя враждебность друг к другу присущи подростковому внутригрупповому соперничеству, борьбе за власть в референтной группе. Нередко подростковое групповое взаимодействие сопровождает немотивированная агрессия, часто направленная на незнакомых людей.
При этом большинство ученых (М. И. Бердяев, Л. С. Выготский, А. Б. Добрович, И. С. Кон, А. Е. Личко, Х. Ремшмидт, М. Раттер, В. А. Су- хомлинский, В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович и др.) считают, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Как верно отмечает Х. Ремшмидт [86], в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Вместе с тем подростковый возраст несомненно представляет фактор риска для развития девиантного поведения. Современная молодежь стала раньше созревать (биологически и психически) и интенсивнее социализироваться. Ее психологическое развитие и социальная адаптация происходят в условиях информационного общества крайне быстро. Для подростков и молодых людей характерно раннее начало половой жизни, учебной и трудовой деятельности. Их психофизиологическое становление происходит в условиях легкодоступности алкоголя, употребление которого часто сопровождает суициды и парасуициды, снижая инстинкт самосохранения. Продажа алкоголя и пива в Республике Беларусь не имеет временных ограничений, их стоимость одна из самых низких в Европе.
Подростковый возраст, обусловленный гормональными изменениями, увеличением школьных и внеклассных нагрузок, активизацией межличностных отношений со сверстниками, возникновением ценностно-смысловых, экзистенциальных барьеров общения со взрослым и т. д., является кризисным этапом жизненного пути. Это может приводить к негативному мышлению и пессимистическому восприятию внешнего мира и самого себя.
Отмеченные особенности подросткового возраста становятся предпосылками развития отклоняющегося поведения. Но, как мы знаем, далеко не у всех. Современные исследователи единодушно утвержда
ют, что генезисом девиантного поведения подростков является неблагоприятное сочетание социальных условий и психологических факторов, приводящих к формированию устойчивых психических образований, свойств и качеств личности, детерминирующих социально неблагоприятное или вредоносное поведение. Негативные социальные условия повышают вероятность формирования девиантности. Вместе с тем степень выраженности отклоняющегося поведения зависит от психологических особенностей субъекта. Об этом прежде всего свидетельствуют следующие факты: в одной и той же социальной среде люди демонстрируют совершенно разное поведение; девиантное поведение формируется не только в условиях девиантной субкультуры, но сплошь и рядом в обычных социальных условиях; в одной и той же семье дети ведут себя по-разному; у людей с идентичными нервнопсихическими расстройствами в одних случаях имеет место девиантное поведение, в других - нет [38].
Девиантное поведение - это повторяющееся, относительно устойчивое поведение индивида, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным и нравственным нормам, имеющее отрицательные последствия для общества, приносящее моральный или физический вред жизни и здоровью другим людям либо самому индивиду. Данное поведение, как правило, имеет негативную оценку со стороны окружающих людей, общества и государства, сопровождается стигматизирующими , правовыми и иными последствиями (общественное осуждение и порицание; дисциплинарное, административное или уголовное наказание; принуждение; изоляция (ограничение или лишение свободы); лечение (в специальных лечебновоспитательных учреждениях или лечебно-трудовых профилакториях).



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.